урок математики в 3 классе
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Нахождение числа по доле

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе

ОС «Школа 2100»

25.11.11                                                                 Картузова ГалинаНиколаевна

Тема:    Нахождение числа по его доле . Решение задач

Цели:   Закрепить представления об алгоритме нахождения числа по доле.

             Продолжить рассматривать решение задач на нахождение доли от числа и числа по доле.

             Воспитание устойчивого  интереса  к математике; умения самостоятельно оценивать свои                                                                                                        

             действия, находить  и исправлять свои ошибки.

                                                         

Ход урока.

Актуализация  знаний

Учитель: у каждого из вас конверт. Что лежит в конвертах? Почему вы решили, что это прямоугольники? Какие они между собой? На сколько групп их можно разделить? По каким признакам?  

Из этих частей

1 группа и 2 группа собирают 2 геометрические фигуры, разные по названию,

3 группа собирает одну геометрическую фигуру.

Для того, что бы вам это сделать быстро и правильно нужно:

  1.  Выбрать детали одинаковой формы и размера.
  2. Сложите детали так, что бы получилась геометрическая фигура.

Учитель контролирует выполнение. Учитель открывает закрытые на доске фигуры (такие же, из такого же количества частей).

У вас получились такие же фигуры?  Какие? (квадрат, прямоугольник и круг)

На сколько частей разделены каждая из этих фигур?

(квадрат - 4, прямоугольник – 6, круг – 8).

Переверните одну деталь каждой фигуры обратной стороной (одновременно учитель это делает на доске, ученики по образцу повторяют за ним действие).

А теперь скажите, как  можно представить каждую перевернутую деталь?

(квадрат – 1/4, прямоугольник – 1/6, круг – 1/8).

Перед вами  клумба квадратной формы  (соответствие с квадратом на доске)

Помогите найти площадь всей  клумбы, если известна площадь ее 1/4 части (9 м кв.);

Площадь огорода, если известна площадь его 1/6 части (15 м кв.);

А что мы будем находить умандарина? (вес).   Вес его 1/8 части – 12 г

Что во всех случаях будем находить? (Целое, число).

Как?

Правило: число по его доле находится  умножением. Данная доля умножается на количество долей.

Ответы устно.

Формулирование темы и цели урока

Итак, на сегодняшнем уроке мы продолжаем работу по теме: Нахождение числа  по одной его доле.

Физминутка

Воспроизведение и коррекция умений и навыков для решения задач в новых ситуациях.

Стр.84 №6

а) ¼ от16 дней

 16 :4 =4 (д)- принимала Дуня микстуру

Б) ¼ .=16 от всех таблеток

4* 16=64(т)- должна проглотить Дуня

Чем похожи и чем отличаются эти задачи?

Попробуем решить задачу в буквенном выражении.

Машина проехала в км, что составило    часть всего пути.

Каков весь путь?

 (учащиеся самостоятельно чертят краткое условие, пытаются решить)

1 человек – у доски.

Проверяем и обсуждаем.

Самостоятельная работа

От куска материи отрезали 18 метров, что составило  часть всей его длины. Сколько всего метров ткани в куске?

Подумайте, как найти целое?

Измените условие задачи, чтобы решение находилось действием деления

Молодцы.

Повторение и закрепление изученного  материала

Сейчас  вы получите карточки на пару.

На них в левом столбике написаны условия, в правом столбике результат.

Соедините стрелками условие  с верным результатом, вычисления вы должны сделать устно.

Текст задачи

Ответы

Найди длину всего отрезка, если его

1/ 5= 4 см

8

Найди массу арбуза, если его ¼ =2 кг

45

Прошла 1/3 часть урока это 15 мин. Сколько времени длится весь урок

20

Алиса нашла 42 гриба, 1/6 из них это мухоморы . Сколько мухоморов принесла Алиса?

10

Найди 1/7 от 70 кг

7

Самопроверка. На доске таблица с правильными ответами

И без особого труда
Я сладил с цифрами тогда.
Не может быть двух мнений:
Во мне родился гений!

Молодцы!

- Ребята, вы довольны работой класса на уроке?

- Почему?

- Кто лично доволен своим вкладом в общее дело?

- Почему?

- Кому бы вы хотели сказать отдельное спасибо за урок?



