Конспект урока математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Шальнева Людмила Викторовна

Тема: «Задача» (урок  открытия нового знания)

Цели:

Сформировать представление о задаче и ее логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), умение выделять их из произвольных текстов;

формировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам;

сформировать умение применять правила работы в группах, в парах в учебной деятельности; опыт самооценки на основе применения эталона.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_matematiki_1_klass.zip18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Задача» (урок  открытия нового знания)

Цели:

Сформировать представление о задаче и ее логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), умение выделять их из произвольных текстов;

формировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам.

Сформировать умение применять правила работы в группах, в парах в учебной деятельности; опыт самооценки на основе применения эталона.

Логическая основа урока:

  1. Новое знание – понятие задачи, составные части задачи.

2. Пробное действие

Составить задачу из текстов, лишние тексты зачеркнуть:

3. Фиксация затруднения: «Я не могу составить задачу из текстов, а лишние тексты зачеркнуть».

«Я не могу доказать, что правильно составил задачу из текстов».

4. Фиксация причины затруднения: «Не знаем, какой текст можно считать задачей».

5. Цель деятельности учащихся: Узнать, какой текст можно считать задачей.

6. Фиксация нового знания: эталон к уроку 23, части 2, стр. 44-45

Условие

У Тани 4 гриба, а у Саши -2.

Вопрос

Сколько грибов у Тани и Саши вместе?

Условный рисунок

Схема

               ?

       4              2

Выражение

4+2

Решение

4+2=6 (г)

Ответ

6 грибов у Тани и Саши.


Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

На доске карточка c предложением

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

  • Прочитайте предложение. Как вы его понимаете? (Если человек чего-то не знает, не стоит этого стыдиться, стыдно ничем не интересоваться и ничего не знать, ничему не учиться)
  • Как это предложение относится к вашей работе на уроке? (На уроке надо быть внимательным, терпеливым, не бояться ошибаться и самому учиться, узнавать новое...)
  • Какую тему вы изучали на прошлых уроках? (Мы знакомились с волшебными цифрами.)
  • В математике еще очень много интересного. Сегодня на уроке вы отправитесь узнавать новое. Улыбнитесь друг другу и удачи вам!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

  • Самостоятельно соотнесите картинки с выражениями, соедините линиями (рабочая тетрадь стр.45 №1).Обоснуйте свой ответ.

(Составляем выражения по картинке)

  • Работаем с заданием № 2 с.45 в рабочей тетради. Вам надо записать по рисунку все возможные равенства.

2+4=6    4+2=6

6-2=4     6-4=2

  • Какие знания вы использовали при выполнении задания? (Взаимосвязь части и целого, переместительное свойство сложения.)
  • А теперь подберите для каждого из них подходящую схему и составьте рассказ со словом «сколько». (4уч-ся озвучивают свои рассказы)
  • Что вы сейчас повторили? (Взаимосвязь части и целого, сопоставление выражений и картинок…)
  • Вы готовы выполнять новое задание?
  • А если у  вас не получится, что вы будете делать?
  • Работаем с № 3 (а) в рабочей тетради. Вам надо составить из предложенных текстов задачу, а лишние тексты зачеркните.

Пробное задание:

   

  • Кто не смог выполнить это задание?
  • Кто выполнил задание, вы уверены, что выполнили задание правильно?

3. Выявление места и причины затруднения.

  • Какое задание вы выполняли? (Мы должны были составить задачу и убрать лишний текст.)
  • Почему же возникло затруднение? (У нас нет эталона, что такое задача.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Какова же цель дальнейшей деятельности? (Узнать, что такое задача.)Назовите тему нашего урока.
  • Я предлагаю поработать вам в группах. Повторим правила работы в группах.
  • Перед вами тексты, определите, какой из них является задачей.
  • Подумайте, в каком порядке вы будете выполнять работу
  1. Прочитать предложения.
  2. Подумать - это отдельное предложение или связный текст.
  3. Найти условие задачи- то, что известно в задаче.
  4. Найти вопрос задачи- то, что нужно узнать.
  5. Сформулировать признаки, которые отличают задачу от отдельных предложений.

У Кати 7 кукол, а у Наташи 2 куклы.


В корзине у белочки 6 грибов, а у ёжика 3 гриба. Сколько грибов у белочки и ёжика?

Сколько кукол у Кати и Наташи?

В одном гараже стояли 4 машины, а  в другом 5 машин.

 Сколько  всего яблок в корзине?


-Попробуйте определить, какие предложения должны войти в текст задачи.

 (условие и вопрос)

-Давайте вернёмся к вашему пробному заданию

-Прочитайте текст, который является задачей

У Тани 4 гриба, а у Саши -2 гриба. Сколько грибов у Тани и Саши вместе?

