Римские цифры.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Ушакова Лариса Евгеньевна

Конспект урока по математике для 2 класса по теме "Римские цифры". Развивающая  программа Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rimskie_chisla.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика

Класс:  2

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Тема: « Римские цифры»

Цель: ученик получит возможность читать и записывать числа с помощью римской нумерации.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

Современные образовательные технологии: технология  проблемного обучения.

Оборудование: М/медиа, презентация (Древний Рим, римлянин, часы с римской нумерацией), карточки.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

  Прозвенел звонок

  Начинается урок.

  Друг на друга посмотрели,

  Улыбнулись, дружно сели.

  1.  Постановка учебной задачи и актуализация знаний.

– Ребята, запишите выражения в тетрадь и найдите значения

(на доске:  15-10        23-3       25-5      7+2      XI-IV)

  Проверка.  

- Какое выражение вызвало затруднение? Почему? (не знаем, что обозначают эти знаки)

- Это цифры, которые пришли к нам из древнего Рима. Как вы думаете, как они называются?  (Римские).

- Ребята, для того чтобы решить выражение, чему мы должны научиться на уроке?  (читать и писать римские цифры)

- Ребята, для чего нам ещё нужно знать римские цифры, вы, где нибудь встречались с ними?  (на часах, в книгах, и т.д.)

3. Изучение нового материала

- У нас в гостях сегодня житель Рима, который приглашает нас в древний Рим, чтобы научиться пользоваться римской нумерацией.

( слайд :  римлянин, древний Рим)

- Ребята, перед вами лежат карточки, на которых изображены арабские цифры, представьте, что вы древние римляне и вам необходимо записать римские цифры, как бы вы это сделали?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

(самостоятельная работа)

Проверка 2 человека у доски со своими вариантами.

- Ребята, давайте проверим кто прав?

-Как изобразили цифру 1? 3? Почему?

-Цифру 5?

- Ребята на руке 5 пальцев, чтобы не писать 5 палочек, стали рисовать руку, а вместо того чтобы рисовать всю руку её изображали знаком V.

- А как записали цифру 4?

- Запомните больше трех  одинаковых цифр подряд писать нельзя! Запись чисел основана на математических действиях: сложении и вычитании. Меньшая цифра, которая стоит от большей справа прибавляется к ней, а стоящая слева вычитается.

-Как правильно записать цифру 6? А как вы записали цифру 10?

- Число 10 состоит из двух 5, поэтому изображали двумя пятёрками-одна стоит, как положено, а другая перевернута вниз X

-Ребята, а как записать числа второго десятка?

( 1 ученик у доски, остальные в тетради)

-Физминутка.

  1. Закрепление нового материала

- Ребята, наш гость предлагает вам игру «Найди и исправь ошибку»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

X

I

III

V

IV

VI

VII

IX

II

VIII

(1ученик  у доски, остальные на карточках самостоятельно)

Проверка.

- Молодцы, хорошо справились. А теперь игра «Наоборот»

  На доске записаны римские числа, ваша задача записать их в тетрадь       арабскими цифрами.

(самостоятельная работа)

Проверка.

-Молодцы! Отгадайте загадку:

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

- Гость наш предлагает  вам ещё одно задание

Запиши время, которое показывают часы на рисунке римскими числами.

Слайд: с римской нумерацией

( 1 ученик у доски)

Проверка.

- Игра «Живые числа».

( У ученика карточка с числом, которое записано римской цифрой. Под музыку числа гуляют, как только музыка смолкла должны стать по порядку).

- Ребята наш гость приготовил вам трудное задание. Перед вами текст, в котором встречаются римские цифры. Прочтите его и запишите все числа, которые там встречаются арабскими цифрами.

Проверка.

- Молодцы, справились с заданием! Ребята,  с какой проблемой мы  с вами столкнулись в начале урока?

 ( не смогли найти значение выражения)

- А сейчас у нас получится решить нашу проблему? Давайте попробуем.

( находят значение выражения)

Проверка.

5. Рефлексия, итог.

- Ребята, ну и на последок  наш гость приготовил задание для самых внимательных «Самый внимательный»

С/Р – запись римских чисел под диктовку.

Проверка.

- Молодцы! Справились и с этим заданием.

-Вам понравилось наше путешествие? Что вы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Давайте поблагодарим нашего гостя.

- Оцените свою работу на уроке. (светофоры)

          - Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме:"Запись многозначных чисел римскими цифрами."

Конспект урока математики составлен по учебнику Т.Е. Демидовой для 4 класса.Урок разработан  в технологии деятельностного метода....

Римские цифры

Презентация  к  уроку  математики  по  учебникам  М.И. Моро  3  класс  по  теме  "Римские  цифры"...

Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс

Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...

«Волшебные цифры. Римские цифры. Алфавитная нумерация"

Цели и задачи:   уточнить представления о цифрах и числах;    познакомить с некоторыми историческими сведения о различных нумерациях;    познакомить с пер...

Числа и цифры. Римские цифры

·         Cоздать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 10;·         Cпособствовать развит...

"Цифры и числа. Римские цифры" Презентация к уроку математики 1 класс

Презентация к уроку "Цифры и числа. Римские цифры" 1 Класс...