Открытые уроки
план-конспект урока по математике на тему

Открытые уроки по литературному чтению и математике с презентациями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение в 4-м классе.

С.Есенин. "Лебедушка"

Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С.Есенина.

Задачи урока:

обучающие:

- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С.Есенина;

- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова;

развивающие:

- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;

воспитательные:

- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания.

Оборудование урока:

- мультимедийные презентации:

1) краткая биография С.Есенина,

2) видеоряд к стихотворению;

- портреты композиторов Шарль -  Камиль Сен-Санса, П.И.Чайковского;

- музыкальный фрагмент произведения П.И.Чайковского «Танец маленьких лебедей»,Сен – Санса «Лебедь».

Ход урока

  1. Организационный момент.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними.

- Садитесь.

  1. Постановка учебной задачи.

  - Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С.А.Есенина.

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его - Россия -

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин - то не просто имя, -

России стихотворная душа…

Душа поэта – тонкая струна, 
Дотронешься – и зазвучит она! 
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть.

3. Рассказ о Есенине   (Презентация «Биография С.Есенина»)

№ 1 – титульный лист.

№ 2.

- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

№ 3.

Родители Есенина были бедные крестьяне.

№ 4.

У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

№ 5.

Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.

Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

№ 6.

Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года.

№ 7.

И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

4. Подготовка к восприятию стихотворения.

 -  Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь? Что интересного вы знаете о лебедях?

- Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности.

- Послушайте стихотворение, а представленные картины помогут вам ярче представить историю, написанную Есениным.

5. Чтение стихотворения учителем с сопровождением презентации к стихотворению. (Презентация к стихотворению С.Есенина «Лебёдушка»).

- Какое настроение, чувства  вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

( Чувство грусти, печали).

- Кто главные герои стихотворения?  

- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)

6. Словарная работа.

- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:

- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным  течением;

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;

- трава шелковая – нежная;

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;

- цветы лазоревые - светло-синий тон;

- волны пряные - издающие запах;

- Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (Описание природы.)

 

- дозорила – стерегла, охраняла;

- хоронились – прятались;

- не чуяла – не чувствовала;

- Какие действия можно отнести к лебёдушке? К лебежатушкам?

7. Самостоятельное чтение стихотворения вслух учащимися по цепочке (по 2 строфы).

- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.

- Кто из вас помнит, что такое олицетворение?

- Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.

- А теперь давайте почитаем это стихотворение по цепочке по 2 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.

Дети зачитывают олицетворения.

- зорюшка рассыпала,

- сосны наряжали,

- камыши шепталися,

- перешёптывались лилии,

- цветы улыбались.

- Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. У автора здесь – природа живая.

8. ФИЗМИНУТКА.

Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки.

Вправо – влево наклонились

И ещё раз повторили.

Приседаем мы по счёту,

Раз – два – три – четыре – пять.

Это нужная работа –

Мышцы ног тренировать.

Головой теперь покрутим.

Так мы лучше думать будем.

Поворот и поворот,

А теперь наоборот.

Встанем, дети, на носочки,

Руки тянем в потолок.

На разминке ставим точку,

Продолжаем наш урок.

9. Работа в группах над содержанием текста.

- Сейчас поработаем в группах. Разделитесь на группы.

- Для каждой группы я приготовила задание. Вам надо ответить на вопросы по содержанию текста. (Раздать карточки)

Задание для группы № 1.

  1. Какую картину рисует поэт в начале стихотворения?

А) картину заката,

Б) картину рассвета,

В) картину жаркого летнего полдня,

Г) картину ясной летней ночи.

  1. Откуда выплывала лебёдушка с лебежатушками?

А) из зарослей камыша,

Б) из зарослей осоки,

В) из – за острова.

  1. Куда стала лебёдушка звать лебежатушек?

А) на середину озера,

Б) на заводь тихую,

В) на остров маленький,

Г) на луг пестреющий.

Задание для группы № 2.

  1. Зачем лебёдушка стала звать лебежатушек на луг?

А) спрятаться,

Б) пощипать траву душистую,

В) поиграть в игру весёлую,

Г) быть подальше от опасности.

  1. Что делала лебёдушка во время прогулки своих детушек?

А) учила их,

Б) кормила их,

В) дозорила, охраняла,

Г) играла.

  1. Какая «туча чёрная» надвигалась на лебёдушку с лебежатушками?

А) змея,

Б) коршун,

В) сокол,

Г) орёл.

Задание для группы № 3.

  1. Как лебёдушка заметила опасность?

А) услышала крик,

Б) услышала приближающийся шум,

В) увидела отражение крыльев орла в воде,

Г) случайно посмотрела в нужную сторону.

  1. Как лебёдушка спасала своих лебежатушек?

А) спрятала их под крылья,

Б) спрятала их в траве,

В) спрятала их под корягой.

  1. Чем закончилось стихотворение?

А) лебёдушка и лебежатушки спаслись,

Б) лебёдушка погибла, а лебежатушки спаслись,

В) лебёдушка и все лебежатушки спаслись,

г) лебёдушка и почти все лебежатушки спаслись, спасся только один лебежонок.

Проверка выполненных заданий в группах. Выходит группа детей, зачитывают вопрос и дают на него ответ.

- Ребята, спасибо за работу. Вы можете сесть на свои места.

10. Выборочное чтение.

- Прочитайте отрывок, где надвигается беда. (Строфы 20 – 21)

- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей. (Строфы 23, 25)

- Какое место, по вашему мнению, будет самым трагическим, печальным? Прочитайте. (Строфа 27)

- Могла ли она спастись от смерти? (Да)

- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

- О чём говорит поступок матери – лебеди?

(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей.)

- Такой поступок называется самопожертвованием.

- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

- Как вы думаете, почему Сергей Есенин не придумал счастливый конец этой истории?

- Как вы думаете, чему учит это стихотворение?

(Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы, учит сопереживать, сострадать.)

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

11. Слушание отрывков из музыкальных произведений Сен – Санса и П.И.Чайковского.

- Не только поэты и писатели воспевали лебедя в своих произведениях, но и многие композиторы посвящали свои музыкальные произведения этой птице. Например французский композитор Шарль – Камиль Сен – Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». Прослушайте отрывок из этого произведения и попробуйте представить себе картину, которая созвучна с этой музыкой.

Слушание отрывка из произведения Сен – Санса «Лебедь».

- Какие картины вы себе представили? К какому моменту нашего стихотворения можно отнести этот отрывок? (Гибель лебедя.)

- Русский композитор П.И.Чайковский написал музыку к балету «Лебединое озеро», а великие балерины изобразили красоту птицы на сцене.

- Послушайте отрывок из этого произведения и попробуйте определить, к какому отрывку стихотворения он относится? (Лебедята)

12. Игра «Если бы я был волшебником».

- Не хочется заканчивать урок на грустной нотке. Давайте представим, если бы вы были волшебниками, что бы вы изменили в этой истории?

(Дети высказывают свои версии.)

13. Итог урока.

- Закончить урок мне хочется слова из стихотворения.

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, 
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, 
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, 
Но какая стать,
Какая нежность, 
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!

- Всех благодарю за работу на уроке.

- Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина вы прониклись в мир милосердия, сострадания.

Выставление оценок за работу на уроке.

14. Домашнее задание.

Стр. 124, вопрос № 4.



Предварительный просмотр:

Урок разработала

Ваниева З.М.

учитель начальных классов

МБОУ гимназии № 5.

Тема:  "Названия круглых десятков.  Двузначные числа".              

Цели деятельности учителя: способствовать ознакомлению с понятием «двузначное число», развитию умений называть круглые десятки, сравнивать их, осуществлять классификацию предметов; создать условия для установления соответствия между задачами и схемами, формирования умения составлять задачи по схеме, развитие логического мышления.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: словесные методы: объяснение, беседа;

- наглядные методы: наблюдение;

 -практические методы: поисковый, практическая работа в парах.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре.

Планируемые  результаты образования:

                                         

Предметные: имеют представление о понятии «двузначное число», умеют называть круглые десятки, сравнивать их осуществлять классификацию предметов, устанавливать соответствие между задачами и схемами.        

Личностные:

  • Дают оценку работам и ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • Осуществляют первоначальную оценку собственной учебной деятельности. Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД

Регулятивные УУД.

  • Оценивают совместно с учителем результат своих действий, вносят соответствующие коррективы; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные УУД.

  • Используют знаково-символические средства для решения учебных задач;
  • Проводят сравнение, классификацию изучаемых объектов;
  • Строят простейшие рассуждения.

Коммуникативные УУД.

  • учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулируют собственное мнение и позицию;
  • договариваются  и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • понимают необходимость использования в общении правил вежливости.

Информационно-образовательные ресурсы: Учебник математики 1 класс, 2часть «Математика» И. И. Аргинская. Рабочая тетрадь по математике 1 класс, 3 ч. Е. П. Бененсон.

Используемое оборудование: Компьютер.

Раздаточный материал: карточки.

Ход урока.

1.Этап мотивации (самоопределения к учебной деятельности).

Психологический настрой.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, потрите ладошки, чтобы они стали тёплыми и передайте тепло соседу по парте,соединив ладошки. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и поможет вам.

– Но в любом деле необходимо соблюдать определенные правила: (Слайд 2)

2. Актуализация знаний.

-Я приглашаю вас в сказку.

-Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Всё ж попался …( Колобок ).

-Как называется сказка про этого героя?

-Кто является автором? (Слайд 3)

-Почему героя всем известной сказки так назвали?

-Чем закончилась сказка?

-Что обычно побеждает в сказках?

-А в сказке «Колобок»?

-Как вы думаете, почему?

-Правильно, Колобок был доверчивым, не учился в школе, мало знал, не успел завести себе друзей.

-Давайте предложим Колобку дружбу и пригласим в гимназию№5, изменим сказку и поможем спастись от зубов хитрой лисы.

3. Постановка учебной задачи.

Формирование новых знаний.

-Соскочил Колобок с подоконника, прыгнул на дорожку и покатился. (Слайд 4)

Бежит, а навстречу ему тот,

Кто любит морковку,

Прыгает так ловко…(Заяц) (Слайд5)

-И говорит заяц: «Помоги разобраться с заданиями в учебнике на странице 70,отпущу к детям в гимназию.»

Работа по учебнику №177 (Слайд6)

-Назови числа.

-Прочитай названия чисел.

-Прочитай названия чисел на осетинском языке.

-Названия каких чисел похожи?

-В чём сходство?

-Названия каких чисел «говорят» о том , сколько

в них десятков? Назови эти числа.

-Сколько десятков в остальных числах?

-Часть «дцать» - в древнерусском языке означала «десять».

-Слово «сорок» ничего не сообщает о составе числа, но имеет интересную историю. Попробуйте сами узнать об этом.

- «Девяносто»- наоборот, называет и количество десятков ,вошедших в него, и название следующего круглого числа.

-Проанализируйте выполненное задание и попробуйте определить тему урока.

-Какие цели мы поставим перед собой? (Слайд7)

№178 (Слайд8)

-Перепиши и продолжи, сохраняя закономерность.

-Сравни записанные тобой числа.

-Запиши равенство, используя однозначные числа.

-Запиши неравенство, используя двузначные числа.

№179 (Работа в парах).

-Сравни двузначные числа.

-Справились с заданиями Зайца, отпустил он Колобка, покатился он дальше.

Физминутка.

-Утомился Колобок, подрумяненный бочок.

Утомился не на шутку, надо сделать физминутку. (Слайд9).

-С Колобком и мы шагали

И немножечко устали

А сейчас мы дружно встанем,

Отдохнём все на привале.

Влево, вправо повернись,

Наклонись и поднимись.

Руки вверх и руки в бок,

И на месте прыг да скок.

Закрепление пройденного материала.

-Колобок вперёд бежит

Возле пня волк стоит.

Колобка он увидал,

Облизнулся и сказал:

«Будет мне обед. Удача.

Если не решишь задачу».

-Поможем, ребята. Задача №180. (Слайд10).

-№183

-На какие группы можно разделить эти предметы?

-Молодцы, ребята. Спасли Колобка.

-Покатился Колобок дальше, а навстречу ему … Ой, кто это?

-Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Слайд11).

-Не хочет отпускать Медведь Колобка, предлагает поработать в рабочей тетради №3, на странице 40, №91.

 -Работа с геометрическим материалом.

-Зачеркни «лишнюю» фигуру.

№92(Слайд12).

-Значение первого выражения дано. Найди значения остальных трёх выражений. Объясни.

Итог урока. Рефлексия.

-Отпустил Медведь Колобка ,но у самой двери кабинета№30 стоит...

-Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пушистый хвост. краса

Кто же это? (Лиса) (Слайд13).

-Лиса отпустит Колобка, если вы сможете подвести итог урока.

-Какие же «открытия» вы сделали,

выполняя задания, предложенные героями сказки «Колобок»?(Дети высказывают своё мнение, используя слова: (Слайд14).

Подвести итог (Слайд15).

Комментарии.

На этапе актуализации знаний организовано наблюдение за наглядным материалом – числами.

На этом этапе шло формирование логических универсальных действий:

-анализ объектов,

-выбор оснований и критериев для сравнения,

-классификации объектов,

-построение логической цепи рассуждений,

-выдвижение гипотез и их обоснование.

Комментарии.

На этапе открытия нового знания шло формирование следующих универсальных учебных действий: 

- регулятивные действия: целеполагание – постановка учебной задачи;

выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить; планирование – составление плана и последовательности действий;

коррекция.

- личностные действия: формируется интерес к новому материалу, способность к самооценке.

- знаково – символические действия: перекодировка полученной информации.

- коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.

-познавательные общеучебные универсальные действий: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; извлечение необходимой информации из текста.

-логические универсальные действия: постановка и решение проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; выдвижение гипотез и их обоснование; анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, построение логической цепи рассуждений.

Комментарии.

На этапе закрепление ранее изученного материала шло формирование следующих универсальных учебных действий: 

- коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблемы.

-регулятивные действия: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция.

Комментарии.

На этапе подведения итогов урока шло формирование следующих универсальных учебных действий: 

- общеучебные универсальные действия: рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- личностные универсальные действия: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

- регулятивные действия: умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

- коммуникативные действия: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению с использованием ИКТ в 3-м «В» классе.

                                        А.И. Куприн «Слон».  (Крупнообъёмное произведение)

Урок 1.

Автор: учитель начальных классов Ваниева З.М.        

Образовательное учреждение: Гимназия №5

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением «Слон»; формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащать словарный запас через работу с толковым словарём.

Развивающие: развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию; развивать умение определять жанр произведения.

Воспитательные: воспитывать интерес к детской литературе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: учебник литературного чтения «Родная речь» Ч.2 под редакцией Л.Ф. Климановой, толковые словари С. И. Ожегова, мультимедиа проектор, экран, компьютер.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.

Начинаем наш урок.

Будьте все внимательны.

А ещё старательны.

Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.

Целью нашего урока будет знакомство с новым произведением и с творчеством писателя, который его написал. В конце урока нам предстоит ответить на контрольные вопросы(Слайд 2):

К какому жанру относится новое произведение?

Кто является главными действующими героями?

Можно ли по-другому назвать произведение?

  1.  Разминка речевого аппарата. (Слайд 3)

Прочитайте хором загадку, отгадайте её.

Набирает воду носом,

Будто шлангом и насосом.

Ставьте зонтиков заслон:

Всех сейчас окатит ….(Слон)

- Прочитайте, разделяя слова на слоги.

- Прочитайте грустно.

- Прочитайте весело.

- Прочитайте с восхищением.

- Прочитайте громко, тихо.

- Прочитайте с ускорением.

- Какую работу мы проделали на этом этапе? Для чего мы её выполняли?  (ответы детей)

В каких крылатых выражениях используется слово слон?

  1.  Введение в тему произведения.

- Ребята, а что вы знаете о слонах?  (ответы детей)

(Слайд 4)

Слоны – крупные животные. Самые крупные из них – африканские. Рост их достигает 4 метра, вес – до 7 тонн.  В Африке их можно увидеть в саванне.(Слайд 5)  Индийские слоны меньше – 2-3 метра в высоту и до 5 тонн весом.(Слайд 6)  Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко нести своё тело по горным тропам, они превосходно плавают. Питаются слоны травами, листьями, плодами.

У слонов есть хобот.(Слайд 7)  На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт – наберёт в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага.

- Ребята, кто уже догадался,  о ком мы будем сегодня читать?

- Да, сегодня мы с вами познакомимся с произведением русского писателя А.И. Куприна «Слон». (Слайд 8)

  1. Ознакомление с жизнью и творчеством писателя. (Слайд 9)

Рассказывает ученица.

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину. Умер А. Куприн в 1938 году в Ленинграде.

Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. (Слайд 10)

  1. Подготовка к восприятию рассказа.

- Прежде чем мы начнём читать, выясним значения некоторых слов, которые нам встретятся.

- Как вы думаете. С какой целью мы это будем делать? (ответы детей)

- Что нам в этом поможет? (толковый словарь)

Работаем в группах. (Слайд 11)

Заслушиваем работу групп (Слайды 12, 13)

- Какую работу мы проделали на этом этапе?

- Для чего мы её выполняли?

А сейчас я предлагаю вам посмотреть иллюстрации художника Г. Мазурина (Слайд 14) и подумать, о чём мы будем читать. (Заслушиваются ответы детей)

  1. Физкультминутка для глаз. (Слайд 15)

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмёрку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы,  наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!

  1. Знакомство с текстом произведения.

- Читаем внимательно и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ.

Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.

  1. Беседа по первичному восприятию произведения.

- Какие чувства вы испытывали при чтении текста?

- Выберите из предложенных слов те, которые передают ваши чувства и настроение в начале произведения и в конце. (Слайд 16)

  1. Итог урока. Рефлексия.

  - Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним наши контрольные вопросы.

  - К какому жанру относится новое произведение? Докажите.  (Слайд)

        -  Кто является главными действующими героями? (ответы детей)

        - Какой вывод можем сделать?  (поставленную задачу выполнили)

        Закончите предложения:

        * Сегодня на уроке я узнал …..

        * Мне показалось интересным ….

        * Меня удивило…..

        * Я хочу похвалить …., за …… .

  1. Домашнее задание:
  1. Прочитать текст ещё раз.
  2. Попробовать разделить текст на части.
  3. Озаглавить.
  4. Найти дополнительную информацию о слонах.
  5. Сделать иллюстрации к произведению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Куприн «Слон»

Слайд 2

Речевая разминка 1.Прочитайте по слогам. 2.Прочитайте с ускорением. 3.Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп. 4.Прочитайте скороговоркой. Работа над скороговоркой. Павка на лавке Плетет лапти Клавке. Не годятся лапти Клавке на ножки, А годятся лапти На лапке кошке.

Слайд 3

Работа над пословицами и поговорками. Объясните их смысл. Детство - время золотое, ест и пьет, и спит в покое. 2)Деньги потерял - ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял - все потерял. 3)Здоровье приходит днями, а уходит часами. Прочитайте пословицы и поговорки

Слайд 4

Прочитайте еще раз пословицы и поговорки. Подумайте, можно ли их отнести к нашему рассказу «Слон». Детство - время золотое, ест и пьет, и спит в покое. 2)Деньги потерял - ничего не потерял; время потерял – много потерял; здоровье потерял - все потерял. 3)Здоровье приходит днями, а уходит часами. Они подходят к рассказу «Слон». 1.В первой говорится, что за ребенком в детстве ухаживают, о нем заботятся. 2.В рассказе показаны заботливые родители, готовые сделать для своей дочери даже невозможное. 3.Еще о здоровье: здоровье уходит часами, т. е. очень быстро. Здесь девочка «угасала» с каждым днем. Ей становилось все хуже и хуже.

Слайд 5

А.И. Куприн в книге поделил этот рассказ на шесть частей. Посмотрим, совпадут ли они с нашими частями. Мы сразу будем составлять план. Откройте страницу 41 учебника. Прочитайте, что такое план. План в сжатой форме передает основное содержание произведения. План поможет тебе запомнить и пересказать содержание, не нарушая последовательности событий. Каким бывает план? Он бывает кратким или развернутым, подробным. Прочитайте, что нужно для составления плана.

Слайд 6

Физкультминутка Мы ладошкой потрясём, Каждый пальчик разомнём. Раз, два, три, четыре, пять Скоро нам опять писать. Чтоб красиво написать Надо пальчики размять Раз, два, три, четыре, пять За письмо получим пять! Каждый встал теперь, за стульчик взялся, На носочки очень быстренько поднялся Повернулся влево, повернулся вправо, Приседанья сделал и начал сначала А сейчас потихоньку встали, стул задвинули под стол и стали позади стула 2 раза

Слайд 7

Деление текста на части Первая часть: до слов «Милая Надя, милая моя девочка...». Вторая часть: до слов «Но однажды утром девочка просыпается...». Третья часть: до слов «Через два часа он сидит в зверинце...». Четвертая часть: до слов «Ночью слона ведут в гости к больной девочке...». Пятая часть: до слов «На другой день девочка просыпается чуть свет...». Шестая часть: до конца.

Слайд 8

Составленный план к рассказу, например: 1. Девочка больна. 2. Дочка от всего отказывается. 3. Желание увидеть живого слона. 4. Папа в зверинце. Ночное путешествие слона. Слон в гостях у Нади. А как каждый из вас назвал части?

Слайд 9

Итог урока Сегодня мы с вами разделили текст на части и составили его план. Домашнее задание Подготовить пересказ по составленному плану.



Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Родственные слова»

Обучающая цель урока:

 познакомить с терминологией - "слова однокоренные" и "родственные слова", уточнить понятия "корень слова", однокоренные слова, родственные слова;

 знать признаки родственных слов;

Развивающая цель: 

обогатить  словарный запас обучающихся и состав речевой деятельности; расширить тематику самостоятельного высказывания обучающихся;

 учиться делать выводы из наблюдений;

Воспитательная цель: воспитывать любовь к родному языку, учитывая особенности лексики различных типов текстов и на основе полученных знаний, строить собственные высказывания;

 воспитывать самостоятельность, организованность.

Вид урока: урок усвоения новых знаний

Форма: урок – презентация (12 слайдов)

Возраст учащихся: 2 класс

Дидактический материал:  задания из диска Русский язык. 2 класс, фото водомерки,  дидактический материал-лист - однокоренные слова(для работы в парах).

Наглядные пособия: презентация с элементами анимации, модель берёзки, генеалогическое древо, карточки опоры, букеты из подснежников.

Ход урока

1.Организационный момент.    Начинается урок

Он пойдет, ребята, впрок.

Постарайтесь  всё понять,

Учитесь думать, рассуждать.

Пожелаем вам удачи,

 За работу, в добрый час.

-Сегодня на уроке русского языка мы вновь превратимся в исследователей. Что же мы будем исследовать?

-Напоминаю слова- помощники:

  • Предположим…
  • Я думаю…
  • Я считаю…
  • Я выяснил…
  • Я доказал…

2 Гимнастика для кисти руки

-Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находится кисть, а перед вами окно. В последние дни зимы мы на стекле пишем узоры. Движение кисти вверх, вниз, вправо, влево.

3. Какое сегодня число?

Запишите. Классная работа.

-Какие орфограммы в этом словосочетании?

-Всем кто будет писать грамотно, красиво, я буду очень благодарна.

II. Чистописание.

1. Отгадав слово, вы узнаете, написание какой буквы мы вспомним.

-Он бывает разный

Глубокий и пушистый

В морозный день скрипучий,

Холодный и колючий.

-Какой он бывает?

-Почему скрипучий?

В конце урока мы попробуем составить свою снежинку. Каждый этап урока – лучик снежинки.

-Написание, какой буквы повторим?

-Дайте характеристику звуку.

2. Графическая минутка.

Буква состоит из полуовала, верхняя часть которого уже нижней.

ССС ссс Сс Сн ассн со со

Собака Снежок синяя

-Исследуйте эти слова.

-Что интересного вы заметили?

-Мы справились с минуткой чистописания. Первый лучик готов.

III. Словарная работа

Слайд №1. (Капуста, ягода, берёза, медведь, малина, морковь).

-Исследуйте эти слова.

-Какое новое слово получилось по вертикали в квадратах? (корень)

-Какое значение имеет это слово?

-Где в жизни встречались с этим словом?

 Много-много лет тому назад появилось одно слово. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово, и стало оно, расти. Сначала один росток пустило, потом два, три. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть.

- Посмотрите внимательно на ростки. Какие слова получились? Может быть, вы сами назовёте общую часть этих слов. (берёз)

-И тогда решили ученые языковеды назвать общую часть слов – корнем.

Слайд №2.

Это и есть тема нашего урока.

Слайд №3.

-Как вы понимаете пословицу: «Дерево гордится плодами, а человек корнями»?

Обратить внимание на генеалогическое древо…

-Что такое корень?

-Мы справились с этим заданием. Второй лучик готов.

Слайд №4. Физминутка для глаз.

IV. Новый материал.

-Третий лучик просит сделать новое открытие.

Слайд №5.

Чужак.

Собрались у воды родственники.

Подводник с Водицей беседуют.

Водолаз с Водопадом на солнышке греются.

Водитель на гармошке наигрывает.

Водомерка с Водорослями заигралась.

Водичка по камушкам на одной ножке скачет.

Даже сам Водяной пожаловал.

И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо,

Глянула на гостей,

Сразу чужака приметила.

Велела ему идти прочь в свою семью.

Пошёл чужак, пригорюнился.

Где ему родственников искать?

-Кто же оказался чужаком среди родственников Воды?

-Почему?

-Почему гости не сразу приметили чужака?

Слайд №6.

А найти родственников поможет словарь О.Д. Ушаковой «Однокоренные слова».

Если у вас будут трудности в подборе однокоренных слов – обращайтесь к словарю.

С корнем «вод» можно найти более ста слов.

-Кто знает значение слова «водомерка»? (рисунок)

Водопад Игуасу один из самых красивых водопадов на Земле в Южной Америке. Река разбивается на триста струй и потоков. Рокот водопада слышен за 20 км.

-Какие слова называются родственными?

-Как называется общая часть родственных слов?

Слайд №7.

Молодцы! Мы сделали с вами открытие и третий лучик готов.

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного.

Для того, что бы появился следующий лучик, вам необходимо поработать в парах.

Подобрать однокоренные слова, выделить корень.

Слайд №8.

I ряд                                        II ряд                                        III ряд

лес                                        сад                                        гриб

Слайд №9.

Если кто-то из вас не сможет справиться с заданием, то можно воспользоваться стихотворением и выписать однокоренные слова.

Проверка.

 Четвёртый лучик готов.

VII. Работа с учебником.

 

Пятый лучик просит выполнить упражнение №291.

Домашнее задание №293, а кто сможет, сочините сказку про «корень».

VIII. Творческая работа.

Слайд №10.

-Из-под снега вышел друг.

И весной запахло вдруг (подснежник).

Лёгкий весенний ветерок дунул и разбросал по поляне предложения. Поможем вернуть весеннюю поляну.

На л...сной п…лянке расцв...ли первые подснежники.

Найдите главные члены предложения.

Слайд №11.

Письмо по памяти.

Белый цв…точек

Гла…ки расп…хнул,

Нежный лепесточек

Со…цу прот…нул.

Прочитайте.

- Что вы можете сказать?

Очень много легенд о подснежниках.

« Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнышко заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне».

Орфографическое чтение.

К слову «цветочек» подберите однокоренные слова.

А эти букеты мы дарим нашим милым и дорогим женщинам. Ведь через неделю – Международный женский день.

Подснежники занесены в Красную книгу.

-Какие пожелания мы подарим вместе с букетами?

Последний лучик готов, подведём итог урока.

Было интересно… .

Я учился … .

Было трудно … .

-Кто доволен своей работой на уроке?

Оценить.

Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Ход урока 3

I. Организационный момент

П. Речевая разминка

Городу ночью холодно стало,

Ночь для него одеяло достала.

Снегом заботливо город одела

И посветлела от доброго дела.

-        Прочитайте «птичьим базаром».

-        Прочитайте, разделяя слова на слоги.

-        Какие слова надо выделить голосом? (Дети называют, учитель

помечает их сверху крестиком или подчеркивает.)

-        Прочитайте выразительно.

-        О каком добром деле идет речь?

- А легко ли быть добрым?

- Подберите смысловые ассоциации к слову “добро”.

- Что оно в себя включает?

Добро – это:  

- Какие понятия подходят к нашему рассказу? Почему?

- О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство! - Обоснуйте своё мнение.

- Как вы думаете, а доброта присутствует в этом рассказе?

- Какие добрые дела и кому делали вы в последнее время?

 Сообщение о Куприне (2 ученика)

1. Современники писали о Куприне как о мускулистом силаче с зоркими глазами, человеке энергичном, волевом, азартном и даже рисковом.

Он жил в постоянном движении, поиске: в 43 года начал учиться плавать у мирового рекордсмена Романенко, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме.

А однажды полетел на самолете со знаменитым борцом Иваном Заикиным и попал в авиационную катастрофу. Он любил жизнь, любил цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и близкие знакомые были удивительными людьми: борей Иван Поддубный, дрессировщик Анатолий Дуров, клоун Жакомино, певец Федор Шаляпин…. Но не все из них знали, каким было детство.

2. С 6 лет он воспитывался в сиротском училище, до этого жил с матерью во вдовьем доме.

“Бывало, в раннем детстве вернешься после долгих летних каникул в пансион. Все серо, казарменно, пахнет свежей масляной краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день еще крепишься кое-как… Но когда настанет вечер, и возня в полутемной спальне уляжется, о,  какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой думой! Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь, плачешь…”

– Почему я вам предложила послушать именно эти сведения об авторе?

– В чем их важность?

Вывод. Рассказ Куприна потому такой светлый, наполненный любовью к детям, что и он сам когда-то испытывал потребность в подобной любви и в том, чтобы его детские мечты могли сбыться.

III.        Работа над рассказом

1.        Проверка домашнего задания. Краткий пересказ текста по ранее

составленному плану.

2.        Работа в группах.

—        А сейчас разделитесь на группы. Каждая группа готовит рассказ

от имени: мамы; папы; девочки; слона; дрессировщика.

-        Обсудите, с какой части текста начнется ваш рассказ.

 Не забудьте рассказать об эмоциях или

чувствах, которые испытывали ваши герои. (Дети работают

в группах.)

IV. Работа в группах.

1 гр. – пересказ от имени Нади.

2 гр. – пересказ от имени Слона.

3 гр. – пересказ от имени отца.

4 гр. – пересказ от имени хозяина зверинца.

V. Отчеты групп. Обсуждение.

- С каким произведением близок этот рассказ? Почему? ( “Синяя птица”. Выздоровление девочки – это символ того чуда, которое может сотворить любовь: любовь и бескорыстие другого человека. А Надя выздоравливает в результате проявления родительской любви. Слон оказался тем самым большим и умным другом , в котором она так нуждалась: сила очень яркого впечатления, силой настоящей и искренней привязанности поднимает Надю на ноги.)

IV.        Физкультминутка

V.        Продолжение работы

1.        Выборочные пересказы.

-        Послушаем, какие рассказы у вас получились. (Каждая группа

рассказывает по очереди.)

3. Беседа.

-        Как вы думаете, в произведении Куприна описываются реальные

или вымышленные, фантастические события? Обоснуйте свое

мнение. (Ответы детей. Предположения могут быть самыми разными.)

-        Можно ли было предположить, что девочку вылечит живой

слон?

- Мечта шестилетней девочки Нади сбылась. А о чём мечтаете вы? Я уверенна, если очень верить в мечту, стремиться к ней, не лениться, сбудутся и ваши мечты.

XVI. Итог урока

– Какова главная мысль рассказа? (Доверительные, искренние отношения между папой и дочкой; умение видеть в ребенке личность и уважать ее, сострадание и милосердие к желаниям и потребностям человека в разных жизненных ситуациях, нередко драматических.)

-Скажите, милосердие и сострадание – это современные или устаревшие чувства?

- Домашнее задание.

-        Не было ли с вами или с вашими близкими, знакомыми подобных невероятных историй, которые на вас произвели большое

впечатление?

Домашнее задание

Придумать свою невероятную историю с обычными вещами и записать в тетрадь.

–– Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКИЙ ЯЗЫК 5

Слайд 2

к а п у с т а я г о д а б е р ё з а м е д в е д ь м а л и н а м о р к о в ь

Слайд 3

У СЛОВ ЕСТЬ КОРЕНЬ

Слайд 4

Дерево гордится плодами, а человек корнями.

Слайд 5

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с Водорослями заигрались. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Составьте список «родственников» Воды и дополните его .

Слайд 6

подводник водица водоросли водопад водитель водомерка водолаз водичка водяной 1 признак : имеют общую часть, корень – вод ; 2 признак: все слова близкие по значению.

Слайд 7

Проверь : водоем водокачка водопровод водохранилище водопой наводнение половодье

Слайд 8

Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и общее значение, называются родственными. Общая часть родственных слов называется корнем. Родственные слова иначе называются однокоренными.

Слайд 9

Подберите и запишите родственные слова: 1-й ряд – с корнем «лес», 2-й ряд – с корнем «сад», 3-й ряд – с корнем «гриб».

Слайд 10

- ДОМ - - ИК - АШНИЙ - ИЩЕ Задание

Слайд 11

ПОПЛЯСАЛИ ПО СНЕГАМ СНЕЖНЫЕ МЕТЕЛИ. СНЕГИРИ СНЕГОВИКАМ ПЕСНЮ ПРОСВИСТЕЛИ. ЗАСНЕЖЕННОЙ РЕКИ В СНЕЖНОМ ПЕРЕУЛКЕ, ЗВОНКО НОСЯТСЯ СНЕЖКИ РЕЖУТ СНЕГ СНЕГУРКИ. У

Слайд 12

Проверь: лес лесной лесник лесничий Лесовичок перелесок

Слайд 13

сад садик садовый садовник посадил

Слайд 14

гриб грибок грибной грибник грибница

Слайд 15

На л..сной п..лянке расцв..ли первые подснежники. е е о Сущ. Гл.

Слайд 16

Сегодня на уроке я: учился….. было интересно… было трудно …. мои ощущения…. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...