Умножения шести и на 6, соответствующие случаи деления.
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Скопина Елена Валерьевна

 Тип урока: изучение нового материала.

Цель: знакомство с таблицей умножения шести и на 6, соответствующие случаи деления.

 Задачи:

Обучающие:

  • повторить табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4, 5;
  • составить таблицы умножения на 6 и соответствующие случаи деления;
  • совершенствовать умения записывать выражения с переменной, решать уравнения;

Развивающие:

  •  развивать логическое мышление, анализировать, рассуждать; развивать математическую речь, память;

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательность, трудолюбие, взаимопомощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_urok.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Скопина Елена Валерьевна

УМК «Школа России»

Тема: Умножения шести и на 6, соответствующие случаи деления.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: знакомство с таблицей умножения шести и на 6, соответствующие случаи деления.

Задачи:

Обучающие:

  • повторить табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4, 5;
  • составить таблицы умножения на 6 и соответствующие случаи деления;
  • совершенствовать умения записывать выражения с переменной, решать уравнения;

Развивающие: 

  • развивать логическое мышление, анализировать, рассуждать; развивать математическую речь, память;

Воспитательные: 

  • воспитывать доброжелательность, трудолюбие, взаимопомощь.

Пособия:

  • картинка Знайка,
  • карточки с ответами примеров,
  • учебник по математике.

Ход урока

Этапы  урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

I. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ли правильно глядят?
Каждый хочет получать
Лишь оценку только «5».

II. Сообщение темы урока

На уроке мы продолжим таблицу составлять

И Знайка – математик будет нам в этом помогать.

Он сегодня загадку приготовил для нас,

Секрет этой цифры узнает весь класс.

Но сначала, ребятки, для «ума зарядка».

III. Устный счёт















2*3=          

5*4=

6*3=

7*4=

8*4=

9*5=

9*2=

6*5=

5*5=

8*2=

7*3=

1. Среди данных чисел назовите числа, кратные 5 (на доске числа)

9, 8, 15, 2, 28, 10, 25, 17, 5, 23, 11, 37, 20, 18, 16, 30, 12, 42, 45, 14.

2. Повторение табличного умножения и деления

- Только тот, кто дружит и помогает другу всегда и везде сможет выполнить следующее задание Знайки.

Счет «цепочкой» у доски:

2*3=          

5*4=

6*3=

7*4=

8*4=

9*5=

9*2=

6*5=

5*5=

8*2=

7*3=

- Учащиеся называют признаки делимости на 5:

Число делится на 5 тогда и только тогда, когда последняя цифра делится на 5, т. е. если она 0 или 5.

- 15, 10, 25, 5, 20, 30, 45





- Задание выполняется учениками каждого ряда, ученики по очереди выходят к доске и решают пример.

- Побеждают учащиеся того ряда, которые быстро и правильно напишут ответы.


2*3=          

5*4=

6*3=

7*4=

8*4=

9*5=

9*2=

6*5=

5*5=

8*2=

7*3=

III. Актуализация знаний учащихся

- Запись на доске (в 1 столбик):


1*5+1=       4*5+4=      7*5+7=

2*5+2=       5*5+5=      8*5+8=

3*5+3=       6*5+6=      9*5+9=


- Чем похожи данные выражения?



- Чем отличаются выражения?

- Замените суммы произведением, запишите в тетради.






- Чем похожи получившиеся записи?


- Кто сможет назвать тему нашего урока?

- Правильно, сегодня мы с вами знакомимся с таблицей умножения шести, на 6 и соответствующими случаями деления.







- В каждом выражении второй множитель 5, первое действие умножение, а второе сложение.


- Первые множители разные.

- Учащиеся выполняют преобразование и записывают примеры (в 1 столбик):


1*6=     4*6=     7*6=

2*6=     5*6=     8*6=

3*6=     6*6=     9*6=


- Во всех примерах одинаковый второй множитель – 6.


- Таблица умножения на 6.



IV. Изучение нового материала

1. Составление таблицы умножения на 6.






2. Волшебные слова.





























3. Составление таблицы деления на 6.













V. Физкультминутка












VI. Проверка усвоенного материала



VII. Работа над пройденным материалом

1. Работа над задачей














2.Выражение с переменной











3.Работа над уравнением

- Найдите значения произведений. Как вы получили ответы?






- Давайте проверим, правильно ли выполнены вычисления.


- Какого равенства не хватает? Запишите это равенство в таблицу.

