«Использование проблемно-диалогического метода на уроках математики».
консультация по математике (2 класс) по теме

Черномазова Елена Александровна

Одарённые дети или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно - чудесное дитя) - дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Одаренность - это индивидуальные особенности человека, имеющие отношение к успешности в какой-либо деятельности, которые несводимы к знаниям и навыкам, но обусловливают легкость их приобретения. Но есть нюансы: не каждый отличник - вундеркинд, но не каждый одаренный ребенок - отличник. Многое зависит от социальной адаптации, воспитания, темперамента. Одно точно ясно - ребенок, который самостоятельно проявляет не свойственные возрасту способности в одной или нескольких отраслях знания - одарен.

Задача каждого педагога - поиск и поддержка талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyst_na_pedsov_ispolz.probl_.-dialog.obuch_.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете Черномазовой Е. А.

Тема педсовета: «Система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение в течение всего периода становления личности».

Тема выступления: «Использование проблемно-диалогического метода на уроках математики».

«Каждый ребенок хочет действовать,                      Каждый ребенок хочет быть

во взаимоотношении.

Вокруг – захватывающий мир

Для исследования.

Эти три представления являются

основными для работы с детьми».

М. и Р. Снайдер

 

Нас, педагогов, издавна волнуют вопросы: как вовлечь каждого ученика в учебную деятельность, как сделать, чтобы урок был интересен абсолютно всем ученикам, чтобы появилась потребность в ежедневном познании, как превратить учеников в работоспособный коллектив, как сохранить атмосферу познания нового?

        Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.

        Технологии проблемно-диалогического обучения особенно заинтересовали нас тем, что они работают и на развитие одаренных детей, и на усвоение программы всем классом, включая «слабых» ребят.

        Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

        Использование проблемного диалога на уроках математики, как и другие формы обучения требуют от его участников определенного опыта. Для введения учащихся в ситуацию диалога рекомендуется использовать такие элементы, как:

  1. наличие базовых знаний, коммуникативного опыта;
  2. установка на самоизложение  и восприятие иных точек зрения;
  3. поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся начальных классов вопросов и проблем, благодаря которым может сложиться собственное осмысление изучаемого материала;
  4. переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и заданий;
  5. проектирование способов взаимодействия школьников, их возможных ролей;
  6. выявление таких суждений в диалоге, которые трудно заранее предусмотреть.

Приведу пример:

Устный счет в 1 классе:

3 + 6        7 + 1   2 + 6

5 + 2        4 + 5        7 + 5 = ?

Последний пример «выбивается» из общего ряда и вызывает у детей затруднения. Возникает проблемная ситуация. Для вывода из неё разворачивается побуждающий диалог, направленный на осознание учениками своего затруднения и формулирование проблемы.

- Почему вы не можете решить этот пример?

- Мы таких примеров ещё не решали.

- Каких таких?

- Где получается больше десятка.

- Кто догадался, какой будет тема сегодняшнего урока?

- «Сложение с переходом через десяток».

Перехожу к следующему творческому этапу: поиску решения.

- Как можно решить такой пример?

Дети начинают предлагать варианты решения.

Понятно, что детские гипотезы могут быть и неверными, но каждый ребенок имеет право на ошибку. Так что здесь «золотое» правило учителя – принять каждую гипотезу, никого не обидев: и все-таки: какая из ученических гипотез верна? Вновь на помощь приходит диалог, который побуждает учеников оценить предложенные варианты решения и выбрать верный. В результате дети приходят к выводу, что лучший вариант – это тот вариант, когда второе слагаемое представляется в виде суммы двух чисел, одно из которых дополняло бы первое слагаемое в примере до десятка.

 Другой пример:

Ученик 2 кл. получил два задания:

А)  от 6 отнять3 и 1

Б) от 6 отнять разность чисел 3 и 1

Он записал и вычислил так:

6 – 3 -1 = 2

6 - 3 – 1 =4

Такая запись вызывает у детей удивление:

- Почему при одинаковой записи в левой части, в правой части получается разный результат? После анализа действий, учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильными и зависят от того, в какой очередности выполнять вычисления.

Возникает вопрос, как записать этот пример, чтобы получить правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они приходят к понятию скобок и к порядку выполнения действий:

  1.   2                  

        6 – 3 – 1 = 2

  1.  1

        6 – (3 – 1) = 4

А вот как можно познакомить детей с понятием «круг» и понятием «окружность»:

                                                                                 С

  1.                          2)                        3)                                   4)  

                                                                    В

                                                                                               Д

                   А        Д                                                 А

                                                                                   


 5)   В                          С            6)                            7)                        8)

 

Вопросы и задания к ученикам:

