Вычитание числа 9
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Математика 1 класс. Тема "Вычитание числа 9"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики. 1-й класс

 

Тема: Вычитание числа 9    

Цели урока:

  • научить определять результат вычитания 9 на основе таблицы сложения, базирующегося на связи между действиями сложения и вычитания;
  • совершенствовать умение вычитать число по частям;
  • закреплять знание состава числа, названий компонентов при сложении вычитании;
  • формировать умение решать задачи в два действия;
  • способствовать развитию умения сравнивать, доказывать и делать выводы;
  • содействовать воспитанию культуры поведения.

Оборудование: рисунки с изображением солнца и туч, совы, волка, ежика, зайца, белки. Красной Шапочки. Домика с бабушкой, паутинки с божьей коровкой, речки с мостом, цветов и бабочек; карточки, на которых записаны числовые выражения, цифры, тексты задач.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Учитель (У.) Вот   и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

Наступила весна, поют птицы, светит солнышко. На ваших партах лежат рисунки солнца и тучи. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

  1. Актуализация опорных знаний

У. Сегодня мы будем путешествовать с героиней одной сказки. Послушайте загадку и скажите, как ее зовут.

        Бабушка внученьку очень любила,

        Шапочку Красную ей подарила.

        Девочка имя забыла свое.

        А ну, подскажите, как звали ее?

Учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением Красной Шапочки.

У. Вместе с Красной Шапочкой вы пойдете к бабушке. Нужно быть дружными, находчивыми, так как в пути вам встретится много преград.

        1. Игра  «День и ночь».

У. Первой вы встретили сову.

Учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением совы и записывает выражение 8+3-6+5-7+3.

У. Она предлагает вам вычислить значение выражения, записанного на доске. Когда я говорю слово день, вы запоминаете два первых числа и знак арифметического действия между ними. На слове ночь вы закрываете глаза и вычисляете. Я снова произношу слово день. Вы  открываете глаза. Вспоминаете ваш ответ, запоминаете следующий знак арифметического действия и третье число. На слове ночь вы вновь закрываете глаза и выполняете вычисления и т.д..

        Ученики выполняют вычисления в уме, вслух произносят конечный результат: 9.

У. Что можете рассказать о числе 9?

Дети (Д.) Оно следует за числом 8, предшествует числу 10; оно меньше 10 на 1 и больше 8 на 1; оно однозначное. Число 9 можно представить в виде суммы чисел 5 и 4, 7 и 2, 6 и 3, 9 и 0.

        2. Минутка чистописания.

У. Пропишите число 9 в тетради, но сначала разомнем пальчики.

        Ученики соединяют поочередно сначала мизинцы, затем безымянные пальцы и т.д., затем хлопают в ладоши. Вслед за этим они поочередно массируют пальцы от основания к ногтю по внешней стороне.

        3. Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания.

У. Мы вышли на солнечную полянку. Какие числа пропущены?

        Учитель прикрепляет к доске рисунок.

У. Как найти неизвестное слагаемое?

Д. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.)

У. Как найти неизвестное уменьшаемое, вычитаемое?

Д. Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.)

  1. Танцевальная физкультминутка

Учитель включает запись «Песенки Красной Шапочки» (муз. А.Рыбникова, сл Ю.Кима) из к\ф «Про Красную Шапочку». Дети произвольно танцуют.

  1. Работа  над новой темой.

У. Мы уже отдохнули и можем двигаться дальше, но кто-то зовет нас на помощь. Посмотрите, божья коровка застряла в паутине. Поможем ей?

        Учитель прикрепляет к доске рисунок. Ученики выходят к доске и вычисляют значения выражений, записывая равенства в следующем порядке: 11-9=2, 12-9=3, 13-9=4. 14-9=5, 15-9=6, 16-9=7, 17-9=8, 18-9=9.

У. Как выполняли вычисления?

Д. Вычитали по частям или вспоминали состав числа.

У. Что интересного заметили?

Д. Вычитаемое одинаковое, а уменьшаемое увеличивалось на 1, значение разности тоже увеличивалось на 1.

У. Какой вывод вы можете сделать?

Д. Надо использовать таблицу сложения.

У. Как вы думаете, над чем мы будем работать на уроке?

Д. Я думаю, что сегодня на уроке математике мы будем учиться вычитать число 9.

У. Кто сформулирует тему урока.

Д. Тема урока: Вычитание числа 9.

У. Приготовьте цифры. Я буду показывать выражение, а вы – его значение.

        Учитель показывает карточку с примерами на табличное вычитание в пределах 20.

У. Молодцы, божья коровка свободна. Пошли дальше. Но кто это нам встретился?

        Учитель прикрепляет к доске рисунки ежа, белки, зайца.

У. Звери хотят сообщить что-то важное, но сначала нужно выполнить их задания.

        Ученики выполняют задание №15 на с.84 по рядам. Взаимопроверка тетрадей.

У. Звери хотели предупредить нас об опасности: нас подстерегает волк.

