"Слагаемые. Состав чисел 5 и 6"
план-конспект занятия по математике (1 класс) по теме

Диакону Нина Сергеевна

урок математики в 1 классе программа Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_chisla_6.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слагаемые. Состав чисел 5 и 6.

Цель урока: познакомить с терминами «слагаемое», «сумма», учить использовать их при чтении записей. Познакомить с составом чисел 5 и 6.

Тип: изучение нового материала.

Форма: путешествие по сказкам.

Технология: игровая.

Ход урока

        Придумано кем-то
        Просто и мудро.
        При встречи здороваться
        Доброе утро!
        Доброе утро, солнцу и птицам.
        Доброе утро улыбчивым лицам!


        
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас ребята, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового.  Мне очень приятно приветствовать каждого из вас на уроке.

- Анита, поприветствуй гостей от всего нашего класса.
        Мы гостей сегодня ждали
        И с волнением встречали:
        Хорошо ли мы умеем
        И писать и отвечать?
        Не судите очень строго,
        Ведь учились мы немного.
 (Садятся)

- Ребята, я сегодня получила письмо от одного сказочного персонажа, он сообщил, что попал в беду и ему нужна помощь. О ком идет речь?

Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
С новой азбукой подмышкой -
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с ...
(Буратино)

- Знаете ли вы автора этой замечательной книги? (Алексей Николаевич Толстой). Эта книга обязательно дождется вас на полках нашей  классной библиотеки.

- Ребята, из письма я узнала, что Буратино потерял свой золотой ключик, а Карабас-Барабас и Дуремар его нашли. Каждый хотел взять ключик себе, и когда они его тянули друг у друга, ключик лопнул и рассыпался на  части.

- Буратино просит о помощи, он бы хотел чтобы мы отправились по страницам сказки и помогли ему найти части от ключика. Возможно тогда можно будет собрать ключик и открыть потайную дверцу в мир знаний.

- Ребята, поможем  Буратино? Хотя путь к нему будет труден, тернист, полон заданий и приключений. Как вы думаете, справимся с заданиями ? Тогда поехали: (встают)

        Паровоз

        Едет, едет паровоз,

        Много у него колес,

        Мчится паровоз по кругу,

        Машем мы рукой друг другу,

        Тра-та-та, тра-та-та,

        Занимай свои места! (Дети садятся за парты)

Ребята, наш паровоз прибыл  "В страну Дураков", но встречает нас ни Буратино. А кто же?

Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это? (Карабас-Барабас)

Карабас-Барабас говорит, что нет у нас пути ни назад, ни вперед, пока мы не выполним его задания. Он желает поиграть с вами в игру: «Поспевай, не зевай!» - дай ответ, не поднимая руки.

- Когда падает снег?

- Самое большое однозначное число?

- Сколько дней в неделе?

- Кто первым тянул репку?

- С чего начинается дружба?

- Какой гриб растёт под берёзой?

Карабас-Барабас говорит:

"У меня вопросов нет,

Вот вам всем один билет.

В страну Дураков поспешайте,

Буратино из беды выручайте."

Раз смогли ответить на мои задания, получайте часть от золотого ключика.

Не успели мы и шагу шагнуть,

Как перед нами вновь загорожен путь.

А ну, ребята, посмотри,

Кто же стоит у нас на пути?

Хулиганили в округе

Кот Базилио  с подругой...

Притворялась доброй лиской

Хитрая лиса (Алиса)

Чтобы вас дальше пропустить опять

Надо вам знания свои показать!

  • Считаем от 3 до 8, от 9 до 4, от 5 до 10, от 7 до 2. - игра с мячом.
  • Игра: Покажи цифры по порядку: - соедини линией

4

9

1

5

6

10

7

2

8

3

  • «Помоги Алисе» - подними карточку - вставь пропущенные числа - 1, 2, 3, _, 5, 6, 7, _, 9, 10.

