Сценарий урока "Число и цифра 5. Состав числа 5"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Михайлова  Светлана  Вячеславовна

Предмет: математика

Класс: 1

Пояснительная записка: по учебному плану на раздел: «Числа и цифры 1-6. Состав, сложение и вычитание в пределах 6» отводится 26 часов. Данный урок является первым в этом разделе. Учащиеся  знакомятся  с  числом  5,учатся  писать  цифру  5, уточняют  свои  представления  о  пятиугольнике. Урок  проводится  в  форме  путешествия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Число и цифра 5.60.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  урока

Тема: "Число и цифра 5. Состав числа 5"

Цель:  познакомить с  числом  и  цифрой  5,  с  составом  числа 5, сформировать

представления  о  пятиугольнике.

Задачи урока:  

обучающие – ввести число 5 с опорой на числовой отрезок, научить соотносить  

число 5 с количеством предметов, познакомить с алгоритмом письма  цифры 5, упражнять в написании цифры  5, познакомить  с   образованием числа 5, с действиями сложения и вычитания в пределах 5, ввести понятие «пятиугольник», учить   различать пятиугольники  среди геометрических  фигур; 

 развивающие – развивать мелкую моторику, мыслительные операции, речь, творческие способности,   умение применять полученные знания на практике, умение организовать свою деятельность во время групповой работы,  умение  оценивать себя;

 воспитательные воспитывать культуру общения, самостоятельность, повышать интерес к предмету за  счёт   показа демонстрационных фрагментов  с помощью  проектора.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

      знать: графический образ цифры 5, состав числа 5, знать, что такое «пятиугольник»; 

      уметь: уметь писать цифру 5, выполнять сложение и вычитание в пределах 5 с опорой

      на числовую прямую, находить пятиугольники среди геометрических фигур.

  1. Личностные:  уметь высказывать собственную позицию,  слушать других, уважать их мнение,  договариваться и приходить к общему суждению в совместной деятельности,   адекватно оценивать свою работу на уроке и работу   одноклассников.
  2. Метапредметные: уметь определять тему урока, принимать учебную задачу, прогнозировать предстоящую деятельность  и  намечать пути её решения, понимать причину своих ошибок.

Тип урока:  постановка  учебной  задачи. 

Форма урока:  урок-путешествие

Используется технология деятельностного  метода.

Формы работы:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

Техническое обеспечение урока: компьютер,  мультимедийный проектор, экран, индивидуальные карточки с    цифрами, листы с заданием (состав числа 5), интернет-ресурсы коллекции ЕК ЦОР,  презентация, наборы  геометрических  фигур  для  групповой  работы, рабочая  тетрадь  на  печатной  основе к  уроку  (автор Петерсон Л.Г) .

Медиаматериалы:

интернет-ресурсы:

  1. Интернет-ресурс  коллекции ЕК ЦОР  «Алгоритм письма цифры 5» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/dd98763a-48c0-540e-0270-31541bd96e90/ELSP-A2-Gr-001-001-03-19-07/resource/DL_RES_d50a53eb-cf3d-47c6-a649-9aafb0599212.zip
  2. Интернет-ресурс «Состав числа 5»  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/489ce605-2ee2-4285-bf78-a85dbe4bfe56/%5BNS-MATH_1-21-36%5D_%5BIM_027%5D.html
  3. Музыкальное произведение http://bomzha.net/audio/108739038/42066/Barbariki-Robot_Bronislav_-_(bomzha.net).mp3

 Использованная литература:

  1. Петерсон Л.Г. Математика «Учусь  учиться». 1 класс.  Часть 1. М.: Ювента, 2012.
  2.  Петерсон Л.Г. «Математика. 1 класс: методические рекомендации. Пособие для учителей», 3. Петерсон Л.Г. «Устные упражнения на уроках математики.

Время  реализации урока:  35 мин

 План урока:

Этапы урока

Время

1.

Организационный момент

1 мин

2.

Мотивация  к учебной  деятельности  

1 мин

3.

Актуализация опорных  знаний  

5 мин

4.

Фиксация  затруднений   в деятельности

1 мин

5.

