Главные вкладки

    Урок по математике в 4 классе по теме "Умножение многозначных чисел на трехзначное число"
    план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

    Образовательная цель данного урока научить умножать многозначные числа на трехзначное число, усвоить алгоритм умножения на трехзначное число, закрепить навыки устных и письменных вычислений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_matem_4_klass.docx49.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по математике

    В 4 классе

    Тема: «Умножение многозначных чисел на трёхзначное число».

                                                               Учитель ГБОУ СОШ №405:

                                                                    Назарова Ирина Николаевна

    Умножение многозначных чисел на трехзначное число.

    Цели и задачи урока.

    Образовательные:

    1. Научить умножать многозначное число на трехзначное;
    2. Усвоить алгоритм умножения на трехзначное число;
    3. Закрепить навыки устных и письменных вычислений;
    4. Повторить алгоритм умножения многозначных чисел на однозначное и двухзначное число;
    5. Закрепить умение учащихся представлять числа в виде разрядных слагаемых;
    6. Закрепить вычислительные навыки;
    7. Отрабатывать решение составных задач;
    8. Повторить переместительное свойство умножения и сознательное применение правила умножения суммы на число;
    9. Закрепить умения разбивать на группы по каким-либо признакам;
    10.  Отрабатывать умения решать выражения в несколько действий.

    Развивающие:

    1. Развить внимание, память, логическое мышление;
    2. Расширять кругозор учащихся;
    3. Развивать математические способности;
    4. Развивать математическую смекалку, творческое мышление;
    5. Развивать правильную математическую речь учащихся, умение аргументировать свои ответы.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать интерес к предмету;
    2. Воспитывать культуру поведения на уроке;
    3. Воспитывать правильную организацию труда при самостоятельной работе;
    4. Формировать умение работать индивидуально, коллективно.

    Конспект урока по теме:

    «Умножение на трехзначное число»  4 класс (1-4)

    1. Актуализация знаний. Проверка готовности к уроку.

    - Мы сегодня продолжаем исследовать тему «Умножение».  Все готовы к работе? (Да)

    - Сейчас мы проверим готовность каждого.

          2.   Мотивация учебной деятельности. Математический диктант.

    Учитель читает задания, дети записывают ответы в тетради.

    1. Увеличьте 3120 на 8 сотен.
    2. Первый множитель 42, второй-20. Чему равно произведение?
    3. Какое число меньше 720 на 100?
    4. Увеличьте 920 на 80
    5. Разность чисел 320 и 60
    6. Увеличьте 350 в 20 раз
    7. Из 86 тысяч вычесть 4 единицы.
    8. Запишите в виде суммы разрядных слагаемых наибольшее пятизначное число.
    9. На сколько 267 больше 198

    Проверка - дети объясняют, как они считали

    -3120 увеличить на 8 сотен – это значит прибавить  800, получится 3920

    -42 умножить на 20. Мы  42 умножаем на 2, будет  84, и еще приписываем  0 - 840 ….

    В результате проверки на доске появляется запись

    3920       840        620       1000       260        7000       85996   99999      69

    - Если вы расположите эти ответы в порядке возрастания, то расшифруете слово. Запишите это слово под ответами.

    -Какое же слово получилось? (слово «рассуждай»)

    - И что это значит?

    ( Чтобы правильно решить , исправить закономерности, прийти к какому-то выводу, надо рассуждать, думать самому, а не просто списывать с доски)

    - Хорошо. Посмотрите на числа, записанные на доске. Можете ли вы их сгруппировать?

    3920,  840, 620, 1000, 260, 7000, 85996, 99,999, 69

    (В одну группу круглые числа, а в другую - остальные. Можно разделить на четные и нечетные. Содержащуюся в записи цифру 9 и не содержащие. По количеству знаков в числе.)

    - Все ли числа, записанные здесь, мы можем представить в виде суммы разрядных слагаемых? (Да, нет)

    - Давайте разбираться, кто прав

    (3.920- это 3 тыс., 9сот,2 дес. и 0 ед.; 840-это 8 сот., 4 дес., 0ед.; 620- это 6 сот., 2дес., 0 ед.;

    260- это 2 сот., 6дес., и 0 ед….)

    - Хорошо вы рассуждаете. Это слово не случайно, оно своего рода девиз урока.

            Слово, составленное из карточек висит на доске.

    1. Работа по теме урока.

    - Я вам предлагаю следующее задание

    92x89   892х280   136х232

    - Запишите эти выражения и решите их. (Дети выполняют задание)

    - Объясните, как вы это делали. (Чтобы умножить любое число на двузначное, надо сначала умножить это число на единицы, а потом на десятки, полученные произведения сложить)

    -Давайте сделаем это по шагам. Итак, первый шаг. Что делаем?

