«Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме».
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

познакомить учащихся с решением задач нового типа, закрепить умение детей решать выражение с именованными числами;

совершенствовать устные и письменные навыки, умение решать уравнения;

воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem_4_klass.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение

                                       Средняя общеобразовательная школа №4

г. Михайловска  Свердловской области

 

КОНСПЕКТ

урока математики

Тема: «Задачи на уменьшение и

увеличение числа в несколько раз,

сформулированные в косвенной форме».

                                                                             Выполнила: Хакимова Ф.Т.

                                                                             учитель начальных классов

Михайловск  2013г

         Цель: научить детей решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.

Задачи: познакомить учащихся с решением задач нового типа, закрепить умение детей решать выражение с именованными числами;

совершенствовать устные и письменные навыки, умение решать уравнения;

воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку, прививать любовь к русским народным сказкам.

Оборудование: две картины с героями сказки, разрезной лист с цифрами, линейка, мел, магниты.

             Ход урока

  1. Оргмомент.                                                                                
  2. Проверяю готовность детей к уроку, отмечаю отсутствующих.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Вам я буду помогать.

Раздаётся стук в дверь, почтальон вносит письмо.

- Ребята, посмотрите, нам написал письмо Иван-царевич.

Читаю письмо:

«Ребятки вы милые, я самый несчастный царевич на свете. Мою любимую заколдовал злой Кощей. Наши картины висели рядом. Мы каждый день смотрели друг на друга, разговаривали. А теперь передо мной висят какие-то цифры. От изображения моей Василисушки остались одни бумажки с цифрами. Я ходил за советом ко многим волшебникам и чародеям, но никто мне не смог помочь. Лишь один старец сказал: «Иди Иванушка, в школу, в 4 класс. Там учатся очень умные и сообразительные ребята. Они тебе помогут Василису расколдовать».

А ещё старец сказал, что это не просто цифры на картине, а ответы к примерам и задачам.

- Ребята, Иван – царевич с этой картины обратился к вам за помощью.

Все правильные ответы записаны на картине. Вычислив и получив правильные ответы, мы будем расколдовывать каждый фрагмент картины.

  1. Устный счёт.

- Я читаю задания, а вы в тетрадях записываете только ответы.

а) Уменьши число 600 на 300;

б) Увеличьте число 400 на 460;

в) Найдите сумму чисел 560 и 240;

г) Найдите разность чисел 270 и 90;

д) Выразите в км 27000м;

е) Выразите в минутах 7 часов;

ж) Найдите P и S квадрата со стороной 8 см.

- Давайте проверим, какие ответы у нас получились: 300, 860, 800, 180, 27 км, 420 мин, 32 см, 64 см2.

- Найдите самое маленькое число: это 32. Давайте посмотрим, есть ли среди кусочков картины число 32? Итак, первый фрагмент картины мы с вами расколдовали.

- Начертите два отрезка. Первый – 10см, он длиннее второго на 4 см. Найти длину второго отрезка.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Эта задача относится к теме нашего урока. Такие задачи называются – задачи в косвенной форме. Так как про длину второго отрезка не говорится прямо: длиннее он или короче первого.

- Ребята, длина первого отрезка нам известна?

10см – мы можем начертить.

        - А что ещё сказано про длину первого отрезка?

Он длиннее второго на 4 см. Если первый больше, то второй … меньше. А раз второй меньше, каким действием мы находим длину второго отрезка?

                Как же мы будем решать эту задачу?

        Как узнать длину второго отрезка?

        - Ребята, посмотрите на доску. Чертёж мы начертили. А кто может сделать краткую запись условия?

                 отр. – 10см, на 4см >

                 отр. - ?см

                10 – 4 = 6 (см)

Ответ: 6 см длина второго отрезка.

- Молодцы, мы выполнили второе задание. Посмотрите на «заколдованную» картину. Есть ли число 6 на одном из фрагментов картины?

- Итак, часть картины расколдовали.

- Сформулируйте задачи урока. (Научиться решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме) 

Работа с карточками.

        В хозяйстве собрали 356 т картофеля. Это на 231 т больше чем свеклы. Сколько тонн свёклы собрали в хозяйстве?

Выполняем самостоятельно. Задачу читает и идёт решать один из учеников.

К. – 356 т, на 231 т >

С. - ? т

 356 – 231 = 125(т)

Ответ 125 т свёклы собрали в хозяйстве.

- Ребята, скажите, как называются такие задачи?

- Кто понял, как мы их решали?