Работа с математическими карточками (дети выкладывают на столе)

  • Посчитайте, сколько вагончиков у вас в паровозике.
  • какое число при счете стоит перед числом 9?
  • какое число при счете следует за числом 5?
  • какое число больше, чем 3, но меньше 5?
  • какое число находится между числами 2 и 4?
  • какое число стоит слева от числа 2?
  • В каком порядке выстроились числа? (числа стоят в порядке уменьшения)
  • По тропинке вместе с нами идут числа в два ряда.

Мы с лисой  желаем знать, где здесь натуральный ряд?(1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9…

                9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1

-Почему этот ряд № ? Что обозначают точки…?

-Сравните эти ряды, что вы заметили? (в 1-ом ряду числа расположены в порядке возрастания. Во2-ом ряду в порядке убывания)

Справились с заданиями, пробегайте,

Буратино выручайте.

Раз смогли ответить на наши задания, получайте часть от золотого ключика.

Вот, ребята, путь открыт.

Мы шагаем дальше.

Только кто же там в кустах

Пиявок ловит второпях? (Дуремар)

Дорога Дуремара похожа на геометрические фигуры. Вспомним, как они называются?

Что ты знаешь о прямой?, Что ты знаешь о луче? Что ты знаешь об отрезке?, Что ты знаешь о ломаной?

Вы, ребята, молодцы

Я не буду стоять у вас на пути!

Часть от ключика получайте

И Дальше своею дорогой ступайте!

Итог устного счета: Молодцы, ребята. Отлично справились с заданиями. Я думаю, самое время отдохнуть!

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел, - видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

Спасибо, ребята, садитесь.

- Ребята, мы уже почти пришли к домику Буратино и Мальвины, нас встречает верный пес Буратино -  Артемон.

Он просит вас вспомнить, когда про запись можно сказать сумма чисел?

- На листах запишите:

  • сумму чисел 1 и 2 - найди значение суммы/ чему равно значение суммы?
  • запиши сумму чисел 3 и 1 - найди значение суммы/ чему равно значение суммы?
  • запиши сумму чисел 2 и 2 - найди значение суммы/ чему равно значение суммы?

- Ребята, что мы только что делали с числами? (складывали).

- Правильно. Артемон решил нам раскрыть математическую ТАЙНУ, он говорит, что числа, которые складывают, называются иначе слагаемые.

- От какого слова образовали слово слагаемые? (слагать, складывать).

-  Да поэтому числа при сложении иначе называю как?  (сла-га-е-мы-е)

- Ребята, возьмем простой карандаш и в каждой сумме подчеркнем слагаемые.

Ребята, Артемон вас благодарит за ваши знания, оказывается, когда он бегал по лужайке, он тоже нашел часть от золотого ключика и он с радостью нам ее отдает.

- Ну, вот и домик Буратино с Мальвиной.  

- Мальвина решила сварить ароматный вкусный суп для Буратино. Она пошла в огород за овощами. Предлагаю и нам прогуляться по огороду. Возьмите из лоточков картинку Мальвины и ее огород.

-  Для супа ей понадобилась морковь.

-Начало пути с у Мальвины показано красной точкой, она находится в нижнем левом углу. Мальвина шла в таком порядке:

2

3

5

1

1

- К какой букве пришла Мальвина?

- Сколько морковок она собрала?

-Сколько сначала сорвала морковок,(1)  сколько потом?(4)

-Запишите сумму чисел 1 и 4.

-Чему будет равно значение суммы (5).

-Запишите. Назовите слагаемые в этой записи.

-Подчеркните слагаемые простым карандашом.

- Затем Мальвине понадобилась капуста. Она вышла от буквы А. Куда надо переместить карточку Мальвины? Она прошла такой путь:

1

3

2

1

5

2

- Где оказалась Мальвина?

- Сколько кочанов капусты собрала Мальвина? (5)

-Сколько сначала сорвала кочанов? (3) Сколько потом? (2)

- Запишите сумму чисел 3 и 2.  

-Чему равно значение суммы? (5)

- Мальвина очень рада, что мы помогли ей сосчитать овощи. У нее оказалась вещь очень похожая на часть от золотого ключика. Она ее нашла у себя в огороде. И без сожаления отдала такую красивую пирамидку.