Предварительный просмотр:

Урок  математики  в 3 классе

с использованием игровых технологий

ОС «Школа 2100»

Учитель: Картузова Г.Н.

Тема «Арифметические действия над числами»

Цели: 

Повторить пройденный материал, проверить знания, умения, навыки по данной теме.

Развитие внимания, памяти, смекалки, находчивости, сообразительности

Воспитание выдержки, умения соблюдать правила игры. 

Посредством игры способствовать интенсификации умственной работы, повысить   познавательную активность, сформировать адекватные взаимоотношения в коллективе, развивать умения анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности .

Оборудование

Учебник «Математика» 3 класс 1часть Т.Е.Демидова, карточки с названием городов, карточки для индивидуальной работы, «оники» -   монетки по 6 штук для каждого ученика.        

ХОД УРОКА

1 Организация класса

-Сегодня проведем урок в форме игры «Капитал»

Учитель раздает каждому ученику по 6 оников. На доске рисунок БАНКА ЗНАНИЙ (далее БЗ). Сам учитель выступает в роли  президента БЗ  и предлагает всем учащимся открыть счет в БЗ. Минимальный вклад – 4 оника. ОНИК- очень надежная и конвертируемая валюта. Одно правильно выполненное задание соответствует вложению 1 оника. Президент предупреждает, что согласен работать только с надежными клиентами. Для  этогоУчитель раздает каждому ученику по 6 оников. На доске рисунок БАНКА ЗНАНИЙ (далее БЗ). Сам учитель выступает в роли  президента БЗ  и предлагает всем учащимся открыть счет в БЗ. Минимальный вклад – 4 оника. ОНИК- очень надежная и конвертируемая валюта. Одно правильно выполненное задание соответствует вложению 1 оника. Президент предупреждает, что согласен работать только с надежными клиентами. Для  этого вы все должны пройти вступительные  экзамены.

2 Актуализация знаний

          Устный счет. Алгоритм на странице 50 учебника «Математика» 3класс

          Самостоятельное решение тестов. Каждый ученик получает карточку с заданием. 

3 *…=15

А.5                 Б.45                  В. 12                         Г. 18

Длина прямоугольника 12 см, ширина 3см. Чему равна его площадь?

 А.15                 Б.36                 В. 30                         Г.  4

4* 14=

А.48                 Б. 56                В.  46                        Г. 18

а : а =

А. а                Б. 0              В.  1                        Г.  2

(6+9): 3 =

А. 2                Б.3               В.5                          Г. 6

1м =….см

А. 100                Б.10               В.1                          Г.1000

Какое число больше 12 на 4 единицы  

А.   42              Б.   16            В. 3                        Г.48

0:2  =

А.  0              Б.2               В.1                         Г. 20

Задание оценивается в 1 оник Дети выполняют задание, сверяют ответ с образцом. Те ученики, которые выполнили задание без ошибок, отдают свой оник в БЗ. Учитель сообщает о результатах проверки и фиксирует степень надежности (уровень подготовки) уч-ся.

3 .Закрепление знаний, умений.        

 Учитель предлагает познакомиться с банковской системой, узнать в каких городах России существуют филиалы нашего БЗ и раздает задания для работы в парах. У каждой пары составляется название города из 6 букв. Выполняют задание №5  на странице 50.

 На доске таблица с ответами: 

№ парты

2

60

50

32

10

21

33

1

ь

е

н

м

т

к

ю

2

к

т

с

о

о

а

х

3

к

т

с

у

я

о

к

4

т

г

у

р

с

м

у

5

в

б

о

м

т

с

а

6

к

н

с

я

б

в

р

80:2-(14+16)=10 

16*4-(24+7)=33 

(45+32)-15*3=32 

(12+18)*(12:6)=60 

(21+49):(14:2)=10

91:7-(3+8)=2

В результате у каждой пары получается название города: Тюмень, Охотск, Якутск, Сургут, Тамбов, Брянск. Таким образом осуществляется самопроверка. Если решили правильно , делают вклад 2 оника в БЗ.

4.Физминутка

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз!

Вправо, влево наклонись.

Вправо, влево головою!

Руки вверх перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг, на месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг! И снова стой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу!