-Из каких же частей состоит задача. Обоснуйте свой ответ.

5. Реализация построенного проекта

Работа по учебнику.

-Откройте учебник на стр. 44 и соотнести свой выбор текста задачи с учебником.

  • Из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса.)
  • Посмотрите на эталон

Условие

У Тани 4 гриба, а у Саши -2.

Вопрос

Сколько грибов у Тани и Саши вместе?

  • Работаем в группах. Посмотрите вторую таблицу и назовите, что вам будет помогать при ответе на вопрос задачи?

 После обсуждения на доске фиксируются карточки с этапами решения задачи:

        

  • Чем отличается выражения от решения?
  • Чем отличается условный рисунок от схемы?
  • Какой текст можно назвать задачей? (Текст, в котором есть условие и вопрос.)
  • А теперь я предлагаю в группах выполнить из учебника № 1стр.44

(определить части задачи - подберите нужные карточки)

  • Что вы теперь будете уметь? (Отличать просто текст от задачи.)
  • Что вам будет помогать при решении задачи? (Условные рисунок, схема.)
  • Что надо будет составлять по условию задачи? (Выражение.)
  • Что надо будет сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Решить, найти значение выражения.)
  • Что обязательно надо записать в конце? (Ответ задачи.)

Сравните с эталоном.

Условный рисунок

Схема

               ?

       4              2

Выражение

4+2

Решение

4+2=6 (г)

Ответ

6 грибов у Тани и Саши.

  • Молодцы! Теперь вы будете учиться определять, является ли текст задачей и решать задачи.

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

1.Найдите  2 (а,б) в учебнике на стр.45(фронтальная работа)

  • Прочитай задачу, назови её условие и вопрос

а) «На одной тарелке 5 яблок, а на другой-2 яблока. Сколько яблок на двух тарелках?» (Выполняет один ученик у доски с комментарием, остальные работают в тетрадях.)

б) Объясни, что обозначает на схеме весь отрезок, части отрезка. Запиши в тетрадь выражение, решение и ответ.

2.-Работаем в парах. Выполнить задание № 4, стр. 46 из рабочей тетради. Выполненное задание проверьте по образцу.

«Что нужно найти в задаче - часть или целое? Составь выражение, запиши решение и ответ

а) У белки было семь орехов. Она нашла ещё 2 ореха. Сколько орехов стало у белки?»

        

  • У кого возникли затруднения?
  • В каком месте возникли затруднения?
  • Исправьте ошибки.
  • Кто смог выполнить задание правильно?
  • А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону..

- Прочитайте и выполните задание из рабочей тетради № 4 (б), стр. 46.

Б) Ёжик нёс 6 яблок. Два яблока он потерял. Сколько яблок осталось у ёжика?

Сделайте  самопроверку по образцу :

6-2=4(ябл.)

Ответ:4 яблока

  • У кого есть ошибки? В чем они? (Ответы детей.)
  • У кого нет ошибок?

7. Включение в систему знаний и повторение.

  • В конце урока я предлагаю потренироваться в счете. Работаем в парах.
  • Найдите номер  4 на странице 43 в учебнике, что надо сделать? (Надо решить примеры и расшифровать слово.)

3-2+6     Ц        4+3-2   И

5+1+2    А        8-5+1   Н

9-3-3      М        6+2-7   У

Расшифровывая слово, вы должны расположить ответы примеров в порядке возрастания.

  • Какое слово получилось? (Умница.)
  • Вы все молодцы!

8. Рефлексия учебной деятельности.

  • Мы все сегодня учились.
  • Какую цель вы ставили перед собой? (Узнать, какой текст является задачей.)
  • Достигли ли вы цели?
  • Какое открытие вы сделали на уроке? (Ответы детей.)
  • В чем возникали трудности на уроке?
  • Мы в начале урока что-то не знали, а в конце урока у нас всё получилось, мы научились отличать текст от задачи, учились решать задачи.
  •  Не стыдно не знать, стыдно не учиться. А мы учились!

-    Изобразите  смайлик,  передающий ваше настроение, на лестнице успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".

Конспект урока соответствует  тебованиям  ФГОС. Игровая форма  и  данные  по теме "Космос" способствует  активизации познавательной деятельности учащихся....

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.

Тема урока:  Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...

Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)

Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...

Конспект урока математики 2 класс Тема урока: "Письменные вычисления с натуральными числами. Запись сложения столбиком"

Технология проблемно-диалогического обучения в соответствии с деятельностным методом. Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока:обучить алгоритму письменного вычисления двузначных чисел и...