Урок математики в 1 классе. Тема урока [ ] ± 3. Приемы вычислений.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Тимербулатова Ильсияр Ильтизаровна

Разработка урока математики в 1 классе. Тема урока  "[ ] ± 3. Приемы вычислений."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_chislo_3.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе

Тема урока. [ ] ± 3. Приемы вычислений.

Цель урока. Ознакомить учащихся  с приемами вычислений 3.

Задачи урока.

Образовательная: тренировать в умении устного счета.

Развивающая: развивать логическое мышление, способность производить анализ вычислений в рамках десятка.

Воспитательная: формировать положительное эмоциональное отношение к математическим вычислениям, воспитывать усидчивость, аккуратность.

Оборудование: стихотворение Н.Владимировой «Задачи»; карточки для индивидуальной работы в виде домиков; карточки с примерами на сложение: 5+1; 4+2; 3+3; «Задачник» Г.Остера.

Ход урока

  1. Повторение изученного материала

Сейчас мы с вами вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.

Пять фломастеров у Лени.

Взял он желтый и зеленый,

А в коробке, посмотри,

Остается ровно … (три).

- Как решили вы эту задачку? (от 5 отняли 2)

- Так сколько фломастеров осталось? (3)

- Маша, Оля и Катя ходили в цирк. У них были билеты в разные ряды: первый, третий и пятый. Маша сидела ближе к арене, чем Оля, но дальше, чем Катя. Кто в каком ряду сидел? (Катя сидела в первом ряду, Маша-в третьем, а Оля-в пятом ряду)

На доске мы можем записать решение задачи двумя способами: сделать три отрезка, маленький, побольше и большой.

К_________1 ряд

М_______________3 ряд

О_______________________5 ряд

Второй способ записи- рисунок арены и рядов.

- Решите записанные на доске примеры.

1+2=(3)                             4-2=(2)

5+2=(7)                             8-2=(6)

6+2=(8)                             9-2=(7)

7+2=(9)                            10-2=(8)

- Назовите к примеру на сложение соответствующий пример на вычитание. (1+2=3 и 3-2=1 и т.д.)

- Что общего и  в чем отличие этих примеров? (Числа во вторых примерах написаны наоборот, то есть в обратном порядке по сравнению с числами в первых примерах.)

 Подобные действия сложения и вычитания называются обратными. Я вам буду показывать карточки с примерами на сложение. Ваша задача – составить два обратных примера на вычитание.

5+1 (6-1; 6-5)

4+2 (6-2; 6-4)

3+3 (6-3)

В математическом городе большое счастье, цифры построили новую улицу, однако когда стали заселяться в новые домики, совсем растерялись: куда и кому поместиться. Давайте поможем цифрам определиться с местом жительства. На самом верхнем этаже –самая главная цифра. Расселим цифры так, чтобы на каждом этаже в суме получилась главная цифра. Каждый из вас получит свой домик и подумает, какие цифры он в него заселит. (Дифференцированный подход- класс делиться на три группы.)

Карточка для первого уровня

5                                     6

2 ?                                  1 5

1 4                                  ? 3

1 ?                                  2 4

2 3                                  ? 5

Карточки для второго уровня

7                                     8

? 2                                   4 ?

3 ?                                    ? 2

? 5                                    6 ?

1 ?                                     ? 3

Карточки для третьего уровня

9                                    10

6 ?                                  ? ?

? 5                                   ? 4

? ?                                   ? ?

? 7                                   ? 5

? ?                                    3 ?

Сейчас мы с вами проведем арифметически диктант. В своих тетрадях вы должны записывать только ответы:

А) Галя нарисовала 5 бабочек, а Таня на 3 бабочки меньше, чем Галя. Сколько бабочек нарисовала Таня? (2 бабочки)

Б) Оля гуляла во дворе. К ней подошли 2 мальчика и 3 девочки. Сколько девочек стало во дворе? (4 девочки)

В) На ветке сидело 9 птиц, 6 улетело. Сколько птиц осталось? (3 птицы)

  1. Работа над новым материалом

Сегодня мы с вами поговорим о том, как можно складывать и отнимать число 3.

- В двух коробках 3 яблока. Подумайте, сколько яблок может быть в каждой коробке? (3=1+2; 3=2+1)

- Мама принесла еще коробку, в которой 2 яблока. Как найти сколько, сколько всего станет яблок? (2+3)

- Давайте решим этот пример. Как мы с вами будем прибавлять 3? (Прибавим по частям: 2+2+1; 2+1+2 )

-Сколько всего мы прибавляем к 2 в первом случае? (Прибавляем 3)

- Суммой каких двух чисел заменили 3? (1 и 2)

- Сколько всего мы прибавляем к 2 во втором случае? (Прибавляем 3 )

- Суммой каких  двух чисел заменили 3? (2 и 1)

- Ребята, как можно прибавить 3? Что для этого нужно сделать? (Заменить 3 суммой двух чисел)

- Выберите тот способ, который для вас покажется легким.