  1. Какие из нарисованных на доске фигур можно назвать линиями?
  2.  Уточните, какие из нарисованных линий являются ломанными, а какие – кривыми? (2, 4 – ломаные, остальные – кривые.)
  3. Разделите кривые на 2 группы: замкнутые и незамкнутые. Какие фигуры окажутся в первой группе, а какие во второй? (замкнутые  кривые линии – 3, 5, 6; незамкнутые – 7, 8).
  4. В фигурах 3, 5, которые являются замкнутыми кривыми линиями, расставлены точки. Можно ли утверждать, что расстояние от точки О до точек А, В, С, Д в каждой фигуре одинаковое? (В фигуре 3 расстояния не одинаковые, а в фигуре 5 – одинаковые.)
  5. К доске приглашаются два ученика, которые, измерив, расстоянии от точки О до точек А, В, С, Д  в каждой фигуре при помощи линейки и циркуля убеждают класс в том, что это действительно так.
  6. Как выдумаете, почему фигура 5 является окружностью, а фигура 3 не является окружностью? (Потому, что в фигуре 5 расстояния от точки О до точек А, В, С, Д, а также всех остальных ее точек одинаковые, а в фигуре 3  - разные).
  7. Назовите существенные признаки окружности. (Это кривая  замкнутая линия; в которой расстояния от точки О, называемой центром окружности, до всех точек окружности одинаковые).
  8. Можно ли назвать окружностями фигуры 6, 7? (Нет. Фигура 7 не является замкнутой кривой, а фигура 6 не имеет центра, расстояния от которого до всех точек фигур были бы одинаковыми).
  9. Если мы отметим любую другую точку на окружности 5 и измерим расстояние от точки О – центра окружности – до данной  точки, оно будет одинаковым с расстоянием от точки О До точек А, В, С, Д? (Да).
  10. Расстояние от центра окружности О до любой точки на окружности называется радиусом и обычно обозначается латинской буквой  R.

Используя циркуль постройте в тетради две окружности с одинаковым радиусом, равным 2 см.

  А                                       А

                                                 

  1. Закрасьте ту часть тетрадного листа, которая ограничена первой окружностью. (Пока ученики выполняют задание, учитель вывешивает на доску большой лист бумаги с таким же рисунком как у учеников.)
  2. Как вы думаете, чем можно объяснить, что первая фигура называется кругом, а не окружностью? (Первая фигура закрашена,т.е. ей принадлежат все точки, находящиеся внутри этой  фигуры и она называется кругом).
  3. Чем отличается круг от окружности?
  4.  Послушайте стихотворение и постарайтесь разрешить спор, возникший между кругом и окружностью:

 

Встретились окружность с кругом,

 Спорить стали вот о чем:

Кто главнее всех в округе?

Кто сначала, кто потом?

Круг сказал, что он главнее:

«Я большой и посмотри,

Весь заполнен в середине,

И по краю, и внутри».

 Тут воскликнула окружность:

«Жить не сможешь без меня!

Я не просто загогулька –

А граница я твоя!»

Долго спорили фигуры,

Кто из них кого главней,

И соседей опросили,

И знакомых, и друзей.

Но закончить этот спор

Не смогли и до сих пор,

В чью же пользу и без ссор

Разрешится этот спор?

Ученики высказывают свое мнение о том, какую фигуру они считают «главнее».)

  1. Какие знакомые вам предметы имеют форму круга, а какие – форму окружности?

Таким образом, опираясь ан знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами можно вести целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения нового материала. Именно проблемное обучение обеспечивает прохождение учащимися на уроке всех основных этапов научной деятельности ,формирующей творческую, эрудированную, интеллектуальную личность. Проблемно-диалогический метод обучения способствует развитию не только одаренных детей, но и всех учащихся в целом.

 

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Использование проблемно-диалогического метода на уроках математики».

                                                 Подготовила:

 учитель начальных классов

 Черномазова Е.А.

                                                           2010г.

       .О

       

      .О

     

 

     О

     

       

      О


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе

статья как можно использовать проблемно-диалогическое обучение на уроках в начальной школе...

Разработка урока математики в 1 классе (УМК «Школа России») с использованием проблемно-диалогической технологии.

Разработка урока математики в 1 классе (УМК "Школа России")  с использованием проблемно-диалогической технологии...

Правила переноса слов. План-конспект урока русского языка в 1 классе с использованием проблемно-диалогической технологии

Правила переноса слов. План-конспект урока русского языка в 1 классе с использованием проблемно-диалогической технологии (для зачётной работы в СИПКРО)...

Пример проведения исследовательской работы с текстом с использованием проблемно-диалогической технологии.

Фрагмент урока русского языка в 4 классе на основе текстового материала с использованием диалоговой технологии....

Использование проблемно-диалогических технологий как средство успешной реализации требований ФГОС к результатам образования.

Использование проблемно-диалогического обучения на уроках для достижения поставленных задач  Федерального  компонента государственного стандарта начального общего образования...

Фрагмент урока математики с использованием проблемно-диалогической технологии

Фрагмент урока математики с использованием проблемно-диалогической технологии...