Конспект урока по математике "Составление и решение задач"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Данный конспект урока  составлен с учётом требований новых образовательных стандартов по СУ "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_14_noyabrya.docx102.43 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: «Современный урок в начальной школе с учётом требований ФГОС НОО»

  ответ

Автор: Дубцова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгорода

1 класс

УМК: «Начальная школа XXI века»

Учебный предмет: математика в начальной школе

Авторы учебника:  Рудницкая, В.Н. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч., ч. 1/В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. – М.: Вентана-Граф, 2011; тетрадь: Кочурова, Е.Э. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.Э. Кочурова. – М.: Вентана-Граф, 2012

Тема урока: Составление и решение задач

Цель деятельности педагога: создать условия для развития умения составлять задачи по рисунку, схеме, модели, дополняя условие задачи подходящими числовыми данными, выполнять решение задачи и находить ошибки в вычислениях.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: моделирование ситуаций, описанных в тексте задачи, с помощью фишек и схем; подбор моделей для решения задачи, обоснование правильности выбора модели; выбор арифметических действий для решения задачи; определение выбора необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке  или в таблице, для ответа на заданные вопросы; планирование и устное воспроизведение хода решения задачи; оценивание предъявленного итогового решения.

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями с использованием здоровьесберегающей методики В.Ф. Базарного.

Материально-техническое оснащение урока:

1) для учителя – классная доска, компьютер, звуковоспроизводящее техническое устройство Hi-Fi микросистема, мультимедийный проектор, экспозиционный экран; учебник: Рудницкая, В.Н. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч., ч. 1/В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. – М.: Вентана-Граф, 2011; тетрадь: Кочурова, Е.Э. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.Э. Кочурова. – М.: Вентана-Граф, 2011; рисунки сорок, белки с грибами, осенних листочков, алгоритм решения задачи, изображение мальвины, грибов.

2) для всего класса: конторка (регулируемая); коврик массажный для ног (реализация методики В.Ф. Базарного), индивидуальные карточки, карточка с заданием для работы в парах

3) для каждого учащегося: ученические столы  с комплектом стульев, ученические столы двухместные с комплектом стульев, учебники:Рудницкая, В.Н. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч., ч. 1/В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. – М.: Вентана-Граф, 2011; тетради: Кочурова, Е.Э. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.Э. Кочурова. – М.: Вентана-Граф, 2011;  «Касса цифр»,  звёздочки в конверте, ключ к самопроверке, простой карандаш.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний (возникновение проблемной ситуации).
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Открытие нового знания.
  5. Гимнастика для глаз.
  6. Первичное закрепление.
  7. Физкультминутка.
  8. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  9. Итог урока.
  10.  Рефлексия.

Конспект урока

№/№

Этапы урока

УУД

1.

Организационный момент.

Громко прозвенел звонок, готовы вы начать урок?

Проверим, всё ль у нас в порядке: учебник, карандаш, тетрадка.

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

Поделитесь своей улыбкой и от всей души пожелайте добра  и удачи друг другу.

 - Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится!

 - Девочки на вас надеюсь – я! Мы хороший дружный класс, всё получится у нас!

Какое сейчас время года? Назовите первый признак осени.

Солнышко усталое, скупо греешь ты.

Жёлтые да алые кружатся листы.

Личностные:

положительный настрой на учебную деятельность.

Листочки осенние взлетели, закружились в осеннем хороводе и на землю сели.

1 группа перемещается за конторки.

2.

Актуализация знаний.

У нас в гостях сегодня умная, красивая и очень прилежная девочка. Как её зовут? Ей очень интересно узнать, чему вы научились на предыдущих уроках, поэтому она приготовила для вас несколько заданий. Вы готовы продемонстрировать свои знания? Тогда за дело!

  1. На дереве сидело 5 сорок. С одной ветки на другую перелетели 2 сороки. Сколько сорок осталось на дереве? Поясните свой ответ. Самопроверка (сенсорный крест).
  2. Под берёзой Маша нашла 4 белых подберёзовика, а под елью 5 подосиновиков. Сколько всего грибов собрала Маша.

Давайте соберём грибы в нашем классе (зрительные точки).