- Молодцы. Мы с вами получили ещё один ответ. Снимаем фрагмент.

     Есть ли такой ответ на нашей картине?

        Снимаем фрагмент.

  1. Физкультминутка.

Бабочки летали,

Крыльями махали,

Дружно хлопали,

Ножками топали!

        Но пора нам всем считать

        И картину выручать.

Потянулись и сели.

А теперь работаем по учебнику.

Открыли стр. 84, №381

- Прочитайте задачу.

-Какой хлеб привезли? (чёрный и белый.)

-Что известно о белом хлебе? (Его привезли150 кг, его в 2 раза больше, чем черного.)

-Что нужно узнать в задаче? (Сколько всего хлеба привезли.)

- Что нужно знать, чтобы сказать, сколько черного и белого хлеба привезли вместе? (Сколько привезли черного хлеба и сколько привезли белого хлеба.)

- Мы знаем, сколько привели черного хлеба? (нет.)

-Какие слова помогут ответить на этот вопрос? (белого привезли150 кг, его в 2раза больше. Значит, черного привезли в 2 раза меньше.)

-Мы знаем, сколько привезли белого хлеба? (Да, 150 кг)

-Сделайте краткую запись и решите задачу.

Белый – 150 кг

Черный - ?, в 2 р.<

Решение:

  1. 150: 2 = 75 (кг) – привезли черного хлеба;
  2. 150+75 = 225 (кг).

Ответ: всего в столовую привезли 225 кг хлеба.

Есть ли такой ответ на нашей картине?

        Снимаем фрагмент.

  1. Работа над пройденным материалом.

          Открыли стр. 84, №380.

        Читаем первую задачу и решаем её.

Большее или меньшее число нужно найти? Докажите. ( В бидоне молока больше. Нужно найти, сколько стаканов молока в кастрюле. Значит, нужно найти меньшее число.)

-Запишите решение задачи. (15:3=59ст.).)

-Прочитайте 2 задачу. Большее или меньшее число нужно найти? Докажите. (В кастрюле молока меньше. Нужно найти, сколько стаканов молока в бидоне. Значит, нужно найти большее число.)

-Запишите решение задачи. (5*3=15(ст.).)

- Как называются такие задачи? (Взаимообратные задачи.)

Есть ли такой ответ на нашей картине?

        Снимаем фрагмент.

- Мы продолжаем расколдовывать Василису.

1) 27 км 920 м, 4 ч, 14т 70кг. Снимаем три фрагмента.

Ребята, вы молодцы. Посмотрите, мы сняли заклятье с картины.

- Иван – царевич и Василиса говорят нам огромное спасибо.

- А знаете ли вы из какой сказки пришёл к нам Иван – царевич и Василиса?

- Правильно, молодцы.

- А чтобы закрепить наш успех, давайте выполним ещё одно задание.

        Решение уравнений:

4532+у=800*7

Есть ли такой ответ на нашей картине?

        Снимаем фрагмент.

  1. Итог урока.

- Чем мы занимались на уроке?

 Что нового узнали?

У кого не было затруднений по новой теме?

У кого не было затруднений в самостоятельной работе?

Как оцениваете свою работу?

  1. Домашнее задание.

Учебник с.84. №384, №385.

Релаксация.

– Перед вами разноцветные шарики.

 – Это шарики настроения.

 – Нарядим елку тем шариком, который будет обозначать, как вы чувствовали себя на уроке.

(Дети наряжают елку.)

Урок окончен. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме"

Данная разработка урока поможет провести необычный и интересный урок тем учителям, у которых отсутствуют ИТК. Цель: научить детей решать задачи в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа в ...

Задачи на уменьшение и увеличение числа несколько раз, сформулированные в косвенной форме

Решение задач нового типа,  выражения с именованными числами....

Урок математике на тему: "Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме"

Тема: «Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме»Цель: познакомить учащихся с новым видом задачЗнать: взаимосвязь цена - кол-во – стоимостьПонимат...

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.

Открытый урок на тему: "Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме"...

конспект урока математика 4 класс по теме Задачи на уменьшение или увеличение числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме

Цели учебного занятия:   Образовательная:  создать условия  для знакомства с задачами в косвенной форме на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц.  Раз...

«Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме».

Цель: Познакомить с задачами на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме; Задачи: познакомить обучающихся с решение задач на увеличение и уменьшение числа ...

Технологическая карта урока математики "Задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме." (УМК Школа России, 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся умения решать задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с решен...