Конспект урока по теме "Ломаная.Длина ломаной."
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Кораблина Елена Викторовна

Конспект урока по теме "Ломаная.Длина ломаной". УМК  "Инновационная начальная школа", 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lomanaya_konspekt_uroka.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ  №39  ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

АЛЕКСЕЯ АРСЕНТЬЕВИЧА РОГОЖИНА»

Конспект открытого урока математики

по теме

«Ломаная.Длина ломаной.»

3 класс

УМК «Начальная инновационная школа»

Учитель:       Кораблина Е.В. 

г.Тула, 2016г.

Тема урока: Ломаная. Нахождение длины ломаной.

Цель: Научить находить длину ломаной, познакомить со способами нахождения длины ломаной.

Задачи:

образовательные: уточнить понятия «ломаная», «вершины ломаной», «звенья ломаной»; учить определять вид ломаной (замкнутая, незамкнутая); формировать умение находить длину ломаной  на основе измерений разными способами; закреплять знание единиц

длины и соотношения между ними; решать простые и составные задачи; совершенствовать вычислительные навыки табличного умножения и деления;

развивающие: развивать логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания;

воспитательные:

воспитывать интерес к предмету; умение сотрудничать, а также умение работать самостоятельно.

Планируемые результаты

предметные результаты: 

- уметь отличать ломаную от других фигур, чертить ломаную линию, обозначать вершины, определять её вид и длину;

- знать единицы длины (см, дм, м) и соотношения между ними;

- решать простые задачи на нахождение длины ломаной;

- решать составные задачи в косвенной форме;

-выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действия в изменённых условиях;

метапредметные результаты (УУД)

регулятивные:

- учиться определять цель своей деятельности;

- выделять в ней этапы работы;

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (схема, иллюстрация, текст, таблица);

коммуникативные:

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной форме; 

- слушать и понимать речь других;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

личностные результаты:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

Оборудование: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), презентация урока; Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина, Е.А.Зверева «Математика». Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений.1часть.Москва, издательство МЦНМО, издательство «Русское слово», 2013г., рабочая тетрадь № 1 для 3 класса начальной школы, авторы: Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина, Е.А. Зверева.  Москва, издательство МЦНМО, издательство «Русское слово», 2013г. карточки для индивидуальной, парной и групповой работы.

Ход урока

1.Этап мотивации (самоопределения) к деятельности.

-Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям. Пусть этот урок принесёт нам всем радость общения. Прочитайте высказывание «Ученье – путь к умению». (Слайд  2)

- Поясните, как вы понимаете эти слова? (Да, любому делу нужно учиться, а если учишься – сможешь стать умелым мастером.)

- Хотите стать умелыми мастерами – конструкторами? Тогда принимаемся за ученье.

-Посмотрите на фигуры. (Слайд 3)

- Какая лишняя и почему? (Ломаная линия)

- Какова её длина? (Предположения детей)

- Какова же будет тема урока? (Длина ломаной.)(Слайд 4)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

А) Работа с единицами измерения длины

- Начнём наш урок с повторения.

На доске:

1) Выразите:     36 см - …дм…см          70 см - …дм            75 дм - ...м…дм

                          6дм 8см - …см              30 дм - …м               10м - …дм

-Прочитайте задание. Что значит выразить? (Перевести)

Учащиеся выполняют задание по цепочке.

2) Сравните:

  85 см … 5м 8дм           80 дм…8м 5дм

 8 м 5 дм … 85 дм          58 см….58 дм

-Что значит «сравнить»? (Определить какая из величин больше или меньше)

-Что для этого нужно сделать? (Перевести в одну единицу измерения).

Учащиеся выполняют задание по цепочке.

 3) Запишите в порядке возрастания: см, мм, км, дм, м, кг 

1 ч. читает ответ.

-Твоё мнение о работе….

Взаимопроверка .

-Что лишнее?

- Назовите одним словом - мм, см, дм, м.  (Единицы длины)

- Какое действие совершают с помощью единиц длины? (Измеряют)

- Что можно измерять? (длину….)

4) Сегодня мы измеряем длину…, а длину чего? Догадаетесь, когда поставите значения выражений в порядке убывания и запишите в тетрадь. (Слайд 5)

Класс работает с карточками. (приложение 1)

4 человека работают по индивидуальным карточкам. (Приложение 2)

12:4*7

54:9*4

18:6*9

9:3*5

24:4*6

36:9*4

45:5*8

н

а

м

я

о

а

л

Ответ (Слайд 6)

45:5*8

24:4*6

18:6*9

54:9*4

12:4*7

36:9*4

9:3*5

л

о

м

а

н

а

я

Взаимопроверка. (Слайд) У детей, работающих на карточках тоже получается слово ломаная.

-Поменяйтесь с соседом. Проверьте решение.

-Назови числа в порядке возрастания. Какое слово получилось.

