Урок математики в 3 классе.
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Гащенко Валентина Михайловна

Урок математики в 3 классе УМК "Начальная школа 21 века".

Тема: "Умножение двузначного числа на однозначное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_3_klasse.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            

                   Урок математики в 3 классе

УМК «Начальная школа XXΙ века»

Тема урока: Умножение двузначного числа на однозначное.

Цели урока:  

                                                                                                                                                   1.Повторить переместительное свойство умножения и свойство умножение                                        суммы на число, познакомить с письменным  приёмом умножения двузначного числа на       однозначное, однозначного числа на двузначное.

2.Развивать математические способности, логическое мышление, внимание, интерес к предмету, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

3.Воспитывать у учащихся культуру общения при работе в паре, в группе, по вариантам.

Девиз урока: Душу и сердце в работу вложи,

                           Каждой секундой в труде дорожи.

                                            Ход урока

I. Орг. момент.

1.Приветствие гостей.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем.

Громко прозвенел звонок

Проверь дружок.

Всё на месте, всё в порядке:

Книга, ручка и тетрадка.

Проверили?

2.Чтение девиза урока.

- Прочитайте девиз нашего урока. Как вы понимаете его смысл?(ответы детей)

- Сели прямо, откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

 IІ. Каллиграфическая минута.

Запись цифры 5.

- Сегодня мы пропишем цифру 5. Все цифры пишутся во второй половине клетки и  занимают половину клетки. Начинаем писать цифру 5 с верхней наклонной прямой до середины клетки, закругление касается правой стенки клетки, нижней стороны клетки и сверху провисающая прямая до конца клетки.  

-Пропишем цифру в воздухе, а затем в тетради. Писать будем красиво, аккуратно. Подчеркните самую красивую, самую удачно записанную цифру.

Рефлексия: - Сегодня на уроке я желаю вам всем получить такие же красивые пятёрки, как вы прописали.

ІІІ. Интеллектуальная минутка.

- Скажите, пожалуйста, что вы делаете утром, когда встаёте с постели, чтобы быстрее проснуться? Что нужно сделать нам, чтобы мы быстрее включились в работу?

-Нужно сделать математическую разминку. Я буду задавать вопросы, а вы можете хором отвечать. Итак, интеллектуальная минутка.

- Какое сегодня число?

- Сколько солнышек на небе?

- Сколько огоньков у светофора?

- Сколько глаз у совы?

- Какой сегодня день недели?

- Сколько цветов у радуги?

- Сколько ножек у трёх стульев?

- Сколько колёс у пяти машин?

- Сколько ног у паука?

А сейчас поиграем в игру «Закончи предложение».

- Стол ниже подоконника, значит…….

- Стол выше стула, значит……………….

- Полка левее доски, значит…………..

- Тренировка для ума закончилась, приступаем к устному счёту.

ІV. Проверка д/з.

(2 ученика у доски)

1 ученик:

5ч по 80 км

2ч по 20км

1)80*5=400(км)

2)20*2=40(км)

3)400+40=440(км)

Ответ: весь путь 440км.

2 ученик:

Х:20=9

Х=20*9

Х=180

180:20=9

     9=9  

Ответ: х=180

V. Устный счёт.

- Пока дети работают у доски, мы с вами устно посчитаем. Я предлагаю вам, устный счёт провести в виде блиц - турнира, состоящего из 5 заданий. Решение записываем выражением.(один ученик работает у доски)

1) В 4 одинаковых ящиках 40кг яблок. Сколько килограммов яблок в 6 таких ящиках?              

2) Купили 2 альбома по 10р и 3 альбома по 5 рублей. Сколько стоит вся покупка?

3) Скорость велосипедиста 20 км/ч. Найти его путь за 3 часа.

4) Сумму чисел 20 и 4 увеличить в 4 раза.

5) Длина прямоугольника 6см, ширина 4см. Найти периметр.

Проверка блиц – турнира.

- С помощью сигнальных светофорчиков проверяем составленные выражения. Если нет ошибок поднимаем -  зелёный светофорчик, если есть ошибки - красный.

VІ. Постановка темы урока.

- Прочитайте выражения записанные на доске: 20*4, 12*3. Какие из них вы можете решить устно? Почему?(ответы детей)

- Объясните способ решения.

- Почему вы считаете, что второе выражение решить сложнее?( это не табличный способ умножения, мы такие не учились решать)

- Кто из вас хочет научиться решать примеры такого вида? Кто сформулирует тему нашего урока?(Умножение двузначного числа на однозначное)

- Поставьте цель своей учебной деятельности на уроке?

(Научиться умножать двузначное число на однозначное)

VІІ. Изучение нового материала.

1. Операционный этап.

- Подумайте, как можно найти значение этого выражения, используя ранее изученные свойства умножения?

- Повернитесь друг к другу, поработайте в парах. Запишите ваши действия.

12*3= (10+2)*3= 10*3+2*3=36 (1ученик работает у доски)

- Проверим, как вы выполнили задание. Кто рассуждал также? Кто по - другому?

