Урок математики в 1 классе "Ломаная линия"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1классе
Тема:
Ломаная линия
Учитель: Антипова Л.П.
МОУ «Сланцевская СОШ №
2013г.
Тема: Ломаная линия
Цель: развитие основных видов универсальных учебных действий через
знакомство с понятиями: ломаная линия, звенья ломаной линии, вершины ломаной линии.
Задачи:
- личностные:
- умение выделить нравственный аспект поведения
- развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающим
- развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию
- регулятивные:
- целеполагание в постановке учебной темы и задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата
- составление плана и последовательности действий
- прогнозирование результата
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения с эталоном
- познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- совершенствовать уровень развития математической речи
- решение рабочих задач с использованием ИКТ (ломаная линия и её виды)
- повторить понятия: отрезок, прямая линия, кривая линия, луч.
- структурирование знаний, т. е. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
- рефлексия способов и условий действия
- коммуникативные:
- обеспечивать социальную компетентность и учёт позиции одноклассников
- развивать умение слушать и вступать в диалог
- участвовать в коллективном обсуждении проблем
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
Материалы и оборудование: компьютер, тетрадь, учебник, карандаши, листки бумаги , полоски цветной бумаги, подарочное сердечко для рефлексии.
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант поисковой работой.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация).
Ожидаемый результат:
- знать что такое ломаная линия, из чего она состоит, чем отличается от прямой, луча, кривой линии
- знать чем отличается замкнутая ломаная от незамкнутой ломаной линии
- повышение активности учащихся на уроках для улучшения результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
- обогащение математического словарного запаса
Список использованной литературы
1.Истомина Н.Б. Математика: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009г.
2. Истомина Н.Б. Рабочая тетрадь к учебнику «Математика» для 1 класса
3. Методические рекомендации к учебнику «Математика» 1 класс, под ред. Н.Б.Истоминой.- Смоленск: «Ассоциация ХХI век».- 2007 г.
Ход урока:
Структура | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Психологический настрой учащихся Организационный момент | Создание благоприятной рабочей обстановки Включение учащихся в деятельность | - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | |
2.Устный счёт | Повторение изученного материала | Вспомним, что мы знаем о двузначных числах. (На доске вразброс на карточках: 19, 20, 21, 48, 49, 50, 64, 65, 66 ,30, 60, 51, 18, 40, 90, 9, 5, 4, 6) (Подчёркнутые числа другого цвета) -Прочитайте числа, записанные на доске. -На какие две группы можно разбить эти числа? -Назовите цифры большого размера. (20, 49, 65) -Назовите, сколько в них десятков и единиц. -Какое из данных чисел может быть лишним? (20) (Переместить число 20 на другую часть доски и продолжить работу с числами 49, 65) -Замените числа суммой разрядных слагаемых. Число 20 у нас скучает, помогите ему вернуться обратно. -Что общего между числами 20, 49, 65? | Дети цепочкой читают числа (по кол-ву цифр, по размеру цифр, по цвету, по наличию или отсутствию единиц в разряде единиц) Дети из данных чисел выбирают нужные и помещают над каждым из этих чисел. Они двузначные |
3.Актуализация знаний учащихся | Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Познавательные Повторить понятия : отрезок, луч, прямая, кривая | -Миша (герои учебника, которые на протяжении 4-х лет сопровождают учащихся на уроке математики) нарисовал нам рисунок. Рисунок №1 -Какие задания он хотел бы предложить? - А что такое отрезок? - Что вы знаете о прямой линии? -Что повторяли? Для чего? | -назвать линии Отрезок - это часть прямой линии, ограниченной с двух сторон. Она бесконечна, не имеет границ, т.е. её можно продолжить в любую сторону Высказывания детей |
4.Постановка учебной задачи и сообщение темы урока | Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?» Познавательные Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Рисунок№2 -Какая фигура на ваш взгляд изменилась? Что изменилось? -А как называется данная фигура? - Есть ли какое сходство у неё с отрезками? -Как бы вы её назвали? ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ-это и есть наша тема урока Слайд №1 - А что бы вы хотели узнать про эту линию? | Прямая линия Предположения детей Как называется? Как начертить? Из чего состоит? Как сконструировать? Где можно увидеть? Какие виды? |
5.Составление плана для достижения учебной задачи. | Поиск оптимального решения учебной задачи. Регулятивные Целелепологание в постановне учебной темы и задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно | -Кто скажет чему надо научиться сегодня на уроке? -Так вот, сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием, и, надеюсь, ответим на многие ваши вопросы. Наша задача – найти ответы на поставленные вопросы. | Предположения детей: -строить новую линию - отличать её от других фигур - узнать, какие бывают новые линии |
