Урок математики в 4 классе "Координаты на плоскости". УМК "Школа2000" Л.Г. Петерсон
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Аржакова Татьяна Гаврииловна

 

Урок математики. По учебнику Петерсон.

Тема: Координаты на плоскости.

Цель: 1.Сформировать представление о координатном угле, способность к определению координат точек на плоскости и построению точек по их координатам.

          2. Развивать умение применять полученные знания для составления  заданий на нахождение координат точек на плоскости.

           3. Повторить навыки решения задач на движение.

           4. Воспитывать умение сотрудничать.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети!

- Сегодня на урок, к нам пришли гости, не волнуйтесь, это учителя начальных классов.  Они учат таких же, как вы детей.

2. Математический диктант.

- Урок начнем с математического диктанта.

    1. Отличный охотник – снежный барс. Он не уступает в ловкости даже льву. Сравните массу льва и барса, если известно, что масса снежного барса достигает 40 кг, а льва -2ц.

                                                40кг    2ц

    2. Как с помощью шести спичек сложить четыре треугольника?

 

 

   3. Напиши код рисунка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проверка домашнегозадания.

   3.  Актуализация знаний.

На доске начертить точку, отрезок, прямую, луч и угол.

- Дети как называются эти фигуры?

- Что такое координатный луч? (числовой луч)

- Используя принцип координат, придумай способ обозначения точек прямого угла и определи координаты точек.

- Начертите прямой угол. Обозначьте на углу точки и определите его координаты.

      

 

Постановка проблемы

- Давайте, сравним получившиеся обозначения точек.

- Почему получились такие разные результаты? (разные единицы шкалы,  разный порядок координат, кто-то просчитал клетки)

 

Решение проблемы

- Что необходимо определить  для обозначения точек на прямом угле? (алгоритм, порядок определения координат точек прямого угла)

- Давайте все приведем в порядок.

- Как назвать получившийся угол? (координатный угол)

- Из чего состоит координатный угол? (из двух координатных лучей с общим началом)

1. Координатный угол образуют два координатных луча с общим началом.

2. Один из координатных лучей расположен горизонтально, а другой вертикально.

Координатный луч расположенный горизонтально- ось абсцисс- Ох

Координатный луч расположенный вертикально – ось ординат- Оу

3. На каждой из координатных лучей должна быть указана единица измерения.

4. Первая координата точки(абсцисса) определяется по горизонтальной оси, а вторая (ордината ) – по вертикальной.

 

                            Физминутка

Игра на внимание. Если скажу «абсцисса»- надо хлопать 2 раза и топать 2 раза.

Если скажу «ордината»- надо 2 раза присесть и 2 раза поклониться

- Давайте составим алгоритм определения координат.

- Какую  точку необходимо определить первой, а какую второй? (определяют по опорному конспекту)

                            Алгоритм определения координат точки

1.Найти первую координату точки по оси абсцисс.

2.Найти вторую координату точки по оси ординат.

                                               Опорный конспект

 

 

Чтение координат. Дети в группах  записывают, как правильно читать координаты.

- Как правильно читать запись А (2;5) (предположения детей) сравнение гипотезы.

Запись А (2;5) можно прочитать разными способами:

                          - точка А с абсциссой2 и ординатой 5;

                           - точка А с координатами 2и 5;

                           - координаты точки А- пара чисел 2 и 5.

- А теперь работаем в группах, которые определяются по цвету цветка.

Индивидуальные задания по закреплению новой темы.

1 группа: работает на стр. 54 № 2. (Ксения, Борис, Афоня)

2 группа:  работает на стр. 54 №3 (Настя, Алеша,  )

3 группа: работает на карточках (Наташа, Сережа, Диана)

Постройте  на координатном угле фигуру с координатами:  А (3; 11), А (3;10), А (3;9),

А (3;8), А (3;7), А (3;6), А (4;5), А (5;4), А (6;4), А (7;4), А (8;5), А (9;6), А (9;7), А (9;8),

А (9;9), А (9;10), А (9;11)

В (4;11), В (4;10), В (4;9), В (5;8), В (6;8), В (7;8), В (8;9), В (8;10), В (8;11)

Проверка на табло.

