Главные вкладки

    Дидактические игры для запоминания таблицы умножения
    учебно-методический материал по математике по теме

    Саламатова Галина Ивановна

    математика

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon дидактические игры55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

    ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ

    Составь слово.

    На доске записаны выражения. Выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает одно из выражений и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом, соответствующим ответу выражения (на обороте карточки написана буква). Команда, первая составившая слово, например «молодцы», побеждает.

    Лучший счетчик.

    На доске записаны выражения: справа и слева их количество одинаковое: 9 • 9,  3 • 8,  7 • 8,  9 • 4,  4 • 8,     9 • 3,  6 • 7,  7 • 3.

    По команде учащиеся начинают записывать или выкладывать из разрезных цифр соответствующие ответы, один - слева, другой - справа. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием. (Проводя эту игру, нужно чаще повторять те случаи умножения и деления, которые труднее запоминаются. Учитель фиксирует ошибки, затем записывает их на заранее подготовленных лентах.)

    Отбей мяч.

    Учитель называет любое выражение (5 • 9), бросает ученику мяч, ученик говорит ответ и возвращает мяч учителю. Затем учитель снова называет пример, бросает мяч другому ученику и т. д.

    Живая математика.

    У учащихся карточки с цифрами от 0 до 9. Учитель читает выражение (3 • 2). Выходит, встает или поднимает руку тот ученик, у кого карточка с цифрой 6. (Можно давать выражения на деление. Если в ответе двузначное число, встают двое учащихся.)

    Делится - не делится.

    Учитель называет различные числа, а ученики поднимают руку, если число делится, например, на 3 (на 4, на 5) без остатка.

    Не скажу.

    Учащиеся считают от 1 до 20 (30, 40 и т. д.) по одному. Вместо чисел, которые делятся, например, на 2, они говорят: «Не скажу».

    Лыжники.

    На доске записаны два ряда выражений для двух вариантов:

    I  вариант: 5 • 7,  7 • 8,  9 • 3,  8 • 9,  3 • 4...

    II вариант: 4 • 9,  6 • 8,  7 • 3,  9 • 9,  9 • 2...

    (Аналогично можно дать выражения для деления или, например, вперемежку для двух действий.) Дети считают и записывают только ответы. На следующем уроке после проверки работ учитель сообщает, кто добрался до финиша, не «споткнулся», то есть правильно решил все выражения. С тем, кто «споткнулся», учитель потом повторяет соответствующие случаи умножения и деления. Для быстрой проверки привлекаются консультанты.

    Не подведи друга.

    К доске одновременно выходят двое (четверо) учеников. Учитель читает выражение, например 6•7 и предлагает составить четыре выражения на умножение и деление с этими же числами. Первый ученик составляет выражения на умножение, а второй - на деление. Если выражения составлены верно, учитель одобряет детей за слаженность в работе. Запись на доске выглядит так: 6 • 7 = 42, 7 • 6 = 42, 42 : 6 = 7, 42 : 7 = 6.

    День и ночь.

    Когда учитель произносит слово «Ночь», учащиеся кладут голову на парту и закрывают глаза. В это время учитель читает (записывает) выражение для устного счета на деление или умножение. Следует небольшая пауза. Затем учитель говорит: «День». Дети открывают глаза, садятся прямо, и те, кто сосчитал, поднимают руку и говорят ответ.

    (Игра ценна тем, что дает возможность сосредоточиться при счете детям с замедленной реакцией, приучает их воспринимать задание не только по записи, но и на слух.)

    Кто скорее, кто вернее?

    Учитель раздает на каждый ряд парт по одному комплекту цифр от 0 до 9, так что одному ученику в ряду достается цифра 0, другому 1 и т. д. Учитель читает выражение, например 4 • 4. Учащиеся должны быстро сосчитать, сколько получится, и те, у кого окажутся цифры 1 и 6, выйти к доске и составить число 16. Очко засчитывается тому ряду, в котором быстрее и в то же время правильно составлен ответ. Ряд, набравший большее число очков, выигрывает.

    (Игра способствует не только закреплению определенного вычислительного навыка табличного умножения и деления, но и уточнению понимания поместного значения цифр - учащимся нужно встать гак, чтобы число читалось правильно. Перестановка в записи десятков и единиц рассматривается как проигрыш.)

    Точки.

