Тема урока: «Число 7. Цифра 7. Состав числа 7»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Местеева Саглар Лиджиевна

 

Цель: формировать навыки счета в пределах 10, ознакомить учащихся с числом 7, умение обозначать количество из семи предметов цифрой 7, умение определять место числа 7 на числовом луче, знание состава числа 7.

Коммуникативные УД: работа в группах, высказывание своего мнения, выслушивание чужого, развитие монологической и диалогической речи;

Регулятивные УД: интерес к учебному предмету (урок в музее, сюрприз), планирование и оценивание своей деятельности;

ПознавательныеУД: анализировать, выделять главное, классифицировать, рассуждать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

Приложение

Тема урока: «Число 7. Цифра 7. Состав числа 7» (первый урок)

Цель: формировать навыки счета в пределах 10, ознакомить учащихся с числом 7, умение обозначать количество из семи предметов цифрой 7, умение определять место числа 7 на числовом луче, знание состава числа 7.

Коммуникативные УД: работа в группах, высказывание своего мнения, выслушивание чужого, развитие монологической и диалогической речи;

Регулятивные УД: интерес к учебному предмету (урок в музее, сюрприз), планирование и оценивание своей деятельности;

ПознавательныеУД: анализировать, выделять главное, классифицировать, рассуждать.

Оборудование: ИКТ, сигнальные карточки, образец четверки примеров, рисунок  состава числа 7, линейки.

ХОД УРОКА

Сообщение темы, цели урока

У: Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке математики мы изучим число 7, научимся писать цифру 7, а отправимся мы для этого …в музей. Музей краеведческий, в нем много залов, в каждом из которых нас ждет задание от экскурсовода, т.е. от меня.

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки – все для вас!

Пожелаю вам удачи –

За работу в добрый час.

- На входе мы купим билеты, они с сюрпризом. Каким – узнаете в конце урока.  Вместо оплаты за билет, вы поработаете на устном счете.

Устный счет

1. Решение примеров

     1+2                                                                    3-1                                                                

 …прибавить к …                                 …уменьшить на …

…увеличить на…                                              …без…

…да…                                                                  …минус…

….плюс…                                                          ...вычесть из...

…сложить с…

                   Занимаемся постройкой:

Три угла, вершины три.

  Треугольник дружит с тройкой,

И сторон в нем тоже три.

Я квадрат,

Встрече рад.

Ну-ка, точки,

Стройтесь в ряд!

Четыре вершины в квадрате у нас,

Четыре отрезка построим сейчас.

Но только отрезки все равной длины,

Четыре угла все прямые они.

Цвет

Треугольники

Квадраты

Всего фигур

Форма

незакрашенные

фигуры

   5

   +

Закрашенные

фигуры

   2

Всего

фигур

4 +

3

   7

  1. Сколько фигур в левом верхней клетке? В нижней правой клетке? Какие это фигуры?
  2. Где находятся незакрашенные  квадраты? Сколько их? Закрашенный треугольник?
  3. Какие фигуры расположены в верхней строке? Сколько их? В нижней строке? Сколько их?

      Сколько всего фигур в двух строках?

  1. Какие фигуры расположены в левом столбце? Сколько их?
  2. Какие фигуры расположены в правом столбце? Сколько всего фигур в двух столбцах?

Работа над новой темой

У: Ребята, заходим в исторический зал. Здесь нас ждет работа с «числовой лесенкой».

У: На каком числе остановилась лесенка?

Д: На числе 6.

- Положите в ряд 6 палочек одного цвета, а Коля выложит на н. полотне 6 яблок.

- Какое число идет при счете  сразу после числа 6? (7)

- А как можно получить 7?

Д: Чтобы получить 7, нужно к 6 прибавить 1.

У: Почему вы так думаете?

- Число 7 следует за числом 6, а чтобы получить следующее число, надо к предыдущему прибавить 1.

- Добавьте еще одну палочку др. цвета (Коля – 1 яблоко)

- Составим запись: 6+1 = 7

- Было 6 яблок, стало 7.  Что больше? 7 > 6  Что меньше? 6<7. На сколько больше (меньше)? Что можете еще сказать? 6 = 7

А теперь перед вами 8 яблок. Уберите одно. Сколько стало? 8 – 1 = 7

У: А теперь покажите стрелочкой на числовом луче, как вы получите число 7.