- Пока Мальвина готовила суп, Буратино пригласил нас в дом. В доме было уютно, чисто. Самым интересным было то, что у Буратино было много аквариумов. Давайте их рассмотрим.

Откройте учебники на с. 97.

Как вы думаете, может ли быть среди этих аквариумов лишний?

Какие можете предложить решения?

  • Один аквариум большой, а остальные маленькие.
  • В 1 водоросли, а во всех остальных живые существа.
  • В одном морские звезды одного цвета, а во всех остальных аквариумах разноцветные
  • В одном меньше налито воды, чем во всех остальных.
  • Во всех по три предмета, а в одном по 4.
  • Во всех находятся представители одного класса, а в одном и рыбы и краб.
  • Сколько больших аквариумов (1),  сколько маленьких аквариумов? (5)

- как это можно обозначить при помощи карточек?

- запишем сумму, найдем ее значение. 1+5=6,

- подчеркните слагаемые

  • Сколько рыбок в каждом из аквариумов?

- покажем разноцветными карточками,

- запишем сумму, найдем ее значение. 2+4=6,

- подчеркните слагаемые

  • Сколько аквариумов в верхнем ряду и сколько в нижнем?

- покажем разноцветными карточками,

- запишем сумму, найдем ее значение. 3+3=6,

- подчеркните слагаемые

  • Чем похожи все записанные равенства?
  • Какие еще можем составить суммы с таким же значением?

- Буратино пригласил нас на лужайку, а на лужайке мы увидели вот такую картинку. Какой рассказ можно составить?

(На цветках сидело 4 жука, к ним прилетели еще 2. Сколько стало жуков?)

- Запишите сумму и найдите ее значение (4+2=6)

- Подчеркните слагаемые

Жук в благодарность  прожужжал:

        ЖУ-ЖУ-ЖУ  

        Я издалека ключик ви-жу-жу

Ребята, а вы видите ключик?

Может быть надо детали повернуть и ключик соберется? (собирают ключик)

Ребята, мы выручили Буратино из беды, помогли ему собрать ключик, теперь и он сможет отворить потайную дверцу в мир знаний. А нам пора возвращаться домой. Но Буратино хотел бы посмотреть, как каждый из вас работал на уроке. Возьмите из лоточков ключик такого цвета, который покажет ваше настроение и работу на уроке.

Зеленый – был настойчив в овладении знаниями, уверен в себе, активен.

Жёлтый – был активным, но устал на уроке.
Красный - работал "спустя рукава"

Буратино вас благодарит, он каждому на память оставил свой портрет. Вам можно будет дома раскрасить протрет Буратино яркими карандашами.

 А сейчас Буратино приглашает вас всех на танец.

- Ребята, с каким новым математическим термином вас  познакомил Артемон? Как называются числа при сложении?  (слагаемые)

–  Спасибо всем за урок. Детям – за работу, а гостям – за терпение.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 58. Состав чисел 7, 8, 9, 10 Связь чисел при сложении и вычитании

Презентация предназначена для использования на уроке математике в 1 классе УМК "Школа России" к учебнику Моро....

Учебно- методический комплект по математике на тему:«Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7.» 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по математике на тему:«Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6, 7.»...

Конспект урока по математике на тему "Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9. " (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Данная разработка включает в себя цели урока, планируемые результаты, УУД и подробный сценарий урока....

Конспект урока математики на тему:" Сложение и вычитание чисел первого десятка . Состав чисел 7,8,9."

Конспект урока математики на тему:" Сложение и вычитание чисел первого десятка . Состав чисел 7,8,9." Учащиеся научатся выполнять  арифметические действия с опорой на знание состава чисел....

ВЫЧИТАНИЕ ИЗ ЧИСЕЛ 8, 9. СОСТАВ ЧИСЕЛ 8,9.

Цель: создать условия для закрепления знания приема вычитания на основе связи между суммой и слагаемыми....

карточки "Состиав состав чисел " 1 класс

Эти карточки можно использовать при закреплении состава чисел в пределах 10....