        На доске появляются рисунок волка и отрезки разного цвета.

        _______________________________

У. Сколько отрезков вы видите?

Д. Три.

У. Покажите. Как узнать. На сколько один отрезок длинее другого?

Д. Надо измерить отрезки и из длины большего вычесть длину меньшегою

У. Хорошо. По какому пути отправить волка, чтобы он не успел раньше нас добраться до бабушки?

Д. По длинному.

У. Пока он идет, мы отдохнем.

  1. Физкультминутка.

 Мы считали и устали,

Дружно тихо мы все встали.

Ручками похлопали – раз, два, три.

Ножками потопали – раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять считать начнем.

  1. Закрепление изученного.

У. Мы все ближе подходим к дому бабушки, но нам преградила дорогу речка. Мы можем перейти мостик, если выполним следующее задание.

        Учитель прикрепляет  к доске рисунок и записывает условие задачи: «В реке плавало 9 карасей, а щук на 2 меньше».

У. Что нужно сделать, чтобы получилась задача?

Д. задать вопрос.

У. какой вопрос можно задать?

Д. Сколько в реке плавало щук?

У. Как решить эту задачу?

Д. Карасей 9, а щук на 2 меньше, надо из9 вычесть 2, получится 7.

У. Что нужно изменить в задаче, чтобы она решалась в два действия?

Д. Нужно изменить вопрос задачи. Сколько всего рыб плавало в речке?

У. Давайте решим эту задачу, записывая в тетрадь. Кто понял, как решать , записывайте и решайте самостоятельно. А остальные ребята работают с учителем. Сможем мы сразу узнать, сколько рыб всего?

Д.Нет.

У. Почему?

Д. Мы не знаем , сколько щук плавало в реке.

У. Можем мы узнать, сколько щук плавало в реке?

Д. Можем, для этого надо из 9 вычесть 2.

У. Сколько действий в задаче?

Д. Два.

У. Будем записывать по действиям с пояснениями.

        Ученикам, которые раньше справились с записью задачи, учитель предлагает дополнительные задания на карточках

Карточка №1

        Мама испекла 10 пирогов с повидлом, а с мясом- на 4 меньше. Сколько всего пирогов испекла мама?

Карточка №2

        В корзине лежало 7 слив, а груш – на 2 больше. Сколько всего фруктов лежало в корзине?

Карточка №3

        В реке купалось 9 мальчиков, а девочек – на 2 меньше. Сколько всего детей купалось в реке?

У. Вот и подошли к дому, но сначала надо подняться по лесенке, чтобы дверь открылась.

        Два ученика выходят к доске и выполняют вычисления, «поднимаясь» с разных сторон лестницы.

  1. 18-9
  1. 17-9
  1. 16-9
  1. 15-9
  1. 14-9
  1. 13-9
  1. 12-9
  1. 11-9

Дети одновременно записывают и решают примеры в рабочих тетрадях.

У. Вот и бабушка. Она рада вас видеть и приготовила вам загадку:

        Кто-то утром не спеша

        Надувает красный шар.

        А как выпустит из рук-

        Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

        Учитель прикрепляет к доске рисунок с изображением солнца.

У. Кто может прочитать, что написано на солнце?

Д.Молодцы.

  1. Итог урока

У. Вот и закончилось наше путешествие. Мы опередили волка, помогли Красной Шапочке добраться до бабушки. Что вам понравилось на уроке? Чему учились? Какое у вас сейчас настроение? Покажите.

        Дети поднимают рисунок с изображением либо солнышка, либо тучки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока математики "Вычитание числа 2 (случай вычитания:11-2)"

Урок математики во 2 классе.Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 21 Соловьева Т.В. Тема урока: Вычитание числа 2 (случай вычитания:11-2) Цели: Предметные: 1.Закрепить умениея вычитать число ...

Урок математики «Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Прибавление и вычитание числа 4».

Пров            Урок математики в 1 А классе относится к разделу «Числа от 1 до 10.  Сложение и вычитание в пределах 10. Тема урока: «Прибавить и вычесть...

Технологическая карта урока математики. Тема урока : Вычитание числа . Табличные случаи вычитания числа 3. Вычитание с помощью шкалы линейки

Цель урока: создание условий для усвоения приёма вычитания 3 в пределах 20 с переходом и без перехода через разряд Результаты урока:Личностные:–.Метапредметные:Регулятивные УУД: :– принима...

Методическая разработка урока математики «Таблица сложения и вычитания числа 9. Решение примеров со случаями табличного сложения и вычитания».

Таблица сложения и вычитания числа 9. Решение примеров со случаями табличного сложения и вычитания....

ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА 2. СЛОЖЕНИЕ С ЧИСЛОМ 10. ПЕРЕСТАНОВКА ЧИСЕЛ ПРИ СЛОЖЕНИИ.

ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА 2. СЛОЖЕНИЕ С ЧИСЛОМ 10. ПЕРЕСТАНОВКА ЧИСЕЛ ПРИ СЛОЖЕНИИ....