    ( Сначала умножаем на 9 единиц. 9 умножаем на 2, будет 18 единиц. 8 пишем в разряд единиц, 1 десяток запоминаем.)

      Выходит ученик записывает на доске

    1-ый шаг   а)   92                          б)         92

                             х                                     х

                              89         89

                                8        828

                                                                     +        

    (б) 9 умножаем на 9 десятков, получается 81 десяток, и 1 десяток мы запоминаем  , получается 82 десятка. 82 десятка- это 8 сотен и 2 десятка)

    -Как выполняем второй шаг?

    (а) Теперь 92 умножаем на 8 десятков. Раз мы умножаем на десятки, то записывать число будем под разрядом десятков.

    Ученик ставит точку там, где будет записывать.

    (б) 8 десятков умножаем на 2- получаем 16 десятков, 16 десятков - это 6 десятков и 1 сотня

    1 сотню запоминаем, 6 записываем по десятками.

    2-ой шаг    а)   92          б)        92                        в)   92

                             х                                     х                    х

                              89         89        89

            828        828        828

                         +                                          + 6                  +736

    б) Теперь 8 десятков умножаем на 9, получаем 72 сотни, и 1 сотню мы запоминали, получаем 73 сотни, или 7 тыс. и 3 сот., сотни записываем в разряде сотен, а тысячи - в разряд тысяч

    - Третий шаг

    Теперь полученные числа складываем. Получается число 8188

     3-ий шаг                        92        

                                           х                                                

                                             89                

                            828                

                                 +736                 

                                         8188

    Далее дети самостоятельно решают предложенные им выражения

    (А в третьем выражении мы умножаем на трехзначное число, мы еще это не проходили)

    - Давайте все же попытаемся разобраться, как можно это сосчитать: 136х232. Наверное, надо представить число 232 в виде суммы разрядных слагаемых (это 200+30+2).

    Учитель записывает на доске

    136х232= 136х(200+30+2) =

    - Теперь что будем делать? (136 умножим на каждое слагаемое, а потом все сложим)

    - С помощью какого свойства умножения мы будем искать значения произведения? ( с помощью распределительного свойства)                                                       

    - Кто мне поможет?

    Далее решение комментирует ученик у доски.

    136х232=136х(200+30+2)=136х200+136х30+136х2=27200+4080+272=31552

      136        136        136                  27200

    х   200                х     30           х            2                 +  4080

    27200                  4080        272                                272         

                                                                                   31552

    ( это точно также ,как и умножение на двузначное число, только еще строчка добавится)

    - Давайте попробуем посчитать в столбик. Объясните.

    (136 умножить на 232. Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями)

    -Какой первый шаг?

    (а) Сначала умножаем на 2 единицы 6*2=12. 12 единиц это 1дес и 2 ед. записываем в разряде единиц, а 1 десяток запоминаем)

    Ученик записывает на доске

    1-ый шаг        а)   136        б)   136        в)  136

                                        х232                     х232           х232

                 2        72             272

    (б) 2 единицы умножаем на 3, получаем 6 десятков, и 1 запоминаем, получаем 7 десятков, записываем в разряд десятков,

    (в) теперь 2 единицы умножаем на 1, получаем 2 сотни, записываем под сотнями, получилось 272 единицы.

    -Второй шаг

    ( Теперь умножаем на десятки. Умножаем  136 на 3 десятка. Записывать будем под  десятками. Получилось  408 десятков)

    2-ой шаг          136

                                   х232

                                     272        

                                +408

                                272

                                31552

    Замечательно. Мы все вместе смоли решить новое выражение. Чем отличается умножение на трехзначное число от умножения на двухзначное число? (Добавляется еще умножение на сотни.  И когда записываем десятки, то при записи суммы десятков число сдвигается на один разряд влево, а когда записываем сумму сотен, то на два разряда влево. Еще когда умножаем на двухзначное число, делаем три шага: первый - умножаем на единицы, второй - умножаем на десятки и третий- складываем полученные числа.

     А если умножаем на трехзначное, то четыре шага, так как еще добавляется умножение на сотни)

    -Давайте мы с вами откроем учебник на стр. 44 и прочитаем правило (Моро,4 кл., 2ч.)

    Дети читают

    - Все ли мы с вами учли? (да)

    1. Закрепление

    Теперь вы, наверное, сможете «щелкать» такие выражения как орешки. Я даю вам подобные выражения, и если мы все правильно решим, то узнаем следующее задание.

