Главные вкладки

    Открытый урок по математике в 3 классе « Умножение 9 и соответствующие случаи деления»
    методическая разработка (математика, 3 класс) по теме

     Павлова Оксана Леонидовна

    Урок был проведен в рамках методической недели .Дети приняли активное участие в подготовке урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otk_ur_na_9.docx24.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тип урока:  урок новых знаний

    Форма: урок – игра

    Задачи урока:

    1. Составить таблицы умножения 9 и на 9, рассмотреть соответствующие случаи деления;
    2. Закрепить знание таблицы умножения;
    3. Развивать логическое мышление учащихся через работу по формированию приёмов логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
    4. Учить решать задачи разными способами;
    5. Воспитывать чувства ответственности, доброту, способность прийти на помощь людям в трудную минуту.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    Ну-ка проверь дружок, готов ли ты начать урок

    Все ль на месте?

    Все ль в порядке?

    Ручка, книжка и тетрадка?

    Все ли правильно сидят?

     Все ли правильно глядят?

    Каждый хочет получать

    Лишь оценку только «пять»

    1. Сообщение темы и задач урока.

    - Сегодня  совершим увлекательное путешествие в мир математики, узнаем много нового, будем решать задачи, примеры, даже научимся колдовать,  но будем помнить о том, что без точного счета не сдвинется с места любая работа.

         - Какое время года за окном?

    - Назовите самый любимый праздник, который люди отмечают зимой?

    - А,  как известно, накануне Нового года могут совершаться необыкновенные чудеса, волшебство!

    - А в какой стране родилась традиция отмечать Новый год? Вы это узнаете, если правильно решите математическую цепочку.

    (Слайд 2)

    38 Россия

    70 Англия       7:7x64:8+72:10x5+2:6x9+7

    27 Италия

    Да,  на самом деле в Англии первыми решили отмечать Новый год , надеясь на изменения жизни к лучшему, на исполнение всех своих  желаний. (слайд 3 )

    - А что за гостья к нам пришла накануне праздника? Всегда холодна, зла, вместо сердца кусок льда?(слайд 4)

    - Жительницей какой сказки является Снежная Королева?

    - Заколдовала она хорошего мальчика Кая, не помнит он теперь, что такое доброта, отзывчивость, холодно его сердце и наша с вами задача – расколдовать его. Но это будет не просто, нас ждут трудные испытания. За каждый правильный ответ Кай вам будет давать снежинку.

    III. Подготовка к основному этапу урока.

    - Замела Снежная Королева пути- дорожки, не проехать, ни пройти, а Каю так нужна наша помощь. Поможем?  (на доске)

    1   2   3   4    5   .   .   .  

    1   4   9   16  25 .   .   .    

    - Как связаны между собой числа первой и второй строк?

    - Правильно, каждое число первой строки, умноженное само на себя, составляет новую строку.

    - Пользуясь найденной закономерностью – продолжите на три  числа каждый ряд.

    - Чем отличается первый ряд от второго? (однозначные, двузначные)

    - Назовите самое большое однозначное число. (9)

    - Я важней всех потому,

      Что запутать вас могу,

      Если я перевернусь,

      То другою окажусь.    (в руках 6 и 9) (слайд 5)

    - Что можете сказать о числе 9?

    - число 9 тоже с нами отправляется на помощь мальчику и поможет нам его расколдовать, потому что числу 9 всегда приписывали таинственную силу. В одни времена – добрую, в другие  - недобрую. «У девяти не будет пути» - говорили в древности. В русских народных сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве», в «тридесятом государстве».

           У древних греков за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей, существовало 9 муз – покровительниц наук и искусств. Наверное, потому, что 9 – самое большое из натуральных чисел, оно стало в науке о числах – нумерологии – символом материального успеха.

    IV. Открытие детьми нового знания.

    - Число 9 показывает нам путь, по которому предстоит идти, чтобы расколдовать мальчика.

