Тема: Ломаная. Нахождение длины ломаной.
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Щавинская Мария Витальевна

Урок математики по УМК "Начальная школа XXI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmet.doc44 КБ
Microsoft Office document icon spisok_ispolzuemoy_literatury.doc24 КБ
Office presentation icon prezentaciya_lomanaya_liniya.ppt768.5 КБ
Microsoft Office document icon predmet.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3-м классе (программа «Начальная школа ХХI века»).

Учитель ГОУ СОШ №605 г.Санкт-Петербурга Щавинская Мария Витальевна

Тема: ломаная. Нахождение длины ломаной.

Дидактическая цель: сформировать у учащихся знания о ломаной линии и нахождении ее длины.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Задачи:

Образовательная: ознакомление учащихся с понятием ломаной, как фигуры соединённых под углом отрезков; знакомство с понятиями звено, замкнутая, незамкнутая ломаная и нахождении ее длины. Формирование умения строить ломаные линии.

Развивающая: развитие мыследеятельности: сравнения, классификации, анализа.

Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.

Методы: проблемный

Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, учебный диалог.

Оборудование:

  1. учебник математики 3 часть;
  2. карточки с линиями для каждой группы;
  3. лист для каждого ребёнка.
  4. Тетрадь с печатной основой «Математика» 3 класс
  5. мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

  1. Учитель:

И прекрасна, и сильна

Геометрия – страна!

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять –

Тему новую узнать.

  1. Учитель: Ребята, оцените свое настроение.( показывают солнышко или тучку)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа в группах. У каждой группы на столе лежат листочки, на каждом листочке одна линия (ломаная, кривая, прямая, отрезок, луч, замкнутая кривая ).

Учитель: Посмотрите на карточки и скажите - какое задание можно предложить всем для работы ?

Дети:  Разделить их на группы.

Учитель: Разделите на группы. Какие варианты  у вас получились?

Дети выполняют группировку с обсуждением в группе. (по цвету (красные, синие),  прямые, кривые).

Учитель: По одному ученику от каждой группы приглашаю к доске для демонстрации группировок.

 Дети на доске на больших образцах выполняют группировку. 

Учитель: Назовите известные вам линии. Все назвали?

Дети: Нет

Учитель: Почему?

Дети: Не знаем ее название.

Учитель: Так что же мы сегодня с вами узнаем на уроке?

Дети: Как называется эта линия

Учитель: Правильно. Посмотрите на цели и выберите каждый себе ту цель, которую он хочет достичь на нашем уроке.

3.Актуализация знаний учащихся.

-Работа по учебнику с. 14

Используя разноцветные соломинки, наши друзья Волк и Заяц , решили сделать настоящее панно

Учитель: 

-Какую фигуру представляет зеленая соломинка? ( отрезок)

-Сколько раз волк надломил  желтую соломинку , чтобы сделать крышу? (1)

 -Сколько раз Зайцу пришлось надломить свою соломинку? (2)

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель: Ребята, а что делали Волк и заяц с соломинками?

Дети: Надламывали, ломали, сгибали

Учитель: Есть ли у кого-то предположения, как будут называться такие линии? (Ломаные)

Учитель: Правильно, линии, которые похожи на наши фигуры, в математике называются ЛОМАНЫМИ. А вот зеленая соломинка – целая. Она называется как? (отрезок) Так вот  -  отрезок не считается ломаной.

Учитель: Прочитайте текст под рубрикой «Это важно знать».

Учитель: Так  из чего состоит ломаная?

Дети: Ломаная линия состоит из отрезков.

Учитель: Эти отрезки называются – ЗВЕНЬЯМИ. Как они располагаются по отношению друг к другу?

Дети: Они должны быть под углом, они образуют угол.

Учитель: Сколько звеньев в нашей ломаной?

Дети: Пять

 Учитель: Покажите каждое звено и его концы.

Учитель: А теперь я буквами латинского алфавита обозначу концы каждого звена. Прочитайте, что у меня получилось.

