План-конспект урока математики во 2 классе по УМК "Гармония": "Единица измерения длины - метр".
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Галаева Марина Анатольевна

В данном материале представлена разработка урока математики по УМК "Гармония" на тему "Единица измерения длины - метр". К уроку подготовлена презентация. К сожалению, используемый в презентации отрывок мультипликационного фильма "48 попугаев", не может быть закачан с данным материалом, так как имеет превышение лимита размера файла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по математике во 2-а классе МОУСОШ № 3

учителя начальных классов М.А.Галаевой.

Тема: «Единица измерения длины – метр».

Цели: познакомить с новой единицей измерения длины – метром, дать представления об этой единице, с соотношением метра с другими единицами длины, с измерительными приборами, научить преобразовывать единицы длины, измерять предметы с помощью новой единицы и новых измерительных приборов; продолжать освоение разрядного состава трёхзначных чисел и действий увеличения/уменьшения цифры заданного разряда трёхзначных чисел; продолжить работу над задачами; развивать вычислительные навыки, кругозор, глазомер, логическое мышление, память, внимание, математическую речь, умение выполнять измерение предметов; интерес к урокам математики, осторожность.

Оборудование: мультимедийная презентация, изображение удава (3м 8дм), метровая линейка, сантиметр, рулетка, модели сантиметра, дециметра, метра, тестовые работы на листочках, задание для работы в парах на листочках.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сопровож-дение

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

- Садимся. Открываем тетради, записываем число, классная работа…

Слайд № 1

II. Сообщение целей урока

На доске четыре закрытые цели.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу с трёхзначными числами (открывается первая цель на доске: повторим разрядный состав трёхзначных чисел), а также работу над задачами (открывается вторая цель на доске: поработаем над задачей). А над чем ещё мы будем работать, вы узнаете чуть позже. И тогда сможете назвать тему урока. (Тема на доске закрыта)

- А девизом урока я выбрала пословицу: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

На доске закрытые цели и тема урока.

III. Актуализация опорных знаний.

1) повторение изученного о трёхзначных числах:

- Какие числа называем трёхзначными?


- Какой разрядный состав имеют трёхзначные числа?

- Запишите числа, разрядный состав которых я буду называть. Две клетки вниз, записываем в строчку.

(Первая строка: повторение десятичного состава чисел)

8 сотен 7 десятков 5 единиц;

9 единиц 6 десятка 4 сотни;

7 сотен 6 единиц;

5 сотен 3 десятка;

60 десятков.

- Проверим. … прочитай числа, которые ты записал.

- Вы согласны с записью … ?

- На экране верные числа?

- Усложню вам задание. Каждое из записанных чисел уменьшите на три сотни и запишите результат ниже.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте  карандашом работу соседа.

- А вот и верные значения на экране.

- Поднимите руки те, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы!

- И последнее задание. Каждое из полученных чисел увеличьте на два десятка и запишите ниже.

- Проверьте друг у друга по эталону на экране.

- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. Молодцы!

- Что мы сейчас повторили?


- Посмотрите на свою работу и оцените шкалой на полях свои знания.

- Трёхзначными называем числа, в записи которых используют три знака(цифры).


- Единицы, десятки, сотни.














875, 469, 706, 530, 600.







575, 169, 406, 230, 300.








595, 189, 426, 250, 320.



- Десятичный состав чисел, увеличение и уменьшение цифры разряда.





Слайд № 2







Слайд № 3

На изображении появляются записи.





Слайд № 4

Запись 1 строки.







Запись 2 строки.









Запись 3 строки.

2) выявление цели деятельности на уроке:

- Продолжаем наш урок. Какие величины нам известны?

- А с какой величиной мы будем сегодня работать, вы догадаетесь сами, когда посмотрите отрывок из мультфильма «38 попугаев».

(Просмотр отрывка)

- О какой величине идёт речь?

- Какие мерки использовали герои м/ф, чтобы определить длину удава?

- А в математике используют такие мерки?

- Так вот, ребята, нам надо сегодня определить, с помощью какой единицы длины удобнее измерить длину удава.

(На доске открывается одна из скрытых целей: узнаем, с помощью какой единицы длины удобнее измерить длину удава).

- А чтобы нам было удобно, удав прислал нам своё изображение в полную длину.