- Мама приготовила котлеты, 6 котлет уже жарится на сковороде, а 3 еще лежат на дощечке.

Объясните, как можно  к 6 прибавить 3? (6+2+1; 6+1+2)

А сейчас мы немного отдохнем и проведем физкультминутку.

Поднимите руки, класс,- это раз.

Повернулась голова-это два.

Руки вниз, вперед смотри- это три.

Руки в стороны пошире развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Руки вниз отпустим- шесть.

И за парты тихо сесть.

Решим задачу. Коза Люська забодала забор, который держался на 7 столбиках, 3 столбика упали вместе с забором, а остальные остались торчать отдельно. Сколько столбиков торча отдельно?

- Что нужно сделать , чтобы найти ответ на поставленный вопрос? (от 7 отнять 3)

- Какими способами мы можем из 7 вычесть 3? Вспомните состав числа 3.(7-1-2; 7-2-1)

- Какой ответу нас получится? (4 столбика остались торчать отдельно)

А сейчас мы с вами проведем эстафету и выясним, какой  ряд у нас самый быстрый и сообразительный. Посмотрите на доску. Здесь написаны 3 столбика примеров – по столбику для каждого ряда. По очереди с каждого ряда один ученик выходит к доске и решает по примеру. Побеждает ряд, более успешно справившийся с заданием. Подсказывать и выкрикивать правильный ответ с места нельзя.

3+3             5-3                  3+1

7-3              3+3                 8-3

5+3             10-3                5-3

9-3              2+3                 3+3

2+3             5+3                 3+6

3-3              9-3                  10-3

5+2             3+1                 6-3

- Победил .. ряд. Именно он должен придумать для каждого ряда по примеру, в котором нужно прибавить или отнять 3. (7-3; 2+3 и т.д.)

 

Решим задачу. В люстре горело 6 лампочек. После того как трехлетняя Маша попала в люстру ботинком, осталось гореть 3 лампочки. Сколько лампочек погасло?

- О чем задача? (о лампочках)

- Сколько горело лампочек в начале? (6)

- Что дальше произошло? (Маша попала в люстру ботинком, и лампочки погасли)

- Сколько осталось гореть лампочек? (3)

-  Что нам нужно узнать? (Сколько лампочек погасло)

- Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да)

- Что нужно сделать ля этого? (Из 6 вычесть 3 лампочки)

- Как это решение можно записать в тетради? (6-2-1; 6-1-2)

- Сколько лампочек погасло? (6-3=3 (лампочки))

  1. Подведение итогов    

- Чему мы с вами научились на этом уроке? (Прибавлять и отнимать 3)

- Какими способами мы можем прибавить 3 к любому числу? (Заменить 3 суммой чисел 1+2; 2+1)

- Какими способами мы можем отнять 3?(Заменить 3 на 1 и 2; 2и 1)

Домашнее задание

Придумать по 3 примера на сложение и вычитание числа 3. Или самим составить задачу, при решении которой требовалось бы прибавить или отнять число 3. (Личностно ориентированный подход в обучении).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики.4 класс Тема урока :"Нахождение нескольких долей целого".

Тема урока: Нахождение нескольких долей целого.Цель учителя: формирование знаний о нахождении нескольких долей целого.Задачи:-создавать условия для знакомства с алгоритмом нахождения нескольких ...

Конспект урока математики и презентация к уроку во 2 классе. Тема: :" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."

Конспект урока математики во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" авторы  учебника Рудницкая В.Н. и др. Тема урока:" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа." К уроку прилагается ...

Разработка урока математики 1 класс. Тема урока"Целое, части".

Цель урока - формирование у учащихся представления о понятиях "целое", "часть", установление между ними соотношения (целое состоит из частей: если убрать часть из целого, то останется другая часть)....

урок математики 1 класс Тема урока: Длина. Дециметр

Предлагаю Вашему вниманию урок математики в 1 классе с использованием ЭОР. Тема урока "Длина. Дециметр". Авторы учебника Демидова Т.Е., Козлова С.А.,...

Презентация к уроку математики (2 класс) Тема урока - "Деление".

Урок по математике во 2 классе. "Деление".Урок проходит в форме виртуального путешествия в космос. В ходе работы на уроке учащиеся открывают для себя новые знания, как по математике - знакомятся с нов...

Урок математики 3 класс. Тема урока: «Закрепление. Приёмы устных вычислений».

Урок математики 3 класс. Тема урока: «Закрепление. Приёмы устных вычислений».Программа: « Школа России» (традиционная), автор Моро М.И. и др.Тип урока: урок закрепления изучаемого материалаФорма ...

Конспект урока математики 2 класс Тема урока: "Письменные вычисления с натуральными числами. Запись сложения столбиком"

Технология проблемно-диалогического обучения в соответствии с деятельностным методом. Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока:обучить алгоритму письменного вычисления двузначных чисел и...