Мастер-класс "Формирование УУД в 1 классе"
учебно-методический материал по математике (1 класс) по теме

Метелёва Ирина Геннадьевна

Материал мастер-класса содержит презентацию, информацию о видах и характеристику УУД. УУД рассматриваются на примере урока математики в 1 классе по теме "Задача"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klassformirovanie_uud_v_1_klasse.rar2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс

«Формирование УУД в 1 классе»

Добрый день уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер- класс «Формирование УУД в 1 классе» (слайд 1)

Задачи мастер- класса:

- Познакомить с перечнем универсальных учебных действий, которые должны быть сформированы у обучающихся в первом классе.

Формирование УУД рассмотрим на примере урока математики в 1 классе.

Тема урока: Задача.

Цель урока:

 Сформировать представление  о структуре задачи, умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

УУД, формирующиеся на данном уроке:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

-Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (слайд 2-14).

         

На этапе мотивации к учебной деятельности организуется актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности, создаются  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, устанавливаются тематические рамки.

С помощью учителя уточняется тип урока, определяются шаги учебной деятельности (слайд 15)

На данном этапе урока формируются коммуникативные  УУД:

Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; Умение оформлять свои мысли в устной форме; Умение слушать и понимать речь других.

На этапе актуализации опорных знаний организуется работа в парах, учащимся предлагается сгруппировать предметы на картинке по определенному признаку, объяснить  свой вид группировки и составить по 4 выражения. А затем к каждому выражению придумать  рассказ с вопросом. (слайд 15)

На данном этапе формируются следующие УУД: Познавательные:

умение преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять математические рассказы на основе простейших математических моделей;

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

На следующем этапе урока под руководством учителя происходит выявление места (шаг, операция) затруднения; - фиксирование во внешней речи причины затруднения. Учитель организует данный этап, предложив ребятам послушать и сравнить два рассказа, рассмотреть, чем они похожи и чем отличаются.

Проблемный вопрос фиксирует причины затруднения во внешней речи.

– Как вы думаете, какой из этих рассказов можно найти в учебнике математики, а какой – в книге по чтению?

– Кто знает, как на языке математики называется первый рассказ? (Затруднение). Почему вы не можете ответить? (не знаем, не изучали) (слайд 16-17)

 На данном этапе формируются следующие УУД:

Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

На этапе формулирования темы урока, постановки цели и составления плана урока учитель при помощи проблемно- диалогического организует постановку цели урока, составляется  совместный план действий. (слайд 18)

Данный этап урока способствует формированию Коммуникативных УУД:.Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.  РегулятивныеУУД: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Этап открытия нового знания строится на основе выполнения заданий учебника, с помощью организованного учителем подводящего диалога.

 Учащимся предлагается прочитать два текста, выяснить, какой из данных текстов является задачей.

– Какой из этих же рассказов можно  называть словом «задача»?

- Почему?

Почему не можете ответить?

- давайте сравним, чем отличается 2 текст от первого? (во 1 тексте есть вопрос)

- Вы можете на него ответить?

- Значит, что должно быть в задаче? (вопрос)

Фиксированию нового знания в речи и знаках способствует работа с  текстами:

Это задача? (Нет)

- Почему, ведь вопрос есть. (Нет данных)

- Что же должно быть кроме вопроса в задаче … (данные, условие)

Это задача? (Нет)

- Почему, ведь здесь есть условие, вопрос? (Вопрос не подходит к условию)

-Значит в задаче вопрос, связан с условием.

-Давайте сделаем вывод. Из чего должна состоять задача?

С помощью учителя происходит фиксирование нового знания в речи и знаках.

При выполнении задания (слайд 25)  учитель организует работу в парах по составлению математического рассказа, учит оформлять условие задачи с помощью схемы, записывать решение и ответ.

- Как можно ее решить.

- В математике принято оформлять условие задачи схемой, записывать решение и ответ.

-Как вы думаете, чему мы сейчас будем учиться?

(правильное оформление задачи записывается в тетрадь)

На данном этапе формируются следующие УУД: Познавательные УУД: Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Умение работать по коллективно составленному плану Регулятивные УУД.

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи учитель организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи, идет работа в паре.

Выполняя задание №3 учебника, учащиеся подчеркивают в условии ключевые слова и данные. Вызывается к доске пара, которая заполняет схему, дети на местах сравнивают свои записи с записями на доске. Затем предлагается самостоятельно записать в паре решение и ответ. А потом запись сверяется и уточняется с помощью педагога.(слайд 26)

На данном этапе формируются следующие УУД: Умение проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД.)

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

На этапе Самостоятельной работы с проверкой по эталону учителем организуется выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверка по эталону, выявление места и причины затруднений, работа над ошибками, самооценка по алгоритму. Работа строится на материале учебника, ребята выполняют задание №4.

Эталон для самопроверки на доске. (слайд 27)

 На данном этапе формируются следующие УУД: Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Этап рефлексии учебной деятельности способствует фиксации нового содержания урока. Учитель в форме диалога организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.

- Какова была тема урока?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

-Чему вы научились на уроке?      

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией, умение объяснять, слушать друг друга. Какими кружочками обозначим наши действия?)

Расскажите по схеме:                  узнал

                                     Я      запомнил

                                              смог

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый (слайд 28-29).

 На данном этапе формируются следующие УУД: Умение проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...