    Для проведения этой игры необходимы специальные трафареты (плотный картон размером 20 х 15 см). Сверху пишутся цифры 1, 2, 3 ... 9. То же самое пишем слева вниз по вертикали, то есть трафарет напоминает таблицу Пифагора, только на месте пересечения линий по горизонтали и вертикали делаются прорези (пробиваются отверстия). Таким образом, получается сетка с 81 отверстием. По заданию учителя учащиеся вместо записи ответа ставят точку в отверстии нужного ответа.

    Возможен другой вариант игры. На каждую парту учитель раздает по одному трафарету (один трафарет для двоих, сидящих за одной партой). С обратной стороны трафарета прикрепляется листок бумаги. По команде учителя один ученик ставит в любом месте отверстия точку, а другой составляет выражение по данному ответу. В другой раз роли учеников меняются.

    (Эта игра наиболее эффективна тем, что она позволяет за минимальный отрезок времени воспроизвести наибольшее количество ответов, выявить ошибки каждого ученика.)

    Проверь себя.

    Для  игры нужны карточки, на которых записаны результаты умножения каких-либо чисел, например 18. Учитель показывает карточку, а учащиеся должны записать выражение с таким ответом.

    У кого больше выражений?

    Учащимся предлагается составить и записать табличные случаи умножения со следующими числами 35, 48, 24, 81 и т. д. Выражения составляются в тетрадях. Проверка осуществляется так: один из учеников читает выражение с ответом 35, остальные подчеркивают его у себя, другой читает следующее выражение и т. д. Выигрывает тот, кто составит больше выражений.

    Кроме этих игр, можно проводить игры «Поймай рыбку», «Кто больше соберет грибов?», «Садовники» и другие.

    Проводятся они так: на вырезанных из бумаги или картона рыбках, грибах, яблоках и т. п. на обратной стороне записаны выражения. Учащиеся по очереди берут карточку, переворачивают ее и решают. Правильно решил - поймал рыбку, сорвал гриб, яблоко и т. д.

    Кроме того, игровая форма управления иногда выражается в использовании рисунков - изображений любимых детских героев: Незнайки, Буратино, Карлсона и т. д. К этой группе относится игра «Проверь Незнайку». К доске прикрепляется рисунок - изображение Незнайки, и тут же записывается несколько выражений с решениями. Некоторые из них решены с ошибками. Учитель показывает на какое-либо выражение, учащиеся проверяю! его. Если решение правильное, то в классе полная тишина. Если решение неправильное, дети хлопают в ладоши.

    Прочному запоминанию табличных случаев умножения способствует работа с сорбонками. Сорбонки (от названия Парижского университета) имеют широкую сферу применения для усвоения иностранных слов, формул и т. д. Сорбонки для усвоения таблицы умножения - это маленькие листочки бумаги, на одной стороне которых написаны отдельные элементы таблицы, например, 7 • 8, на другой - ответ: 56.

    Имея набор таких листочков, ученик играет: правильно - неправильно? 5 • 6 = 30. Правильно, карточка ложится в одну сторону. 7•6... Забыл. Карточка откладывается в другую сторону. Постепенно остаются карточки с неусвоенными элементами таблицы. С ними ученик тренируется в последующие дни.

    Перевертыши.

    Эта игра используется при изучении таблицы числа 9. Посмотрев, дети отмечают, что у этой таблицы интересные ответы.

    Стоит переставить цифры в ответе второго, получится ответ последнего, если переставить цифры третьего ответа, то получается ответ предпоследнего и т. д.

    9

    18

    27

    36

    6

    45

    54

    63

    72

    81

    Таблица умножения на пальцах.

    При умножении на 9 пальцы рук могут служить счетным прибором. Для этого обе руки кладутся на парту. Как для этого используются все 10 пальцев, покажем на примерах. Пусть требуется умножить 3 на 9. Слева направо найдите третий палец и загните его. Тогда слева от загнутого пальца выпрямленными будут 2 пальца, они будут обозначать 2 десятка. Справа от загнутого пальца выпрямленными окажутся 7 пальцев, они означают 7 единиц. Сложите 2 десятка и 7 единиц, получите 27.

    Возьмите другое выражение: 6 • 9. Отсчитаем слева направо 6 пальцев и шестой загнем. Тогда слева от загнутого пальца окажется 5 пальцев - это 5 десятков, а справа от загнутого пальца будет 4 пальца - это 4 единицы. Получится 54.