Учитель: Как вы думаете, как будут называться эти точки с буквами?

Дети: ВЕРШИНЫ.

Учитель: Правильно. Давайте прочитаем название ломаной на стр. 15 нашего учебника.

АМВО-ломаная

АМ. МВ, ВО –звенья ломаной

А, М, В, О- вершины

Учитель: 

-А как найти длину ломаной? Какие будут мнения?

- Прочитаем правило. С.17.

- В чем будем измерять длину ломаной?  

Дети: в см, дм и мм

Учитель:

Напомните : -сколько мм в 1 см?

                       -сколько см в 1 дм?

-Как называются эти единицы? (единицы измерения длины)

5.Физминутка.

6.Первичная проверка понимания.

  1. Работа по учебнику. С. 14-15 , (работа в группах)

1 гр. № 43. Из скольких отрезков состоит ломаная? Сколько вершин у этой ломаной?

2 гр. № 44. Какие из линий являются ломаными?

3 гр. №45. Покажите и назовите все вершины и звенья каждой ломаной.

( 1. Незамкнутая ломаная АВСД; 2.Ломаная линия; 3.Самопересекающаяся ломаная)

  1. 4 гр.  Работа по карточке. Сколько звеньев, вершин? Дайте свое название ломаным.*

( усложненный вариант)

7.Первичное закрепление.

1) № 46 . Начертить синим карандашом ломаную, состоящую из двух звеньев, а красным карандашом – ломаную из четырех звеньев. Сколько вершин имеет каждая ломаная?

2). № 49. Какой из образцов представляет ломаную? (синий)

3) № 55. Вычислить длину ломаной. Чему равна длина первой ломаной? Второй? Третьей?

8.Самостоятельная работа.

4) № 58. Ломаная АВСД имеет три звена:АВ=42 мм, ВС=38 мм, СД=19 мм. Вычисли длину ломаной.

9. Дифференцированная работа. Работа по тетрадке с печатной основой «Математика».

  1. Для слабых детей № 36, 37, 38
  2. Для сильных детей № 39,41, 42

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задание на выбор.

 Учебник № 47, 56

Учебник № 48, 57

11. Выставление оценок.

12. Рефлексия

  1. Сегодня на уроке я узнал …
  2. Сегодня на уроке я научился …
  3. Сегодня на уроке мне понравилось…
  4. Новые знания мне пригодятся …

 - А теперь оцените свое настроение еще раз. Покажите солнышко или тучку.

У. Урок окончен. Спасибо всем за работу.



Предварительный просмотр:

        Список используемой литературы.

  1. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика. 3 класс. Вентана-Граф. Москва, 2006
  2. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика. 3 класс. Методика обучения. Вентана-Граф. Москва, 2006
  3. Волина В.В. Праздник числа. Знание. Москва, 1993


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ломаная. Нахождение длины ломаной . «Начальная школа XXI века» РудницкаяВ.Н. 3 класс

Слайд 2

И прекрасна, и сильна Геометрия-страна! Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять- Тему новую узнать .

Слайд 5

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Познакомиться с новой линией. 2. Узнать , как измерить длину линии. 3.Научиться чертить линию. 4.Повторить единицы измерения длины.

Слайд 6

ЛОМАНЫЕ звенья вершины А В С D

Слайд 7

ЧТОБЫ НАЙТИ ДЛИНУ ЛОМАНОЙ, НАДО СЛОЖИТЬ ДЛИНЫ ВСЕХ ЕЕ ЗВЕНЬЕВ

Слайд 8

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ ДЛИНЫ 1СМ = 10 ММ 1ДМ = 10 СМ 1 ДМ = 100ММ

Слайд 9

АВ=42 мм ВС=38 мм С D =19 мм Длина АВС D -? мм АВС D = 42 +38 +19 = 99 мм

Слайд 10

Домашнее задание С.15, №47, 56 С.15, № 48, 57 По выбору

Слайд 11

-Сегодня на уроке я узнал… -Сегодня на уроке я научился… -Сегодня на уроке мне понравилось… -Новые знания мне пригодятся…

Слайд 13

СПАСИБО ВСЕМ !



