рабочая программа по математике 3 класс коррекционная школа
рабочая программа по математике (3 класс) по теме

Рабочая программа для специальной (коррекционной) школы VIII вида. 3 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №4

                                                      Утверждена приказом ОУ

                                                              от 31.08.2012 г. №58

                                                              Директор школы_______О.Н. Самойлова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

для  3 класса

на 2012-2013 учебный год

                                                                            Рассмотрена

                                                                            на методическом Совете

                                                                                        протокол № 1   от 28.08.2012 г.

Пояснительная  записка

Цель:

 подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи:

Обучения:

- прививать познавательный интерес через систему разнообразных по форме уроков - изучения нового материала, повторения и закрепления, уроки контроля знаний;
- обеспечить усвоение учащимися знаний  в соответствии с рабочей программой;
-  способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения решать примеры и задачи, сравнивать  числа;
-  аккуратно вести записи в тетради.  
Развития:
-  создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
-  развитие  слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели (через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, презентаций, слайдов, стихов, загадок), определение значимости любого урока для каждого ученика.
Воспитания:

- воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;

- формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;

- пробудить интерес к математике.

Нормативно-правовые  документы, на основе которых

 разработана рабочая программа

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, инструктивными письмами Министерства образования и науки, Уставом ГБ(О)СКОУ С(К)О школы-интерната VIII вида №4, типовой программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой, образовательной программой ОУ.

Сведения о программе

        Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей,

обучающихся по программе VIII вида.  Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи.   В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания детей. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Место и роль учебного курса

           Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
          Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
          Обучение математике носит практическую направленность и связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
            Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
          В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций. Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником.
          Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
 

В результате изучения курса математики  обучающиеся на ступени начального общего образования овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки.

Информация о количестве учебных часов

Количество часов на  год –  169

количество часов в неделю –  5

плановых контрольных работ –  7

административных контрольных работ –   3

Формы организации образовательного процесса

        Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - игра.

Технологии обучения

  1. Традиционные технологии:

-объяснительно-иллюстративные

  1. Педагогические технологии на основе личностно  ориентированного педагогического процесса:

- педагогика сотрудничества;

-гуманно – личностная;

  1. уровневая дифференциация;
  2. проблемное обучение;
  3. информационно-коммуникационные технологии;
  4. здоровьесберегающие технологии;
  5. коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Виды и формы контроля

  1. - обобщающая беседа по изученному материалу;
  2. - индивидуальный устный опрос;
  3. - фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода;
  4. - выборочная проверка упражнения;
  5. - взаимопроверка;
  6. - контрольное списывание;
  7. - контрольные и самостоятельные работы.

 

Планируемый  уровень  подготовки учащихся

 

Учащиеся должны знать:

числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;

смысл арифметических действий  умножения и деления (на равные части и по содержанию), различение двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;

таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное  свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;

порядок действий в примерах в 2-3 арифметических действий;

единицы (меры) измерения стоимости длины, массы, времени, соотношения изученных мер;

порядок месяцев в году, номера месяцев от  начала года.

Учащиеся должны уметь:

считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2,5,4, в пределах 100;

откладывать на счётах любые числа  в пределах 100;

складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приёмами устных вычислений;

использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;

различать числа, полученные при счёте и измерении;

записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5м 62см,3м 03см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;

определять время по часам (время прошедшее, будущее);

находить точку пересечения линий;

чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.

Информация об используемом учебнике

Эк В.В. Математика: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2007г.

Отличительные  особенности  учебника – ориентация на коррекционное обучение.

Содержание рабочей программы

В результате изучения курса математики  ученик научится:

Второй десяток – 94 часа.

Сотня – 75 часов.

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до ста;

устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр);

выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий;

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);

выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок);

устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;

измерять длину отрезка.

Учебно – тематический план по математике

Общее количество часов, отведённое на изучение предмета    -   169

   №

                               Название темы

 Кол-во часов    

   

1.








































2.


Второй десяток.


Сложение и вычитание без перехода

через десяток.

Единицы (меры) времени.

Сложение и вычитание чисел

 в пределах 20 с переходом через десяток.

Прибавление числа 9.

Прибавление числа 8.

Прибавление числа 7.

Прибавление чисел  6, 5, 4, 3, 2.

Мера ёмкости.

Мера массы.

Вычитание.

Вычитание числа 9.

Вычитание числа 8.

Вычитание числа 7.

Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2.

Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного.

Сложение и вычитание Умножение. Запись и чтение действия умножения. Название компонентов умножения.

Таблица умножения числа 2.

Деление на равные части.

Знак деления (:). Название компонентов

и результата деления в речи учителя.

Таблица деления на 2.

Таблица умножения числа 3.

Таблица деления на 3.

Таблица умножения числа 4.

Таблица деления на 4.

Таблицы умножения чисел 5 и 6.

Таблицы деления на 5 и на 6.

Таблица умножения чисел 2, 3, 4, 5, 6

 и деления на 2, 3, 4, 5, 6.

Взаимосвязь таблиц умножения

и деления.

Решение простых арифметических задач.


Сотня.


Нумерация в пределах 100.

Меры длины метр.

Меры времени.

Окружность. Круг.  

Сложение и вычитание круглых десятков.

Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел.

Сложение  и вычитание двузначных и однозначных чисел.

Сложение  круглых десятков и  двузначных чисел.

Вычитание круглых десятков из двузначных чисел.





94








































75



Литература и средства обучения

Основная

1. Эк В.В. Математика: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.–М.: Просвещение, 2007г.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного  и 1-4 классов под редакцией В.В. Воронковой:  - М.: Просвещение, 1999г.

Дополнительная

1. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 3 класс. К учебному комплекту М.И.Моро – М.: ВАКО, 2005.

2.ЖильцоваТ.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.

3. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под редакцией канд. пед. наук В.Г.Петровой. – М: Просвещение, 1976г.

4. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1976.

5  Эк В.В. Дидактический материал по математике для учащихся 3 класса вспомогательной школы. -  М.: Просвещение, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)

Пояснительная записка.Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...

Рабочие программы для 2 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочие программы для 2 класса коррекционной школы VIII вида разработаны на основе программ для специальных (коррекционных) школ VIII вида под редакцией В. В. Воронковой....

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...