- Какой закон умножения применил Знайка, чтобы получились примеры такого вида?

6*1= 6      6*4=24     6*7=42     6*10=60

6*2= 12    6*5=30     6*8=48

6*3= 18    6*6=36    6*9=54

- Давайте вспомним, как он звучит.

- Для лучшего запоминания таблицы Знайка предлагает нам запомнить следующие рифмы (подчеркните зелёной ручкой примеры, которые вы сейчас услышите).

Шестью четыре – двадцать четыре,
Шестью шесть – тридцать шесть,
Шестью восемь – сорок восемь.

- Эти рифмы станут для нас «узелками на память».

- Что получим, если из данных произведений будем отнимать (вычитать) 6? (24-6=18, 36-6=30, 48-6=42).

- Мы получим соседей слева.

- А если будем прибавлять 6? (24+6=30, 36+6=42, 48+6=54).

- Получим соседей справа.

- Значит, пользуясь тремя «узелками на память» мы сможем найти ответы ещё шести примеров.

- Используя таблицу умножения, составьте соответствующие случаи деления на 6.

- Какой закон математики будете использовать?














На разминку

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись

Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай,

Начинаем приседать —

Раз-два-три-четыре-пять.

Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку.

А теперь поднимем ручки

И опустим их рывком.

Будто прыгаем мы с кручи

Летним солнечным деньком.

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два.

Мы за парты сядем, вместе

Вновь возьмёмся за дела.


- Открываем учебник стр.40

- Как вы думаете, почему авторы учебника записали таблицу с равенства 6*6=36?

- Давайте повторим таблицу умножения на 6 и соответствующие случаи деления.

- Я  называю пример, а тот, у кого карточка с ответом встаёт и называет ответ.

- Прочитайте задание № 6 стр. 40 учебника

- Какое задание надо выполнить?


- Какой вопрос можно поставить?

 - Составим краткую запись. Выделите главные слова.

- Какой поставили вопрос?

- Как обозначить это в краткой записи?

- Самостоятельно дополните краткую запись и решите задачу, с последующей взаимопроверкой в парах.

- Сейчас мы с вами вспомним, как решать выражения с переменной.

1 вариант выполнит № 3, а второй вариант № 5.







- Прочитайте задание № 4. Что необходимо выполнить?

- Какие правила мы должны вспомнить, решая данные уравнения?

- Давайте вспомним эти правила.



- При решении каких уравнений, допущены ошибки?

- Давайте решим уравнения,

1 вариант решает 1 уравнение,

2 вариант – 2 уравнение.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

- Учащиеся записывают ответы, которые получили, пользуясь таблицей умножения на 5 и прибавляя числа.


1*6= 6       4*6=24      7*6=42

2*6= 12     5*6= 30     8*6=48

3*6=  18    6*6= 36     9*6=54


- Взаимопроверка.



- 10*6=60



- Учащиеся сравнивают примеры, которые они уже вычисляли и те, которые записаны на листе (в 1 столбик).

- Знайка применил переместительный закон умножения.





- Учащиеся хором проговаривают переместительный закон умножения: от перестановки множителей произведение не меняется.






6*1= 6      6*4=24     6*7=42     6*10=60

6*2= 12    6*5=30     6*8=48

6*3= 18    6*6=36    6*9=54


















- Учащиеся составляют примеры на деление рядом со столбиком примеров на умножение.


6: 1=6      6:6=1

12:2=6     12:6=2

18:3=6     18:6=3

24:4=6     24:6=4

30:5=6     30:6=5

36:6=6

42:7=6     42:6=7

48:8=6     48:6=8

54:9=6     54:6=9

60:10=6   60:6=10


- Если произведение разделить на один из множителей получим другой множитель.


- Вращение туловищем вправо и влево.




- Приседания.


- Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.


- Ходьба на месте.



- Дети садятся за парты.





- Предыдущие равенства мы уже изучали.


- У учащихся на столе лежат карточки с числами, которые являются ответами к примерам на умножение. Услышав пример, карточка с ответом на который на парте, учащийся встаёт, показывает карточку и называет ответ.




- Дополнить условие и поставить вопрос так, чтобы задача решалась в два действия, и решить её.

- Сколько стоят тетрадь и учебник вместе?

- Тетрадь, учебник.



- Фигурная скобка и знак вопроса.

- Учащиеся решают задачу, меняются тетрадями и выполняют взаимопроверку.

- Учащиеся по вариантам выполняют задания.


