Письменные приемы вычислений
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Кожевина Оюна Сергеевна

Конспект урока математики в 3 классе по теме "Письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 1000" по программе УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismennye_priemy_vychisleniy_3_klass_shkola_rossii.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 1 000(ч.2:с. 70)

Целевые установки:

предметные: формировать умение выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000.

метапредметные:

регулятивные - понимать, принимать, сохранять, а в отдельных случаях самостоятельно ставить учебную задачу; составлять план действий для решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий (задания под красной чертой);

познавательные - ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; выполнять обратные действия: восстанавливать пропущенные цифры при правильно выполненном сложении и вычитании (с. 70, поля); моделировать отношения между объектами и делать выводы (№ 8), находить закономерность в построении числового ряда и дополнять его недостающими элементами (№ 9);

коммуникативные - работать в паре (с. 70, поля).

личностные: формировать понимание значимости математических способов действий и математических знаний в собственной жизни, в жизни и деятельности людей, осознание личностного смысла изучения математики, укреплять интерес к изучению математики.

Организация деятельности

1. Повторение пройденного и актуализация опорных знаний.

1) Учитель предлагает игру «Составь как можно больше равенств» и записывает на доске одну из схем: 1* - □ = □ или □ + □ = 1*, замечая, что в качестве второй цифры в записи результата можно брать цифры от 1 до 8. Ученики в течение отведённого учителем времени (например, 2 мин) записывают числовые равенства, а затем выявляется ученик, правильно записавший наибольшее количество равенств. Особенно надо отметить тех, кто выполнял задания, придерживаясь определённого порядка (например, сначала записал все равенства с результатом 11, затем с результатом 12 и т.д.). Вместо временного ограничения можно предложить записать названное количество равенств, например: «Кто первым верно составит 15 равенств вида...?»

2) Учитель предлагает вспомнить алгоритм письменного сложения и вычитания чисел в пределах 100, предложив детям выполнить с объяснением, например, такие действия:

+48                                +73                             -94                                     -100

 36                                 27                              45                                        82

Ученики поочерёдно выходят к доске и выполняют действия с объяснениями, остальные записывают и решают примеры в тетрадях.

2. Целеполагание.

На доске записаны примеры:

370 + 50                             658 + 273                               760 – 300                      523-318.

- Попробуем решить их устно: я буду показывать пример, а вы называть ответ. (Выясняется, что второй и четвёртый примеры ученики на данном этапе устно решить не могут.) Так, чему же будем учиться сегодня? (Ученики сами формулируют учебную задачу урока: научиться выполнять письменно сложение и вычитание чисел в пределах 1000.)

3. Изучение нового материала. Работа по учебнику.

Ученики читают приведённый в учебнике текст и выполняют задание № 1, сначала объясняя, как выполнена запись, а затем поясняя каждый шаг в решении.

Для первичного закрепления дети выполняют задание № 2: первые два примера решают с комментированием, а последний пример - самостоятельно с последующей проверкой его решения.

Очень полезно на этом этапе выполнить задание, предложенное на полях этой страницы. Работу можно провести фронтально, проговаривая вслух все рассуждения, которые необходимы для поиска неизвестной цифры, а можно - в паре.

4. Повторение ранее изученного.

1) Дальнейшее развитие умения решать текстовые задачи.

После чтения задачи № 4 дети дополняют вопрос нужными словами, составляют план её решения, поясняя каждый шаг и раскрывая его целесообразность. Затем записывают решение по действиям с пояснениями.

Дополнительно учитель просит детей составить задачу с теми же числами, но так, чтобы в условии были слова «на… катка меньше», а в вопросе спрашивалось: «Во сколько раз больше...?»

2) Формирование умений выполнять устные вычисления, повторение правил о порядке действий в числовых выражениях - вычисляются значения числовых выражений, записанных в 1-й строке задания № 5. Задание выполняется с комментированием с целью осуществления пошагового контроля при выполнении нескольких действий.

5. Развитие логического мышления.

После чтения учениками задачи № 8 учитель просит выполнить схематический чертёж (выполняется на доске), записать решение задачи.

Дополнительно выясняется: 1) какое данное в условии задачи является лишним (не использовалось при её решении); 2) какой ещё вопрос надо поставить, чтобы это данное перестало быть лишним.

6. Самоконтроль и самооценка.

- Научились ли вы выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000?

- Выполните в тетрадях задание под красной чертой и оцените свой результат, нарисовав на полях одного из трёх смайликов.

7. Подведение итогов урока.

- Какую учебную задачу мы ставили на уроке?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке и её результаты? (Можно использовать «Светофор»).

Учитель обсуждает ошибки, допущенные детьми, которые показали красный цвет «Светофора».

8. Домашнее задание: № 5 (2-я строка), № 4 и № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики в 4 классе по теме "Устные и письменные приемы вычислений с многозначными числами"

Интегрированный урок математики (история, информатика и элементы русского языка) построен на основе материалов краеведения и посвященный 12 апреля - Дню космонавтики. Разнообразные задания позволяют р...

Устные и письменные приемы вычислений.

В 4 классе очень важная тема "Устные и письменные приемы вычислений. Сначала дети слушают информацию о устных и письменных приемах вычислений,затем записывают в тетрадб правила. идет повторение ранее ...

Сложение и вычитание в пределах 100 . Письменные приемы вычислений.

Цель:               1.Закрепление письменных приемов сложения и вычитания в пределах 100. Задачи: 1.Закрепление умения увере...

Тема "Устные и письменные приемы вычислений" 4 класс

Математика 4 класс. Тема "Устные и письменные приемы вычислений"...

Урок математики в 4 классе. Тема урока: Устные и письменные приемы вычислений.

Цель урока: познакомить с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых.Задачи урока:ПРЕДМЕТНЫЕ: повторить нумерацию многозначных чисел; совершенствовать вычислительные навыки сложения и выч...