Работа по корректировке знаний табличного умножения и соответствующих случаев деления.
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Одной из ведущих задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, среди которых самым сложным вопросом является формирование табличного умножения и деления.

Учащиеся должны не только знать таблицу умножения, но и понимать принципы её составления, дающие возможность находить любое произведение.

Задача методики – найти такие способы организации деятельности учащихся, которые позволили бы учесть или устранить трудности, создав тем самым необходимые дидактические условия для эффективного формирования табличных навыков умножения и деления.

В моей работе я предлагаю вам рассмотреть некоторые упражнения продуктивного характера. Как правило, с каждым новым упражнением у учащихся повышается интерес,  а  также результаты качества знаний повышаются.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по корректировке знаний табличного умножения и соответствующих случаев деления.

                                        Подготовил учитель начальных классов

                                        ГОУ СОШ № 274

                                        Байталюк Анна Петровна

Одной из ведущих задач обучения математике младших школьников является формирование у них вычислительных навыков, среди которых самым сложным вопросом является формирование табличного умножения и деления.

Учащиеся должны не только знать таблицу умножения, но и понимать принципы её составления, дающие возможность находить любое произведение. Следовательно, учащийся должен не только выучить и запомнить результаты табличного умножения, но и уметь при необходимости вычислить результаты наиболее удобным способом.

У учащихся часто прослеживаются затруднения при нахождении ошибки в уже произведенных вычислениях и исправлении её. Трудности в этом задании говорят о :

  1. недостаточном владении учащимся таблицей умножения,

а также среди причин допускаемых детьми ошибок, мы можем назвать

  1. низкий уровень мыслительной деятельности учащихся,
  2. недостаточно развитые внимание и память учащихся,

-  отсутствие системы в работе над вычислительными навыками и в контроле над овладением данными навыками.

Особенно хочется выделить, возникающие у школьников трудности

  1. в использовании математической терминологии,
  2. в вычислениях с применением определённых правил и свойств арифметических действий.

В процессе моей работы по корректировке знаний табличного умножения и деления я ставила перед собой задачи:

  1.  закрепить теоретические вопросы, являющиеся основой табличного умножения;

2)  закрепить знания учащихся наиболее сложных случаев табличного умножения (6, 7, 8, 9);

  1.  продолжить работу по формированию случаев деления, соответствующих случаям табличного умножения.

Задача методики – найти такие способы организации деятельности учащихся, которые позволили бы учесть или устранить трудности, создав тем самым необходимые дидактические условия для эффективного формирования табличных навыков умножения и деления.

 

При формировании навыков табличного умножения и соответствующих случаев деления учащимися необходимо предлагать различные интересные и содержательные упражнения и задания – это одно из условий.

Предлагаю рассмотреть некоторые из упражнений продуктивного характера.

№ 1.     Кто быстрее заполнит таблицу?

                

х

3

5

6

8

4

7

9

4·х

№ 2. Запишите примеры, результатами которых являются следующие числа:

        16, 18, 21, 32, 42, 56.

№ 3. Назовите произведения в порядке их возрастания:

        3 · 5; 3 · 2, 3 · 8, 3 · 4, 3 · 6, 3 · 7, 3 · 3, 3 · 9.

№ 4. Назовите произведения в порядке их убывания:

        5 · 5, 5· 8, 5 · 2, 5 · 6, 5 · 4, 5 · 9, 5 · 3, 5 · 7.

№ 5. Какие случаи таблицы умножения пропущены? Кто запишет их справа?

        4 · 2=8

        4 · 5=20

        4 · 6=24

        4 · 9=36

№ 6. Какие случаи таблицы умножения решены неверно? Кто быстрее исправит ошибку?

        2 · 7=14

        3 · 6=21

        4 · 3=16

        5 · 7=35

        7 · 6=56

№ 7. Соедини примеры и правильные ответы стрелочкой

5 · 6=                                        14

        4 · 9=                                        15

        3 · 5=                                        48

        6 · 8=                                        35

        7 · 2=                                        36

№ 8. Вставь в окошки нужные числа:

        5 ·         =15                                        9 ·         =27

              · 7=35                                              · 3=12

        2 ·          =16                                        4 ·         =16

№ 9. Внимательно прочитай и обведи в кружочек те выражения, которые имеют одинаковые ответы:

  1. · 7, 5 · 8, 4 · 6, 2 · 5, 5 · 5, 4· 9, 7 · 3, 6 · 6, 8 · 3, 5 · 2.

Для уроков я подбираю упражнения для реализации условия, при котором   систематически  используются игровые технологии.  Например, ребусы, игры:

№ 10. Внимательно послушай загадку. Чтобы отгадать её, нужно выполнить некоторые вычисления и записать под ними ответ:

        «Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке, но совсем не горячи солнца этого лучи».

Что это такое?

                        8 ·

7        4         6         9        5        8        3

                                                  к

                           м                                                        а                                                        

                                                                                                                ш                                                                        р

                        

                      а                                        о

№ 11. Найди рисунок, которому соответствует выражение:

                                        

                                        

                                                        

                                        

Данное упражнение направлено на преобразование рисунка в соответствии с выражением. Здесь необходимо учитывать другое условие - использование наглядного материала.

№ 12. Игра «Мальчики – девочки»

        На карточках крупно написаны примеры. Обратная сторона красная или синяя. Учитель берёт одну из карточек, называет пример классу, и переворачивает её обратной стороной. Если карточка красного цвета, то отвечают девочки, если синего цвета – мальчики.

№ 13. Какими числовыми выражениями можно записать изменения слева направо?

                                                                

№ 14. Игра «Школа».

        Игра демонстрируется при изучении любых случаев табличного умножения. Учитель вызывает к доске ученика, который будет выступать в роли учителя. Учитель выступает в роли ученика. «Учитель» показывает пример в столбике, а «ученик» - ответ в «домике», построенном «учителем» на доске. «Ученик» должен умышленно показать один неправильный ответ, чтобы создать ситуацию, когда «учитель» должен исправить «ученика», напомнить ему ответ.

        Созданная игровая ситуация в упражнении № 14 способствует раннему выявлению ошибок, не даёт им укрепиться в памяти детей. Кроме этого повышается ответственность у «учителей» за качество учёбы, вырабатывается желание помочь товарищу, воспитывается доброжелательное отношение детей друг к другу. Таким образом, все учащиеся проверяют друг друга, то есть выполняется взаимопроверка. Кроме этого, организуется самопроверка полученных знаний.

Необходимо предлагать  разнообразные задания, которые носят продуктивный характер. С каждым новым упражнением у учащихся повышался интерес, а также результаты качества знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2-м классе по теме "Табличное умножение и деление числа 2 и соответствующие случаи деления, закрепление"

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по математике для 2 класса начальной школы по программе “Школа России”.Структура урока полностью соответствует логике пров...

«Умножение и деление 2, 20, 200 и на 2, 20, 200. Соответствующие случаи деления»

Цели:- закрепить знания таблицы умножения и деления 2, 20 и на 2, на 20 при помощи деформированных упражнений;- познакомить с умножением 200 и на 200 и с соответствующими случаями деления;- восп...

Навыки табличного и внетабличного умножения и соответствующих случаев деления.

Как показывает опыт работы, определенные трудности во 2 классе испытывают учителя и учащиеся при формировании прочных осознанных навыков табличного и внетабличного умножения и...

Отчёт по самообразованию на тему: «Формирование у младших школьников табличных случаев умножения и соответствующих случаев деления»

Актуальность данной темы велика в рамках начальной школы, так как она имеет большое значение во всём начальном курсе математики....