 (Ученик на числовом луче рисует стрелку от цифры 6 к цифре 7.)

У: Почему стрелка направлена вправо?

Д: Потому что число увеличивается, так как прибавили 1.

У: А если стрелку повернем налево?

Д: Перемещение влево - уменьшение числа.

Назовите числа от 1 до 7. Назовите числа от 7 до 1.  

За каким числом следует число 7? Перед каким числом расположено число 7? Между какими числами находится число 7? Какое число находится между числами 6 и 8?  Назови последующее числа 7. Предыдущее числа 7?

- Прибавляйте по 2 к числу 1. Вычитайте по 2 из 7.

Работа в тетради.

У: Теперь отправимся в этнографический зал. Здесь мы узнаем о записи числа 7, где цифра 7 встречается.

«Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», в русских пословицах. У калмыков 7 – сакральное число, 7 *7 = 49, столько дней скачут богатыри. Семь чудес света, семь цветов радуги, семь дней недели.

 Историческая справка

Вторник – второй, среда посередине, средняя, потому так и называется. Четверг- четвертый, пятница – пятая, суббота заимствование из еврейского языка, там шаббат – день, когда никто не работает, день спокойствия. Сравните шаббат – суббота. Воскресенье называется так, потому что христиане считают, что в этот день воскрес Христос. Но раньше воскресенье называлась неделя (и в украинском языке она до сих так называется) - седьмой день, последний, в этот день ничего не делали, не – деля, чувствуете? Понедельник – после недели.

А теперь   поработаем в тетрадях.

У: Давайте рассмотрим цифру 7.

У: Давайте поучимся писать цифру 7. Посмотрите на образец и скажите, из каких элементов состоит цифра 7?

У: Откуда начнем писать цифру 7?

Д: Сверху.

(Учитель показывает на доске образец написания)

Первичное закрепление

У: Ребята, какое первое равенство мы составим?

Д: 6+1=7

- Запишите.

У: Как составить следующее равенство?

6+1=                                                              

                                                                                                                   -  1=6

1+6=                                                -6 =1

 

- Записали, отложите ручки. Посмотрите на примеры:

4+3=

2+5=    

Что можно сказать о них? А теперь рассмотрите  рисунки.

                         

         2       +      5     =

Прочитай первый пример.

На сколько уменьшилось первое слагаемое?

Как изменилось второе слагаемое?

На сколько увеличилось  второе слагаемое?

Назовите новое первое слагаемое, новое второе слагаемое.

Чему равна новая сумма?

Какая была прежняя сумма?

Изменилась ли сумма?

Почему не изменилась?

(Одно слагаемое уменьшилось на 2, а другое слагаемое увеличилось на 2, сумма не изменилась)

Физминутка.

Решение задач.

У: А теперь пройдем в Рыцарский зал. 

Предлагаю решить задачу на смекалку:  

Два разведчика подошли одновременно к реке. У берега стоит лодка, на которой умещается только один человек. Однако оба разведчика переправились на этой лодке через реку. Как это им удалось?

Д: Они могут переправиться через реку.

У: Каким образом?

Д: Это возможно в том случае, если разведчики подошли к разным берегам одной реки.

У: Перед вами открываются двери зала природы: флоры и фауны.

У: Вместо частей растений вставьте пропущенные цифры.

                                   

                                  5                = 6

   

                                  4 -           = 2

         

                                1+ 1               = 3

У: Отправляемся в зал  буддийских реликвий.

- Используя игру «Танграм», составьте фигуру  из геометрических частей танграма. Какую фигуру, вы узнаете, когда расставите цифры в порядке увеличения:

3    5     1    4    2                    1  2  3  4  5

р    л     х    у    у                   Х У  Р У  Л

Танграм – старинная китайская игра-головоломка. В состав каждой фигуры должны входить все 7 частей, вырезанных из квадрата определенным образом.