- Два ученика работают у доски, но класс не видит их решения.

- Когда работа выполнена, осуществляется проверка работы учащихся у доски и самопроверка по образцу на доске.

- Надо найти ошибки и правильно решить уравнения.

- Как найти вычитаемое и как найти неизвестное слагаемое.

- Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.

- Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

- Ответы учащихся.


- Учащиеся решают уравнения и выполняют взаимопроверку.

VI. Рефлексия


VIII. Итог урока

- Что больше понравилось на уроке?  Что запомнилось?

- Над какой темой мы работали сегодня  на уроке?


- Ответы учащихся.



- Познакомились с таблицей умножения шести, на 6 и соответствующими случаями деления.

- Тренировались считать быстро и правильно.

- Вспомнили признаки делимости на 5.

- Узнали, какие бывают «узелки на память» и т.д.

VII. Домашнее задание.

Знайка прощается с вами и желает вам успехов в познании нового.

№ 2, № 7 стр.40, выучить таблицу умножения на 6.

Цели, поставленная на уроке, была достигнута. Образовательные, развивающие и воспитательные задачи были реализованы.

Введение сказочного персонажа и получение заданий от его имени внесло игровой момент в ход урока и способствовало положительного эмоциональному настрою учащихся.

Повторение изученных правил (хором) помогло сделать каждого ученика участником работы над данным материалом, помогло некоторым учащимся (которые плохо знают взаимосвязь компонентов) выполнить задание.

Повторение переместительного закона умножение дало возможность дважды повторить таблицу умножения: сначала разобрали умножение шести, затем умножение на шесть.

При работе над темой урока были задействованы все способы восприятия информации, что способствовало лучшему усвоению материала:

  • для аудиалов – проговаривание и прослушивание,
  • для визуалов – зрительное восприятие таблицы,
  • для кинестетиков – запись примеров, работа с карточками.

Запоминание «узелков на память» способствовало лучшему запоминанию таблицы, помогло понять, как владея одной информацией получить другую (зная один пример, решить другие).

Самостоятельное создание таблицы деления способствовало формированию умения применять полученную информацию для получения новой.

При повторении изученных случаев использовался соревновательный момент, что так же вызывает заинтересованность учащихся, способствует формированию ответственность за совместно выполненную работу.

Работа с карточками (ответы примеров) способствовало развитию внимания, повторению изученных на уроке случаев табличного умножения и деления.

Взаимопроверка, осуществляемая на уроке, способствовала развитию внимания, навыка сотрудничества, взаимопомощи.

Источники:

1.Интернет – ресурс.

...в 3-м классе по теме "Таблица умножения и деления на 6" : Статьи...

Урок проводится с целью повторить табличные случаи умножения и деления на 2, 3, 4, 5; составить таблицы умножения на 6 и соответствующие случаи деления; совершенствовать умения записывать выражения с переменной, решать уравнения...

festival.1september.ruУрок математики в 3-м классе

2. Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 3 класс. – М.: ВАКО, 2012.

3...Знайка", в котором приняли участие дети старшего

http://www.yar-edudep.ru/znayk…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Умножение семи и на 7, соответствующие случаи деления»

Тема: «Умножение семи и на 7, соответствующие случаи деления»Урок математики 3 класс  Цели урока: составить таблицы умножения семи и на 7; рассмотреть соответствующие случаи деления. За...

Интегрированный урок-путешествие (математика-краеведение) в 3 классе по теме "Умножение шести и на 6, соответствующие случаи деления"

Изучение нового материала по теме урока "Умножение шести и на 6, соответствующие случаи деления" проходит в форме урока-путешествия по парку  ГМЗ "Ораниенбаум" города Ломоносова Санкт-П...

Презентация к уроку – путешествию по математике 3 класс Тема: «Умножение шести и на 6, соответствующие случаи деления»

Изучение нового материала по теме урока "Умножение шести и на 6, соответствующие случаи деления" проходит в форме урока-путешествия по парку  ГМЗ "Ораниенбаум" города Ломоносова Санкт-П...

Умножение шести и на 6, соответствующие случаи деления.

открытый урок по математике 3 класс Морро..Тип урока изучение нового материала....

"Умножение шести,на 6 и соответствующие случаи деления»

Класс  3классФедотова Галина Дмитриевна,учитель начальных классовМКОУ»Фролово-Горетовская ОШ»Сухиничский районПредмет   математикаАвтор учебника__ М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанов...