Урок математики
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Лаврова Татьяна Геннадьевна

"Деление с остатком"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_matematike.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике (3 класс)

Тема урока: «Деление с остатком».

Тип урока: урок введения нового знания (=понятия).

Цели урока:

1. рассмотреть деление с остатком и его графические модели;

2. закреплять изученные вычислительные приемы внетабличного умножения и деления;

3. развивать память, логическое мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности, положительную учебную мотивацию.

Структура урока.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. «Открытие» детьми нового знания.
  5. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи.
  6. Обучающая самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  7. Повторение и закрепление ранее изученного материала.
  8. Рефлексия (подведение итогов урока).
  9. Творческое домашнее задание.

Ход урока.

I. Оргмомент.

- Ребята, сегодня на урок математики к нам пришли гости, мои коллеги. Они хотят посмотреть, как мы научились считать, думать, работать и вести себя во время такого интересного урока. Поздоровайтесь с гостями! Тихо сели.

- Начать урок я бы хотела со слов Антуан де Сент Экзюпери: «Все взрослые, когда-то были детьми». А вы, ребята, любите фантазировать, а сочинять? Наверное, вам хотелось бы хоть ненадолго побыть взрослыми? Так пусть же сегодня на уроке математике произойдет самое обыкновенное чудо, и мы превратимся в исследователей. Кто такие исследователи? Кто скажет?

(Справка из толкового словаря Ожегова.)

     исследователи

   н/д              исследование – научный труд

     исследовать – подвергать научному исследованию

II. Актуализация знаний.

- Открыли тетради. Записали число, классная работа.

- Представьте число 10.

- 2 клетки вниз гимнастика для ума. Математический диктант «Торопись, да не ошибись».

1. Уменьши 16 в 4 раза.

1. Уменьши 27 в 9 раз.

2. Найди частное 18 и 9.

2. Найди частное 42 и 7.

3. Делимое 24, делитель 8.Частное?

3. Делимое 12, делитель 6. Частное?

4. Самое маленькое однозначное число.

4. Самое маленькое однозначное число.

5. Произведение чисел 56, первый множитель 8. Чему равен другой множитель?

5. Произведение чисел 72, первый множитель 9. Чему равен другой множитель?

6. Брат младше сестры в 2 раза. Сестре 8 лет. Сколько лет брату?

6. 6 л сока разлили в 2-ух литровые     банки поровну. Сколько банок получилось?

Самопроверка по эталону.

42 : 3                36 : 2

17 * 4                18 * 3

- Выполните действия и найдите значения выражений.  (Проверка. Оценивание своей работы на полях.)

Физминутка.

Мы считали и устали,

А теперь все дружно встали.

Мы немножко отдохнем

А потом считать начнем.

III. Постановка учебной задачи.

IV. «Открытие» детьми нового знания.

- Ребята, вам знакома считалка: Мы делили апельсин, много нас, а он один».

- Досчитайте считалку до конца и ответьте на вопрос – почему рассердился волк?

Эта долька – для ежа, стрижа, для утят, для котят, бобра. А для волка – кожура!

Он сердит на нас. Беда! Разбегайтесь кто куда!

- На сколько долек разделили апельсин? (На 5 долек.) Как догадались? По сколько долек получил каждый?

                               : 5 = 1

                            5 : 5 = 1

- Вспомните, как называются числа при делении. Назовите делимое, делитель, частное.

У меня есть мандарин.

Но много девочек у нас,

А он – один!

- Мальчики, подскажите, как мне разделить так, чтобы никого не обидеть?

- Можем ли мы выполнить это задание? Что нам неизвестно? (Количество всех долек.)

- Как разделить 17 долек поровну на 8 человек? Какие есть мнения?

предметные действия

Сначала всем раздать по 1 дольке, потом еще по 1.

В результате оказывается, что всем досталось по 2 дольки и 1 долька осталась.

- Ребята, в некоторых случаях деление поровну выполнить невозможно. В этом случае раздается лишь часть предметов, а часть остается.

- Как назовем то, что осталось? (Остаток.) Поэтому такое деление называют деление с остатком.

- Какова будет тема нашего исследования? (На доске тема.)

V. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи.

- Работаем в тетради. Давайте изобразим деление с остатком на графической схеме.

- Сколько долек было сначала?

- Что нужно сделать на схеме? (Образовать группы по 8 долек. Каждый получит столько долек, сколько образовалось групп.)

- А может ли долек остаться меньше, чем 1? (Нет, иначе бы деление было бы без остатка.)

- Чтобы разделить число с остатком на …, надо узнать, сколько раз по … в нем содержится и сколько остается.

- Что означает выражения: 8 * 2 – число долек, которое раздали,

    8 * 2 + 1 – число всех долек, т.е. 17 = 8 * 2 + 1.

- Так равенство показывает, что при делении 17 на 8 получается частное 2 и остаток 1.

- Соединим стрелками названия компонентов и числа. Другими словами: делимое равно произведению делителя и частного плюс остаток.

- Есть и другая запись деления с остатком: 17 : 8 = 2 (ост. 1). Эта запись используется при решении примеров на деление.

VI. Обучающая самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

по рядам

1 р.  9 : 2 =

2 р. 11 : 4 =

3 р.  8 : 3 =

Задание: найдите частное и остаток, используя рисунок.

- Сравните делители и остатки в каждом примере. Что заметили?

- Какие остатки могли получиться при делении на 5?

- Всегда ли удобен способ деления с остатком изображать на графических моделях? (Нет, не всегда. Когда числа невелики.)

- Для больших чисел графические модели строить неудобно. На следующем уроке мы исследуем способ деления с остатком посредством вычислений.

VII. Повторение и закрепление ранее изученного.

- Закрыли тетради. Положите перед собой листочки для графического диктанта. Внимание! Начинаем.(2 ученика работают с обратной стороны доски.)

9 * 4              9 * 5

2 * 7              7 * 7

9 * 7              2 * 5

5 * 4              5 * 6

2 * 4              9 * 6

5 * 7              6 * 7

2 * 6              8 * 7

5 * 5              4 * 4

                      3 * 4

- Какую отметку вы получили за знание таблицы умножения?

VIII. Рефлексия.

- Ребята, какую тему мы сегодня исследовали? (Деление с остатком.)

- Что вы узнали об остатке?

IX. Творческое домашнее задание.

- Придумайте 5 примеров на деление с остатком.

- Урок закончился. Всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...