Четырехугольники и прямоугольники
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Жердева Наталья Юрьевна

Открытый  урок по математике в 1 классе

УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chetrehygolniki_pryamoygolniki.rar555.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:        «Четырёхугольники и прямоугольники»

Тема урока рассчитана на один час.

Тип урока:      Урок открытия новых знаний и способов

                       учебных действий.

Цели учителя:

    1. Познакомить с понятиями «четырёхугольники», «прямоугольники».

    2. Развивать математическую речь учащихся.

    3. Научить учащихся распознавать соседние стороны   многоугольника.

    4. Научить учащихся строить прямоугольник на клетчатой бумаге.

    5. Учить работать с текстом учебника, выделять опорные слова и делать выводы.

    6. Способствовать воспитанию у школьников внимания, трудолюбия, аккуратности, формировать умение чётко выполнять  алгоритм деятельности.

Цели ученика:

  1. Узнаю, что такое прямоугольники и четырёхугольники.
  2. Научусь распознавать соседние стороны многоугольника.
  3. Научусь строить прямоугольник на клетчатой бумаге.
  4. Продолжаю учиться работать с текстом в учебнике, выделять опорные слова и делать выводы.

Технические средства: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, конверты с геометрическими фигурами (у каждого).

                                                       Этапы познания

  1. Ориентировочно – мотивационный.

  • Организационный момент
  • Математическая разминка
  • Постановка УЗ
  • Планирование

  1. Операционально – исполнительский.
  •  Реализация плана
  • Алгоритм деятельности.
  • Организация деятельности.
  • Применение знаний.

  1. Рефлексивно – оценочный.

  • Самоконтроль, самоанализ, самооценка.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Ориентировочно-мотивационный

Организационный момент

Математическая разминка

 Постановка УЗ

Планирование

2.Операционально-исполнительский

Реализация плана

Организация деятельности

Алгоритм деятельности

Применение знаний

Алгоритм деятельности

Применение знаний

Организация деятельности

Алгоритм деятельности

Организация деятельности

Применение знаний

Организация деятельности

Алгоритм деятельности

Применение знаний

Организация деятельности

3.Рефлексивно –оценочный

Рефлексия

Давайте подарим друг другу хорошее настроение.  

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.        

 - Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку. (Перечисляю, что необходимо было приготовить.)

    Проведём разминку.

Как выполнено сложение?

 

(Путём анимации появляются поочерёдно равенства.)

 Какую взаимосвязь между числами можно увидеть в этих равенствах?

(Путём анимации появляется столбик с равенствами.)

 

  Какой способ сложения будете использовать для нахождения значений данных выражений?

Показывается слайд.

(Путём анимации появляются математические выражения.)

 Какие слагаемые будем группировать?

Начнём с первого выражения.

Какие слагаемые сгруппируем для получения десятка?

(Ответ подтверждаю анимацией.)

Во втором выражении, какие слагаемые сгруппируем?

(Ответ подтверждаю анимацией.)

Далее работа строиться аналогично.

В результате работы слайд выглядит так:

 

 

А теперь давайте найдем значения этих выражений.

Решите задачи:

  1.  Из трех братьев Миша был выше Вити, а Витя выше Димы. Кто выше: Миша или Дима?  (Миша)

  1.  Слева от квадрата находится треугольник, а справа от квадрата – круг. Где находится квадрат?

(Между треугольником и кругом.)

- На какой вопрос отвечают слова «воробей», «оляпка», «сорока»?

- К какой группе животных мы их отнесем?     (К группе птиц.)

- Какая это птица? (показываю слайд)

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо решить цепочку примеров.

Полученное число при решении примеров будет ключом для ответа на вопрос. Ключ должен подойти к следующей схеме:

(показ слайда с птицами)

Информация о птичке – оляпке.

Оляпка – певчая птичка бурого цвета с белой грудкой. Она может нырять и бегать по дну водоема, цепляясь за неровности дна, камешки. На дне ловит насекомых, червей и мальков рыб. Пойманную добычу птичка всегда выносит на берег и съедает. Перья у оляпки не намокают, так как они обильно смазаны жиром. Спасаясь от врага, оляпка ныряет в воду.

