Четырехугольники и прямоугольники
план-конспект занятия по математике (1 класс) по теме

 

 

 1) познакомить учащихся с понятием «четырёхугольник» и «прямоугольник;

             2) закреплять вычислительные навыки; продолжать формирование пространственного мышления; развивать внимание и умение  сравнивать, анализировать, развивать логическое мышление, фантазию, воображение через задания творческого характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chetyrekhugolniki_i_pryamougolniki_urok_-_kopiya.docx81.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Болешеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени А. Е. Кошкина Кайбицкого муниципального района

Республики Татарстан».

Урок математики по теме

«Многоугольники и четырёхугольники» 

( 1 класс)

                                        Учитель начальных классов

                                                        II квалификационной категории

                                                        Кошкина Любовь Александровна

2010-2011 учебный  год

                     Тема: Четырехугольники и прямоугольники

 Цели: 1) познакомить учащихся с понятием «четырёхугольник» и «прямоугольник;

             2) закреплять вычислительные навыки; продолжать формирование пространственного мышления; развивать внимание и умение  сравнивать, анализировать, развивать логическое мышление, фантазию, воображение через задания творческого характера.

               3) способствовать воспитанию интереса к математике

Оборудование: изображение принцессы Геометрии, модели фигур
(треугольник, квадрат,  шестиугольник, восьмиугольник, фигуры треугольника с сердитым лицом и квадрата с весёлым лицом),  презентация» Четырёхугольники и многоугольники», карточки с цифрами и буквами, конверты с геометрическими фигурами.

                                       

                                              Ход урока:

 I Организационный момент

II Устный счёт

У:  Ребята, у которых на партах лежат карточки, выйдите к доске. Станьте в порядке возрастания чисел. Если задание выполните правильно, получится слово.

Д: 11(г) 12 (е) 13(о) 14(м) 15(е) 16 (т) 17(р) 18 (и) 19(я)  Геометрия (слайд№2)

У:  Сегодня на уроке мы отправляемся с вами, ребята, в королевство Геометрии. И нас встречает его хозяйка - принцесса Геометрия.

У:  Принцесса Геометрия приготовила для вас вопросы из разных областей знаний.

1) Игра «Поспевай - не зевай». (слайд №3)

а) Назови шестой день недели. (Суббота) 

б) сколько звуков в слове конь? (3 звука) 

в) Паук насекомое или нет? (Нет) 

г) В каком слове 7 букв Я? (Семья) 

д) У какого хвойного дерева иголки не колются? (Лиственница) 

е) Опадение листьев осенью называют… (Листопад) 

ж)

    10 ребят играли в футбол
    После занятий в школе
    Один ушёл и другой ушёл
    Сколько осталось на поле?
                                                (8 ребят)

2)  Какие числа пропущены? 

 

 

4

5

6

 

 

 

Д: По цепочке выходят к доске. 1 команда заполняет таблицу слевой стороны, а 2 команда заполняет таблицу справой стороны

У: Умение сравнивать поможет вам в увлекательном путешествии по стране “Геометрия”. Но для путешествия нам нужны силы, поэтому сделаем зарядку.

Физкультминутка

III  Изучение нового материала материал

  1. Введение в тему

У:  Итак, мы с вами отправляемся в страну “Геометрия”. Каких жителей страны вы уже знаете?

Д: Точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная.

У:  Отгадайте, о ком идёт речь: (слайд №4, )

Ты на меня, ты на него,
На нас всех посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла,
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.

Д: Треугольник

У: Покажите . Почему он так называется? (лайды №5-7)

Не овал я и не круг,                     (слайды №8-10)
Треугольнику я друг,
Всем угольникам я брат,
Ведь зовут меня...

Д:  Квадрат

У:  Покажите . Почему его называют четырёхугольником?

Д:  У этой фигуры 4 вершины, 4 прямые угла, 4 равные стороны. Квадрат

(Модель квадрата появляется на доске)

У:  Покажите вершины квадрата; стороны квадрата; углы квадрата.

2) Объяснение новой темы (Инсценировка учащимися стихотворения «Два брата»)    (слайд №11)

У: А вот что однажды произошло с этими фигурами в королевстве Геометрии.

Жили–были два брата –

Треугольник с квадратом
Старший – квадратный,
Добродушный и приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре.»

И квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я – квадрат»
И сказал ещё нежней:
«Неизвестно – кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был
Квадратным,
А проснёшься без углов.

Но на утро младший брат
Страшной месте был не рад.
Поглядел он – нет квадрата,
Онемел… Стоял без слов.

Вот так месть!
Теперь у брата
Много маленьких углов!
- Сколько углов стало?

У: Как назовём фигуру, которая получилась? (Восьмиугольник) 

У: Сколько у него вершин, сторон и углов?

У: Принцесса Геометрия хочет узнать, какая фигура получится, если у треугольника отрезать углы? (Шестиугольник) 

У: Как, одним словом, называются эти фигуры? (Многоугольники)

 (слайды №12,13, 14,15, 16, 17)

IV Физкультминутка  (рисуем в воздухе). 

Много надо нам, ребятки,
Для умелых наших рук.
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом ещё кружочек,
Треугольный колпачок…
Вот и вышел, вот и вышел
Развесёлый чудачёк.

IV Работа с учебником

  1. №1, с 43 Подумай и запиши в тетрадь,  

У: Запишите в  тетрадь номера тех многоугольником , у которых 4 стороны.

Д: 1, 2 4, 5, 11, 12, 13

У: Такие многоугольники называются четырёхугольниками. Сколько вершин у четырёхугольников? Запишите в тетрадь

  1. №2, с 43  (работа в группах)

У: Какие из фигур – круг, треугольник,  прямоугольник, квадрат – являются четырёхугольниками?

Д: Четырёхугольниками являются квадрат и прямоугольник, потому что у них  по 4 вершины, по 4 угла и по 4 стороны

У: А сейчас, ребята, мы с вами разделимся на две группы. 1 группа составляет из счётных палочек  квадрат, а 2 группа составляет - прямоугольник

Д:

  1. №3, с 43

У: Назовите признаки прямоугольника

У: Среди многоугольников, изображённых вверху, выбери четырёхугольники, которые  не являются прямоугольниками. Запишите их номера в тетрадь.

Д: 5,  11, 12, 13

  1. Работа в парах

У: Постройте на партах башню, составленную только из прямоугольников

Д: (конверты с геометрическими фигурами)

V Работа в тетрадях с печатной основой.( №2, с 71 задания №1 и №2)

VI Закрепление изученного (конверты с геометрическими фигурами)

У: Ребята, у вас на партах лежат конверты с геометрическими фигурами. Предлагаю вам составить любую фигуру, используя эти геометрические фигуры 

     

            Сведения о танграме.

У:  Ребята, танграм- самая древняя геометрическая головоломка. Она придумана людьми более 4000 лет назад. Изобретена она была в Китае. (карточка)

Тан - в переводе с китайского языка китаец. Грамма - буква. И каждая часть танграма тоже называется ТАН. (карточка)

В Европе считалось, что с помощью фигурок танграма народ Китая записывает свою речь. В Древнем Китае были созданы 7 книг танграмов, в каждой из которых насчитывалось по 1000 различных фигур.

Танграм был любимой головоломкой французского императора Наполеона.А писатель Эдгар По создал свой танграм из слоновой кости. Он и сейчас хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

VII   Подведение итогов.  (слайд 18, 19)

У: Наш урок подходит к концу. Нам пора прощаться с принцессой Геометрией. И напоследок она хочет проверить, что вы узнали и запомнили сегодня на уроке?

У: Как по-разному можно назвать эту фигуру?

Д: Четырёхугольник, трапеция, многоугольник

У: Что можно найти и показать у фигуры?

Д: Вершины, стороны, углы

Д: Что такое вершина многоугольника?

Д: Точка

У: Что такое сторона многоугольника? 

Д: Отрезок

У: Чем образованы углы? 

Д: Отрезками

У: Покажите границу этой фигуры. Что является границей многоугольника?

Д: Замкнутая ломаная линия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Свойства четырехугольников" для внеклассного занятия во 2 классе

Презентация для внеклассого занятия "Свойства четырехугольников и треугольников...

Урок математики в 1 классе. Тема: Четырехугольники. Прямоугольники. УМК "Перспективная начальная школа"

Данный урок проводится во втором полугодии 1 класса и продолжает линию изучения геометрического материала, после непродолжительного перерыва. До этого дети познакомились с понятием «прямой угол», науч...

Четырехугольники и прямоугольники

Открытый  урок по математике в 1 классеУМК "Перспективная начальная школа"...

Четырехугольники. Прямоугольник. Квадрат. Презентация 1 класс.

Презентация по математике 1 класс. Геометрические фигуры....

Конспект урока математики в 1 классе на тему "Четырехугольник. Прямоугольник".

Конспект урока по математике в 1 классе на тему "Четырехугольник. Прямоугольник" по УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока по математике Тема: «Четырехугольник. Прямоугольник» в 1 классе, УМК «Перспектива»

Сформировать представление о геометрической фигуре: четырехугольник, прямоугольник.Ввести алгоритм определения, построения  геометрической фигуры: четырехугольник, прямоугольник. Ввести понятия д...