Рабочая программа по математике 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) по теме

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике для 2 класса разработаны на основе программы «Начальная школа XXI века»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

_________________/Макарова Т.А.

ФИО

Протокол №__________

От «_______»_________________2012 года

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

МОУ «СОШ села Берёзовая Лука»

_________________/Божкова Л.П.

ФИО

От «_______»_________________2012 года

«Согласовано»

Руководитель МОУ «СОШ села Берёзовая Лука»

_________________/Стародубцева Г.В.                                           ФИО

От «_______»_________________2012 года

Рабочая программа педагога

Липатовой Ирины Михайловны

по математике  2 класс.

рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №_____от «_____»______________2012 года

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике для 2 класса разработаны на основе программы «Начальная школа XXI века» (система развивающего обучения Н.Ф. Виноградовой), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования: 2009г.

Согласно Базисному плану тематическое планирование рассчитано на 140 часов в год; количество часов в неделю – 4 часа. 

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

Учебно – методический комплект:

1.Учебник «Математика» (в 2 частях). Iчасть – I полугодие,  - IIчасть II полугодие. 2012г. В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва

2.Рабочая тетрадь. (№1,2) I часть – I – полугодие, -IIчасть – II полугодие 2012г.  В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва

3.Методика обучения «Математика». В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва  2 класс «Вентана – Граф» 2012г.

4. «Проверочные и контрольные работы».  В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачёва

5. «Проверочные тестовые работы». Л.В. Журова, А.О. Евдокимова.

Программа утверждена Министерством образования Российской Федерации.

Курс математики построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника, позволяющий организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности, а также принцип дифференциации, который заключается как в отборе содержания обучения, так и в предъявлении к учащимся требований разного уровня. В программе предлагаются  два варианта требований к математической подготовки второклассников.

I – вариант соответствует требованиям обязательного минимума содержания начального общего образования «Ученик должен».

II – вариант для учащихся обладающих высоким потенциалом математических способностей, программой предусмотрен повышенный уровень требований «Ученик может».

Цель: Реализация разностороннего математического развития, введение новой содержательной линии логико –математических понятий и отношений, объединение многочисленных разрозненных математических сведений.

Задачи:

  1. Развитие логического мышления, пространственного воображения, умения рассуждать;
  2. Развитие умения поверять и оценивать способ действия, выбирать рациональный;
  3. Расширение математического кругозора из истории математики;
  4. Расширение первичных знаний и умений, овладение новыми способами действий;
  5. Умение ориентироваться в учебнике;
  6. Умение называть или различать определённые математические объекты, сравнивать их, моделировать учебную ситуацию
  7. Воспроизводить по памяти необходимые для дальнейшего обучения конкретные знания (таблица умножения).

Содержание программы:

Сложение и вычитание в пределах 100.

Чтение и запись двузначных чисел цифрами.

Числовой луч. Сравнение чисел с использованием числового луча.

Практические способы сложения и вычитания двузначных чисел (двузначных и однозначных чисел) с помощью цветных палочек Кюизенера.

Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел, в том числе с применением микрокалькулятора.

Таблица умножения однозначных чисел.

Табличное умножение чисел и соответствующие случаи деления.                                                                                

Доля числа. Нахождение одной или нескольких долей данного числа.

Умножение и деление с 0 и 1. Свойства умножения: умножать числа можно в любом порядке.

Отношения «меньше в…» и «больше в…». Решение задач на увеличение или уменьшение числа в несколько раз.

Выражения.

Название компонентов действий сложения, вычитания, умножения и деления.

Числовое выражение и его значение. Числовые выражения, содержащие скобки. Нахождение значений числовых выражений. Составление числовых выражений.

Величины.

Единица длины метр и её обозначение: м. Соотношения между единицами длины (1м=100см, 1дм=10см, 1м=10дм). Сведения из истории математики: старинные русские меры длины (вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень) и массы (пуд).

Периметр многоугольника и его вычисление. Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата).

Практические способы нахождения площадей фигур. Единицы площади: квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный метр и их обозначения (дм2, см2, м2).

Геометрические понятия.

Луч, его изображение и обозначение. Принадлежность точки лучу.

Взаимное расположение на плоскости лучей и отрезков.

Многоугольник и его элементы: вершины, стороны, углы. Окружность; радиус и центр окружности. Построение окружности с помощью циркуля. Взаимное расположение фигур на плоскости. Угол. Прямой и непрямой углы.

Прямоугольник (квадрат). Свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника.

Практические работы. Определение вида угла (прямой, непрямой), нахождение прямоугольника среди данных четырёхугольников с помощью модели прямого угла.

Уровень подготовки:

Обязательный уровень.

Ученик должен:

  1. Знать названия и последовательность натуральных чисел от 20 до 100;
  2. Уметь записывать цифрами и сравнивать любые числа в пределах 100;
  3. Знать наизусть таблицу сложения любых однозначных чисел и результаты соответствующих случаев вычитания;
  4. Воспроизводить наизусть результаты табличных случаев умножения любых однозначных чисел и результаты соответствующих случаев деления;
  5. Уметь выполнять несложные устные вычисления в пределах 100;
  6. Уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 с использованием письменных приёмов вычислений;
  7. Уметь читать и составлять простейшие выражения (сумму, разность, произведение и частное двух чисел);
  8. Уметь находить значение числового выражения со скобками;
  9. Уметь решать арифметические задачи в два действия (в различных комбинациях);
  10. Уметь чертить отрезок заданной длины и измерять длину отрезка, записывать результаты измерения.

Повышенный уровень.

Ученик может:

  1. Знать название компонентов арифметических действий;
  2. Определять, во сколько раз одно число больше или меньше другого, решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз;
  3. Находить долю величины (числа);
  4. Знать соотношения между единицами длины: 1м=100см, 1дм=10см, 1м=10дм;
  5. Различать п6ериметр и площадь фигуры;
  6. Вычислять периметр многоугольника
  7. Вычислять площадь прямоугольника (квадрата) и записывать результаты, используя единицы площади и их обозначения: см2, дм2, м2;
  8. Называть фигуру, изображённую на рисунке (луч, угол, окружность);
  9. Знать определение прямоугольника (квадрата);
  10. Различать луч и отрезок;
  11. Различать элементы многоугольника: вершину, сторону, угол;
  12. Различать прямые и непрямые углы;
  13. Изображать луч, обозначать его буквами и читать обозначения;
  14. Обозначать отрезок буквами и читать обозначения;
  15. Строить окружность с помощью циркуля.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

Называть:

  1. Компоненты и результаты арифметических действий: слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное;
  2. Число, большее (меньшее) данного в несколько раз;
  3. Фигуру, изображённую на рисунке (угол, окружность, многоугольник);

Различать

  1. Прямые и непрямые углы;
  2. Периметр и площадь фигуры;
  3. Элементы многоугольника: вершина, сторона, угол;

      Сравнивать:

  1. Любые двузначные числа;
  2. Два числа, характеризуя результат сравнения словами «больше в…», «меньше в…»;

Воспроизводить по памяти:

  1. Результаты табличного умножения однозначных чисел; результаты табличных случаев деления;
  2. Соотношения между единицами длины: 1м=100см, 1дм=10см, 1м=10дм;
  3. Определение прямоугольника (квадрата);

Приводить примеры:

  1. Числового выражения;

Использовать модели (моделировать учебную ситуацию):

  1. Составлять и решать задачу по данной схеме;

Решать учебные и практические задачи:

  1. Читать и записывать цифрами любые двузначные числа;
  2. Составлять простейшие числовые выражения (сумму, разность, произведение, частное);
  3. Выполнять несложные устные вычисления в пределах 100;
  4. Выполнять письменно сложение и вычитание чисел, когда результат действия не превышает 100;
  5. Применять свойства умножения и деления при выполнении вычислений;
  6. Вычислять значения числовых выражений, содержащих 2 – 3 действия;
  7. Вычислять периметр многоугольника;
  8. Вычислять площадь прямоугольника (квадрата);
  9. Решать составные текстовые задачи в два действия (в различных комбинациях), в том числе задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз;
  10. Строить окружность с помощью циркуля.

Интернет – ресурсы

1.www.pedsovet.su

2.www.vgf.ru

3.www.zavuch.info.ru

4.www.vikki.ru.

Календарно – тематическое планирование по математике.

№ п/п

Тема урока

Кол-во урок.

Дата

провед

Факти-чески

Основные понятия и термены

Примечание

Самостоятельная и практическая работа учащихся

1.

Сложение и вычитание в пределах 100.

1.

Двузначные числа.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

2.

Числа 10,20,30,…,100.