-Что такое ломаная? (Геометрическая фигура, состоящая из отрезков, последовательно соединённых своими концами)

- Из чего состоит ломаная? (Из звеньев)

- Что такое звено ломаной? (Отрезки, из которых состоит ломаная)

- Как называются концы этих отрезков? (Вершины ломаной)

- Какие виды ломаных вы знаете? (замкнутые и незамкнутые).

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Определение характеристики ломаной линии

-Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы о ломаной. (Слайд 7)

-Какую фигуру на слайде называют ломаной? (под №4)

- Из скольких звеньев она состоит?

-Назови первое звено, и т.д.

-Назови вершины ломаной.

-Определи вид ломаной.

- Догадайся, какую из фигур называют замкнутой линией? (Слайд 8)

- Какова её длина?

- Почему данный вопрос вызвал затруднение? (Не знаем как делать)

- Чему же мы должны научиться сегодня на уроке? (Научиться находить длину ломаной) (Слайд 9)

4.Открытие нового знания.

А) Нахождение длины ломаной на доске и составление алгоритма деятельности

 - Предположите, как найди длину данной ломаной. (Ответы детей)

- Попробуем составить план наших действий (В процессе беседы выясняем алгоритм действий (Слайд 10)

Измерить длину каждого звена;

Найти сумму их длин;

Записать ответ.

Б) Чтение алгоритма (слайд)

Прочитаем ещё раз алгоритм.

Как же найти длину ломаной? (Сложить длины всех её звеньев)

-Что такое длина ломаной? ( Сумма длин всех звеньев ломаной)

В) Нахождение способов измерения длины ломаной

1) Определение способов определения длины ломаной (фронтальная работа)

-К нам пожаловал гость. Отгадайте, кто это? 

Этот мальчик - коротышка

Фантазер и хвастунишка.

За многое он берется,

Но ничего ему толком не удается (Незнайка)

-  Он пришёл с вопросом: Чем ещё, кроме линейки можно измерить длину ломаной? (Слайд 11)

 На доске: (таблица пока пустая)

Способы измерения длины

Способы нахождения длины ломаной

линейка

сложение

верёвка (нитка)

умножение

рулетка

периметр

сантиметровая лента

шаги

время

Вывешивать слова по мере выявления детьми способа измерения длины ломаной.

- У меня в руках верёвочка. Линейку со стола не убираю. Догадайтесь, как с помощью этой верёвки измерить длину  ломаной на доске. (Ученик у доски. Изгибая верёвку, прикладывает к ломаной. Затем этот отрезок верёвки прикладывает к линейке). Ответ - 90 см.

- Как проверить наши вычисления? (Класс проговаривает алгоритм, а 1 ч. работает у доски, измеряя линейкой длину каждого звена ломаной)

- Какой вывод сделаем?  (Удобнее линейкой. Верёвкой  измерения неточные.)

-  На столе лежат нитки. Измерьте с помощью нитки длину ломаной в левом верхнем углу на стр. 35  печатной тетради, выбрав линейку или нитку.

-Какова длина ломаной?

- Чем удобнее измерять ? (Удобнее линейкой. Ниткой измерения неточные.)

- Какие способы измерения из предложенных на ваш взгляд удобные и точные?

2) Нахождение  способов определения длины ломаной (работа в группах)

На столе: верёвка, нитка, рулетка, сантиметровая лента, линейка, треугольник, метр.

Задание для 1группы (ломаная на бумаге) (приложение 3)

- Вычисли длину ломаной (68 см)

Защита своей работы.

- Чем измеряли. Каким действием решали? (линейка, сложение)

- На какую оценку вы сработали?

Задание для 2 группы (ломаная на кайме платка)

-На платок нужно пришить кайму. Вычисли длину каймы. (Дети сами выбирают, чем будут измерять длину ломаной. (100см)

- Ломаная в виде каймы на платке как называется? – замкнутая.

- Как найти  длину замкнутой ломаной? ( Нужно найти периметр фигуры)

Дополняем способ измерения длины ломаной – сантиметровая лента, способ нахождения длины ломаной - периметр, если ломаная замкнутая)

Защита своей работы.

- Удобно измерения производить сантиметровой лентой.

- На какую оценку вы сработали?

 Задание для 3 группы (ломаная на полу)

 Вычисли длину ломаной - линия между 1 и 2 рядами парт, у доски, между 2 и 3 рядами парт

Дети объясняют свой выбор измерения

Если нет линейки, рулетки и других измерительных приборов, то можно измерять шагами

Мы раньше выясняли 1метр это 2 шага

Дополняем – способ измерения длины ломаной – шаги.

На какую оценку вы сработали?

- Итак, перечислите способы измерения длины ломаной? (Слайд 12)

- Какие из них точные?