6.Реализация плана. а) Конструирование ломаной линии б) Ломаная линия в жизни в) Работа с книгой г) Исследовательская работа Физкультминутка д) Работа в парах Практическая работа е) Работа в тетрадях ж) Работа в группах | Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи. Формировать умение работать в группах, развивать осознанное позитивноэмоциональное отношение к себе и окружающим Научить чертить ломаные линии разных видов Коммуникативные Интегрироваться в руппу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество | -Попробуем сконструировать ломаную линию из цветных палочек. -Возьмите палочки и изготовьте с их помощью подобную ломаную линию. -При помощи чего мы сконструировали ломаную линию? Слайд №2 Если несколько линий или отрезков возьмутся за руки, то получится ломаная линия - Как из прямой линии можно получить ломаную? - А где же в жизни встречается ломаная линия? Слайд №3, 4, 5, 6 Итог: С какими задачами мы справились? На какие вопросы мы можем ответить? -Чтобы ответить ещё на один из вопросов мы обратимся за помощью к учебнику стр. 66. №176. - Как называются части-отрезки ломаной линии? -Из чего состоит ломаная линия? Слайд№ 7 Исследование ломаной линии путём практической работы. -Сколько звеньев имеет ваша ломаная линия? -Какое наименьшее количество звеньев может иметь ломаная линия? -Уберите 1 звено, ещё 1, ещё 1… Вывод: наименьшее количество звеньев ломаной – 2. Задание на карточках -Что общего у этих ломаных? -Разделите их на 2 группы. -По каким признакам вы разделили? Слайд№8 Вывод: Ломаные линии бывают замкнутые и незамкнутые - Мы смогли ответить на какой вопрос нашего урока? Какие виды ломаных линий ты знаешь? Слайд №9, 10 -Осталось научиться чертить ломаные линии -Начертите незамкнутую ломаную линию в тетради -Начертите замкнутую ломаную линию -Обозначьте красным карандашом точки, в которых звенья соединяются друг с другом. Данные точки называются вершинами ломаной… Ломаная линия настроений Сконструировать ломаную линию | Дети работают в парах При помощи отрезков Дети пробуют получить ломаную линию Предположения детей: крыши домов, горы и т.д. Как называется? Как сконструировать? Из чего она состоит? -в учебнике выполняют №176, стр.66 -звенья ломаной линии - из звеньев 5 -3, 4… -Нет, для этой линии уже есть название “отрезок” -Они состоят из звеньев Замкнутые и незамкнутые линии Дети работают в тетрадях |
7.Итог урока. Рефлексия. | Формирование умений соотносить цель и результат. Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса. | Мы с вами хорошо потрудились, сегодня познакомились с ещё одной группой линий – ломаными линиями, ответили на многие ваши вопросы, но ломаная линия таит в себе ещё много загадок, а разгадывать мы их будем на наших следующих уроках. Завтра мы узнаем как находить длину ломаной, для этого всем выдаются карточки, чтобы вы подумали . Как же можно найти длину ломано – Понравился ли вам урок? – Что нового узнали сегодня на уроке? – Какие задания вы выполнили с удовольствием. – А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности -Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… -На следующем уроке мы… Спасибо за урок! Слайд №11 |
- Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. - На уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а кто и что же помогут вам сделать эти открытия? (ваше внимание, находчивость, смекалка, учитель, дружное сотрудничество…) Слайд №1
Прочтите сегодняшнее число, какой это день недели, какое число было вчера, а день недели, какое число будет завтра, а день недели?
Слайд №2 - Мудрый карандашик, который помогает вам на уроках математики, предлагает вам 2числа.
(целое, часть, сравнить какое > <, на сколько < >) По мере ответов в тетради записываются равенства и неравенства: 5 +3 = 8 5 > 3 3 < 5 5 – 3 = 2 5 – 3 = 2 На компьютере во время работы в тетради, появляются геометрические фигуры, и ученики дают их название, объясняя формулировки Предполагаемые ответы учеников:
Слайд №3 - Что изменилось? (прямая линия превратилась в непрямую) Слайд №4 Предполагаемые ответы учеников:
Вывод:
Слайд №5
Щелк: Если несколько линий или отрезков возьмутся за руки, то получится ломаная линия. Слайд №6
- Значит, эту задачу мы преодолели и можем её убрать! (удалить строки – как называется и как сконструировать) – щелк по слайду №4 2 раза Слайд №7
Слайд №8
А теперь все дружно встали, Ручками похлопали, Ножками потопали, Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем: 1, 2, 3, 4, 5 – Открываем, поморгаем, И работать продолжаем!
Слайд №9
Слайд №10
Сможете ли вы найти их?
Слайд №11 Щелк – исчезает вопрос – «Где можно увидеть?»
Все ли ломаные линии одинаковы? Чем отличаются? (цвет, форма, размер, количество звеньев) А могут ли они еще, чем либо, различаться? Возьмите желтую полоску бумаги, сделайте из неё ломаную линию. Из скольки звеньев она состоит? (4, 5, 3, …) А теперь попробуйте последнее звено отправить на встречу с первым звеном. Что получилось? (замкнутая линия или многоугольник) Слайд №12 Щелк: Дружно водят хоровод, Кружат линии, и вот – Замкнутая линия! Слайд№13
Убираем ещё 1 вопрос - щёлк – исчезает вопрос - «Какие виды?»
Убираем последний вопрос, щелк по слайду №13, а раз вопросов не осталось, можно смело утверждать, что со всеми поставленными задачами мы справились. Слайд№14
Слайд №15
На ваших столах притаилась ещё 1 геометрическая фигура. Для чего же? Посмотрите на слайд, Слайд №16 и определите наши дальнейшие действия. (Следуя инструкции - сложить оригами) Щелк – после завершения работы появляется рыбка и «Спасибо за работу!» |
Проведете свой пальчик по ломаной линии у рыбки. Какая это линия? (замкнутая)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок".
Урок математики в 3 классе, в рамках которого учащиеся знакомятся с понятиями «точка», «кривая линия», «прямая линия», «отрезок»; учатся различать и строить прямые и кривые линии; продолжают работу по...