Построение проекта  выхода  из  затруднений

3 мин

6.

Целеполагание

1 мин

7.

Открытие  нового  знания

6 мин

8.

Первичное  закрепление

7 мин

9.

Самостоятельная  работа  с  самопроверкой

3 мин

10.

Включение  в  систему  знаний  и  повторение

4 мин

11.

Рефлексия

2 мин

Ход урока. 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности детей к уроку.
  3. Организация внимания всех учащихся.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Встали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

 

Приветствуют учителя. Показывают  готовность к уроку.

II. Мотивация к учебной деятельности

Демонстрация   робота, предлагающего

совершить путешествие на свою планету.

- Ребята, угадайте, кто  сегодня  у  нас  в  гостях:

Сам  электрический,

Мозг  металлический.

- Робот  Бронеслав  прилетел к нам в гости с заманчивым  предложением: он  хочет  пригласить  вас  на  свою  планету роботов. Согласны  ли  вы  отправиться  в  путешествие?

- А  на  чём  мы  полетим, ребята?

Соглашаются отправиться в путешествие.

III. Актуали-зация опорных знаний

  1. Восстановление  закономерности.

- До космического корабля нужно добраться. Что вы видите на своей дороге?

- какое задание можете предложить?

Демонстрация  ряда чисел, указывающего направление к космическому  кораблю.

  1. Какие  числа  вы  видите?
  2. Найдите  закономерность  числового  ряда.
  3. Восстановите  пропущенные  числа, чтобы  добраться  до  космического  корабля.

Организую проверку ответов с помощью  экрана.

- Посчитайте хором до  10  и  обратно.

-Какое число находится правее числа 3, какое число предшествует числу 2, какое число находится между числами 4 и 6?

  1. Устный счёт.

 Демонстрирую  числовые  выражения, возникающие  на  пути.

- Найдите  значение  числовых  выражений.

Подвожу к названию планеты.

- Почему рядом с последним выражением стоит знак вопроса?

- Покажите карточку с результатом последнего выражения?

Устанавливают закономерность и продолжают  ряд.

Проверяют  ответы на  

экране.

Складывают и вычитают числа в пределах 4, показывая ответ с помощью индивидуальных карточек.

IV. Фиксация затруднений в деятельности

Обращаю  внимание  на разные  варианты  ответов  последнего  выражения (3+2). Выясняю причину  разных  ответов.

- Почему  в последнем  выражении у  вас  получились  разные  ответы?

- Как  же  выяснить,  кто  прав?

Высказывают  свои  мнения.

Говорят о необходимости  проверки  последнего  результата на  числовой прямой.

V. Построение  проекта  выхода из  затруднений

- Напомните  алгоритм  работы  с  числовой  прямой.

Демонстрирую проверку   вычислений на числовой прямой.

 - Посмотрите на экран. С  чего  начнём  проверку?

- Нашли  число 3, что  делаем  дальше?

- Какой  ответ  получили?

Рефлексия:

- Поднимите  руку, кто  оказался  прав, поднимая  карточку  с  ответом «5»?

- Те  кто,  поднимали  карточку  с  другим  ответом, как  вы  думаете, почему  вы  ошиблись?

Называют  алгоритм:

  1. Найти первое число на числовой прямой.
  2. Определить направление движения.
  3. Отсчитать нужное количество  шагов  в выбранном направлении.
  4. Отметить конечный результат- ответ.

Аргументируют проверку  по алгоритму  работы  с числовой  прямой.

Высказывают  своё  мнение о том,  что  не  умеют  хорошо считать  в  пределах 5, плохо знают состав числа 5.

VI.Целеполага-ние              

Предлагаю сформулировать тему и цель урока.

- Как  же  мы  назовём  сегодняшний  урок?

- А  зачем  ребята,  нужно  уметь  считать в пределах  пяти? Для  чего  вам  это  нужно?

- Сможем ли  мы научиться считать в пределах 5 в нашем  путешествии?

- Давайте проверим.

 Формулируют  тему и цель  урока.

