Тема "Состав числа 7"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Ильченко Людмила Николаевна

Открытый урок по математике в 1-м классе по теме "Состав числа 7"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема "Состав числа 7"21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике в 1-м классе.

Тема: "Состав числа 7"

Ильченко Людмила Николаевна

учитель начальных классов

Цели:

  1. познакомить с составом числа 7;
  2. закреплять знания состава чисел 2-6;
  3. развивать логическое мышление учащихся;
  4. тренировать внимание;
  5. развивать творческие способности учащихся;
  6. воспитывать любознательность.

Оборудование:

  1. учебник “Математика”, 1класс;
  2. веер с цифрами;
  3. набор картинок с шариками;
  4. геометрический материал.

Ход урока

1. Оргмомент

-Здравствуйте, ребята.

Начинаем урок математики. Сегодня мы отправимся с вами в сказочное путешествие по стране “Математика”. Но сначала мне хотелось бы узнать: “А любите ли вы сказки?” (Дети: “Да.”).

- А волшебство?

(Дети: “Да”)

-В сказках очень часто встречаются волшебные цветы. Может вы их назовёте? (“Аленький цветочек”, “Цветик-семицветик”)

-А кто может сказать, почему волшебный цветок назвали цветик-семицветик?

(Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

-Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Ребята, вспомните, а где ещё встречается такое сочетание цветов?

(Дети: У радуги тоже 7 цветов.)

-А для того, чтобы легче запомнить название и расположение цветов в радуге придумали стихотворение: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Давайте его повторим и запомним.

-По стране “Математика” мы будем путешествовать с цветиком- семицветиком. Этот цветок исполнит любое наше желание, но чтобы желание исполнилось нужно сказать волшебные слова:

“Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели”.

(Дети повторяют заклинание).

2. Устный счёт

-Вели, чтобы мы побывали в сказочной стране “Математика” и узнали много интересного. Отрываем первый лепесток “красный”. Мы попали в город “Весёлый счёт”.

(Детям предлагаются разноуровневые задания. Учитель заготовил картинки: грибочки и зайчики. Он раздаёт их в соответствии с уровнем подготовки детей: с высоким уровнем -зайчики, с низким- грибочки.)

1. Задание: у кого грибочки - считают от 0 до 10 через 1;
у кого зайчики - считают от 11 до 20 по порядку.

2. Весь класс считает от 10 до 1 – обратный счёт.

3. По вееру: учитель называет число, а дети показывают следующее при счёте, а затем предыдущее при счёте.

-Молодцы, хорошо справились с заданием!

Отправляемся дальше, отрываем следующий лепесток “оранжевый”, читаем:

3. “Геометрия”.

Мы в городе “Геометрия”, задания будут связаны с геометрическим материалом.( На доске - лист ватмана с начерченной фигурой 14-угольника)

Задание: 1.Что изображено на листе бумаги? (геометрическая фигура- многоугольник);
2.Из чего состоит эта фигура? (из сторон и углов);
3.Сколько сторон у этой фигуры? (14)
4.Сколько углов у многоугольника?(14).
5. Как назовём эту геометрическую фигуру?(14-угольник)

-Правильно, но у нас с вами ещё есть одно задание. Хотите его узнать?

-Мы с вами познакомились со многими геометрическими фигурами, и сейчас проверим, как вы их запомнили. Я буду называть фигуру, а вы её изображать в тетради.

Фигуры: прямая линия, отрезок, замкнутая линия, луч, незамкнутая кривая линия, точка,квадрат.

-А сейчас проверьте правильность выполнения задания у своего соседа (взаимопроверка).

-Встаньте те, у кого задание выполнено правильно. Молодцы! Движемся дальше. Отрываем жёлтый лепесток, читаем:

4.“Математическое выражение”.

Нам по пути встретился город “ Математическое выражение”.

-Что такое математическое выражение? (указать определение)**

-Какие вы знаете математические знаки?(=,) -Правильно. Чтобы справиться со следующим заданием нужно расставить знаки в математических выражениях, которые записаны на листочках. (У каждого ребёнка на парте листок с заданием. Задания даны по вариантам).