-Удобно ли так записывать?

- Я хочу вам предложить более простой вид записи умножения двузначного числа на однозначное:

- Пишем второй множитель под первым.

- Устно раскладываем двузначное число на сумму разрядных слагаемых.

- Подумайте, как мы будем умножать? (сначала единицы на число3)

-Затем умножаем десятки на число3, записываем результат.

- Полученные результаты складываем.

-Какой способ решения рациональнее?  Почему вы так считаете?(второй способ, так как легче производить вычисления)

-Составим алгоритм наших действий при умножении двузначного числа на однозначное.

На доске:

1.Разложу….

2.Умножаю….

3.Умножаю….

4.Полученные результаты…..

- Каким свойством умножения вы пользовались?(распределительным свойством умножения)

-Как   по -  другому называется это свойство?(свойство умножения суммы на число)

-А сколько будет, если 3*12?(тоже36)

-Почему?(от перестановки множителей произведение не изменяется)

-Как называется такое свойство умножения? (переместительное свойство умножения)

2.Работа по учебнику с.101, чтение правила

-Откройте учебники, прочитайте правило, рассмотрите письменную запись умножения двузначного числа на однозначное.

3.Первичный контроль и оценка усвоенного материала.

- Сейчас вы примените полученные знания на практике, решив несколько примеров с комментированием у доски.

№406(1строка у доски с комментированием)

2строка – самостоятельно.

-Кто выполнил это задание вперёд, можно решить дополнительно 36*2.

Взаимопроверка в парах.

-Что нужно знать при решении этих выражений? (нужно знать алгоритм)

Физкультминутка.

Зрительная гимнастика.

4.Решение задачи.

-Следующее задание спрятано в шараде.

Предлог стоит в моём начале

В конце же загородный дом.

А целое мы все решаем

И у доски, и за столом.

Чтение одним учеником  задачи с доски.

К каждому пиджаку пришивали по 5 больших пуговиц и по 6 маленьких.

Сколько всего пуговиц потребуется для 8 пиджаков?

- Давайте проанализируем задачу.

- Назовите условие задачи. Назовите вопрос задачи.

-Что обозначает число5?

-Что обозначает число6?

-Число8?        

- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Что для этого надо знать?

- Известны ли эти данные? Можно ли их найти?

- Каким арифметическим действием?

- Какое действие выполните, чтобы ответить на вопрос задачи?

-А кто решит эту задачу другим способом?

-Выберите выражения, соответствующие правильному решению задачи.

5*8+8                                      

(5+6)*8

(5+6)+8

5*8+6*8

- Я предлагаю решить эту задачу самостоятельно по группам.

1группа: находит правильные решения и записывает в тетрадь.

2группа: используя записи выражений, решает задачу 1 -  м способом.

3группа: используя записи выражений, решает задачу 2 – м  способом.

(от каждой группы по1 ученику решают задачу у доски)

- В каком из способов вы использовали новый вычислительный приём?

5.Самостоятельная работа в печатных тетрадях с.25.

- А теперь я хочу, чтобы вы поработали самостоятельно в печатных тетрадях по вариантам.

1вариант: с.25, №85

2вариант: с.25, №86

-Подпишите в тетрадях, что это самостоятельная работа и решайте.

-Я предлагаю вам ответы решенных выражений, а вы проведёте самоконтроль.

            Ключик 1.                                                                   Ключик 2.

                 26         90

                 88        133

                 68        384

                 88        126

               153                 159

- При решении этих выражений, чем вы пользовались?( таблицей умножения, алгоритмом умножения двузначного числа на однозначное)

-Передайте тетради и оставьте на 1 парте.

VIIІ. Итог урока.

- А теперь давайте подведём итог нашего урока.

- Какую цель вы ставили перед собой в начале урока?(ответы детей)

-Закройте глаза, расправьте плечи, голову опустите, медленно повторите изученный алгоритм умножения двузначного числа на однозначное.

- Откроем глаза. Кто хочет повторить алгоритм?        

 

IX. Рефлексия.

-Как вы думаете, что помогло нам достичь цели урока?

-Теперь тот, кто хорошо усвоил новый вычислительный приём поднимает карточку с !, тот, у кого ещё есть сомнения, поднимает карточку с ?.

-Конечно, над умножением двузначного числа на однозначное мы будем работать на следующем уроке. Поэтому, если у кого и остались сомнения, то на следующих уроках мы их разрешим.

-У вас на партах лежат листочки бумаги с нарисованным кругом. На что похож круг, попробуйте это дорисовать.

-Фантазируя, вы изображали своё настроение.

-У кого получилось солнышко?( поставьте +)

-У кого получился мяч? +

-У кого нарисован цветок? +

-У кого улыбающееся лицо? +

-Солнце, цветы, игрушки, весёлое лицо – символы радости. Значит, у вас от урока осталось хорошее настроение.

(Выставление оценок за работу на уроке)

 

X. Домашнее задание.

1группа: т. с.25, №87.

2 группа: №409.

3группа: №410, №411.

                                 

               

         

                                                   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...