  1. Белка запасла десяток орехов и ещё 8 штук. Сколько орехов запасла белка? Почему вы так думаете?

Если белка съест 2 ореха, у неё останется ещё 7 орехов. Сколько у неё орехов?

  1. Сколько ног у 9 цыплят? Объясните, как легче сосчитать.
  2. В воздухе парило 12 осенних листочков. Несколько из них опустилось на землю, а 4 всё ещё продолжали свой прощальный полёт. Сколько листьев легло на землю? Поясните свой ответ.

Личностные:

соблюдение правил организации  труда в процессе учебной деятельности.

Познавательные: актуализируют знания, необходимые для работы над новым материалом;

развитие памяти, внимания, речи, мыслительных операций.

Регулятивные:

умеют воспринимать поставленную задачу; удерживать внимание во время решения поставленных задач.

Листочки осенние взлетели, закружились в осеннем хороводе и на место сели

1 группа перемещается за парту.

3.

Постановка учебной задачи.

Девочки, осенний ветер на доске перемешал листочки с буквами, правильно расставив их по местам, вы прочтете тему нашего сегодняшнего урока.

ачазад

Предлог стоит в моём начале,

В конце же загородный дом.

А целое мы все решаем

И у доски и за столом.

Совершенно верно, тема нашего урока Составление и решение задач.

Кто может ответить, какова цель нашего урока?

Научиться составлять и решать задачи.

Как вы думаете, зачем нужно уметь решать задачи?

А из чего состоит задача?

Давайте проверим.

Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшней уроке.

  1. Учиться составлять задачи.
  2. Отрабатывать умение решать задачи.
  3. Совершенствовать вычислительные навыки.
  4. Узнавать новое.

Регулятивные:

создание и решение проблемной ситуации; постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.

Коммуникативные: умеют проговаривать цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

Листочки осенние взлетели, закружились в осеннем хороводе и на землю сели

2 группа перемещается за конторки.

4.

Резерв.

Открытие нового знания.

Давайте проверим, правильно ли мы определили тему урока. Какую страницу учебника открываем? 88. Какой номер урока? Тема?

Посмотрите на 1 задание, что нужно выполнить?

Дополнить тексты так, чтобы получились задачи, решение смоделируйте при помощи «кассы цифр». Эту запись можно назвать задачей? Докажите.

А) Ваня поймал 6 рыбок. Вдруг прибежал кот утащил одну рыбку. Сколько рыбок осталось?

Решение: 6-1=5

Девочки, а возможно ли составить к этой картинке такую задачу: «Ваня поймал 6 рыбок. Вдруг прибежал кот утащил 7 рыбок. Сколько рыбок осталось у Вани? » Почему нет, объясните свой ответ.

Б) В домике живут семеро козлят. Три козлёнка ушли на луг. Сколько козлят осталось в домике?

Решите задачу и прочитайте ответ.

Гимнастика для глаз

На поляне на осенней закружились листики,

разноцветны, пестрокрылы и похожи на цветы.

По дорожке синей – синей, удивительно прямой, тополиный лист   красивый, плавно парит над землёй.

А вокруг него порхают, два рябиновых листа,

то к земле они слетают, то взмывают в облака.

На зелёную дорожку, сел берёзовый листок.

А к дорожке шоколадной кленовый прилетел листок.

А на красной, красивой  дорожке,   осиновый листик парит, вверх взлетая, и вниз опускаясь, тихо в танце осеннем кружит.

 Задание №2, учебник.

Что изображено на рисунке? О чем говорится в задаче? Какой вопрос в задаче? Сколько груш могли съесть? Каким будет решение: 9-2=7

Сформулируйте ответ.

 - А могло остаться 5 груш? Как тогда будет выглядеть решение?

С помощью набора выложите другой вариант решения.

Какие варианты получились?

9-1=8                9-6=3              9-9=0

9-3=6                9-7=2              9-0=9

9-4=5                9-8=1

10 вариантов

А могло остаться 10 груш, объясните, почему вы так думаете.

Регулятивные: умеют организовывать самостоятельную, исследовательскую деятельность.

Коммуникативные: умеют доносить свою позицию, извлекать информацию, перерабатывать её.

