Блицтурниры на уроках математики в начальной школе (статья).
статья по математике (2 класс) по теме

Вялова Елена Петровна

 

Хочу познакомить с одним из видов работы на уроках математики в начальной школе, при выполнении которой учащимся необходимо быть внимательными, сосредоточенными, проявить сообразительность, творческий подход к решению поставленной проблемы. Это - блицтурниры, которые я провожу с детьми со второго полугодия 2 класса один раз в месяц. Выполнение этой работы требует кропотливой подготовки. Ее провожу с самых первых уроков математики в  первом классе. Блицтурниры состоят из 6-7 задач и заданий разного уровня сложности и разных видов. В первом классе и в первом полугодии 2 класса я провожу пропедевтическую работу: готовлю детей к выполнению такого вида работы каждый урок, подбирая специальные задания, задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                           

Блицтурниры на уроках математики в начальной школе

Вялова Е.П.,

учитель начальных классов

 МОУ «СОШ № 11»

В познании человеком окружающего мира, которое идет от живого созерцания, огромную роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, наблюдения, восприятия, воображения, памяти и мышления. Развитие этих процессов идет с самого первого дня жизни ребенка, постоянно. Но познание будет более эффективным только при систематической и целенаправленной работе.

«Развитие ребят, писал Л.В. Занков,- это не только рост их прирожденных способностей, но еще в большей мере результат целенаправленной и систематической работы учителя над развитием его питомцев. Интенсивное продвижение ребят в развитии достигается в процессе всей учебно – воспитательной работы: и приобретения знаний, и овладения навыками, и формирования побуждения к учению». Сегодняшняя действительность требует от человека самостоятельности, активности, инициативы, творческого отношения к делу. Поэтому поиск путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать  педагоги, психологи, методисты, учителя. На каждом своем уроке я тоже стараюсь  решать эту  задачу. Для этого использую самые различные приемы, методы, способы работы.

Хочу познакомить с одним из видов работы на уроках математики в начальной школе, при выполнении которой учащимся необходимо быть внимательными, сосредоточенными, проявить сообразительность, творческий подход к решению поставленной проблемы. Это  блицтурниры, которые я провожу с детьми со второго полугодия 2 класса один раз в месяц. Выполнение этой работы требует кропотливой подготовки. Ее провожу с самых первых уроков математики в  первом классе. Блицтурниры состоят из 6-7 задач и заданий разного уровня сложности и разных видов. В первом классе и в первом полугодии 2 класса я провожу пропедевтическую работу: готовлю детей к выполнению такого вида работы каждый урок, подбирая специальные задания, задачи.

  С самых первых уроков знакомлю учащихся с понятием «задача» и с ее структурными частями: условие, вопрос, решение, ответ. Особое внимание отвожу анализу текста задачи или задания. Всем известна ситуация, когда дети при решении не выбирают необходимое действие, а пытаются его угадать, ведь решаются простые задачи или же ребенок решает сложную задачу в одно действие. Это происходит потому, что невнимательно услышан или прочитан текст. Поэтому особое внимание уделяю именно этому этапу работы.  Дети делают анализ содержания задачи или задания, опираясь на конкретные вопросы учителя, на наглядную демонстрацию. Используя различные тексты, я стараюсь убедить детей в том, что не всякий текст является задачей. Например, такой текст: «Дети пошли в поход. Было 5 мальчиков и 3 девочки»,- не является задачей, так как здесь нет вопроса. Но этот текст дети под руководством учителя могут превратить в задачу, поставив вопрос. В зависимости от вопроса задача может решаться сложением или вычитанием. Такие ситуации мы разбирали с ребятами очень подробно. При выполнении задания дети должны были не только назвать решение, но и аргументировать выбор знака действия.

В наших учебниках очень много задач, где условие предшествует вопросу. Я стремлюсь научить детей выделять структурные элементы задачи и при этом ориентироваться не на внешние признаки, а на смысл. Для этого предлагаю задачи таких видов: «Саша нашла в лесу 9 лисичек. Сколько грибов она принесла домой, если 3 гриба оказались червивыми?». Учу видеть требование к задаче не только в виде вопросительного предложения, но и в виде повествовательного. Например: «Найди количество колес у двух трехколесных велосипедов».