Предварительный просмотр:

Урок математики в 3-м классе (программа «Начальная школа ХХI века»).

Учитель ГОУ СОШ №605 г.Санкт-Петербурга Щавинская Мария Витальевна

Тема: ломаная. Нахождение длины ломаной.

Дидактическая цель: сформировать у учащихся знания о ломаной линии и нахождении ее длины.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Задачи:

Образовательная: ознакомление учащихся с понятием ломаной, как фигуры соединённых под углом отрезков; знакомство с понятиями звено, замкнутая, незамкнутая ломаная и нахождении ее длины. Формирование умения строить ломаные линии.

Развивающая: развитие мыследеятельности: сравнения, классификации, анализа.

Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга.

Методы: проблемный

Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, учебный диалог.

Оборудование:

  1. учебник математики 3 часть;
  2. карточки с линиями для каждой группы;
  3. лист для каждого ребёнка.
  4. Тетрадь с печатной основой «Математика» 3 класс
  5. мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

  1. Учитель:

И прекрасна, и сильна

Геометрия – страна!

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять –

Тему новую узнать.

  1. Учитель: Ребята, оцените свое настроение.( показывают солнышко или тучку)

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа в группах. У каждой группы на столе лежат листочки, на каждом листочке одна линия (ломаная, кривая, прямая, отрезок, луч, замкнутая кривая ).

Учитель: Посмотрите на карточки и скажите - какое задание можно предложить всем для работы ?

Дети:  Разделить их на группы.

Учитель: Разделите на группы. Какие варианты  у вас получились?

Дети выполняют группировку с обсуждением в группе. (по цвету (красные, синие),  прямые, кривые).

Учитель: По одному ученику от каждой группы приглашаю к доске для демонстрации группировок.

 Дети на доске на больших образцах выполняют группировку. 

Учитель: Назовите известные вам линии. Все назвали?

Дети: Нет

Учитель: Почему?

Дети: Не знаем ее название.

Учитель: Так что же мы сегодня с вами узнаем на уроке?

Дети: Как называется эта линия

Учитель: Правильно. Посмотрите на цели и выберите каждый себе ту цель, которую он хочет достичь на нашем уроке.

3.Актуализация знаний учащихся.

-Работа по учебнику с. 14

Используя разноцветные соломинки, наши друзья Волк и Заяц , решили сделать настоящее панно

Учитель: 

-Какую фигуру представляет зеленая соломинка? ( отрезок)

-Сколько раз волк надломил  желтую соломинку , чтобы сделать крышу? (1)

 -Сколько раз Зайцу пришлось надломить свою соломинку? (2)

4.Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель: Ребята, а что делали Волк и заяц с соломинками?

Дети: Надламывали, ломали, сгибали

Учитель: Есть ли у кого-то предположения, как будут называться такие линии? (Ломаные)

Учитель: Правильно, линии, которые похожи на наши фигуры, в математике называются ЛОМАНЫМИ. А вот зеленая соломинка – целая. Она называется как? (отрезок) Так вот  -  отрезок не считается ломаной.

Учитель: Прочитайте текст под рубрикой «Это важно знать».

Учитель: Так  из чего состоит ломаная?

Дети: Ломаная линия состоит из отрезков.

Учитель: Эти отрезки называются – ЗВЕНЬЯМИ. Как они располагаются по отношению друг к другу?

Дети: Они должны быть под углом, они образуют угол.

Учитель: Сколько звеньев в нашей ломаной?

Дети: Пять

 Учитель: Покажите каждое звено и его концы.

Учитель: А теперь я буквами латинского алфавита обозначу концы каждого звена. Прочитайте, что у меня получилось.

Учитель: Как вы думаете, как будут называться эти точки с буквами?

Дети: ВЕРШИНЫ.

