Сценарий урока математики в 4 классе "Запись смешанного числа в виде неправильной дроби" по программе Л. Г. Петерсон
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Чайка (Шешукова) Лариса Александровна

Предлагается сценарий урока математики в 4 классе по программе Л. Г. Петерсон. Основное внимание уделено реализации технологии деятельностного метода в обучении, формированию ИКТ-компетентности четвероклассников. Для более полного представления заданий, предлагаемых учащимся, в разработке урока содержатся сканированные страницы из учебника. Урок сопровождается презентацией, созданной в программе Smart Notebook. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока математики в 4 классе по теме

«Запись смешанного числа в виде неправильной дроби»

(по учебнику Л. Г. Петерсон)

Цель – сформировать первичное умение выполнять преобразование смешанного числа в неправильную дробь.

Тип урока – открытие нового знания.

Оборудование – листы самооценки (Приложение 1), карточки для работы в группах (Приложение 2), маркеры (по количеству групп в классе), учебник «Математика» Л. Г. Петерсон, 4 класс, часть II, издательство «Ювента», компьютер и интерактивная доска, документ – камера. В качестве иллюстративного материала используется презентация, выполненная в программе Smart Notebook.

Ход урока

1. Организационный момент (оформление записи в тетради). Слайд 1.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Слайд 2.

-Что это? (в левой части экрана при прикосновении появляется картинка с изображением МГУ)

-А это кто? (справа - Ломоносов)

-Какое отношение МГУ имеет к Ломоносову?

= Михаил Васильевич Ломоносов является основателем Московского государственного университета, это произошло более 250 лет назад

-Кем был Ломоносов?

= великим ученым

-Одной из сфер его интересов была математика. Ломоносов говорил («открыть шторку»): «Математика ум в порядок приводит». Как вы понимаете это высказывание?

-Давайте и мы сегодня попробуем привести свой ум в порядок. Над какой темой мы работаем на уроках математики уже продолжительное время?

= это тема «Дроби»

-Какую цель вы поставили бы перед собой на урок? Запишите на листе самооценки.

(Спросить 3 – 4 человек)

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Слайд 3.

- Что вы можете сказать об этих числах?

= это дроби и смешанные числа

- Дайте определение правильным и неправильным дробям.

= правильными называются дроби, числитель которых меньше знаменателя, а неправильными – дроби, числитель которых равен знаменателю или больше его

- Что такое смешанные числа?

= это числа, состоящие из целой и дробной частей

Слайд 4.

- Разбейте числа на группы.

(Учащиеся по одному выходят к доске, распределяют числа в три группы: правильные дроби, неправильные дроби, смешанные числа).

- Назовите неправильные дроби, которые можно записать в виде натурального числа.

=

- Что это за числа?

Слайд 5.

(На экране учитель пишет равенства)

- Что можно сделать с остальными неправильными дробями?

= мы можем из них выделить целую часть

- Выполните названное вами действие.

(На экране учащиеся по одному пишут равенства, остальные работают в тетради)

 

Слайд 6.

-Решите уравнение.

= х равен 3, потому что это равные дроби

(Проверка на экране с помощью лупы)

Пробное действие.

-Тогда решите такое уравнение (находится справа на экране «за шторкой»).

(Дети решают полминуты).

-Поднимите руку, у кого нет ответа. Что вы не смогли сделать?

= мы не смогли решить предложенное уравнение

- Что нового в этом уравнении?

= вместо дробей в уравнении есть смешанное число

-У кого есть ответ?

(Выслушиваются различные варианты).

4. Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы должны были выполнить?

= надо было решить уравнение, выполнив перевод смешанного числа в дробь

- Почему вы не смогли выполнить задание или обосновать полученный результат?

= мы не знаем способ  перевода смешанного числа в дробь

-Как бы вы сформулировали тему урока?

-А цель урока?

5. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какой будет дробь в результате перевода?

= так как смешанное число больше 1, значит, в результате перевода получится неправильная дробь

Слайд 7.

-Пользуясь информацией, данной в учебнике на с. 30, вам нужно будет, работая в группе, выполнить перевод смешанного числа в неправильную дробь.