При решении разных заданий требую от ребят внимательного отношения к каждому слову и к каждому числу. Использование чисел делает ребенка менее внимательным и сосредоточенным, так как, увидев числа, ребенок сразу  пытается ими манипулировать, иногда даже не читая текста. Вот поэтому уже много лет я ввожу задачи и задания, где необходимые данные фиксируются разными способами: с помощью букв, слов, геометрических фигур. Например: «Малыш подарил Карлсону О банок малинового варенья и  □ банок клубничного. Сколько всего банок варенья подарил Малыш Карлсону?» Оторвать детей от чисел и вывести их на более абстрактный уровень было очень тяжело. Поэтому для решения такого вида заданий мы разыгрывали небольшие театрализованные представления, где главными участниками были дети. Один из учеников был Карлсоном, другой - Малышом. «Вот тебе, Малыш, сумка. В ней малиновое варенье. Что же сказано в задаче о малиновом варенье?»- спрашивает учитель. Сначала дети отвечали, что ничего не сказано. «Но разве так сказано в задаче? Что сказано в задаче о банках малинового варенья, которые Малыш подарил Карлсону?» Только после тщательного разбора условия задачи мальчики смогли разыграть сценку, где один из них говорил: «На тебе, Карлсон, О банок малинового варенья». «Спасибо тебе, Малыш, что принес мне еще и  š банок клубничного варенья». «С помощью какого действия мы сможем найти количество всех банок с вареньем?- спрашивает учитель. «С помощью действия сложения»,- отвечают дети. Один из них записывает решение О + š на доске.

Ребята с удовольствием принимают участие в театрализации. Они поняли: чтобы решить задачу, нужно внимательно слушать или читать ее, анализировать данные, находить связи между данными величинами и искомыми. При решении таких задач видно, на что опирается ребенок: на числовые данные или на смысл задачи. Кроме того, именно такие задания развивают познавательную активность детей, самостоятельность, общительность, творческое  отношение к делу. Задачи такого вида я ввожу в блицтурниры.

При выполнении первой такой работы я объяснила детям значение этого названия: блиц – это быстрый, молниеносный; турнир – это соревнование, состязание, то есть блицтурнир - это быстрое соревнование. Здесь каждый может проявить себя, но нужно быть очень внимательным, сосредоточенным, думающим. В задания блицтурниров я включаю не только те виды задач, которые рассмотрела выше, но и задачи с недостающими данными, с лишними данными, логические задания, нестандартные. Например: «На столе лежат 5 тетрадей, 2 ручки, 4 карандаша, 1 книга. Сколько пишущих предметов лежит на столе?», или «Сколько всего птиц плавало на пруду, если там было два десятка уток и гуси?». Ввожу задачи, которые не имеют решения. Например: «В  магазине было 14 покупателей. Сколько покупателей осталось в магазине, если сделали покупки и ушли 16 покупателей?». Если задачи с недостающими и лишними  данными встречаются в учебниках очень редко, задачи, не имеющие решения, в учебниках отсутствуют. А они нужны, потому что помогают учащимся  осознать существование необходимой связи между искомым и данным, понять правила оперирования величинами. Поэтому, чтобы приступить к выполнению такого задания как блицтурнир, требуется большая подготовка, как со стороны учителя, так и со стороны учеников. Проверку выполнения можно проводить самыми разными способами: в форме взаимопроверки, самоконтроля, контроля со стороны учителя. Но надо помнить, что каждая работа от ребенка потребовала больших затрат сил, он должен получить заслуженную награду за свою работу от учителя, или от соседа по парте, или от старшего в группе. Учителю нужно замечать успехи детей, хвалить за правильность выполнения, внимательность, быстроту. Нужно поддержать тех, у кого какие-то задания не получаются. Блицтурниры помогают выявить пробелы в знаниях учащихся. При выполнении заданий блицтурнира я наблюдаю за детьми и вижу  их заинтересованность, желание работать.

Я составила  блицтурниры для 2-4 классов с учетом всего выше сказанного. Работу провожу таким образом: в устной форме произношу задачу, задание или зачитываю их с доски. Даю детям время для анализа содержания и обдумывания решения. Решение они записывают в виде математического выражения или словесного ответа. Работу можно проводить фронтально, по группам, в парах сменного состава. В журнал выставляются только положительные отметки.

Приведем примеры блицтурниров во втором классе.

                                    № 1 (2 класс)

1) Брату 3 года, сестре 7 лет. Через сколько лет брату будет столько лет, сколько сейчас сестре?

2) На проводах сидело 14 галок и 7 сорок. Улетели все сороки и столько же галок. Сколько галок осталось?

3) На сколько «этажей» слово «здание» выше слова «дом»?

4) Степа Балаболкин показал зеркалу язык 16 раз с открытыми глазами и 9 раз с закрытыми глазами. Сколько раз зеркало ответило Степе тем же? На сколько раз меньше зеркала увидел свой язык Степа?

5) Сколько карандашей в трех одинаковых коробках, если в одной 2 десятка карандашей?