(На стене висит изображение удава длиной 3 метра 8 дециметров)


- Масса, длина, время.






- О длине.


- Попугая, мартышку, слонёнка.


- Нет.

Слайд № 5





Слайд № 6

Отрывок м/ф «38 попугаев».


Слайд № 7

















Изображение удава на стене.

3) меры длины на Руси:

- Ребята, я просила некоторых из вас найти материал о старинных единицах измерения длины, которыми пользовались на Руси. Давайте послушаем. Может мы найдём удобную единицу для измерения длины удава?!



- Будем ли мы иметь точное представление о длине удава, пользуясь этими мерами длины?

- Да, мы можем измерить длину удава в данных марках. Но точное представление о длине иметь не будем, так как эти мерки устаревшие и требуют долгого преобразования в современные единицы длины.







(Дети у доски рассказывают о пяди,  вершке, локте, аршине, сажени и показывают их величину)



(Дети высказывают свои предположения)








Слайды № 8-13

Изображения пяди, локтя, аршина, сажени, вершка, дюйма.

4) повторение изученных единиц измерения длины, возникновение проблемной ситуации:

- Чтобы иметь единое представление о длине предметов, была введена метрическая система измерения, т.е. единицы измерения длины, которыми пользуются все современные люди.

- Какие единицы мы уже знаем?

- Расскажите всё, что вы знаете об этих единицах.

(На экране появляется соотношение)

- Давайте попробуем измерить длину удава в этих единицах. Начнём с сантиметров. Удобно нам будет?

- Да. Так мы до вечера будем измерять. Попробуем дециметром.


- Удобно это делать? Почему?

- Что же делать?







- Сантиметр, дециметр.


(Дети показывают модельки и рассказывают: 1 дм =10 см).



(Дети высказываются)


(Выполняем измерения с модельками дециметра)

- Нет. Мерки слишком малы.







Слайд № 14

На экране:

Дециметр(дм), Сантиметр(см)

Слайд № 15

Модельки см и дм.


На экране:

1дм=10см

IV. Сообщение основной цели урока

- Нам понадобится новая единица измерения длины, больше, чем сантиметр и дециметр. И это основная цель нашего урока: познакомиться с новой единицей измерения длины.

(На доске открывается последняя цель урока: познакомимся с новой единицей измерения длины)

- Тема нашего урока: «Единица измерения длины – метр».








(Дети определяют тему урока)

V. Знакомство с новой единицей измерения – метром.

1) модель метра, соотношение единиц измерения длины:

- Перед вами новая единица измерения длины – называется она метр.

(На доске вывешивается модель метра)

- Сокращение значения метра записывается так: 1 м. Запишите у себя в тетради.

- Кто догадался, на какие по величине мерки разбита модель метра. Посчитайте, сколько их?

- В одном метре 10 дециметров. Запишем и постараемся запомнить это соотношение.

(1м = 10 дм)

- Может быть кто-нибудь догадался, сколько в 1 метре сантиметров?

- Давайте посмотрим: если в 1дм 10 см, а в 1м 10 дм, то в 1м 100см. Запишем это соотношение.

(1м = 1 дм = 100 см)

- В жизни часто приходится преобразовывать единицы длины из крупных в мелкие и наоборот. Попробуем это сделать.











(Предположения детей: дециметр, 10 дм)





(Высказывания детей)




МЕТР







1м = 10дм










1м=100см

На экране:

Таблица разрядов

2) Физ.минутка: зарядка для глаз.

Слайды№16-18

3) преобразование единиц измерения длины:

- Преобразуем вместе: (на доске и в тетрадях)

7 м =….(= 70 дм = 700см.)

Попробуйте сами.

(У доски выполняют дети)

300см =…дм =…м

Слайд № 19


Запись на доске и в тетрадях

4) первичное закрепление материала:

- Хотите сами попробовать свои силы?

- Будем работать в парах. Выполните задание на листочках – преобразуйте единицы. Если задание выполните верно, то сможете сложить слово по полученным ответам. Ключ внизу под заданием.








- Какое слово у вас получилось?

- Кто получил слово МЕТР, поставьте плюсик на полях.




(Дети работают в парах на листочках)

3м =…см

600см =…м

9м=…дм

4м7дм=…см

Ключ:

900дм   470см   30см   90дм    300см

   А              Р        С        Т           М

60м     47см    6м

  У          К       Е

- Метр.