- Каким действием находим длину  ломаной?(сложением, умножением, Слайд 13)

- Как найти длину замкнутой ломаной? (найти периметр фигуры)

Физминутка «Незнайка» под тихую музыку

Незнайка просит научить играть на флейте и трубе, (Наклоны головы вперёд, назад)

Машины разные водить, рисунки делать на холсте. (Бег на месте, махи руками вверх, вниз)

Он хочет малышей лечить, (Наклоны вперёд)

Как Знайка многому учить, (Руки в стороны)

И сочинять стихи как Цветик. (Марш на месте)

Он хочет всё уметь на свете! (Приседания)

«Незнайка, чтобы научиться, (Дети говорят хором)

Трудиться надо – не лениться».

 5. Первичное закрепление во внешней речи. Усвоение алгоритма нахождения длины ломаной.

А) Нахождение длины ломаной с объяснением, опираясь на алгоритм. -№1 на с.35 в печатной тетради.

-Определи вид ломаной.

-Из скольких звеньев она состоит?

-Как найти длину ломаной?

-Чему равна длина ломаной?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Решение простой задачи. -  № 2 на с.37 учебника

- Прочитайте задачу и запишите решение.

- Какое действие выбрали при решении задачи?(сложение, умножение)

-Чем отличается выбор способов решения задачи? (Если длина звеньев ломаной одинаковая, то удобнее выполнить умножение)

7. Включение в систему знаний и повторение.

1. Игровое задание на отработку нового алгоритма действия

- У Незнайки снова проблема. Он ходил в гости к своим друзьям. Проверьте, верно ли он посчитал длину пути, который преодолел. Докажи свою точку зрения.

Слайд 14 слайд 15

2.Решение составной задачи. - № 1 на с.37 учебника

-Прочитаем задачу № 1 на с.37 учебника.

-Кто чувствует в себе уверенность или желает попробовать свои силы – работайте вперёд на оценку.

- Что известно в задаче?

-Что нужно узнать?

- Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Узнать длину каждого звена)

-Что из этого мы знаем? (Длину первого и третьего звеньев)

-А что не знаем? (Длину второго и четвёртого звеньев).

-Можно ли узнать длину второго звена?

- Каким действием? (Вычитанием)

-Почему вычитанием, если в условии есть « на ..длиннее»? (Это задача в косвенной форме. Раз длина первого звена длиннее второго, то длина второго – короче.)

-Можно ли теперь ответить на вопрос задачи? (Нет)

- Почему? (Нужно найти длину четвёртого звена)

- Каким действием? (Умножением)

-Почему умножением, если в условии есть « в ..раз короче»? (Это задача в косвенной форме. Раз длина третьего звена  « в ..раз короче» второго, то длина второго – длиннее.)

-Можно ли теперь ответить на вопрос задачи? (Да)

-Каким действием? (Сложением)

- Почему? (Т.к. длина ломаной – сумма длин всех её звеньев)

Один человек решает задачу за доской.

1)9-3=6(см) длина второго звена

2)4*2=8 (см) длина четвёртого звена

3) 9+4+6+8=27 (см) длина ломаной.

8. Рефлексия деятельности.

-Какова была тема урока?

- Какую задачу ставили в начале урока?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

- Что нужно сделать ещё?

-Где можно применить новые знания?

-Что на уроке у вас получилось хорошо?

-Над чем ещё надо работать?

- Какие открытия сделали на уроке.

-Оцените с помощью условных знаков свои достижения на уроке (Слайд 16)

! – Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей.

? – Я работал(а) хорошо, но не в полную силу своих возможностей. Испытывала чувство неуверенности.

… - У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

9. Домашнее задание: выполнить  всем № 5,7 на с.37; по желанию:  составить синквейн слова «ломаная», подумать над проблемой « Возможно ли длину ломаной измерять временем?»

-Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 3 классе «Ломаная. Длина ломаной»

Цель: - познакомить учащихся с ломаной линией и ее элементами (вершины, звенья); находить длину ломаной. Предметные: Знать: как отличать ломаную от других фигур; Уметь: чертить ломаные линии, сравнива...

конспект урока по математике по теме Ломаная. Звенья, вершины ломаной. 1 класс УМК Гармония

Данный урок является первым уроком в изучаемой теме. Тип урока - урок сообщения новых знаний. Форма урока традиционная. Основные методы: методы поисковой деятельности, объяснительно-иллюстративный. Уч...

План-конспект урока математики 1 класс "Ломаная" по системе Занкова

Урок математики, проведенный в 1 классе по теме "Ломаная" по системе Занкова...

Конспект урока по математике "Длина ломаной линии"

Создать  условия для открытия новых знаний: нахождение длины ломаной, познакомить со способом нахождения длины ломаной линии...

Конспект урока математики "Закрепление. Длина ломаной" .

Конспект урока математики "Закрепление. Длина ломаной" ....