6. Реализация  проекта выхода из затруднения.

Слайд 8.

(Дети делают выбор цвета квадрата на экране, с обратной стороны каждого записано смешанное число. На работу в группах отводится 3 минуты. Дети пишут на заранее заготовленном листе маркером. По окончании работы три группы представляют результат своей работы, рассказывают, как они выполняли задание. Остальные группы работают на дополнение).

Результат работы первой группы:

 

Результат работы второй группы:

 

Результат работы третьей группы:

 

Слайд 10.

- Теперь вы можете выполнить пробное задание?

= да!

(Учитель пишет на экране под диктовку учащихся).

, х = 13

7. Первичное закрепление во внешней речи.

С. 30 №4 (а) – первые два  - коллективно, третий и четвертый – в парах.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

С. 30 №5 (выводится через документ – камеру)

Сначала учащиеся работают самостоятельно, затем один ученик соединяет на экране подходящие пары.

9. Включение в систему знаний и повторение.

Слайд 11.

Задание на интерактивной доске «Сопоставьте числа с рисунками».

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Вспомните девиз нашего урока, удалось ли привести ум в порядок?

- Достигли  вы той цели, которую ставили?

- Оцените свою работу на уроке с помощью листа самооценки.

- Следует ли еще тренироваться в записи смешанного числа в виде неправильной дроби?

Слайд 12.

- Составьте алгоритм перевода смешанного числа в виде неправильной дроби.

Домашнее задание:

  1. Учащиеся, отметившие на листе самооценки один плюс, выполняют на с. 30 №4 (б), №6; два плюса – с. 30 №6.

  1. Все учащиеся получают ссылки на онлайн задания в Интернете для тренировки в  переводе смешанных чисел в неправильные дроби:

http://ru.onlinemschool.com/math/practice/fraction/transform1/ 

http://school-assistant.ru/?predmet=matematika&theme=smeshanie_chisla

http://egeurok.ru/Html/drobi_smesh_chisla.html 

Приложение 1

Лист самооценки

Моя цель на урок__________________________________________________

__________________________________________________________________

Утверждения

Поставьте знак «+», «±», «?»

1) Я знаю способ записи смешанного числа в виде неправильной дроби.

2) Я умею записывать смешанные числа в виде неправильной дроби.

3) Мне необходимо поработать над…

 

Приложение 2

3 =
3 =

4 =

4 =

6 =

6 =


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе на тему "Дроби. Запись смешанного числа в виде неправильной дроби"

Данный  урок разработан согласно требованиий технологии проблемно - деятельностного метода обучения. Использован учебник математики и методические рекомендации Л.Г.Петерсон. В презентации предста...

Запись смешанного числа в виде неправильной дроби.

Урок математики для 4 класса по учебнику автора Л.Г.Петерсон. Урок построен по всем требованиям ФГОС. Ученики, занимаясь устным счётом, выводят для себя своеобразный девиз "Поиск". В ходе урока ставят...

Конспект урока «Запись смешанного числа в виде неправильной дроби» ОС "Школа 2100" 4 класс

План - конспект урока по математике (ОС «Школа 2100») «Запись смешанного числа в виде неправильной дроби» 4 класс...

Урок математики в 1 классе. Тема: "Вычитание вида 17 - □, 18 - □ ". Программа "Школа России".

Конспект урока математики в 1 классе. Тема: "Вычитание вида 17 - □, 18 - □ ". Программа "Школа России"....

Сценарий урока математики по теме: Прибавление числа 5. 1 класс "Школа 21 век"

Сценарий открытого урока по программе Н.Ф.Виноградовой 21 век, в котором  даётся подробный ход урока, соответствующий требованиям ФГОС....

Сценарий урока. Математика, Л. Г. Петерсон. Деление, задачи на деление. 2 класс.

Урок представлен в форме игры  "Морское  плавание ". Используется групповая форма работы....

Конспект урока математики "Запись смешанного числа в виде неправильной дроби" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления детей о смешанном числе путем выделения целой части из неправильной дроби с помощью арифметических действий.Планируемые результаты:Предм...