Конспект и презентация к уроку математики. Тема «Сети линий. Пути.» Для 2-го класса по учебнику "Математики" автора Л.Петерсон.
В материале представлен конспект урока по теме "Сети линий.Пути."Урок проводится во 2 классе. Автор учебника Л.Петерсон.На уроке используются различные виды работы.Дети работают в парах и в группах бо...

Урок математики "Понятия «ломаная линия», «звено ломаной». Построение ломаных линий." 1 класс Кощеева Елена Анатольевна, учитель начальных классов
На уроке математики в занимательной форме дети получат представление о «ломаной линии», «звене ломаной линии». ...

Презентация к уроку математики "Точка.Кривая линия.Прямая линия.Отрезок" 1 класс УМК "Школа России"
презентация подготовлена для методической разработки из пособия Е.П,Фефиловой, Е.А.Поторочиной "Поурочные разработки по математике 1 класс"...

Конспект урока математики "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная" + интерактивное приложение
Флипчарт:1. Заселяем домики2. Выражения с окошками3. Найди недостающую фигуру4. Типы линийКонспект:Организационный момент:Учитель:Математика зовётПервоклашек на урок,Числа нас ведут вперёдБудем знать ...

Урок математики «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч».
Урок математики «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»....
Конспект урока математики "Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч".
Цель: в ходе выполнения практических заданий и наблюдений научить различать разные виды линий....