Учитель: Правильно. Давайте прочитаем название ломаной на стр. 15 нашего учебника.

АМВО-ломаная

АМ. МВ, ВО –звенья ломаной

А, М, В, О- вершины

Учитель: 

-А как найти длину ломаной? Какие будут мнения?

- Прочитаем правило. С.17.

- В чем будем измерять длину ломаной?  

Дети: в см, дм и мм

Учитель:

Напомните : -сколько мм в 1 см?

                       -сколько см в 1 дм?

-Как называются эти единицы? (единицы измерения длины)

5.Физминутка.

6.Первичная проверка понимания.

  1. Работа по учебнику. С. 14-15 , (работа в группах)

1 гр. № 43. Из скольких отрезков состоит ломаная? Сколько вершин у этой ломаной?

2 гр. № 44. Какие из линий являются ломаными?

3 гр. №45. Покажите и назовите все вершины и звенья каждой ломаной.

( 1. Незамкнутая ломаная АВСД; 2.Ломаная линия; 3.Самопересекающаяся ломаная)

  1. 4 гр.  Работа по карточке. Сколько звеньев, вершин? Дайте свое название ломаным.*

( усложненный вариант)

7.Первичное закрепление.

1) № 46 . Начертить синим карандашом ломаную, состоящую из двух звеньев, а красным карандашом – ломаную из четырех звеньев. Сколько вершин имеет каждая ломаная?

2). № 49. Какой из образцов представляет ломаную? (синий)

3) № 55. Вычислить длину ломаной. Чему равна длина первой ломаной? Второй? Третьей?

8.Самостоятельная работа.

4) № 58. Ломаная АВСД имеет три звена:АВ=42 мм, ВС=38 мм, СД=19 мм. Вычисли длину ломаной.

9. Дифференцированная работа. Работа по тетрадке с печатной основой «Математика».

  1. Для слабых детей № 36, 37, 38
  2. Для сильных детей № 39,41, 42

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задание на выбор.

 Учебник № 47, 56

Учебник № 48, 57

11. Выставление оценок.

12. Рефлексия

  1. Сегодня на уроке я узнал …
  2. Сегодня на уроке я научился …
  3. Сегодня на уроке мне понравилось…
  4. Новые знания мне пригодятся …

 - А теперь оцените свое настроение еще раз. Покажите солнышко или тучку.

У. Урок окончен. Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ломаная линия. Длина ломаной.

Презентация поможет интересно организовать изучение нового материала....

Ломаная линия. Длина ломаной.

Презентация предназначена для урока математики по любой программе....

Конспект урока по математике в 3 классе «Ломаная. Длина ломаной»

Цель: - познакомить учащихся с ломаной линией и ее элементами (вершины, звенья); находить длину ломаной. Предметные: Знать: как отличать ломаную от других фигур; Уметь: чертить ломаные линии, сравнива...

Урок математики во 2 классе по теме: "Ломаная. Длина ломаной. Периметр"

Урок по курсу "Математика" разработан по программе по математике для начальной школы "Учусь учиться" Л.Г.Петерсон для обучающихся 2 класса. Тип урока - урок "открытия" нового знания. Для достижения це...

Конспект урока по теме "Ломаная.Длина ломаной."

Конспект урока по теме "Ломаная.Длина ломаной". УМК  "Инновационная начальная школа", 3 класс....

Самостоятельна работа по математике по теме:"Ломаная. Длина ломаной"

Самостоятельная работа по математике рассчитана на учащихся 3 классов по программе "Начальная школа 21 века". Данная работа будет подведением итогов по изучению темы "Ломаная. Длина лом...

Технологическая карта урока математики 1 класса по теме "Замкнутая и незамкнутая ломаная линия. Сравнение длин ломаных. Закрепление."

Разработка урока математики 1 класса " Замкнутая и незамкнутая ломаная линия. Сравнение длин ломаных", оформлена в технологической карте для УМК " Школа России". В работе помещены ...