1.

Запись цифрами двузначные числа.

Арифметический диктант.

3.

Двузначные числа и их запись.

1.

4.

Название, последова-тельность  и запись двузначного числа.

1.

Самостоятельная работа.

5.

Чтение и запись цифрами двузначных чисел.

1.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

6.

Луч и его обозначение.

1.

Луч – бесконечная фигура.

Самостоятельная работа.

7.

Луч и отрезок.

1.

Луч, отрезок.

Работа в группах.

8.

Построение луча.

1.

Практическая работа.

9.

Числовой луч.

1.

Числовой луч.

Практическая работа.

10.

Единичный отрезок на числовом луче.

1.

Единичный отрезок.

Арифметический диктант.

11.

Сравнение чисел с помощью числового луча.

1.

Практическая работа.

12.

Метр.

1.

Метр – единица измерения.

Практическая работа.

13.

Метр. Соотношение между единицами длины.

1.

Сантиметр, дециметр, метровая линейка.

Практическая работа.

14.

Тестирование по темам: «Числовой луч»., «Метр».

1.

Самостоятельная работа.

15.

Многоугольник и его элементы.

1.

Многоугольник, вершины, стороны, углы.

Арифметический диктант.

16.

Обозначение многоугольника буквами.

1.

Практическая работа.

17.

Многоугольник и его элементы. Обозначение многоугольника буквами.

1.

Самостоятельная работа.

18.

Сложение и вычитание вида: 26+3; 26-3.

1.

Подразрядное сложение и вычитание.

19.

Сложение и вычитание вида: 65+30; 65-30.

1.

Практическая работа.

20.

Самостоятельная работа по теме «Сложение и вычитание вида: 26+3; 26-3; 65+30;65-30».

1.

Самостоятельная работа.

21.

Запись сложения столбиком.

1.

Частные приёмы сложения двузначных чисел.

22.

Закрепление умений записывать и складывать числа столбиком.

1.

Практическая работа.

23.

Отработка вычислительных  умений столбиком.

1.

24.

Запись вычитания столбиком.

1.

Частные приёмы вычитания двузначных чисел.

25.

Закрепление умений записывать и вычитать числа столбиком.

1.

26.

Самостоятельная работа по теме: «Сложение и вычи-тание чисел столбиком».

1.

Тематическая проверка.

27.

Сложение двузначных чисел (общий случай).

1.

28.

Сложение двузначных чисел с переходом через десяток.

1.

Общие приёмы сложения двузначных чисел и последующая запись столбиком.

Арифметический диктант.

29.

Отработка приёмов сложения двузначных чисел (общий случай).

1.

Самостоятельная работа.

30.

Сложение двузначных чисел. Закрепление.

1.

31.

Вычитание двузначных чисел (общий случай).

1.

Общие приёмы вычитания двузначных чисел и последующая запись столбиком.

32.

Вычитание  двузначных чисел с переходом через десяток.

1.

Практическая работа.

33.

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание двузначных чисел».

1.

Итоговая проверка.

34.

Периметр многоугольника.

1.

Периметр.

Арифметический диктант.

35.

Вычисление периметра многоугольника.

1.

36.

Отработка приёма вычисления периметра многоугольника.

1.

Практическая работа.

37.

Окружность, её центр и радиус.

1.

«центр окружности», «радиус окружности».

Практическая работа.

38.

Построение окружности с помощью циркуля.

1.

Циркуль.

39.

Самостоятельная работа по теме: «Окружность».

1.

Тематическая проверка.

40.

Взаимное расположение фигур на плоскости.

1.

Пересекающиеся и непересекающиеся фигуры.

41.

Пересекающиеся и непересекающиеся фигуры.

1.

42.

Умножение на 2.

1.

Табличные случаи умножения на 2.

Арифметический диктант.

43.

Деление на 2.

1.

Табличные случаи деления на 2.

Арифметический диктант.

44.

Умножение и деление на 2. Половина числа.

1.

Половина числа.

Арифметический диктант.

45.

Умножение на 3.

1.

Табличные случаи умножения на 3.

Арифметический диктант.

46.

Деление на 3.

1.

Табличные случаи деления на 3.

Арифметический диктант.

47.

Умножение и деление на 3.

1.

Табличные случаи умно-жения и деления на 3.

Арифметический диктант.

48.

Умножение и деление на 3. Треть числа.

1.

Треть числа.

