ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (математика) по теме

Малашенко Маргарита Николаевна

Статья посвящена формированию универсальных логических действий на уроках математики. В статье определена важность формирования универсальных учебных действий, в частности логических, в контексте идей стандартов второго поколения; даны определения и основные характеристики универсальных действий; предоставлены рекомендации по формированию универсальных логических действий на уроках математики у обучающихся в начальной школе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titova_statya_1.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

М.Н. Титова

студентка 1 курса магистратуры факультета педагогики и психологии

научный руководитель – кандидат пед. наук, доцент каф. МНО Д.И. Прокопова  

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена формированию универсальных логических действий на уроках математики. В статье определена важность формирования универсальных учебных действий, в частности логических, в контексте идей стандартов второго поколения; даны определения и основные характеристики универсальных действий; предоставлены рекомендации по формированию универсальных логических действий на уроках математики у обучающихся в начальной школе.  

         В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация  развивающего потенциала общего среднего образования,  актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно  психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением  предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий [1].

Современная концепции развития универсальных учебных действий, разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и С.В. Молчанов).

Данная концепция конкретизирует требования к результатам начального образования и является значимой и необходимой в процессе планирования обучения в дошкольных образовательных учреждениях, в начальной и последующих после начального звена образовательных ступенях.

          В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

      Для нашего исследования особый интерес представляют универсальные логические действия, которые  имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).

Дадим краткую характеристику  психологического содержания операций, составляющих универсальные логические действия.

Опознание конкретно-чувственных объектов с выделением различных признаков в предмете, которые кодируются с использованием предлагаемой или самостоятельно создаваемыми символами (буквенно-цифровыми, графическими). Опознание основывается на развернутой ориентировке в признаках объекта с их последующим выделением, ранжированием и оценкой с точки зрения существенности/несущественности. Опознание предполагает осуществление следующей последовательности операций:

-   кодирование (декодирование) объекта;

-   выделение признаков объектов и кодирование их  а) в произвольной, самостоятельно созданной символике), б) в заданной символике, социально принятых знаковых системах;

-   описание объектов по совокупности признаков с фиксацией их в символике; сравнение объектов по признакам; выделение существенных и несущественных признаков;

-   кодирование (декодирование)   операций с признаками (отрицание признака, наличие изменения признака, последовательность операций). Цель отрицания признака в том, чтобы ученики поняли, что если объект имеет определенные свойства, он не может иметь противоположные. Изменение признака позволяет сформировать умение выделять признаки, причем изменение признаков может привести как к сохранению объекта, так и к появлению другого объекта.

Установление отношений между объектами и множествами объектов включает такие операции как

1) установление отношений эквивалентности между объектами, множествами объектов по одному или нескольким признакам. Эквивалентность устанавливается между качественными признаками (форма, цвет), а в отношении количественных устанавливаются отношения  «равно», «неравно», «больше», «меньше»; 2)установление отношений эквивалентности между числами; 3) уравнивание объектов или множества объектов; 4)понимание и использование  аксиом величин; 5) выделение пространственных отношений между объектами, 6) ориентировка в системе координат и установление  положения объекта в ней; 7)выстраивание цепей         отношений между объектами и 8) установление отношений  порядка между числами.

Номенклатура логических действий включает:

· анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

· синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

· выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

·  подведение под понятие, выведение следствий;

· установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

· построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

· доказательство;

·  выдвижение гипотез и их обоснование. [1].

        Формируя универсальные логические действия, стоит опираться на вышеизложенную номенклатуру, чтобы задействовать все составляющие и сделать эту работу комплексной и наиболее продуктивной.

В качестве сложного составного логического действия можно рассматривать общий прием решения задач.

Большое значение при обучении математике имеет формирование общего приема решения задач. Анализ практики показывает, что основное внимание уделяется ознакомлению со специальными способами решения отдельных типов задач. Это часто приводит к тому, что учащиеся не приобретают умения самостоятельно анализировать и решать различные типы задач. Поэтому проблема овладения общим приемом решения задач продолжает оставаться актуальной и должна разрабатываться в методике обучения математике.

Общий прием решения задач включает: знания этапов решения (процесса), методов (способов) решения, типов задач, оснований выбора способа решения в зависимости от умения анализировать текст задачи, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями.

Существуют различные подходы при анализе процесса (хода) решения задачи. Его рассматривают с логико-математической (выделяют логические операции, входящие в этот процесс), психологической (анализируют мыслительные операции, на основе которых он протекает) и педагогической (приемы обучения, формирующие у учащихся умение решать задачи) точек зрения.

При всем многообразии подходов к обучению решению задач, к этапам решения можно выделить следующие компоненты общего приема:

  1. Анализ текста задачи.
  2. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств.
  3. Установление отношений между данными и вопросом.
  4. Составление плана решения задачи.
  5. Осуществление плана решения.
  6. Проверка и оценка решения задачи.

Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивается в «Концепции модернизации российского образования до 2010 года».

      Основа всех этих качеств закладывается в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет не только успешность обучения личности в течение всей последующей жизни, но и ее развитие, становление. Поэтому необходимо  формировать логические УД на уроках математики уже в начальной школе [2].

       Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности  младших школьников, которые учитывают потребности детей в познании окружающего мира и научные данные центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5 - 11 лет): словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание,  планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно - образное и предметно - действенное мышление.

        Также математика является полигоном для освоения логических универсальных учебных действий, которые являются частью познавательных универсальных учебных действий. [4].

         Формирование УЛД напрямую зависит от того, каким образом выстроен образовательный процесс и организована учебная деятельность в классе.  Для того, чтобы наиболее продуктивно формировать УЛД на уроках математики необходимо следовать следующим методическим рекомендациям:

- целенаправленное использование заданий на развитие универсальных логических действий, то есть используемые задания должны развивать именно универсальные логические действия, а не другие способности;

- разнообразие заданий и их формулировок: необходимо избегать однотипности для формирования интереса и стимулирования активности детей;

- использование комплексных и многовариантных заданий, что обеспечивает активную мыслительную деятельность учащихся и тем самым осуществляет формирование УЛД;

- преемственность дошкольного и начального образования.

Важно помнить, что младший школьный возраст является активным пропедевтическим этапом развития универсальных логических действий, в ходе которого закладываются основы осуществления логических операций анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения, абстрагирования и других, являющихся базой успешного овладения учебной программой общеобразовательной школы. Поэтому возможности формирования и развития универсальных логических действий в этот период особенно велики.

Библиографический список

       1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. — 151 с. : ил.

     2. Битянова М.Р., Яковлева С.Г.. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. 1 класс

      3. Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. Интернет-журнал «Эйдос». – 2007.

     4. "Перспектива". Сборник рабочих программ. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: «Просвещение», 2011.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования  – одна из центральных задач на данном этапе обучения.  В связи с этим остро стоит проб...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Формирование УУД на каждом этапе урока, фрагмент урока....

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

В статье расерываются теоретические вопросы формирования универсальных учебных действий по новым ФГОС, рассматриваются два вида дидактической игры: обучающая и контролирующая, приведены примеры уроков...