- Теперь посмотрите на нашу птичку.

(демонстрация картинки)

- Из каких геометрических фигур она состоит? Покажите эти фигуры.

- Продолжим работу с геометрическим материалом по учебнику.

Физкультминутка

Откройте оглавление учебника. Найдите главу, с которой будем работать. Укажите страницу. (с. 64)

Прочитайте тему урока.

Ребята, вы знаете, что такое четырёхугольники?

(Путём анимации появляется первая запись.)

Вы знаете, что такое прямоугольники?

(Путём анимации появляется вторая запись.)                    

Слайд выглядит так:

Поставьте УЗ нашего урока.

Сколько упражнений нам предлагает учебник для решения  УЗ?

В какой последовательности мы будем их выполнять?

Кто и что вам поможет выполнить все задания правильно, аккуратно и решить УЗ?

Найдите задание №  1. Прочитайте первое предложение. (На рисунке изображены различные многоугольники).

Покажите, где у вас в книге изображены различные многоугольники. У меня они изображены на слайде. У вас у каждого такие фигуры есть на парте.

- На какие две группы вы могли бы разделить эти геометрические фигуры?

Читаем следующее предложение. (Что у них общего?)

 

1 в. Слушаю ответы, уточняю и предлагаю убедиться в правильности своих высказываний.

Давайте в этом убедимся. Прочитаем и выполним задания.    

 ИЛИ

2 в. Трудно пока ответить. Давайте проведём исследование. А помогут нам это сделать следующие задания.

  Прочитайте первое. (Сколько сторон у каждого из этих многоугольников? Запиши.) Как посчитать?  

Возьмите в руки простой карандаш.

Я вам предлагаю вместе выполнить это задание. Смотрите, как я посчитаю.

(Путем анимации дети наблюдают способ подсчета сторон у первого многоугольника.)

Так сколько у первого многоугольника сторон?

Давайте вместе посчитаем, сколько сторон  у второго. (Путем анимации дети наблюдают способ подсчета сторон у второго многоугольника.)

Сколько у второго многоугольника сторон?

Дальше считайте самостоятельно, отмечая каждую сторону.

Проверьте. (Путем анимации появляется образец выполнения.)

Поднимите руку, у кого так же. У кого есть ошибки?    

Так сколько же сторон у каждого из этих многоугольников? Запишите.

Прочитайте следующее задание. (Сколько вершин у каждого из этих многоугольников? Запиши.) Как посчитать? Давайте сначала вместе посчитаем.

(Рассматривая анимацию, дети наблюдают способ подсчёта вершин первого многоугольника.)  

 Сколько вершин у первого многоугольника?

Считаем вершины у второго многоугольника.

(Рассматривая анимацию, дети наблюдают способ подсчёта вершин второго многоугольника.)

Дальше выполняйте самостоятельно.

Проверьте. (Путём анимации появляется образец выполнения.)

Поднимите руку, у кого так же. У кого есть ошибки?

Так сколько вершин у каждого из этих многоугольников? Запишите.

Давайте теперь ответим на вопрос: "Что общего у этих многоугольников?"

Найдите в учебнике и прочитайте, как такие многоугольники будут называться. Давайте выделим это красным карандашом.

Мы ответили на первый вопрос, что такое четырёхугольники?

Посмотрите внимательно на первое задание, мы всё выполнили?

Прочитайте его. (Сколько сторон выходит из одной вершины многоугольника?) Может кто-нибудь ответить на него?

Если дети ответят, то скажу: "Давайте в этом убедимся"

Если дети не ответят, то скажу: "Давайте выясним, сколько же сторон выходит из одной вершины многоугольника". Смотрите. (Путём анимации дети наблюдают, как из одной вершины выходят две стороны.)

Сколько сторон вышло из одной вершины?

Сколько сторон вышло из другой вершины?

Теперь ответьте на вопрос: "Сколько сторон выходит из одной вершины многоугольника?"

Стороны многоугольника, которые выходят из одной вершины, называются соседними.