    (ученики выходят к доске и составляют таблицу умножения , рассказывают соответствующее стихотворение)

    9, 18, 27, 36, 45, 54, …, …, …., ….

    - Что можете сказать об этом ряде чисел?

    - Что общего у всех чисел данного ряда?

    - Пользуясь этим рядом чисел – составим  произведения, первый множитель которых равен 9. Мы пишем на доске, а вы в своих тетрадях .

    9 x 1 = 9

    9 х 2 = 18

    9 х 3 = 27  

    9 х 4 = 36        

    9 х 5 = 45          

    9 х 6 = 54

    9 х 7 = 63                

    9 х 8 = 72        

     9 х 9 = 81          

    9 х 10 = 90

    Ученики и ученицы!
    Чтоб было проще вам считать,
    Мы Пифагорову таблицу
    В стихах решили написать.

    Но для начала по порядку
    Беремся умножать ДЕВЯТКУ!

    Умножим девять на один,
    Историю страны листая,
    Пусть помнит каждый гражданин
    О славном дне – ДЕВЯТОМ мая!

    Умножить девять на два просто,
    А чтоб не забывать ответ,
    Запомни: твой «гражданский» возраст
    Начнётся в ВОСЕМНАДЦАТЬ лет!

    «Девятка на три», вслух считаем,
    Здесь ДВАДЦАТЬ СЕМЬ - решенье есть!
    А на четыре умножаем –
    Получим ровно ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ!

    Совсем не сложно научиться
    На пять девятку умножать!
    Должно в итоге получиться
    Произведенье СОРОК ПЯТЬ!

    А чтоб на шесть умножить девять,
    Нам ничего не нужно делать!
    Мы с вами это проходили,
    В ответе – ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ!

    А вот и умница Мальвина
    Прилежно учит Буратино,
    И говорит ему: «Смотри,
    Девятью семь – ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ»!

    Девятью восемь - вот задача,
    Давай, работай, голова!
    Но нас не подвела удача,
    Даём ответ - СЕМЬДЕСЯТ ДВА!

    На девять девять умножаем,
    Ответ в таблице проверяем,
    А равен, судя по всему,
    Он ВОСЕМЬДЕСЯТ ОДНОМУ!

    Пример последний остаётся,
    И он нам сразу поддаётся!
    Девятью десять – это просто!
    В ответе - ровно ДЕВЯНОСТО

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  (слайд 6)

    Заморозила нас совсем Снежная королева, давайте погреемся!

    Дом построен из сугроба!

    А какой вышины?

    Вот такой вышины!

    Белый коврик у порога!

    А какой ширины?

    Вот такой ширины!

    Погляди-ка потолки ледяные,

    Высоки-превысоки, кружевные!

    Мы по лестнице шагаем,

    Выше ноги, топ, топ,

    Двери комнат отворяем,

    Справа хлоп и слева хлоп!

    - Итак  у нас получилась таблица умножения 9.

    - Какие произведения вы встречаете впервые?  (9 х 9 = 81, 9 х 10 = 90).

    - Что значит 9х9?

    - Давайте проверим: 9+9+9+9+9+9+9+9+9+9=90 (счёт цепочкой)

    -А вы знаете что таблица умножения на 9 – это таблица – перевертыш Почему? Кто же из вас внимателен?

    ( Стоит переставить цифры в  ответе второго примера. Получится ответ последнего .Так же и  в других ответах. Показать)

    - Как можно по данным примерам составить примеры на деление, какое правило применим?

    - Откройте учебник на стр. 59. Какую новую таблицу вам предлагает Знайка?

    - Почему в этой таблице всего два примера?

    - Какое чудо произошло – мы познакомились с последней таблицей умножения, а впереди – новые испытания, надо расколдовать Кая и обхитрить Снежную королеву.

    V. Закрепление знаний.

    1). - Повела рукой Королева и решила запутать вас и предлагает  задание- Решить задачу №4  на странице 59. (слайд 7)

    - Прочитайте условие задачи.

    - О чём говорится в задаче? (О проводе длиной 50м).