5.        Применение знаний на практике 

-компания Капитал объявляет 20-минутные курсы по подготовке специалистов широкого профиля. Вам предлагаются задания трех уровней. Каждый может для себя выбрать любой уровень. При правильном выполнении задания 1 уровня делаете вклад 1 оник, 2 уровея- 2 оника, 3 уровня- 3 оника.

Дениска и Мишка дежурили в столовой. На 15 тарелок они разложили по 2 яблока и по 3 печенья.

3*15=      2*15=       3*15+2*15=           3*15- 2*15=

 1 уровень- объяснить, что означают 1 и2 выражения

 2 уровень -объяснить, что означают 1 и2 , 3выражения 

3 уровень -объяснить, что означают 1 и2 , 3,4выражения

 - после прохождении я курсов предлагаю вам  задание на логическое мышление №8. Узнайте какую фигуру чертил Денис и какую- Аленка? Начертите такие фигуры в тетради. Как они называются?      

 6.   Рефлексия 

- Что повторили сегодня на уроке? 

-Что показалось наиболее интересным? 

-Какое задание вызвало затруднение?      

  7.    Итог урока 

Учащиеся, вложившие по 4 оника в БЗ  --  вкладчики 

Учащиеся, вложившие по 5 оника в БЗ  -- агенты 

Учащиеся, вложившие по 6 оника в БЗ  --консультанты 

Домашнее задание Стр 51 задача №6,7

Использован материал статьи «Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников» из журнала «Начальная школа» №11 2004 год, страница 49.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе по образовательной программе "Школа-2100" "Повторяем изученные орфограммы. Обобщение знаний"

Картузова Галина Николаевна, учитель начальных классов 

Цели:

  1. Обобщить знания детей по темам: “Безударные гласные в корне”, “Непроизносимые согласные в корне слова”, “Парные согласные в корне”, “Правописание предлогов со словами”.
  2. Развивать речь, грамотность письма, умение доказательно объяснить правильность выполнения задания, развивать самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика.
  3. Формировать умение уважать друг друга, помогать, относиться доброжелательно к каждому члену группы

Ход урока

1. Организация урока.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи.

2. Постановка целей

Но сегодня на уроке вы будете не только улыбками делиться, но и знаниями, полученными на уроках русского языка ранее.

Итак, сегодня вы будете:

  • Работать в группах
  • Выполнять упражнения
  • Объяснять и доказывать
  • Сочинять стихи
  • Получать удовольствие от работы

Давайте весь урок проведем с хорошим настроением и большой пользой.

3. Чистописание

Индивидуальная работа в тетрадях

4. Словарная работа

Догадайтесь, о каком слове идет речь по его значению

Записывайте слова в столбик, с маленькой буквы.

Вечерний прием пищи

Проезжая часть улицы

Ярко-оранжевый фрукт

Радость, нежность, горе, печаль, любовь –это

Мерзлые испарения, замерзшие снеговым пушком на ветках деревьев

Ужин
Дорога
Апельсин
Чувство
Иней

Прочитайте слово по первым буквам словарных слов.

УДАЧИ!

5. Обобщение материала.

(Класс заранее разделен на 4 группы по 6 человек.)

Обратимся к первому пункту нашего плана. Сегодня вы весь урок будете работать в группах. Поэтому нам необходимо вспомнить правила сотрудничества:

  1. Взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами.
  2. Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию.
  3. Вежливо и доброжелательно общаться с партнерами.
  4. Испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.
  5. Помнить, что совместная работа в группах – это серьезный ответственный труд.

Вызывается по одному представителю для получения задания для всей группы. группа:

Перед м.им .кном ст.ит м.л.дая березка. На её в.твях часто с.дят и п.ют пташки. Саша укр.пил там к.рмушку. Пусть птички л.тят с.да кл.вать з.ерно.

1 группа

Вот и наступила поз.няя осень. Со.нце поднимается всё ниже. Лес без листвы выглядит грус.ным. А как чудес.но было гулять здесь ранней осенью!

2 uруппа

День сегодня хоро. Мы снимаем обу.ь и шагаем на пля. Тро.ка идет вни. Начался прили. Волны хлещут бере. Но бере. крут., здесь обры.