Офтальмо тренажёр Базарного

Подул лёгкий ветерок, поднял листочки, они закружились и на место сели.

1 группа перемещается за парту.

 5.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетради на печатной основе.

На какой странице открываем тетрадь? (31)

№1 а) Прочитайте задание. Сколько кубиков первом ящике? Сколько кубиков во втором ящике? Задайте вопрос к задаче. Как будет выглядеть решение у задачи? Запись решения.

Как вы думаете, почему после знака равенства 2 клетки? А кто помнит, как такие числа называются? Докажите, что мы решили именно задачу.

б) Каким будет условие в задаче? Какой вопрос? Почему вы так думаете? Знак «-». А какое действие? «вычитание». Выполняем запись решения.

№2  Прочитайте задачу. Что известно? Как мы можем ответить на вопрос? 9-3=6 лимонов у Тани.

Регулятивные:

самостоятельная работа, самопроверка с доской.

Коммуникативные: умеют комментировать свои действия, проговаривать новые правила в громкой речи.

Листочки осенние взлетели, закружились в осеннем хороводе и на землю сели

3 группа перемещается за конторки.

6.

Первичное закрепление.

Задание №3.

Рассмотрите рисунки и схемы. Составьте к каждому рисунку задачу.

А) На первой грядке росло 3 моркови, а на второй три свёклы. Сколько всего овощей на грядке?

Б) Было 8 горошин, одна укатилась. Сколько горошин осталось?

Сейчас вы будете работать в парах. Нашли свою пару, выполняем задание. А теперь проверьте, правильность выполнения с помощью ключика, который находится у вас в конверте.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (ОСЕННИЙ БАЛ)

Двигательные упражнения под музыку.

Задание №4.

Что здесь просит выполнить автор? Посмотрите выражения в каждом столбике. Какой ответ Маша записала неверно.10-4=7; 18-1=10;

10-1=11

Духовно-нравственное развитие и воспитание: воспитание трудолюбия, способности к познанию

Подул лёгкий ветерок, поднял листочки, они закружились и на место сели.

3 группа перемещается за парту.

Резерв

Работа в тетради на печатной основе.

№3

Прочитали задачу и нарисовали модель. Сколько фишек нужно нарисовать? Сколько из них груш, ,  сколько бананов      Какие фрукты обозначают оставшиеся фишки?  Яблоки, сколько яблок?

№8  

Составьте модель  (самостоятельная работа), взаимопроверка. 

Листочки осенние взлетели, закружились в осеннем хороводе и на землю сели

4 группа перемещается за конторки.

Задание №5.

Какое задание приготовила для вас белочка? Прочитайте записи и назовите результат.

Чем отличается задание ёжика от предыдущего.

Прочитайте запись, назовите результат.

Задание №6.

Что вы видите на картинке? Какие? На сколько групп можно распределить эти фигуры? Какие это группы? (по цвету, по фигурам)

Подул лёгкий ветерок, поднял листочки, они закружились и на место сели.

4 группа перемещается за парту.

7.

Работа в тетради на печатной основе.

(резервные №)

Задание №6, задание №7, задание №4.

Итог урока:

Что делали на уроке?

Что нового узнали?

Как вы думаете, нам удалось решить поставленные задачи?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Какое задание оказалось для вас самым трудным?

А какое, самым лёгким.

Где мы можем применить новые знания?

Рефлексия.

Покажите, какое настроение у вас осталось к концу урока.

Познавательные: умеют осознавать свою учебную деятельность

Регулятивные: умеют дать

самооценку  результатов своей деятельности и всего класса

 

Самоанализ урока математики в 1 «А» классе, проведённого в

МБОУ «Начальная школа – детский сад №44» г. Белгорода

по теме «Составление и решение задач»

Учитель: Дубцова Ирина Сергеевна

Стаж работы: 3 месяца

Тип урока -  (закрепление пройденного материала) с использованием здоровьесберегающей методики В.Ф. Базарного.

Урок рассматривается в разделе программы по теме: «Работа с текстовыми задачами». Урок тесно связан с предыдущими, и является продолжением в изучении темы. При  планировании были учтены все особенности и возможности класса.