VII.«Открытие» нового знания

  1. Знакомство  с  названием  планеты  роботов.

- Кто  догадался,  как  же называется  планета  робота  Бронеслава?  

2.Выясняю представления детей о числе 5

-  Робота Бронеслава интересует, что знаете вы о его планете, т.е.  о  числе 5?

- Где   встречали это число на своей планете?

- На  каком  месте  находится  на  числовой  прямой число 5?

- Какие  соседи  у  числа  5?

- Какой  цифрой  обозначается на письме?

  1. Знакомлю с алгоритмом написания цифры 5.

- Вы много знаете о числе 5, а кто умеет правильно писать цифру 5?

- Давайте проверять, так ли это.

  1. Показ образца написания цифры 5 на экране ,
  2. Демонстрация видеофрагмента интернет-ресурсаhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip/dd98763a-48c0-540e-0270-31541bd96e90/ELSP-A2-Gr-001-001-03-19-07/resource/DL_RES_d50a53eb-cf3d-47c6-a649-9aafb0599212.zip

Видеофрагмент сопровождается инструкцией: 
- Начинаем писать немного правее середины верхней  стороны клетки, ведём наклонную линию  чуть выше середины клетки, потом вправо пишем  полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от линии  вправо пишем волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки. 

  1. Письмо цифры  в  воздухе.

-Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5. 


4.Письмо цифры 5 в рабочей тетрадке с инструкцией.

4.Выясняю представления о пятиугольнике,  

- Роботу очень понравились ваши красивые «5» и теперь он хочет вас познакомить с важными  местами на своей планете.

Демонстрирую  карту  путешествия по планете робота Бронеслава.

- Что  вы  видите  на  экране?

- Что получится, если соединить эти точки?

- На  какую  геометрическую  фигуру  похожа  карта?

- Что  вы  знаете  о  пятиугольнике?

- Как  эта  фигура  связана  с  темой  урока?

Отвечают на вопросы.

Смотрят на экран.

Письмо цифры  в  воздухе.

Пишут цифру 5 в тетрадях.

Рассказывают, что знают о пятиугольнике.

Объясняют, почему  об  этой  фигуре  идёт  речь  на уроке.

VIII. Первичное закрепление

Организую путешествие от  лица  робота по планете, используя  карту  

Первое место, которое мы посетим – мастерская роботов. Как вы думаете, почему это место так называется?

1.Групповая  работа (мастерская роботов). 

Раздаю каждой  группе  набор  геометрических  фигур. Предлагаю найти пятиугольники (необходимые детали для  сборки  роботов) и собрать  из  них  своего  робота. Каждая группа должна придумать своему роботу имя и объяснить, почему он так называется.

Проверяем  работу  групп.

Рефлексия:

- Всё ли у вас получилось?

- Смогли договориться и работать дружно?

- Понравилось ли  вам  работать в группах?

Прошу  оценить эту  работу с помощью  жестов.

2.Физкультминутка (спортзал  для  активного  отдыха  для  роботов)

- Ребята, наш робот интересуется, любите ли вы отдыхать?

- У роботов есть комната отдыха. Давайте попробуем отдохнуть, как роботы.

Включаю музыку.

Вызываю несколько учеников, которые под музыку придумывают движения роботов, а остальные повторяют.

  1. Работа  в рабочей  тетрадке (зал Звёзд).

- Роботы очень любят смотреть на звёзды. А вы ребята, любите?

Выясняю и уточняю знания детей о звёздах, обращаю внимание на многозначность слова, на связь с темой урока.

- Что  вы  знаете  о  звёздах?

- Бронеслав хочет с вами поделиться тем, что он знает о звёздах:

Знаете ли вы, что  звезды различаются и по яркости  и блеску. Бывают звёзды гиганты (самые горячи, самые  яркие) и карлики. Солнце – тоже звезда.

- Кто умеет рисовать звезду?

- Кто может показать, как рисуется звезда на доске?

Показываю построение звезды на доске.

- Постройте  свою  звезду    в рабочей  тетрадке (стр. 40 №2).

Разбиваются на группы, распределяют обязанности. Находят пятиугольники и собирают  в  группах своего  робота.