Работа в парах. Пары сами выбирают вид деятельности.

1.Составить задания на координатном луче.

2.Решить задание на стр. 54 №4 и подобные задания на карточках.

3.Выполнить задания  повышенной сложности на карточках.(3 карточки)

Достроить фигуру на координатном углу и написать координаты построенных точек.

Взаимопроверка.

Пары выслушивают друг друга, находят и исправляют ошибки.

-Давайте подведем итог проделанной работе.

- Допишите в карточках  слова.

Вывод: Горизонтальный луч Ох на координатном  угле называется_______________

               Вертикальный луч Оу на координатном угле называется__________________

               Как правильно определить координату на координатном углу?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

               Что обозначает запись В (5;9).___________________________________________

_____________________________________________________________________________

 Повторение умения решать задачи на движения

Стр. 56. №9, №10, №11

Выполнение заданий по выбору. Предложить работу в парах индивидуально или в группах.

№9.  Формула сближения и удаления. Формула пути.

            а) 35 : (3+4)= 5 ч.

              35 – (3+4)х 3= 0  Встреча не произойдет.

 

         б)  216: (60- 24)= 6ч Встреча не произойдет.

              216- (60-24)х3=0

         в) Встреча не произойдет, потому что движение противоположное.

         г)  Встреча не произойдет, потому что движение вдогонку с отставанием.

№10

36:3х2= 24 км/ч

360: (36+ 24)= 6ч.

Ответ: Встреча произойдет через 6 часов.

 

№11

500:100х92= 450м/мин

1600- (500-450)х 32=0  Катер догонит шхуну за 32минуты.

20700:450= 46 мин. Чтобы дойти до нейтральных вод шхуне потребуется 46 минут, значит она не успеет уйти.

 

Итог урока:    Проверьте, правильность  высказываний, исправьте ошибки.         

  1. Горизонтальный луч Ох на координатном  угле называется ординатой

  2.Вертикальный луч Оу на координатном угле называется абсцисс.

  3.Чтобы правильно определить координату на координатном углу, сначала найдите

первую координату точки по оси абсцисс, а вторую точку по оси ординат.

  4. Координатный угол образуют два координатных луча не имеющие общего начала.

  5.  Запись В (5;9) читать так - координаты точки В- пара чисел 5 и 9.             

 

Проверка с выводом урока.

Дети дают оценку своей деятельности.

На уроке я работал …….

Я благодарю за сотрудничество ………..

Домашнее задание: №5, на выбор один №6,7,8.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Единицы площади" 2 класс по программе Петерсон

Данный урок разработан по программе " Школа 2100" автор Петерсон Л.Г. На уроке присутствует фронтальная,групповая форма работы...

Урок математики (2 класс). Площадь фигуры (учебник Л. Петерсон)

На уроке формируется представление о площади фигур, навыки измерения площади разными мерками и сравнение фигур по их площади....

Урок математики. 4 класс. Автор учебника Л. Г. Петерсон. Тема: Шкала. Цена деления шкалы. (урок с презентацией)

Тема:Шкала. Цена деления шкалы.Цель:уточнить представления о шкале и цене деления шкалы, сформировать способность к определению по шкале значения величин.Задачи: 1) научить определять цену делен...

Тематическое планирование уроков математики в 1 классе (авт. Л.Г.Петерсон)

Новое тематическое планирование уроков математики в 1 классе по учебнику Л.Г.Петерсон (по ФГОС) с УУД....

Урок математики. 2 класс. Автор учебника Л.Г. Петерсон Тема урока: Площадь фигур

Тип урока: ОНЗЦели урока:- создать условия для формирования представления о величине «площадь», умения сравнивать площади фигур «на глаз», непосредственно и с помощью измерения;- тренировать способнос...

Урок математики во 2 классе Школа 2100 Учебник Петерсон.

Тема: «Порядок действий в выражениях»          Цель: Формировать умение читать и записывать выражения со скобками и без скобок; определять порядок действий...