    58969 М                             344182 З                                322072  А

    58968  А                              32820 Л                                  229504 Д

    32828  И                              48048 Ч                                  48448 К

    1.           116       901       508          264          704

    *324        *283        *382        *634        *182                *326

    - На доске записаны выражения и ответы. Если мы все решим правильно, то определим, из каких букв состоит наше слово. Затем мы расположим результаты в порядке убывания и узнаем, какое следующее задание.

    Решим первых три выражения с комментированием, затем решаете самостоятельно, а после решения - проверка.

    Дети стирают с доски примеры с неправильными ответами, записывают на доске слово, которое получилось,- «задачи»

    - Внимание! Прочитайте на кодоскопе задачу. В классе 23 ученика. Среди них 5 человек любят решать уравнения, 12 человек интересуется решение сложных задач, дети сами их придумывают, а 13 человек быстро и легко составляют программу действий и вычисляют значение выражений. Можно ли разбить класс на любителей решать уравнения, задачи и выражения? Как вы думаете? ( Нет, мы так не можем разделить, ведь может быть, что кто-то любит решать и уравнения, и задачи, кто-то ничего не любит, а кто-то все. А если мы группируем, то не может быть пересечения множеств, если мы сложим 5, 12 и 13, то получится уже 30 человек, а это неверно)

    - Рассуждаете вы хорошо. Значит, мы можем предложить, что каждый ученик любит программу действий и вычислять значение выражения? (Да)

    - В таком случае я предлагаю решить такое выражение. При правильном решении, под ответом вы найдете задачу №2

    730900 №3       738963 №2    8063 №1

    (6543508 + 34592): 9 +154867 +295 х 60) х 9=

    Дети решают самостоятельно.

    -Какой из трех вариантов ответов верный? (№2, а ответ 1,3- это ответы первого и второго блоков)

    - Верно. Поэтому мы можем решить следующую задачу.

    Задача:

    Одна шоколадка стоит 248 руб. Сколько стоит 536 шоколадок? Найдите ответ в данной записи примера. Можно ли по этой записи определить, сколько стоит 6 шоколадок; 30 шоколадок; 500 шоколадок; 5360 шоколадок?

    Дети читают задачу и решают ее, отвечая на первый вопрос.

     248            - Можем ли мы узнать сколько стоит 6 шоколадок?

              *536            (Да. Смотрим первое число 1488. Сначала ведь умножаем единицы)

               1488        - Значит. 30 шоколадок будет стоит 744р.

            +744        (Нет, 7440 руб., мы просто не пишем нуль под разрядом единиц, а сдвигаем

          1240                на один разряд влево. -536 шоколадок будет стоить 132928 руб. и 5360 -

         132928        тоже можно ответить не считая- добавить нуль- 1329280 руб.)

    1. Рефлексия учебной деятельности.

    - Молодцы, хорошо рассуждаете. Итак, какой же сегодня секрет действия умножения мы узнали? (Мы научились умножать на трехзначное число. Теперь надо еще умножать и на сотни. Главное, не забыть, что сдвигаем запись сначала на один разряд влево, а потом еще на один разряд)

    - Раз вы хорошо усвоили, проверьте, правильно ли я решила эти выражения.

    Самостоятельная работа.

    Каждому раздаются листочки с этими выражениями. Дети проверяют, указывают на ошибки, исправляют. Затем два ученика записывают на доске правильное решение.

    Карточки

               324                   562

            *216              *321

           1944                562

         +324                  +1034

      648        1596

    653084        170502

    (В первом выражении вы, когда считали, третье число подписали неправильно, надо было сместить на два разряда влево, вы записали под разрядом единиц тысячи. Правильный ответ 69984

    Во втором выражении вы неправильно умножили 562 на 2 десятка будет 1124 и 562 на 3 сотни будет 1.686. Теперь складываем эти три числа. В этом выражении получается 180462)

    1. Домашнее задание

    -Дома придумайте любые четыре выражение на умножение многозначного числа на трехзначное и решите их. А еще стр. 44 № 246. На следующем уроке мы узнаем еще кое-какие секреты умножения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики 4 кл 2100 Тема: Деление многозначных чисел на трехзначное число

    Математика Тема : Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число. Цель : сформировать умение делить многозначные числа на трехзначные, вывести алгоритм письменного деления многозначных ч...

    Технологическая карта урока математики в 4 классе на тему "Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число".

    В этой карте вы найдете подробный конспект урока математики на тему "Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число" для 4 класса....

    Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число

    Проект урока "Письменное деление многозначного числа на трехзначное" был подготовлен как зачетная работа на курсах повышения квалификации по теме "Теория и методика начального...