3 uруппа

(За)звучала (за) стеной печальная музыка.(От )пристани (от)чалил теплоход. (От)гремел гром, (от)шумел дождь, но все еще пасмурно. Солнце (за )тучами прячется.

Для каждой группы будет дано своё задание, но алгоритм выполнения у вас будет общий:

  • Прочитайте задание
  • Определите основную орфограмму задания
  • Подберите проверочные слова (если нужно)
  • Вставьте букву
  • Запишите слова
  • Поделитесь знаниями с ребятами из других групп

Время выполнения задания 5-6 минут.

Отчет групп.

В отчете дети должны так предоставить свой материал, чтобы ребята из других групп могли записать хотя бы 1-2 предложения и обосновать свою запись либо ответить на несколько вопросов выступающих устно.

Например:

Представитель 1 группы диктует 11-2 предложения и просит назвать слова с безударной гласной в корне и устно подобрать проверочные слова.

Представитель 2 группы предлагает написать выборочный диктант, записывая только слова с непроизносимыми согласными.

Представитель 3 группы предлагает записать только проверочные слова к данным: берег, обувь, пляж, обрыв.

Представитель 4 группы предлагает поиграть в игру “Хоровой ответ”. Если приставка хором отвечаем: “слитно”, если предлог – “раздельно”

6. Развитие речи – продолжение работы в группах – дополнительный материал

 

Каждая группа получает слова-рифмы, сочините стихотворение – пожелание соседней группе.

1 группа Сердечно – вечно, успех – помех

Например:

Желаем искренне, сердечно
Не знать волнений и помех
Чтобы сопутствовали вечно
Здоровье, радость и успех

2 группа успеха-смеха, не тужить – прожить

Например:

Счастья желаем, здоровья, успеха
Верных друзей и веселого смеха!
Дружно и мирно с родными прожить,
С песней по жизни идти, не тужить!

3 группа душу-стужу, грусть – пусть

Например:

Пусть холод не тревожит душу,
А радость согревает в стужу
Не навевает вьюга грусть,
И счастье будет с вами пусть

4 группа спасает – круг, спасает – друг

Например:

Пусть в море спасает спасательный круг
Пусть в жизни спасает всегда верный друг
Дети читают полученные стихи

7. Итог урока.

Какие темы повторили на сегодняшнем уроке?

Каждый из вас сегодня получит оценку за работу, в тетради. Кроме того, присуждается звание каждой группе

  • Самая дружная
  • Самая веселая
  • Самая ответственная
  • Самая оригинальная
  • Самая творческая
  • Самая дисциплинированная и т.д (выбирается по тому как работали в течение урока)

- Как вы чувствовали себя на уроке?

Заполним таблицу вашего самочувствия на данный момент.

  • было интересно, легко и понятно – зеленый цвет
  • иногда было трудно – синий
  • было много сложного – красный

(Выходят по рядам и закрашивают клетки соответствующим цветом)

Желаю здоровья
Желаю вам радости
Живите, не ведая боли, усталости
Да пусть вас минует забвенье друзей,
Без верного друга с годами трудней.



Предварительный просмотр:

Конкурсно-игровая программа для первоклассников.

«Репка».

Цели:

Развитие смекалки, находчивости, памяти, внимания.

Формирование интереса к учению

Воспитание чувства товарищества, взаимовыручки; способствовать сплочению коллектива.

Зал празднично украшен шарами, иллюстрациями сказочных героев.Звучит веселая музыка.

Ведущий 1

 Знай, от сказки хмурый день светлей.

Знай, от сказки в жизни чудо происходит.

Поделись ты сказкою своей.

Пусть она тебе друзей вокруг находит.

 Ведущий 2

Сегодня мы будем инсценировать сказку, а как она называется, догадайтесь сами.

Кто-то за кого-то ухватился цепко:

-ох никак не вытянуть, ох засела крепко!

Но еще помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд!

Дети.

Репка!

Ведущий 1

Конечно «Репка». А как начинается сказка?

Дети.

Посадил дед репку…

 Ведущий 2

Кто у нас будет дедом, будем выбирать. Стариков уважают за мудрость, к ним обращаются за советом. Вот и мы выберем на роль деда самого смекалистого и умного ученика. А чтобы он был похож на деда , наденем ему маску. Прошу всех желающих на роль деда подойти ко мне .