Предание:

У немолодого императора родился сын-наследник. Но он не хотел учиться, а лишь играть. Император призвал трех мудрецов: математика, художника и философа, и повелел им придумать игру, которая бы учила математике, смотреть на мир глазами художника и быть терпеливым, как истинный философ. И мудрецы придумали игру такую игру – танграм.

У: А теперь мы в зале изобразительного искусства.

- Ребята, посмотрите, чей портрет висит на стене?

Д: Пюрви Мучкаевича Эрдниева!

Д: 15 октября 1921 г. ему исполнится 90 лет.

У: Благодаря незаурядному уму этого ученого, его системы УДЕ, наш урок удался на славу. Мы перед этим побывали в предыдущем  зале, рассказывали о молитвах, наших действиях, и я, надеюсь, что вы обязательно помолитесь за здоровье ученого.

Рефлексия.

У: У вас в руках билеты. А теперь – сюрприз: билет может оказаться счастливым, если сумма первых трех цифр будет равна сумме трех последних цифр.

- Что вы заметили?

Д: У нас у всех счастливые билеты!

Итог урока.

У: Что вам понравилось на уроке? Чем занимались?

- Назовите разные составы числа 7.

А+ Б=В

Б +А=В

В - А=Б

      В-Б=А                                        

рисунок

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ ЗАНЯТИИ  

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Эрмитаж

Информационный

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/95bfdfdf-485a-4f0f-86cd-58795830b545/Hermitage_2.jpg

2

Залы Эрмитажа

Информационный

иллюстрация

http://virtdom2.mybb.ru/viewtopic.php?id=325&p=36

3

Радуга

Информационный

иллюстрация

понятие

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3f25-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/index.htm

4

«Баирчик»

Информационный

иллюстрация

http://www.newbair.ru/

5

Семь дней в недели

Информационный

понятие

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4737c9c7-0e1b-7c60-0f38-0a78e666d83a/1002616A.htm

6

Залы Эрмитажа

Информационный

иллюстрация

http://www.spbfotos.ru/postcard.img296.htm

7

Ботанический сад

Информационный

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/960386e6-9101-4946-93f6-e4e10e1fd7d4/%5BBI6ZD_16-01%5D_%5BIL_06%5D.html

8

Танграм

Информационный

задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/88c2a65a-971f-47b5-8fd1-d38b571cda0c/%5BNNSCH_2-5%5D_%5BIH_T-1%5D.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: " Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).”

Урок математики по теме: "Число и циф­ра 8. Состав числа 8 (ре­шение учебной задачи).” Цели урока: Познакомить с числом 8, его составом, написанием цифры. Задачи: Обучающие: фо...

Конспект урока по математике в 1 классе. Тема: Число 5, цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах пяти. Пятиугольник.

Урок  по своему типу является уроком изучения нового материала. Данная методическая разработка предлагает учителю организовать изучение темы данного урока в соответствии с особенностями развития ...

Урок математики в 1 классе. УМК "Перспектива" Тема: "Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. Пятиугольник."

Путешествуя в подводный мир, дети получают новые знания и закрепляют изученное. Цели и задачи урока позволяют повысить мотивацию, развивают способность концентрировать внимание на уроке, содействуют п...

Урок математики в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Тема: Число и цифра 7. Состав числа 7.

На уроке повторяется состав числа 7; совершенствуются умения прибавлять и вычитать в пределах 7. Формируются умения в решении простейших задач на нахождение суммы  и правильной записи в тетради....

Урок математики 1 класс. Тема урока "Число и цифра 5. Состав числа 5. Пятиугольник."

Изучить число 5, его состав, написание цифры 5; познакомить с пятиугольником. Тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 5, разными способами присчитывания и отсчитывания не...

Фрагмент урока математики в 1 классе по теме «Число 6. Цифра 6. Состав числа 6»

Фрагмент урока раскрывает деятельность учителя и деятельность обучающихся  в работе над усвоением  состава числа 6. Для объяснения материала используется учебник  математики для 1 класс...

Технологическая карта урока математики Тема "Число 4. Цифра 4. Состав числа 4."

Технологическая карта урока математики Тема "Число 4. Цифра 4. Состав числа 4."...