6) Сколько нужно колес для двух трехколесных велосипедов?

                                      № 2 (2 класс)

1) Сколько марок подарил Петя, если Сереже он подарил 8 марок, Коле 6 марок, а Дима к нему в гости не приходил?

2) Белоснежка вырастила 14 астр и 20 космей. Сколько цветов осталось у Белоснежки после того, как она подарила каждому гному по одному цветку?

3) Купили О килограммов риса и š килограммов гречки, а манки – столько, сколько гречки и риса вместе. Сколько килограммов манки купили?

4) На горке катались 15 детей. Когда к ним подошли несколько девочек, то стало 18 детей.

5) У Андрея в коробке лежит 15 карандашей, у Ирины 8 , а у Славы на 6 карандашей больше, чем у Иры. Сколько карандашей у Славы в коробке?

6) Сколько лапок у 4 жуков?

                                 № 3 (2 класс)

1) Сколько груш росло в саду, если их было на 35 деревьев больше, чем яблонь?

2) На столе лежали 20 груш, 9 роз, 5 яблок и 14 гвоздик. Сколько цветов лежало на столе?

3) В ларек привезли О ящиков яблок. За первый день продали š  ящиков, а за второй деньÑ   ящиков. Сколько ящиков яблок осталось продать?

4) В одной неделе 5 рабочих дней. Сколько рабочих дней в  О  неделях?

5) Папа собрал с грядки 76 килограммов картофеля. В подвал он отнес 80 килограммов картофеля. Сколько килограммов ему еще осталось отнести в подвал?

6)У Киры О  конфет. Это на 5 меньше, чем у Кати. Сколько конфет у Кати?

                                 № 4 (2 класс)

1) Маша нашла О  грибов, а Таня – на  š   грибов больше. Сколько грибов всего они нашли?

2) Собрали О помидоров. Из них š  помидоров красные, Ñ  помидоров - бурые, а остальные зеленые. Сколько зеленых помидоров собрали?

3) Было А шариков. Их разделили на 8 человек. Сколько шариков досталось каждому?

4) В коробке лежали простые и цветные карандаши. Простых было 36 карандашей, цветных на 6 больше, чем простых; фломастеров было на 4 больше, чем простых карандашей. Сколько фломастеров лежало в коробке?

5) Сколько метров материи купили, если сначала купили 5 кусков по О метров, а потом еще š     метров материи?

6) В саду посадили О  рядов черешен по š  деревьев в каждом ряду. Сколько всего деревьев посадили в саду?

7) Для украшения зала купили О флажков, а воздушных шариков на š  меньше. Сколько флажков купили для украшения зала?

                                     № 5 (2 класс)

1) В мастерской всего было А машин. Из них 15 косилок, 40 тракторов, а остальные - сеялки. Сколько сеялок было в мастерской?

2) На манеже выступают 6 тигров, 3 льва, 4 гиены и 2 пантеры.

3) В 12 часов дня из гардероба взяли 32 пальто, а через час - 15 пальто. Сколько пальто висело в гардеробе в 12 часов, если там осталось 10 пальто?

4) В первый фургон погрузили половину шкафов, а во второй 9 шкафов. Сколько всего шкафов было?

5) Брат старше сестры на 4 года. Сколько лет сестре, если брату 91 год?

6) В книге 15 рассказов о животных, 10 стихотворений и 8 сказок. Сколько повествовательных произведений в этой книге?

7) От домика лисы к домику волка ведут 3 дороги, а от домика волка к берлоге медведя- 2 дороги. Сколькими способами лиса может пройти в гости к медведю?                                                     

                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание патриотизма на уроках математики в начальной школе"

Воспитание патриотизма на основе краеведческих знаний....

Статья "Формирование ключевых компетентностей на уроке математики в начальной школе"

В статье характеризуются ключевые компетентности , которые формируются на уроках математики в начальной школе....

Статья. Информационно - коммуникационные технологии на уроках математики в начальной школе.

Информационно - коммуникационные технологии на уроках математики  в начальной школе -  этоодин из путей повышения качества образования....

Статья " Проектная деятельность на уроках математики в начальной школе" (из опыта работы)

В статье рассмотрены вопросы по работе над коллективным проектом "Сборник задач Математика и человек"....

Статья «Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальной школе»

Статья «Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальной  школе»...

Грушина Т.О. Луканова Н.Ю. Трудности реализации ФГОС на уроках математики в начальной школе. (статья) Публикация ЕНО

В статье освещаются  трудности реализации ФГОС НОО в начаьной школе на примере уроков математики. Предлагаются возможные пути решения данной проблемы....