    - Какие действия с ним выполняли? (Отрезали 8м, потом 7 м).

    - Что нужно узнать в задаче? (Сколько метров провода осталось).

     

    А сейчас представьте, что вы мастера участков и вам надо отрезать 8м провода и 7м.

    - Как вы это будете делать? (Сначала отрезали 8м, потом ещё 7м).

    - Как ещё можно найти остаток провода? (Сначала отрезали вместе 8м и 7м).

    Решите задачу разными способами

    Покажем Снежной Королеве – какие мы умные, и нас нельзя сбить с пути.

    2)  Снежная Королева 36 больших снежинок и 45 маленьких  разложила  поровну в 9 коробок. Сколько снежинок будет в каждой коробке?

    - Что известно?

    - Что спрашивается?

    - Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

    - Что узнаем первым действием? Вторым?

    (решение с доски, самопроверка и самооценивание)

    3). – Понравилась Снежной  Королеве ваша смекалка, находчивость, умение преодолевать трудности, расколдовала она мальчика и  вернула ему все душевные качества, без которых так трудно жить на свете, а в награду – научит вас колдовать. Вы готовы к сюрпризу и превращениям?  ( слайд 8)

    - Положите обе ладони на стол и запомните номера ваших пальчиков:

        (с мизинца левой руки по порядку от 1 до 10)

    - Внимание! Сейчас ваши пальчики превратятся в калькулятор. Проверим?

    - Чтобы умножить на 9, вам достаточно найти пальчик с таким же номером и сосчитать, сколько пальцев слева и справа от него. Число пальцев слева показывает первую цифру произведения (десятки), а число пальцев справа – вторую цифру (единицы). Проверим: 2 х 9 = 18, 7 х 9 = 63, 9 х 9 = 81.

    4) превращения именованных чисел. №5стр.59

    Любит Снежная королева превращения и колдовство и дает нам возможность попревращать.

    VI. Контроль и самоконтроль.

    1) Арифметический диктант (слайд 9)

    - Сейчас я буду называть вам примеры, а вы запишите только ответы.

    3 х 9,  9 х 9,  27 : 9,  45 : 9,  8 х 9,  4 х 9,  63 : 9,  , 36: 9, 81 : 9

    - Какой последний ответ?

    - Цифра 9  не прощается с вами. Дома вам необходимо выучить таблицу умножения  9 и составить таблицу  деления на 9.

    VII. Подведение итогов и рефлексия. Оценивание.

    - Чем занимались на уроке?

    - Что узнали нового?

    - А теперь торжественный момент – вернем снежинки Снежной Королеве, пусть летит в свой ледяной замок и больше не трогает детей, не забирает их добрые сердца. Положите снежинки в тот конверт, на котором записан вид  работы, который вам особенно сегодня понравился – решать задачи, разгадывать логические цепочки  или волшебство, которому вы научились сегодня.

    (слайд  10)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Работа по корректировке знаний табличного умножения и соответствующих случаев деления.

    Одной из ведущих задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, среди которых самым сложным вопросом является формирование табличного умножения и деле...

    Презентация к открытому уроку по математике на тему "Умножение девяти и на 9,соответствующие случаи деления"

    Презентация к открытому уроку по математике на тему "Умножение девяти и на 9,соответствующие случаи деления"...

    Открытый урок по математике 4 класс "Умножение числа на произведение"

    Предлагаю вниманию коллег урок математики в 4 классе по теме "Умножениечисла на произведение"....

    Навыки табличного и внетабличного умножения и соответствующих случаев деления.

    Как показывает опыт работы, определенные трудности во 2 классе испытывают учителя и учащиеся при формировании прочных осознанных навыков табличного и внетабличного умножения и...

    Конспект урока по математике 2 класс «Умножение числа 9 и деление на 9»

    Конспект урока по математике 2 класс «Умножение числа 9 и деление на 9»...

    Открытый урок по математике 3 класс. Табличное умножение и деление. Решение задач.

    Открытый урок по математике 3 класс. Табличное умножение и деление. Решение задач....