Данный урок был проведён в 1 «А»  классе. Особенностью класса является то, что обучающиеся – девочки (реализация методики В.Ф. Базарного). Учащиеся данного класса имеют высокие и средние учебные способности, у них развиты общебиологические, учебные и учебно-организационные умения и навыки, девочки умеют работать в заданном ритме. Среди них есть учащиеся (4 человека) с низкими способностями, и это учитывается при выборе форм организации познавательной деятельности учащихся и методов обучения.

Цель урока: создать условия для развития умения составлять задачи по рисунку, схеме, модели, дополняя условие задачи подходящими числовыми данными, выполнять решение задачи и находить ошибки в вычислениях.

Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных целей, что обеспечивает для каждого учащегося ситуацию успеха, помогает учителю осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении.

Для обучения деятельности использовала подводящий диалог, создание проблемной ситуации, совместное формулирование темы и цели урока. Для этого была создана проблемная ситуация с использованием загадки. Организационный этап урока настроил девочек на доброжелательную обстановку, активизировал внимание. Результатом такого взаимодействия явилась готовность к учебной деятельности. Акцент сделан на значимость и ценность изучаемого материала, что помогло обеспечить необходимую мотивацию у учащихся.

Учебные задания не давались в готовом виде, были использованы задания развивающего характера. Методом постановки учебной задачи являлся побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

Была выявлена содержательная область урока и учащиеся смогли самостоятельно определить тему урока. Включению детей в деятельность, способствовала фронтальная и индивидуальная работы.

На этапе изучения новых знаний и способов действий была использована работа в парах, организована самостоятельная и исследовательская деятельность, выведение алгоритма. На этапе закрепления знаний, умений и навыков была организована работа, направленная на  развитие вычислительных навыков. Также была организована самостоятельная работа.  Контроль над учебной деятельностью осуществлялся через организацию коллективного поиска и самостоятельной работы поискового характера, в виде самопроверки, взаимопроверки, что позволило установить обратную связь с учащимися, определить уровень усвоения знаний.

При первичном закреплении использовались такие средства обучения, как комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью.

Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, смена динамических поз, работа за конторками, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.

Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

На этапе рефлексии каждый ребенок попытался  сам оценить свою работу, выбирая необходимый цвет. Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.

 

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

  1. ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙ ЗАДАЧУ.
  2. ОТВЕТЬ О ЧЁМ (О КОМ) ЗАДАЧА.
  3. ВЫЯВИ, ЧТО ИЗВЕСТНО В ЗАДАЧЕ.
  4. НАЙДИ ВОПРОС В ЗАДАЧЕ.
  5. ВЫПОЛНИ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ.
  6. СФОРМУЛИРУЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС ЗАДАЧИ.

  1.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме: "Решение задач на деление с остатком"3 класс (Программа "Школа России")

Урок был проведён после зимней экскурсии в лес. Материалы урока связаны с наблюдениями детей во время экскурсии....

Конспект урока математики по теме "Решение задач на движение", 4 класс

Урок математики по теме "Решение задач на движение", 4 класс по УМК ""Начальная школа XXI века"....

Конспект урока-сказки на тему "Решение задач"

Урок по математике в 3 классе на закрепление умения анализировать и решать задачи, формирование вычислительных навыков, закрепление знания таблицы умножения....

Конспект урока математики по теме: "Решение задач разными способами"

Конспект урока с использованием деятельностного подхода....

Конспект урока математики по теме: "Решение задач на деление". 3 класс по программе 7 вида.

Материал содержит конспект урока закрепления по математике по программе обучения детей с зпр. Урок построен в игровой форме, с учётом индивидуального подхода к учащимся....

Конспект урока математики по теме "Решение задач"

Конспект урока математики для 2 класса по УМК "Школа 21 века" (под редакцией Н.Виноградовой).В основе урока - активизация мыслительной деятельности, реализация системно-деятельностного подхода в...

Презентация и конспект урока математики по теме "Решение задач с избыточными данными", 3 класс, ПНШ

Материал содержит разработку урока математики "Решение задач с избыточными данными" по учебнику Чекина 3 класс, презентацию к уроку для интерактивной доски....