-Давайте проверим выполнение этого задания по вариантам, читая по цепочке.

-Мы славно потрудились, пора и отдохнуть.

5. Отрываем зелёный лепесток, читаем: “Физминутка”.

-Ребята, вспомним ещё раз наше заклинание, оно поможет нам провести физминутку. (Дети произносят заклинание и выполняют различные движения).

В конце физминутки все вместе произносят слова: “Вели, чтобы мы справились со всеми заданиями!”.

6.Состав числа.

Отрываем следующий лепесток - голубой. Читаем: “Состав числа”. Мы держим путь в город “ Состав числа”.

-Давайте вспомним состав каких чисел мы уже изучили? (от 2 до 6).

-Возьмите веер, поработаем с составом чисел 2-6.

(Учитель задаёт задание, дети показывают ответ. Например, 3 - это 2 и сколько(дети показывают 1), и т.п).

-Назовите из чисел от 1 до 6 чётные и нечётные.

-Хорошо. Движемся дальше.

7. Новая тема.

-Отрываем синий лепесток, читаем: “Открытие”. Наконец-то мы добрались до самого интересного города, здесь нас ждут новые открытия.

-Если вы были очень внимательными во время путешествия, то без труда ответите на мой вопрос. Внимание, вопрос: “Какое число от 1 до 10 встречалось на нашем пути чаще других?”. Правильно, это число 7. Назовите те случаи, где мы встретили это число.( У цветика-семицветика 7 лепестков, у радуги 7 цветов, геометрических фигур было 7, на листочках – 7 математических выражений).

-Правильно. Вы очень внимательные путешественники.

-Вспомните, пожалуйста, как называлась наша геометрическая фигура, с которой мы познакомились в городе “Геометрия”?.

-Правильно, это - 14-угольник. Подумайте, а если разделить эту фигуру пополам, то какие две геометрические фигуры получатся? Умницы, конечно же получается два 7- угольника.

Сделаем вывод о том, из каких двух одинаковых чисел состоит число 14.

-Верно, 14 - это 7 и 7.

-Нам осталось заселить домик под № 7 жильцами. Будем работать вместе, а помогут нам в работе воздушные шарики. (Учитель заранее заготовил из цветной бумаги 7 шариков 1 - большого размера в виде “ колбаски”, 6-маленького размера (1 - в виде “колбаски”,5-овальные), по цвету: 3-красных, 4-белых).

Шарики крепятся на доске. Там же находится “домик №7” (это модель домика с 6 пустыми окошками.)

-Посчитайте шарики, сколько их? (7) Какие они по размеру? (1- большой, 6- маленьких). Значит первые жильцы - это числа 1 и 6 . Давайте поселим их в домик. (Один ученик вставляет карточки с цифрами 1 и 6 в пустые окошки).

-Теперь посмотрите на форму шариков. Какие они по форме? (2 - в виде “колбаски”, 5-овальные). Следующими жильцами будут числа 2 и 5. ( Другой ученик вставляет цифры 2 и 5 в пустые окошки).

-Рассмотрим цвет шариков. (3-красные, 4-белые). Заселим последние пустые окошки жильцами. (Третий ученик вставляет карточки с цифрами 3 и 4 в пустые окошки).

-Вот наш домик под № 7 оказался заселенным. Давайте повторим ещё раз, какие жильцы поселились в наш домик.

1 и 6
6 и 1
2 и 5
5 и 2
3 и 4
4 и 3

-Вот мы с вами и познакомились с составом числа 7. Откройте учебники и проверьте, правильно ли составлена наша таблица. (Дети проверяют таблицу по учебнику и делают вывод: “Наша таблица такая же, как в учебнике, значит, мы правильно нашли, из каких пар чисел состоит число 7”.)

-Ребята вам нужно постараться запомнить эту таблицу, так как она будет помогать нам в дальнейшей работе на уроках математики.