Самостоятельная работа.

49.

Умножение на 4.

1.

Табличные случаи умножения на 4.

50.

Деление на 4.

1.

Табличные случаи деления на 4.

Арифметический диктант.

51.

Умножение и деление на 4.

1.

Табличные случаи умно-жения и деления на 4.

Арифметический диктант.

52.

Умножение и деление на 4. Четверть  числа.

1.

Четверть числа.

Арифметический диктант.

53.

Умножение на 5.

1.

Табличные случаи умножения на 5.

Арифметический диктант.

54.

Деление на 5.

1.

Табличные случаи деления на 5.

Арифметический диктант.

55.

Умножение и деление на 5.

1.

Табличные случаи умно-жения и деления на 5.

Арифметический диктант.

56.

Умножение и деление на 5. Пятая часть числа.

1.

Умножение и деление на 5. Пятая часть числа.

Арифметический диктант.

57.

Самостоятельная работа по изученным табличным способам умножения и деления.

1.

Текущая проверка.

58.

Умножение на 6.

1.

Табличные случаи умножения на

Арифметический диктант.

59.

Деление на 6.

1.

Табличные случаи деления на 6.

Арифметический диктант.

60.

Умножение и деление на 6.

1.

Табличные случаи умно-жения и деления на 6.

Арифметический диктант.

61.

Умножение и деление на 6. Шестая часть числа.

1.

Табличные случаи умножения и деления на 6. Шестая часть числа.

62 .

Контрольная работа по теме: «Таблица умножения однозначных чисел».

1.

Тематическая проверка.

63.

Работа над ошибками допущенными в контрольной работе.

1.

Анализ ошибок, допущенных в работе.

64.

Площадь  фигуры.

1.

Площадь фигуры.

Практическая работа.

65.

Единицы площади.

1.

Единицы площади.

Практическая работа.

66.

Нахождение площади фигур.

1.

Квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.

Практическая работа.

67.

Отработка умений нахождения площади фигур.

1.

Самостоятельная работа.

68.

Умножение на 7.

1.

Табличные случаи умножения на 7.

Арифметический диктант.

69.

Деление на 7.

1.

Табличные случаи деления на 7.

Арифметический диктант.

70.

Умножение и деление на 7.

1.

Табличные случаи умно-жения и деления на 7.

Арифметический диктант.

71.

Умножение и деление на 7. Седьмая  часть числа.

1.

Табличные случаи умножения и деления на 7. Седьмая  часть числа.

Арифметический диктант.

72.

Отработка знаний таблицы на 7.

1.

73.

Умножение на 8.

1.

Табличные случаи умножения на 8.

Арифметический диктант.

74.

Деление на 8.

1.

Табличные случаи деления на 8.

Арифметический диктант.

75.

Умножение и деление на 8.

1.

Табличные случаи умно-жения и деления на 8.

Арифметический диктант.

76.

Умножение и деление на 8. Восьмая  часть числа.

1.

Табличные случаи умножения и деления на 8. Восьмая  часть числа.

Арифметический диктант.

77.

Отработка знаний таблицы на 8.

1.

78.

Умножение на 9.

1.

Табличные случаи умножения на 9.

Арифметический диктант.

79.

Деление на 9.

1.

Табличные случаи деления на 9.

Арифметический диктант.

80.

Умножение и деление на 9.

1.

Табличные случаи умно-жения и деления на 9.

Арифметический диктант.

81.

Контрольная работа по теме:»Табличные случаи умножения и деления однозначных чисел».

1.

Итоговая проверка.

82.

Работа над ошибками допущенными в контрольной работе.

1.

Анализ ошибок допущенных в контрольной работе.

83.

Во сколько раз больше?

1.

Кратное сравнение чисел.

84.

Во сколько раз меньше?

1.

Практические приёмы сравнения чисел.

Арифметический диктант.

85.

Во сколько раз больше или меньше?

1.

Арифметический диктант.

86.

Кратное сравнение чисел.

1.

87.

Тестирование по теме: «Кратное сравнение чисел».

1.

88.

Закрепление знаний по теме: «Во сколько раз больше или меньше?».

1.

89.

Решение задач на увеличение числа в несколько раз.

1.

Нахождение числа, большего данного в несколько раз.

90.

Решение задач на уменьшение числа в несколько раз.

1.

Нахождение числа, меньшего  данного в несколько раз.

Самостоятельная работа.