Демонстрация роботов.

 

Самооценка  работы  своей  группы.

Повторяют  движения.

Отвечают на вопросы.

Строят звезду в рабочих тетрадях

IX. Самостоятель-ная работа с самопроверкой.

4.Самостоятельная  работа (дом  Знаний)

- Роботы не только отдыхают, но и учатся. Для этого у них есть дом Знаний.

- Давайте покажем роботу Бронеславу, чему же мы сегодня научились, путешествуя по его планете.

Раздаю листы с заданием.

- Что вы видите? Какое задание вам хочет предложить робот, кто догадался?

- Как быть, если вы не вспомните, как  получить число 5? Что вам поможет?

- Заполните окошки  дома.

Организую проверку результатов с помощью экрана(демонстрирую видеофрагмент интернет-ресурса   «Состав числа 5»  http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/489ce605-2ee2-4285-bf78-a85dbe4bfe56/%5BNS-MATH_1-21-36%5D_%5BIM_027%5D.html)

Рефлексия:

- Поднимите руку, кто не справился?

- Кто допустил ошибку?

Предлагаю  оценить свою работу с помощью  линейки  оценок.

Выполняют задание, опираясь  на числовую прямую при необходимости.

Проверяют себя по экрану.

Оценивают  свою работу с помощью  линеек  оценки.

X. Включение в систему знаний и повторение.

5.Работа  в  РТ стр. 41 №5 (студия  творчества)

- Последнее место, которое нам хочет показать робот- студия творчества. Как вы думаете, почему оно так называется?

- Что мы будем делать в этой студии?

Предлагаю, используя  выражения в РТ, придумать  рисунки, опираясь  на состав числа.

Проверяю, что получилось.

Рефлексия:

- Получилось ли применить своё творчество?

- В чём оно выражалось?

От  лица  робота, предлагаю  возвращаться   домой.

- Наше  путешествие  подошло  к  концу. Понравилось  ли  вам  оно?

- Давайте  скажем  роботу  Бронеславу  спасибо  и  до свидания!

Придумывают  свои  рисунки к исходным  выражениям.

XI. Рефлексия.

- Понравилось  ли  вам  наше путешествие?

- Какое место на планете робота понравилось больше всего? Чем?

- Давайте  скажем  роботу  Бронеславу  спасибо  и  до свидания!

Подвожу итог   урока- путешествия.

- Какова  была  тема нашего урока?

- Какую  цель  мы  поставили?

- Достигли ли  мы  поставленной  цели?

- Что  нового и полезного для  себя  узнали?

Предлагаю наметить перспективу дальнейших действий  и  оценить  свою  работу  на  уроке.

Заканчиваю урок.

                                               

Отвечают на вопросы.

Оценивают  жестами   свою работу: 

 «хорошо поработали»          

     «плохо  поработали»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Число и цифра 7. Состав числа 7.»

Проведение этого урока с использованием игровых технологий позволяет детям лучше усвоить новый материал....

Урок математики по теме: " Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).”

Урок математики по теме: "Число и циф­ра 8. Состав числа 8 (ре­шение учебной задачи).” Цели урока: Познакомить с числом 8, его составом, написанием цифры. Задачи: Обучающие: фо...

Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5

Урок-путешествие для учащихся 1-го класса и старшей группы детского сада по страницам книги К. Чуковского «Муха-цокотуха» с интересными и увлекательными заданиями в игровой форме....

Число и цифра 5.Состав числа 5.Пятиугольник.1класс

Конспект урока и презентация по математике 1классс Л.Г.Петерсон "Число и цифра 5.Состав числа 5.Пятиугольник" (урок изучения нового материала)...

« Число и цифра 7. Состав числа 7»

конспект урока по ФГОС...

Число и цифра 7. Состав числа 7. Сложение и вычитание в пределах 7 (1 класс).

Конспект урока по математике по программе "Перспектива" (Л. Петерсон)...

Конспект урока по математике в 1 классе. Тема: Число 5, цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах пяти. Пятиугольник.

Урок  по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенностями развития ...