–Но наше путешествие на этом не закончилось. Посмотрите на цветик-семицветик, у него остался ещё один лепесток - фиолетовый. (Один ученик отрывает лепесток, дети читают название:

8 “Логика”)

-Наш путь заканчивается в городе “ Логика”. Сейчас нам предстоит разгадать головоломки.

1. (На доске открывается запись поговорки, которая рассыпалась. Дети должны собрать поговорку, расположив карточки со словами по порядку от 1 до 8)

от 3 раз 6 мерь 4
семь 1 
режь 8 от 7 раз 2 
один 5

-Давайте вместе прочитаем пословицу: “Семь раз отмерь - один раз отрежь”. Как вы понимаете её смысл? ( Ответы детей).

2.Найдите “лишний” столбик.

1 5 2 8

2 6 4 9

3 7 6 10

Дети рассматривают столбики с цифрами и делают вывод о том, что “ лишним” оказался столбик с цифрами 2 4 6 , так как цифры расположены не по порядку .

-Молодцы! И с этим заданием вы справились. Наше путешествие по сказочной стране “Математика” подошло к концу, мы побывали во многих её городах (дети вспоминают города), узнали много нового (ребята делают вывод о том, что же нового они узнали на уроке).

- И в конце путешествия я хочу вас познакомить ещё с некоторыми интересными легендами о числе 7:

-С числом 7 связано много суеверий.

Число 7 было святым в Древней Греции и Риме, в странах Ближнего Востока.

В неделе – 7 дней, в музыке – 7 нот, в радуге- 7 цветов.

Нередко знахари (люди, которые могут лечить больных людей) приписывали больному 7 разных лекарств, настоянных на 7 травах, их нужно было пить 7 дней.

В настоящее время мы часто слышим пословицы и поговорки с числом (Предложите детям вспомнить какие-нибудь пословицы с числом 7, если ученики затрудняются с ответом, то назовите пословицы сами).

  1. Семеро одного не ждут.
  2. У семи нянек дитя без глазу.
  3. Седьмая вода на киселе.

-О значении этих пословиц мы поговорим на уроке чтения, а сейчас приятный сюрприз. Цветик - семицветик дарит вам на память о сказочном путешествии свои волшебные лепестки, и вы можете загадать своё самое заветное желание. Если в него верить, то оно обязательно сбудется.

На этом наш урок заканчивается, всем спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Һөнәрләр темасы буенча татар теленнән ачык дәрес (4 нче сыйныфның рус төркемендә татар теле)

Укытучы яңа теманы аңлата, укучыларда татар теле дәресенә кызыксыну уяна....

4сыйныф (татар төркеме) "Сыйфат дәрәҗәләре" темасы буенча дәрес планы

4не сыйныфның татар төркеме өчен "Сыйфатның чагыштыру дәрәҗәсе" темасы буенча дәрес планы....

1нче сыйныф "Яшелчәләр" темасы буенча дәрес планы.

1нче сыйныфның рус төркеме өчен "Яшелчәләр" темасы буенча дәрес планы....

1нче сыйныф "Яшелчәләр" темасы буенча презентация

1нче сыйныф өчен "Яшелчәләр" темасы буенча презентация....

Экология темасы буенча инсценировка "Баллы мәсьәлә"

Башлангыч класслар өчен, экологиягә багышланган чара. Кыска эчтәлекле күренеш.Укучы малай мәсьләсен чишә алмый, икеле ала. Ике күбәләк аңа ярдәмгә килә... Соңыннан, табигатьне сакларга, якларга...

Билгене белдерә торган сүзләр темасы

2 сыйныфта билгене белдерә торган сүзләр темасына ныгыту биремнәре. Нинди? кайсы?...

"Бәйлекләр" темасы буенча дәрес эшкәртмәсе 3 класс

Дәрескә кыскача аннотация :Класс: 3 классДәрес темасы: «Бәйлекләр»Тип : яңа белем һәм күнекмәләр бирү.Дәрес озынлыгы: 1 дәрес (45 минут). Максат: бәйлекләр турында ...