Слайд № 20

На экране карточка

4) знакомство с измерительными приборами:

- Для измерения метрами есть свои измерительные приборы: это метровая линейка, портняжный сантиметр и рулетка.

(Демонстрация приборов)

- Ребята, хочу вас предупредить, что детям пользоваться рулеткой опасно, так как о её металлические острые края можно сильно пораниться или поранить кого-нибудь. Пожалуйста, не берите и не играйте рулеткой. А где пользуются чаще всего этим прибором?












- На строительстве, при ремонтных работах.

Слайд № 21

5) измерение с помощью метровой линейки:

- Давайте попробуем измерить длину удава с помощью метровой линейки.




- Сколько раз мы отложили полных метров?

- Но удав ещё не закончился. Что же делать?




- Сколько дециметров?

- Какова же длина удава?

- Запишем в тетради, а … на доске.

- Как можно преобразовать это значение?


- Кто же догадается: если длина удава 38 дм, то какова же длина шага попугая?


(Выводятся двое обучающихся, которые под руководством учителя производят замер. Три метра отложили, четвёртый – неполный)


- Три.


- Дальше будем измерять дециметрами.

(Ещё один человек выходит и показывает процесс)

- Восемь.

- 3 метра 8 дециметров.



- 3м 8дм = 380 см = 38 дм

(Записываем на доске)



- Длина шага попугая – 1дм.

















Запись на доске


VI. Закрепление изученного материала. Решение текстовой задачи.

- Подумайте, ребята, а что ещё удобнее будет измерять метрами?

- В задаче 333 нам предлагают найти высоту яблони. Прочитаем задачу.

- О чём речь в задаче?

- В чём её измеряют?

- О каких деревьях говорится в задаче?

- Высота какого дерева известна в задаче?

- Что вам известно о высоте берёзы?


- Что вы можете сказать о высоте яблони?


- Прочитайте ещё раз условие задачи и определите, какая таблица записи условия подходит.

- Кто может определить тип задачи?




- Мы не будем писать словами краткую запись условие задачи, так как нам помогает таблица, но выполним схему.

- Сколько отрезков будем чертить? Почему?

- Какой отрезок будет длиннее? Почему?


- Запишите решение в тетрадях.

- Подумайте, как можно изменить вопрос задачи, чтобы она стала составной?


(Высказывания детей)



- О высоте деревьев.

- В метрах.


- О берёзе и яблоне.


- Известна высота берёзы.

- Что она 9 м и она на 4 м выше, чем яблоня.


- Она неизвестна, но если берёза на 4 м выше, значит яблоня на 4 м ниже.



(Дети выбирают таблицу-опору)

- Это простая задача на уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме.




(У доски ребёнок выполняет чертёж)

- Два. Потому что два дерева.


- Тот, который будет обозначать высоту берёзы.



(Дети высказывают предположения)



Слайд № 22

На экране появляются изображения деревьев.















Слайд № 23



На доске чертим схему.


VII. Итог урока. Рефлексия.

- Посмотрите на цели урока. Как вы считаете, какие проблему мы сегодня решили?

- Мы замечательно сегодня поработали, а итог урока подведём небольшим тестом. Возьмите листочки и карандаши, подчёркивайте верный ответ:

1. С какой величиной работали?

а) масса;

б) длина;

в) время.

2. Что не является единицей измерения длины?

а) сантиметр;

б) метр;

в) диаметр;

г) дециметр.

3. В какой единице удобнее измерить путь от «маленькой» школы до «большой»?

а) в дециметрах;

б) в сантиметрах;

в) в метрах.

4. В какой единице удобнее измерить длину крышки стола?

а) в дециметрах;

б) в сантиметрах;

в) в метрах.

- Проверим. (На экране остаются только верные ответы). Оцените свою работу.

- Как вы думаете, нам достаточно было времени, чтобы усвоить новую единицу измерения длины?

- Подумайте, чем же мы будем заниматься на следующих уроках?

- Как вы относитесь к сегодняшнему уроку? Покажите «смайликом» на листочке.

- Я тоже хочу оценить вашу работу …

 (оценивание)



(Высказывания детей)


(Дети выполняют тест)

Слайд № 24









Слайд № 25

На экране тест.




































Слайд № 26



VIII. Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: