Конструкт урока по теме «Задача» 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Волкова Алла Николаевна

Технологическая карта урока математики  1 класс УМК «Школа России»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadacha_.konstrukt_uroka_1_klass.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт урока по теме «Задача»

Этапы урока

Деятельность учителя

Характеристика деятельности учащихся (ууд)

  1. Мотивационно-организационный момент.

Задачи: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Проверка готовности учащихся к уроку, озвучивание темы и целей урока, создание эмоционального настроя на изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.                                             - Девиз нашего урока: "Знаешь – говори, не знаешь – слушай", (слайд 2)
- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
- Над развитием, каких умений мы будем с вами сегодня работать? (Появляется запись на доске) (Приложение 1)

Л: Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

  1. Актуализация знаний.

Создание проблемной ситуации.

Задачи: создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; актуализировать опорные знания и умения.

Гимнастика ума.

* -отработка знания последовательности чисел от 0 до 10.

Игра: « Какие карточки перевёрнуты?»  (слайд 3)

-Назвать соседей числа, предыдущее, последующее.

*-состав чисел (слайд 4)

*-отработка умения выполнять сложение и вычитание.

«Цепочка» (слайд 5)

*-прочитать примеры по-разному, (слайд 6)

На какие две группы можно разделить данные выражения? (суммы и разности)

- Подведение к целеполаганию  ( Приложение 2)

- Учитель читает  стихотворные задачи

- Формулирование темы и цели урока. 
- Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (ответы детей)
- А какие цели урока вы себе поставите? (ответы детей)
- Давайте сделаем вывод: главная цель нашего урока: познакомиться с задачами.

- Мотивация  учебной деятельности (Приложение3)                                                                                                 Ребус на доске: ЗА  Загородный дом (картинка). Ответ – задача.

- А что такое задача?                                                                                                                                   - Хотите узнать? (Да)                                                                                                                       - Откройте учебник на с.80. Определите тему урока. (Задача)                                                          

- Чему будете учиться? Какие цели вы поставили?

Учитель вывешивает табличку «Задача». (Приложение 4)

Р: формулируют и удерживают учебную задачу

Л: осознают свои возможности в учении

К: рассуждают, высказывают и доказывают своё мнение.

 Учащиеся показывают сигнальные  карточки, это сопровождается     открыванием  соответствующих чисел.

Узнаем, как построена задача; будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ

3.Открытие новых знаний

Задачи: решение проблемы детьми; формирование понятий:

Задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ.

Формулировка задания, побуждение к рассуждению и высказыванию своего мнения через презентацию.

- Ребята, мы сегодня с вами маленькие исследователи.                                                                           - Прочитайте тексты. Какой текст является задачей?  (работа в группе) (Приложение 6)                                                                  (Задание выполняется устно) Фронтальная проверка

- У нас получились разные варианты.                                                                                                          - А почему некоторые не предложили свои варианты? (Мы не знаем)                                                        - В каком месте возникло затруднение и почему? (Не знаем, что такое задача.)                        

 - Какую цель ставим?

-Итак, у нас в гостях Ёжик. Он  отравляется в сад со своей подружкой Машенькой собирать яблоки. Они уже нашли и положили в корзину 4 яблока. Затем нашли ещё 2 яблока. Сколько всего яблок нашли Ёжик и Машенька? (слайд 7)

Это ЗАДАЧА

- Кто сможет повторить текст задачи?                                                                                                           - Что нам известно? Что нужно узнать?

-Мы знаем, что Ёжик сначала нашёл 4 яблока (появляется цифра 4). Знаем, сколько он ещё нашёл (появляется цифра 2). Всё это  нам известно. (слайд 8)

Это УСЛОВИЕ.

-Что нам нужно узнать?  Что мы не знаем? (Сколько всего яблок?).

Это ВОПРОС.

-В задаче всегда есть условие и вопрос. Без вопроса нет задачи.

-Будем решать задачу: надо подумать и объяснить, каким действием решим задачу. (Сложением)

-Почему? (Нужно найти, сколько всего яблок, а всего – 4 да ещё 2, значит надо прибавить), (появляется знак «плюс»)

-Сколько же получится?

4+2=6.  Это РЕШЕНИЕ

-Кто ответит на вопрос задачи? (Ёжик и Машенька нашли 6 яблок)

Это ОТВЕТ

-Посмотрите внимательно на карточки. Вспомним условие задачи, то, что знаем. Назовите вопрос задачи, то, что не знаем. Назовите решение задачи. Сформулируйте ответ.

-Физкультминутка под музыку (слайд 9)

-Первичное закрепление.

-работа в парах

- Каждая пара сейчас получит лист с тремя вариантами рассказов. Прочитайте и решите, какой рассказ можно назвать задачей.( Приложение 6)

-Что вы решили? Назовите задачу.                                                                                                         - Расскажите, как вы рассуждали? (Задача под №3: есть условие, вопрос)                                                   - Решите задачу, запишите решение и ответ.                                                                                               - Почему первый и второй рассказы не будут задачей? (В первом рассказе нет вопроса, во втором нет – условия).

-работа по учебнику

С. 80 №1

- Прочитайте задачу.                                                                                                                                      - Назовите условие  задачи. Что известно?                                                                                                           - Назовите вопрос задачи. Что неизвестно?                                                                                                     - Прочитайте решение задачи.                                                                                                                        - Почему её так решили?                                                                                                                                         - Назовите ответ.

К доске приглашаются 4 ученика. Им раздаются карточки:

УСЛОВИЕ   ВОПРОС  РЕШЕНИЕ   ОТВЕТ

Ученики ещё раз повторяют задачу по ролям.

П: выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта

К: рассуждают, высказывают своё мнение

Р: моделируют задачу и записывают её решение в тетрадь.

Узнать.                                                                                                                                                 Что такое задача?

.

  1. Физкультминутка.

Организация физкультминутки.

Р: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений  учителем

  1. Самостоятельное применение полученных знаний.

Задача: закрепление новых знаний и умений

 Формулировка задания, создание

эмоционального настроя, обеспечение мотивации и ориентировка на выполнение заданий, организация работы в парах.

-Составить задачу по решению и ответу (слайд 10)

-Составить задачу по схеме (слайд 11),составить из разрезных карточек запись решения задачи, затем записать в тетради.

- Самостоятельная работа. с. 82 №1 Составление задач  по рисунку и запись решения.

-Работа в группах:
соедини части задачи с их названиями (Приложение 7)

- Взаимопроверка  

-Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. А чтобы правильно ее решить, я предлагаю посмотреть памятку и запомнить. (Приложение8)
-Повторение

-с. 81№5 Решение примеров с опорой на числовой ряд.                                                                          

  - У кого всё правильно?                                                                                                                        - У кого есть ошибки?                                                                                                                                    - В чём ошибки?                                                                                                                                           - В чём причина ошибок?

Самооценка.

-с. 81№6 Работа выполняется по «цепочке».

-Работа в тетради с печатной основой

-с.22№1,№ 2, №3.

-Индивидуальная работа((Приложение9)
Проверка индивидуальной работы. Дети сигналят синими и красными кругами.

Р: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнёра, ориентируются в учебнике и тетради, накапливают опыт в использовании элементов математической символики

Л: решают житейские ситуации, требующие знаний структурных компонентов задачи и умения решать задачу

К: используют речь для регуляции своих действий и действий партнёра

  1. Итог урока. Рефлексия.

Задача: обобщить полученные на уроке сведения

Организация фронтальной работы по вопросам проблемного характера. Анализ и оценка успешности достижения цели. Планирование последующей работы.

- Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель ставили? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.)

- Достигли цели? (Да)

- Какие математические термины вы сегодня узнали? (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи)

- Какие умения помогли вам сегодня на уроке?
- Какие знания вы использовали и приобрели? Дополняется таблица.

- Как одним понятием назвать математический рассказ? (задача)
- Из чего состоит задача? (Условие, вопрос)

- Для чего нужно уметь решать задачи? (Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.)


Рефлексия (Приложение10)

К: формулируют собственную позицию и мнение

П: определяют и называют структурные компоненты задачи, записывают решение задачи в тетрадь.

Р: самооценка деятельности на уроке

Л: осознают мотивацию учебной деятельности и накопление опыта в решении задач.

Тема: Задача

Тип: Изучение нового материала

Цель:

  • Формирование умения решать задачи, совершенствовать  вычислительные навыки.                                                                                                       Воспитание доброты, отзывчивости, взаимоподдержки.                                                                                                                                                                               Развивать  внимание, мышление, память,  речь посредством умения ставить вопросы и находить на них ответы.                                                                        Воспитывать познавательный интерес у учащихся.

Задачи:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Знать структуру текстовой задачи.              Знать правило оформления решения задачи в тетради.                                                              Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи. Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей. Уметь правильно и быстро прибавлять и вычитать числа 1 и 2.                                    Знать состав чисел первого десятка.                   Повторить математические термины: «слагаемое», «сумма», «увеличить», «уменьшить».

Формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики; Формировать представление о значении математики в жизни человека; Формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; Формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;           овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи,  высказывать своё предположение формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;          планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;          работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта; под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов; под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие); строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);         давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.                уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;              добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

принимать участие в работе парами и группами;             понимать задаваемые вопросы;                 выражать свою точку зрения;                    адекватно воспринимать другое мнение и позицию. уметь оформлять свои мысли в устной форме

Планируемые результаты

Предметные:

  • В результате практических действий и наблюдений выполнять анализ задачи4
  • Выделять задачи из предложенных текстов;
  • Моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, рисунков, числового отрезка
  • Выполнять задания в Рабочей тетради, записывать решение и ответ задачи

Метапредметные:

  • Понимать и принимать учебную задачу,

осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

  • Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • Планировать деятельность на уроке под руководством учителя;
  • Сравнивать группы предметов;
  • Искать разные способы решения задачи, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Работать в паре и оценивать товарища, выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.

Личностные

  • Проявлять интерес к математике;
  • Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Межпредметные связи: Окружающий мир, тема: «Как мы находим ответы на вопросы?»

Ресурсы урока:

Для учителя:

 •   Рабочая программа

 •   Комплект демонстрационных таблиц к «Математике» М. И. Моро

 •   Электронное приложение к учебнику М. И. Моро.

Для учащихся:

 •     Учебник «Математика», часть 1, с. 88—89.

 •     Рабочая тетрадь, часть 1, с. 33.

 •     Разрезной счётный материал (Приложение).

Ход урока:

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация познавательной деятельности.

 М    Предлагает прочитать название темы урока и ответить на вопросы: Как вы понимаете значение слова «задача»? Какие задачи могут быть в учебнике математики?

 • М    Предлагает рассмотреть иллюстрации на с. 88 учебника

• М    Создаёт проблемную ситуацию. Предлагает два похожих текста с опорой на иллюстрацию. Данные тексты могут различаться наличием вопроса.

 М    Комментируют тему урока.

• М    Совершают предметные действия, моделируя сюжетную ситуацию,  предложенную учителем.  Комментируют, делают вывод.

Актуализация необходимых знаний:

• П   Предлагает с помощью палочек выполнить задание на полях, с. 89

• М   Предлагает задания, направленные на формирование умений составлять рассказ по сюжетной картинке, составлять верные равенства.

• М    Отвечают на вопросы. Под руководством учителя комментируют ответы одноклассников, оценивают свой ответ.

 • П     Решают логические задачи.

Организация познавательной деятельности:

  • М Предлагает выполнить задание № 1. Обращает внимание на явное разграничение условия задачи, вопроса, решения и ответа к задаче. Предлагает объяснить, что такое «условие задачи», «вопрос». Использует Электронное приложение к учебнику М. И. Моро (Задачи. Условие, вопрос, решение).
  • М Организует выполнение задания № 2 на предметные действия с разрезным материалом. Задаёт вопросы: Что показывает число 6? Что показывает число 2? Каким действием узнать, сколько осталось карандашей? Что показывает число 4? Решили ли мы задачу? Просит прочитать ответ.
  • П Предлагает выполнить задания № 4, 5, помогая вопросами: С какого деления начнёшь движение? В какую сторону пойдёшь? Сколько шагов сделаешь? Около какого числа остановишься? Какой ответ? Актуализирует знания детей о том, что если число правее на числовом отрезке, то оно больше, если число левее — то оно меньше.
  • М Предлагает задание № 6 и помогает детям осознать на интуитивном уровне связь между действиями «сложение» и «вычитание».
  • П Организует практическую работу. Предлагает рассмотреть иллюстрацию к заданию № 2 и самостоятельно найти значения выражений. С какого деления начнёшь движение? В какую сторону пойдёшь? Сколько шагов сделаешь? Около какого числа остановишься? Какой ответ?
  • П    Организует выполнение заданий № 3, 4.
  • М Организует наблюдения над формированием понятия «значение суммы». Предлагает выполнить задание № 5. Обращает внимание детей, что в записи участвуют одни и те же числа, только роль каждого числа в зависимости от рассматриваемой записи будет иная.
  • П Организует самостоятельную работу в Рабочей тетради. Предлагает рассмотреть задание, объясняет, где надо расположить схему, записать решение и ответ.
  • П Предлагает прочитать условие задачи, нарисовать схему, записать решение и ответ. Можно организовать поэтапное выполнение задания.
  • П    Предлагает записать верные равенства.
  • Л     Проверяет, хвалит учеников за их старание.