Покажи  соседние стороны на любом четырёхугольнике.

- Стороны из одной вершины выходят под прямым углом.

- Как бы вы назвали фигуры, у которых все углы прямые?

- Как вы думаете, что же такое прямоугольник?

Мы ответили на второй вопрос: "Что такое прямоугольники?"

Физкультминутка.

ПРОГУЛКА

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим

(Бег на месте),

До лужайки добежим

(Бег продолжается).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. (Присели.)

Немного отдохнем.

А потом по тропиночке пойдем.

(Ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, выдох. Сели за парту.)

Продолжаем работу.

Прочитайте следующее задание. (Построй прямоугольник на клетчатой бумаге.)

Чему будем учиться, выполняя это задание?

Покажите, где будете строить. А я вот здесь.

Ребята, как вы думаете,  почему нам предложили именно клетчатую бумагу?

Уточнить, если затруднятся ответить. (Линии на клетчатой бумаге пересекаются под прямым углом, значит, легче будет строить прямоугольник.)

Где удобно расположить вершины этого прямоугольника?

Уточнить, если затруднятся ответить. (В вершине клетки, а стороны прямоугольника направить по сторонам этой клетки.)

Я предлагаю строить вместе.  Давайте уточним, нам указано,  какой длины должны быть стороны прямоугольника?

Так как длины сторон не заданы, будем строить прямоугольник с произвольными длинами сторон.

С помощью какого инструмента выполним построение?

Будем строить и проговаривать каждый свой шаг:

  1. Вершину прямоугольника расположу в вершине клетки. (Путём анимации дети наблюдают, где нужно расположить первую вершину прямоугольника).

  1. Строю первую соседнюю сторону. Располагаю её по сторонам клеток. Фиксирую. (Путём анимации дети наблюдают, как нужно построить первую соседнюю сторону).

  1. Строю вторую соседнюю сторону. Располагаю её по сторонам клеток. Фиксирую. (Путём анимации наблюдают, как нужно построить).

  1. Мы построили пару соседних сторон. Теперь из полученных двух вершин (показываю на слайде) нужно провести по одной стороне под прямым углом к уже имеющейся стороне. (Путём анимации наблюдают, как нужно сделать.)

  1. Пересечение сторон зафиксируем. Это ещё одна вершина прямоугольника. (Путём анимации наблюдают, как нужно сделать.)

В результате работы получился прямоугольник:

- Выполнение задания № 4 учебника.

Постройте башню, составленную только из прямоугольников, используя свои фигурки.

Давайте подведём итоги работы.

 Какие УЗ ставили перед собой в начале урока?

         

Что мы делали для того, чтобы ответить на эти вопросы?

Как помогали себе?

 

Что такое четырёхугольники?

 Слушаю ответы детей.

 

Если не ответят, то задам вопрос:

«Как себе помочь ответить на этот вопрос?»

 

Что такое прямоугольники?

Слушаю ответы детей.

 

Если не ответят, то задам вопрос:

«Как себе помочь ответить на этот вопрос?»

 

 

Что ещё нового узнали?

  Слушаю ответы детей.

Если не ответят, то задам вопрос:

«Как себе помочь ответить на этот вопрос?»

  Чему учились, выполняя второе задание? (показываю в книге)

Кому было трудно? Что именно вызывало затруднение?

Кому было легко?

За работу на уроке раздаю детям смайлики в виде геометрических фигур.    

- Вы хорошо поработали! У вас в руках «смайлики». Возьмите цветные карандаши, оцените свою работу:

красный карандаш – было трудно;

желтый карандаш – было все понятно, и я работал самостоятельно;

зеленый карандаш – было все понятно, но я пользовался помощью друга.

Проверяют.

Смотрят, читают.

Объясняют: второе слагаемое разложили на два удобных и сложили с первым.

Объясняют: применили переместительный закон.

Смотрят, объясняют: если из значения суммы вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое.

Группировку слагаемых.

Те, которые в сумме дают десяток.

Называют.

Называют.

Называют значения выражений.

