Главные вкладки

    Сказки о цифрах
    занимательные факты (математика, 1 класс) по теме

    МУЗАФАРОВА КУЛЯШ МОЛДАБАЕВНА

    Сказки о цифрах

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon skazki_o_tsifrakh.doc93.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФЕЯ УМНОЖЕНИЯ

    Когда на абрикосовых деревьях завязались плоды, цифры решили посчитать их, но, увы, такие длинные примеры не помещались в тетради.

    «У меня есть обои для ремонта», — сказал Нолик.

    Все похвалили его за изобретательность. Единица развернула обои и начала писать: 1+1+1+1+1… Длинные рулоны зазмеились возле домика каждой цифры, только Двойка написала на них: 2+2+2+2+2…, а Тройка — 3+3+3+3+3…

    Незнакомый голос красавицы феи прервал их подсчеты:

    «Здравствуйте, цифры»! Серебристые волосы струились по плечам феи. В руке она держала серебристый крестик, повернутый наискосок. И ларчик у феи тоже был серебристый.

    — Я — фея Умножения, — объяснила незнакомка, — моя младшая сестра — фея Сложения, попросила меня помочь вам. Волшебный знак умножения в одну минуту умножит то, что моей сестре пришлось бы складывать полчаса. — Фея взмахнула серебристым крестиком, и все единицы, написанные на рулоне, исчезли. Вместо них появился пример: 500х1=500.

    — Пожалуйста, умножьте и мои тройки, никак не могу сложить их без ошибок, — попросила Троечка.

    — Это не так быстро, — ласково сказала фея, — сначала нужно выучить таблицу умножения на три.

    — Я не смогу ее выучить, у меня очень плохая память, — расстроилась Тройка.

    — А ты представь, что печешь треугольное печенье и кладешь в каждое по три вишенки. Сколько вишен потребуется для пяти штук? — спросила фея.

    — Пятнадцать. Это я знаю, ведь я часто его пеку, — рассмеялась Троечка.

    — Так это и есть таблица умножения на три: 3х5=15, — объяснила фея.

    — Отлично! Значит, я знаю таблицу умножения! — обрадовалась Троечка и запела свою любимую песенку про вишневое печенье на новый лад:

    Печем, печем печенье,
    Вишневый аромат,
    Положим по три вишенки
    Мы в каждое подряд.

    Дл» двух печенье

     — шесть,
    Для трех печенье — девять,
    Для четырех — двенадцать,
    Пятнадцать — для пяти.

    Ты восемнадцать ягодок
    Найдешь в шести печеньях,
    В семи — двадцать одну,
    В восьми — двадцать четыре.
     

    А сколько будет вишенок
    Во всех других печеньях
    Ты сам узнаешь, если
    Ты выучишь таблицу.

    Пекись, пекись печенье,
    Вишневый аромат.
    Таблицу умножения
    Все цифры знать хотят.
     

    :::

    Вопросы и задания к сказке:

    • Как вы думаете, почему таблица умножения трудно запоминается?

    • Почему Тройка думала, что не сможет запомнить таблицу умножения, а потом сразу ее запомнила?

    • Где в жизни может пригодиться таблица умножения на два или на три?
    Например: Если каждый час учить по три иностранных слова, то за пять
    часов можно выучить пятнадцать слов.
     

    :::

    Математическая СКАЗКА
    «Гордая цифра Один»

    - Привет ракета! – воскликнула цифра Один, увидев остроносую ракету в небе. Я цифра Один похожа на тебя! Ты одна в пустынном космосе и ничего не боишься! Я люблю считать тех, кто один! Тот, кто один, он самый важный!

    -  Я не одна, внутри меня космонавты, а вокруг – звезды, – возразила ракета с высоты.

    - Цифра Один, пошли гулять, – позвала Единицу ее соседка цифра Два.

    - Я хочу гулять одна. Тот, кто один он самый важный, – гордо ответила Единица. – В небе светит только одно солнце и у человека только одна голова.

    -  А ходит человек на двух ногах и делает все двумя руками, – возразила цифра Два.

    - Самое главное в человеке, это его голова, — упрямо повторила Единица.

    - Зато два глаза и два уха, — возразила Двойка. — Разве может голова хорошо работать без них?

    Помоги цифрам решить, кто важнее: Единица или Двойка

    Рисунок «Портрет Единицы»

    Дети делятся на группы. Каждая группа на листе ватмана рисует портрет Единицы в образе феи (царицы, девочки, человечка) и т.д. Затем дети по рисункам рассказывают о характере изображенной Единицы.

    Игра «Озорная Единичка»

    Дети встают в разные места комнаты. Педагог обходит их и незаметно вкладывает в руки кого-то карточку с Единицей. Этот человек становится озорной Единичкой. При счете: «Один, два, три, Единичка, води!» тот, у кого карточка, поднимает одну руку, и все стараются на одной ноге ускакать от него. В свою очередь, Единичка тоже на одной ноге, должна осалить кого-либо из детей.

    Тот, кого осалили, замирает на месте. Задача Единички — осалить как можно больше игроков. Если Единичка устанет и опустится на две ноги, игра повторяется заново с другой Единичкой.

    Математическая СКАЗКА
    «О чем мечтает цифра Два»

    Однажды цифра Два встретила лебедя и сказала ему:

    -  Я похожа на тебя, и мечтаю научиться летать.

    -  Я не хочу больше летать, – грустно ответил лебедь. – Моя лебедушка попала в силки охотника, и мне тоскливо без нее.

    - Я помогу тебе освободить лебедушку, – пообещала Двойка.

    Вскоре два прекрасных лебедя поклонились цифре Два и сказали:

    - Спасибо за помощь, ты похожа на нас и такая же добрая как мы.

    -  Но я не умею летать, как вы, — вздохнула Двойка.

    -  Возьми от нас на память эти два белых перышка, они исполнят твое самое заветное желание, – предложил лебедь.

    На следующий день цифра Два гордо парила в воздухе на двух больших крыльях.

    - Лебеди подарили мне два перышка, но когда они улетели, перышки превратились в крылья, – взволнованно рассказала Двойка цифрам.

    - Тот, кто мечтает летать, обязательно полетит, – решили цифры.

    Как ты думаешь, о чем еще мечтает цифра Два?

    Игра «Чья пара быстрее»

    Дети делятся на пары и берутся за руки. Каждая пара, не разнимая рук, добегает до стола и быстро складывает в портфель разбросанные по столу тетради, учебники, карандаши, ручки и т.д. Затем дети возвращаются на место и рассказывают, сколько и каких предметов было на столе. Побеждает самая быстрая и внимательная пара.

    Игра «Подыщи пару»

    Один человек — цифра два. За пять минут цифра два должна разделить всех детей по парам так, чтобы:

    • Оба увлекались одним и тем же видом спорта;

    • Оба в паре были одного роста;

    • У обоих был одинаковый цвет волос или глаз;

    • У обоих была одежда одинакового цвета и т.д.

    Игра проигрывается несколько раз. Побеждает тот, кто за пять минут успеет собрать больше пар.

    Рисунок «Два предмета»

    Нарисуйте какие-либо предметы, связанные с цифрой два, например: ворота (две перекладины, велосипед (два колеса), варежки, лыжи, очки, спицы. Напишите или нарисуйте небольшие истории о дружбе цифры Два с этими предметами цифры Два.

    Математичесая СКАЗКА
    «С кем дружит цифра Три»

    У цифры Три есть веселый друг Светофор. Он стоит на перекрестке и подмигивает всем машинам и пешеходам тремя разноцветными огоньками: красным, желтым и зеленым. Цифре Три больше всего нравится красный. Пока он горит, она угощает светофор своим вкусным треугольным печеньем.

    Светофор кушает печенье и пытается угадать, из чего оно сделано:

    •  Изюм, миндаль и рис.

    •  Нет, таким печеньем, я угощала тебя вчера, – смеется Троечка

    •  Вишня, арахис и овес, — снова угадывает Светофор.

    Треугольное печенье цифры Три всегда состоит из трех продуктов: фруктов, орехов и злаков. Но Светофору трудно угадать, из каких именно оно состоит.

    Что в твоей жизни связано с цифрой три?

    Творческое задание «Разложи по размерам»

    На столе лежат карточки с рисунками разных зверей (рыб, птиц, насекомых, предметов). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто-то самый крупный, на втором — средних размеров, на третьем — самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.

    Игра «Три комплимента»

    Дети встают в линию в 15-20 шагах от водящего. Водящий поворачивается к ним спиной и говорит: «Тише едешь — дальше будешь. Раз. Два. Три!»

    Дети медленно идут вперед. При счете «три» водящий резко оборачивается, и все замирают. Тот, кто не успел замереть, должен сказать три комплимента в адрес того, на кого укажет водящий. Кто не справился с заданием, возвращается назад. Дошедший первым до водящего, становится новым водящим. Затем игра повторяется с другим заданием, например: сказать три вежливых слова.

    Игра «Смешная таблица»

    Попросите детей перечислить, что у человека имеется по парам, например: ноги, руки, глаза, уши, почки, легкие, дырочки в носу, пятки. Все перечисленное записывается на доске. Поделите детей на пары и предложите им сочинить смешную таблицу умножения на два, используя записанные на доске слова, например:

    Если два глаза увидят одну маму, то… (в них появится два отражения маминой улыбки: 1х2=2);

    Если в каждое легкое вмещается два литра воздуха, то… (в два легких вместится четыре литра: 2х2=4);

    Если две ноги три часа пинают мяч, то… (на обуви будет шесть дырок: 3х2=6);

    Если четыре кошачьи лапы схватят по две сосиски, то… (киска съест целых восемь сосисок, и у нее заболит живот: 4х2=8);

    Если на две руки надеть по пять пальчиковых кукол, то… (в спектакле будет десять персонажей: 5х2==10);

    Если в пятку попало шесть колючек, то… (врач вытащит двенадцать заноз: 6х2=12);

    Если одна почка за сутки перерабатывает один литр жидкости, то две почки за неделю… (переработают четырнадцать литров: 7х2=14);

    Если в каждую ноздрю попадет по восемь пылинок, то… (нужно чихнуть
    шестнадцать раз, чтобы все они вылетели: 8х2=16);
     

    Если вымыть девять чашек с блюдцами, то… (будут помыты восемнадцать предметов: 9х2=18);

    Если подпрыгнуть на каждой ноге десять раз, всего… (будет двадцать прыжков: 10х2=20);

    Если два уха не слушают учителя, то… (ученик ничего не поймет: 2х0=0).

    Педагог зачитывает первую половину задачи, все остальные угадывают, что получится в результате.

    :::

    ЗОЛОТОЕ ВЕДЕРКО

    Было у девушки сироты на память от родителей деревянное ведерко. Она любила его и называла золотым. Однажды зачерпнула девушка ведерком воды из речки, но большая рыба выбила его из руки. Поплыло оно по течению. Расстроилась девушка, побежала вдоль речки, надеясь, что ведерко к берегу пристанет. Видит, избушка стоит, а возле — бабушка сидит. Спрашивает девушка:
    — Не видели ли вы моего золотого ведерка, оно по речке от меня уплыло?
     

    — Видела, милая, я его из речки достала. Верну его, если поможешь мне. Девушка согласилась и стала работать у бабушки. Через два дня бабушка вынесла девушке золотое ведерко, но та воскликнула:

    — Мое ведерко деревянное, я его просто называю золотым.

    — Тогда возьми свое ведерко и вот эту монетку за работу, — сказала старушка. Обрадовалась девушка и побежала домой. Навстречу ей нищий идет и просит:

    — Подай кусочек хлебушка, два дня не ел.

    — Нет у меня хлеба, дедушка, только одна медная монетка.

    — Дай хоть монетку, — снова просит старик, — мне в деревне за нее хлеба дадут.

    Отдала девушка старику свою монетку и пошла дальше. Видит, у обочины сидит девочка знакомая, слезами заливается.

    — Что с тобой случилось? — спрашивает девушка.

    — Послала меня мачеха в магазин, а я монетку потеряла. Побьют меня.
    «Жаль, что нет у меня монетки», — подумала девушка, глянула в свое ведерко, а там две монетки блестят. Обрадовалась она, отдала одну монетку девочке, а на другую себе хлеба купила. На следующий день пошла девушка за водой на речку и видит, на дне ведерка снова две монетки блестят.
     

    Так и повелось. Все, что из ведерка отдавалось, на следующий день в нем снова в двойном количестве появлялось. Девушка постепенно своим хозяйством обзавелась, но никто и никогда не уходил от нее без помощи.

    Вопросы и задания для беседы:

    — Расскажите, кому еще и как помогла девушка.

    — Почему одним людям удается умножать свое добро, а другим— нет?

    — Что бы вы хотели умножить в своей жизни и во сколько раз?

    ПРОПАВШИЙ КОШЕЛЕК

    У одного человека пропал кошелек с деньгами. Повесил он объявление: «Тот, кто вернет мой кошелек, получит одну третью часть его содержимого — сто рублей».

    Вскоре нашел кошелек прохожий, увидел объявление, принес хозяину и попросил обещанные сто рублей. Пожалел хозяин денег и говорит прохожему: «Ты уже сам взял сто рублей, потому что в кошельке четыреста рублей было».

    В этом городе мудрый судья был. Пожаловался ему прохожий на несправедливость. Позвал судья хозяина кошелька, взял у него кошелек и спрашивает:

    — Сколько в нем денег было?

    — Четыреста рублей, — отвечает хозяин;

    — Но ведь ты в объявлении ясно написал, что одна треть содержимого твоего кошелька равна ста рублям. Значит — это не твой кошелек. Верни его прохожему, а свой сам иди ищи.

    :::

    Вопросы и задания к сказке:

    • Сколько денег было в кошельке?

    • Почему купец не выполнил свое обещание?

    • Почему люди иногда что-то обещают, а потом отказываются от своих обещаний?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Число и цифра 4. Соотношение числа и цифры. Счет прямой и обратный.

    Урок по математике в 1м классе для учащихся коррекционной школы....

    ПИШИ ЦИФРЫ ПРАВИЛЬНО! Образец написания цифр.

    Данный материал предназначен для показа образца написания цифр....

    Мини – сценарий к общешкольному празднику «Цифры в сказках» (презентация цифры 2). 2 класс.

    способствовать формированию положительной мотивации к изучению математики.расширить общекультурный багаж учащихся; развивать познавательные и творческие способности учащихся; развить логическое ...

    Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс

    Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...

    «Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

    Цели и задачи:   уточнить представления о цифрах и числах;    познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;    познакомить с пер...

    Урок-сказка в 1 классе "Число шесть,цифра 6"

    Знакомство обучающихся с числом шесть, и написанием цифры 6...