  • М Анализируют. Используют в речи слона «условии», «вопрос», «решение», «ответ».
  • М  Объясняют: «Условие — это то, что нам известно, вопрос — это то, что надо узнать».
  • М Анализируют, перечитывают условие, вопрос задачи, объясняют выбор действия, записывают решение и ответ. Корректируют работу.
  • П Составляют равенства. Читают. Объясняют правила сложения (вычитания) с числами 1, 2 и 0. Сравнивают.
  • М Анализируют иллюстрацию, составляют рассказ, делают запись, комментируют. Называют все числа искомой записи. Объясняют правило сложения с числом 2 и вычитания 1. Упражняются в составлении различных сумм по предлагаемому сюжету, а также в вычислении этих сумм. Группируют шарики по разным основаниям (цвет, размер).
  • П Наблюдают. Выполняют задание с опорой на точечную модель числа: «1 да 2 — это 3; 1+2=3; слагаемое 1, слагаемое 2, сумма 3; 3 — сумма чисел 1 и 2; 3 без 2 — это 1; Если из 3 вычесть 2, получится 1. и т. д.». Выбирают любой способ вычисления: либо с опорой на свои знания о сложении и вычитании чисел, либо опираясь на связь между действиями сложения и вычитания.
  • П Моделируют с помощью условных обозначений условие задачи, записывают решение и ответ задачи.
  • П Сравнивают, пользуются известными правилами сложения (вычитания) и сравнения чисел.
  • М Сравнивают с образцом, объясняют причину ошибок, если они есть. Под руководством учителя учатся оценивать свою работу, исправлять ошибки.

Подведение итогов:

  • П    Беседует о том, чему учились на уроке.
  • Л     Предлагает оценить свою работу с помощью «Лесенки успеха».
  • П    Комментируют свой выбор, определяют границы «знания незнания».

Дополнительный материал: Приложение к учебнику на электронном носителе. С. И. Волкова «Для тех, кто любит математику». С. И. Волкова «Математика. Устные упражнения. Пособие для учителя», упражнения к уроку № 5 (2-я четверть).

Диагностика достижения планируемых результатов: Самостоятельно выполнить задание «Проверь себя и оцени свои успехи» (учебник, с. 89).

Дополнительные творческие задания: Выбрать текст, который является задачей, и решить её: В вазу поставили 7 роз, 2 завяли. Сколько всего листов в книге? На полке 6 детских книг и 2 учебника. Сколько всего книг на полке?

Самоанализ

Достижения

Сложности:

Предложения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока математики в 1 классе по теме "Измерение отрезков"

Данный урок составлен с учетом требований ФГОС....

Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".

Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...

Конструкт урока математики в 3 классе по теме "Задачи в 3 действия"

Данный конструкт урока математики в 3 классе разработан мною в соответствии с ФГОС. Это урок получения новых знаний, он направлен на формирование различных УУД. Урок решает задачи формирования вычисли...

Конструкт урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России". Тема "Вода".

Конструкт урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России". Тема "Вода"....

Конструкт урока по теме «Конкретный смысл действия умножения» с применением лего конструктора. 2 Класс УМК «Школа России»

На данном уроке при изучении темы умножения при актуализации знаний, используются детали лего конструктора для формирования смысла умножения и связи со сложением. При использовании лего конструтора мы...

Конструкт урока математики в 1 классе "Ознакомление с задачей в два действия».

Предмет: математика.Класс: 1Программа: «Школа России»Тема урока: «Ознакомление с задачей в два действия».Тип урока: урок открытия нового знания.Цель: научить решать задачи в дв...