Отвечают. Если затрудняются, предлагаю задание.

Решают цепочку примеров, ответ 4

Показывают треугольники, круг, овал, точку, кривую и ломаную линии.

Открывают.

 Читают.

Да (нет), если знают, то объясняют, как могут.

Да (нет), если знают, то объясняют, как могут.

Возможны два варианта ответа.

1 в. " Узнаю, что такое четырёхугольники и что такое прямоугольники.

2 в. " Повторю, что такое четырёхугольники и что такое прямоугольники".

Четыре.

По порядку.

Учитель, учебник, компьютер.

Находят, читают.

Показывают в книге,

  смотрят на слайд.

Работа в парах.

Возможны два варианта ответа.

. Отвечают, как знают и понимают.

.

. Не отвечают.

Читают, возможно, предлагают свой вариант подсчёта сторон,  смотрят на слайде, как правильно надо посчитать стороны и делают эту работу в учебнике.

Четыре.

Четыре.

Работают самостоятельно.

Проверяют свою работу.

Записывают  – 4.

Читают, возможно, предлагают свой вариант подсчёта вершин, смотрят на слайде, как правильно надо посчитать вершины, и выполняют это задание.

Четыре.

Четыре.

Выполняют.

Проверяют.

Записывают  – 4.

У них 4 стороны и 4 вершины.

Находят слова: "Такие многоугольники называются четырёхугольниками". Подчёркивают.

Да.

Нет. Ещё есть один вопрос.

Читают. Если знают, отвечают.

Смотрят.

Две.

Смотрят, убеждаются, что две.

Две.

Работа в парах.

Показывают соседние стороны.

Отвечают.

Прямоугольник – геометрическая фигура, у которой все углы прямые и противоположные стороны равны.

Читают.

Будем учиться строить прямоугольник на клетчатой бумаге.

Отвечают.

Слушают. Повторяют.

Отвечают.

Слушают. Повторяют.

Смотрят в книгу, уточняют. Нет, не указано.

С помощью линейки или угольника.

Смотрят, проговаривают, делают у себя в учебниках.

Работа в парах.

Что такое четырёхугольники?

Что такое прямоугольники?

Выполняли задания.

Слушали учителя, выделяли в тексте ответы на поставленные вопросы, внимательно контролировали себя с помощью слайдов.

Отвечают, как запомнили.

Ищут в книге выделенные слова, отвечают. (Многоугольники, у которых четыре стороны и четыре вершины, называются четырёхугольниками.)

Отвечают, как запомнили.

 (Четырёхугольники, у которых все пары соседних сторон пересекаются под прямым углом, называются прямоугольниками)

Отвечают.

 (Из одной вершины многоугольника выходят две стороны. Такие стороны называют соседними.)

Учились строить прямоугольник.

Отвечают.

Отвечают.

Раскрашивают смайлы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Свойства четырехугольников" для внеклассного занятия во 2 классе

Презентация для внеклассого занятия "Свойства четырехугольников и треугольников...

Урок математики в 1 классе. Тема: Четырехугольники. Прямоугольники. УМК "Перспективная начальная школа"

Данный урок проводится во втором полугодии 1 класса и продолжает линию изучения геометрического материала, после непродолжительного перерыва. До этого дети познакомились с понятием «прямой угол», науч...

Четырехугольники и прямоугольники

1) познакомить учащихся с понятием «четырёхугольник» и «прямоугольник;             2) закреплять вычислительные навыки; пр...

Четырехугольники. Прямоугольник. Квадрат. Презентация 1 класс.

Презентация по математике 1 класс. Геометрические фигуры....

Конспект урока математики в 1 классе на тему "Четырехугольник. Прямоугольник".

Конспект урока по математике в 1 классе на тему "Четырехугольник. Прямоугольник" по УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока по математике Тема: «Четырехугольник. Прямоугольник» в 1 классе, УМК «Перспектива»

Сформировать представление о геометрической фигуре: четырехугольник, прямоугольник.Ввести алгоритм определения, построения  геометрической фигуры: четырехугольник, прямоугольник. Ввести понятия д...