Я буду загадывать загадки, кто отгадает -делает шаг вперед, а не угадавшие выходят из игры. Загадывать буду до тех пор, пока не останется один участник. Он и будет нашим дедом.

Щука в озере жила,

Червячка с крючка сняла.

Наварила щука щей,

Пригласила трех ершей.

Говорили всем ерши

«Щи у щуки хороши».

Сколько рыб ели щи? (4)

Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал трех окуней.

Рыбак Евсей четырех карасей.

Сколько рыбок из реки

Натаскали рыбаки? (7)

Сеть тяну, рыбу ловлю.

Попало немало:

Два окуня, три карася.

Один ершок – и того в горшок.

Уху сварю, всех угощу.

Сколько рыб я сварю? (6)

Две большие галки

Шли домой с рыбалки.

В сумке каждая из них

Пять селдей несла больших.

Сельди засолили, посчитать забыли.

Так сколько селедок галки

Принесли с рыбалки? (10)

Рыбаки поймали в сети

 Три белуги и две сельди,

 Двух бычков и осетра,

И попалась камбала.

Их улов совсем не плох.

Сосчитайте их улов.(9)

Хорошо на рыбалке рыбу ловить,

Хорошо из рыбы ухи наварить,

Щука, два окуня, три пескаря_

Навариста будет ушица моя,

Эх, жалко вот щуку! Хитра и шустра,

В последний момент ушла из ведра!

Сколько рыбок осталось в ведре?(5)

Ведущий 1

Поаплодируем нашему самому смекалистому мальчику и вручим ему маску деда. Продолжаем сказку.

Дети. Посадил дед репку  и говорит…

 Дед . Расти репка большая-большая

Ведущий 2. А кто у нас будет бабкой. Кто из девочек больше знает сказок , тот и будет бабушкой.

 Домик, в котором одновременно жили: комар, мышка, лягушка, зайчик, лисица, волк (Теремок)

Кто нашел денежку, пошел на базар, купил самовар (Муха-цокотуха)

Самый знаменитый умывальник? (Мойдодыр)

Девушка, потерявшая хрустальный башмачок (Золушка )

Как называлась деревня, в которой жили Матроскин, Дядя Федор и Шарик (Простоквашино)

С букварем шагает в школу,

Деревянный мальчуган,

Попадает вместо школы

 В полотняный балаган

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка? ( Буратино)

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка,

В ореховой скорлупке девочка спала,

Вот такая девочка, как она мила. (Дюймовочка)

Железные зубы, костяная нога,

Все люди знают, это баба (Яга)

Фруктово-огородная страна,

В одно из сказок книжек есть она,

А в ней герой – мальчишка овощной,

Он храбрый. справедливый, озорной. (Чиполлино)

Ведущий 1

Вот мы  и выяснили, кто знает больше всего сказок.

Дед. Идем бабка на помощь!

Дети. Позвала бабка внучку.

Ведущий 2 . Кто хочет быть внучкой?

Девочки, для вас сладкий конкурс. Кто Больше всех назовет сладких блюд , тот и будет внучкой.  Кто называет слово, делает шаг вперед.

( Торт, конфеты, шоколад, мороженное, пирожное, булочки, пончики, желе, крем, )

Конкурс для Жучки.

Из букв сложить кличку собаки из очень известной сказки

Р   О    Н     А    М    Е     Т

Кто первый сложит слово, тот и будет играть Жучку.

 Конкурс для кошки

Все участники встают в круг. Звучит музыка. Все участники передают игрушку- мышку. Музыка замолкает, у кого в руках оказалась мышка, тот играет роль кошки

Конкурс для мышки.

Для игры нужны стульчики, их на один меньше, чем мышек . Звучит музыка, мышки бегают , играют. Как только музыка замолкает, мышки должны занять свои «норки». Кто остался без норки – выбывает. Один стул убираем. И так до тех пор, пока не  останется одна мышка. Она и будет играть роль в сказке.

Дети рассказывают сказку, артисты инсценируют.

Достают репку, а в ней сладкие призы, приготовленные родителями

 Праздник заканчивается чаепитием.

Использован материал журналов «Педсовет» №5, №12 2000года, №9 2001 года. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...