    Ритмические игры

    Эти игры вводятся за 1-2 месяца до изучения таблицы умножения. Игры вводятся постепенно, каждая последующая предлагается после того, как усвоена предыдущая.

    Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают молча, про себя, одновременно выполняя под счет движения.

    Счет через 2.

    Хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 1), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать - 2, хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 3), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать - 4) и т. д.

    Счет через 3.

    Коснуться руками ног (сказать про себя - 1), хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 2), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя - 3), коснуться руками ног (сказать про себя - 4), хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 5), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя - 6) и т. д.

    Счет через 4.

    Коснуться рукой правой ноги (сказать про себя - 1), коснуться рукой левой ноги (сказать про себя 2), хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 3), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать - 4. Коснуться рукой правой ноги (сказать про себя - 5), коснуться рукой левой ноги (сказать про себя - 6), хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 7), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя - 8) и т. д.

    Счет через 5.

    Коснуться руками ног (сказан, про себя - 1), коснуться правой рукой левого плеча (сказать про себя - 2), коснуться левой рукой правого плеча (сказать про себя - 3), хлопнуть в ладоши (сказать про себя 4), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя - 5) и т. д.

    Счет через 6.

    Коснуться рукой правой йоги (сказать про себя - 1), коснуться рукой левой ноги (сказать про себя - 2), коснуться правой рукой левого плеча (сказать про себя - 3), коснуться левой рукой правого плеча (сказать про себя - 4), хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 5), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя - 6) и т. д.

    Счет через 7.

    Топнуть правой ногой (сказать про себя - 1), топнуть левой ногой (сказать про себя - 2), коснуться рукой правой ноги (сказать про себя - 3), коснуться рукой левой ноги (сказать про себя 4), дотронуться двумя руками до плеч (сказать про себя 5), хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 6), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя - 7) и т. д.

    Счет через 8.

    Топнуть правой ногой (сказать про себя - 1), топнуть левой ногой (сказать про себя - 2),

    коснуться рукой правой ноги (сказать про себя - 3), коснуться рукой левой ноги (сказать про себя - 4), коснуться правой рукой левого плеча (сказать про себя - 5), коснуться левой рукой правого плеча (сказать про себя - 6), хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 7), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя - 8) и т. д.

    Счет через 9.

    Топнуть правой ногой (сказать про себя - 1), топнуть левой ногой (сказать про себя - 2), коснуться рукой правой ноги (сказать про себя - 3), коснуться рукой левой ноги (сказать про себя - 4), коснуться правой рукой левого плеча (сказать 5), коснуться левой рукой правого плеча (сказать про себя - 6), дотронуться до головы (сказать про себя - 7), хлопнуть в ладоши (сказать про себя - 8), прикоснуться друг к другу ладонями (сказать про себя - 9) и т. д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра для запоминания таблицы умножения

    Правила игры первого уровняУчитель даёт каждому школьнику листок  с записанной на нём таблицей Пифагора и серией примеров и придумывает сюжет игры, например: кругосветное пут...

    Секреты запоминания таблицы умножения и символов на уроках математики и окружающего мира.

    Тема"Секреты запоминания" актуальна в любом классе и на любом предмете,потому что она помогает лучше учиться. Статья рассказывает о приёмах запоминания : 1.к цифре подбираем образ животного , пох...

    Мастер-класс по внеурочной деятельности. Нестандартный способ запоминания таблицы умножения.

    Материал содержит нестандартный способ запоминания таблицы умножения на пальцах....

    Практико-ориентированный творческий проект Математические игры для запоминания таблицы умножения и деления.

    Проект — это специально организованное учителем выполнение учащимися комплекса действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда,...

    Таблица умножения. Различные приёмы работы, способствующие запоминанию таблицы умножения.

    Описаны этапы работы, способствующие более быстрому запоминанию таблицы умножения....

    Презентация "Запоминания таблиц умножения и рассмотрения каждой таблицы в отдельности"

    Презентация "Запоминания таблиц умножения и рассмотрения каждой таблицы в отдельности"...

    Игры для запоминания таблицы умножения.

    Правила игры первого уровня        Каждому ученику раздается листок. Учитель      придумывает сюжет игры, например: кругосветное путешествие...