91.

Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.

1.

Практические приёмы сравнения чисел.

92.

Закрепление решения задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.

1.

93.

Самостоятельное решение задач.

1.

Самостоятельная работа.

94.

Решение задач на нахождение числа, большего или меньшего в несколько раз.

1.

Арифметический диктант.

95.

Решение задач на нахождение числа, большего или меньшего в несколько раз.

1.

96.

Практические приёмы сравнения чисел.

1.

97.

Нахождение нескольких долей числа.

1.

Использование рисунков при нахождении нескольких  долей числа.

Практическая работа.

98.

Нахождение нескольких долей числа или величины.

1.

Практическая работа.

99.

Действия деления и умно-жения для нахождения нескольких долей данного числа или величины.

1.

Практическая работа.

100

Контрольная работа по теме: «Решение задач».

1.

Итоговая проверка.

101

Работа над ошибками по теме: «Решение задач».

1.

Анализ ошибок допущенных в работе.

102

Названия чисел в записях действий.

1.

Название компонентов при сложении, вычитании, умножении, делении.

Арифметический диктант.

103

Название компонентов арифметических действий.

1.

104

Тестирование по теме «Название чисел при записи действий»

1.

Числовое выражение и его значение.

Самостоятельная работа.

105

Числовые выражения.

1.

106

Числовое выражение и его значение.

1.

107

Числовое выражение и нахождение его значения.

1.

Практическая работа.

108

Составление числовых выражений.

1.

Числовые  выражения из чисел и знаков действий.

109

Вычисление значений числовых  выражений.

1.

Самостоятельная работа.

110

Составление и вычисление значений числовых выражений.

1.

Практическая работа.

111

Угол.

1.

Понятие угол.

Практическая работа.

112

Прямой угол.

1.

«прямой угол», «непрямой угол»

Практическая работа.

113

Контрольная работа по теме: «Числовые выражения».

1.

Тематическая проверка.

114

Работа над ошибками.

1.

Анализ ошибок допущенных в работе.

115

Введение определений прямоугольника и квадрата.

1.

Квадрат, прямоугольник

Арифметический диктант.

116

Определение прямоугольника и квадрата.

1.

Квадрат, прямоугольник

117

Прямоугольник, квадрат.

1.

Практическая работа.

118

Прямоугольник с равными сторонами.

1.

Практическая работа.

119

Ознакомление со свой-ствами противоположных сторон  и диагоналей прямоугольника.

1.

Противоположные стороны, диагонали.

120

Свойства прямоугольника.

1.

Свойства прямоугольника.

Практическая работа.

121

Самостоятельная работа по теме: «Свойства прямоугольника».

1.

Самостоятельная работа.

122

Закрепление знаний по теме: «Свойства прямоугольника».

1.

Практическая работа.

123

Площадь прямоугольника.

1.

Площадь прямоугольника.

124

Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата).

1.

Правило вычисления площади прямоугольника (квадрата).

Практическая работа.

125

Решение задач на нахождение площади прямоугольника.

1

Практическая работа.

126

Закрепление умений решать задачи на нахождение площади прямоугольника.

1.

Самостоятельная работа.

127

Контрольная работа по теме: «Площадь прямоугольника».

1.

Тематическая проверка.

129

Работа над ошибками.

1.

Анализ ошибок допущенных в контрольной работе.

130

Повторение изученного по теме: «Сложение и вычи-тание в пределах 100».

1.

Арифметический диктант.

131

Повторение изученного по теме: «Умножение и деление в пределах 100».

1.

Арифметический диктант.

132

Тестирование по теме: «Сложение, вычитание, умножение и деление в пределах 100».

1.

Самостоятельная работа.

133

Повторение изученного по теме: «Фигуры и величины».

1.

Арифметический диктант.

134

Повторение изученного по теме: «Решение задач на увеличение или уменьшение числа в несколько раз».

1.

135

Построение геомет-рических фигур (угол, окружность, многоуголь-ник).

1.

Практическая работа.

136

Итоговая контрольная работа по темам изученных за год.

1.

Итоговая проверка.

137

Работа над ошибками допущенными в контрольной работе.

1.

Анализ ошибок допущенных в итоговой контрольной работе.

138

Урок - викторина по теме: «В стране геометрии»

1.

139

Интегрированный урок: «Музыка цифр».

1.

140

Итоговый урок «Что мы выучили за год».

1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...