Урок математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Медведева Татьяна Николаевна


Урок в игровой, познавательной форме способствует закреплению знаний прибавления и вычитания числа 6 + самоанализ урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medvedeva._urok_matematiki_v_1_klasse.docx76.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Прибавление и вычитание числа 6. Закрепление.

МБОУ «Афанасовская СОШ»

учитель начальных классов ( 1 класс)

Медведева Татьяна Николаевна

Цель:  организовать деятельность учащихся по осмыслению ранее изученных знаний, выработке умений и навыков по их применению  при решении примеров и задач; формировать вычислительные навыки.

 

Задачи:

Планируемые результаты образования:

 Предметные: знают способы прибавления и вычитания числа 6; умеют выполнять вычисления, основываясь на изученные способы при решении различных заданий: счет по линейке (пошаговое вычисление), прибавление и вычитание по частям, воспроизведение по памяти результатов табличных случаев сложения и вычитания 6;

умеют наблюдать, сравнивать, анализировать.

 

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные - развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации,  устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

 Регулятивные - развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

Коммуникативные - развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах, группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: содействовать осознанию учащимися  ценности изучаемого предмета.

Тип урока: обобщение изученных знаний.

Оборудование:  ноутбук, проектор, экран; презентация к уроку;

учебник,  рабочая тетрадь;  касса цифр.  

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.(самоопределение)

Цель этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки.

 Формируемые УУД: Регулятивные: планирование деятельности.

                                  Личностные: мотивировка на достижение цели.

 

 

Учитель. Здравствуйте, ребята! Какой урок сейчас у нас? (отв.)

                  Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

                                     Учитель: Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Мы с хорошим настроеньем

Возьмёмся за ученье.

 -А теперь прочтем девиз "Успеваек", который должен сопровождать весь наш день:

        Дети: «Делай всё скорее сам, не смотри по сторонам,

        Делом занимайся, а не отвлекайся!»

- Предлагаю начать наш урок  с загадки:

"Круглое, румяное, с дерева упало - Любе в рот попало"         Слайд 3          

                                                                                                (яблоко)

(Учитель показывает яблоко детям после того, как загадка отгадана)

-Что вы можете сказать об этом предмете? (плод яблони, фрукт, очень полезный, содержит много витаминов)

-Какое сейчас время года. (отв.)-

- Верно. Весна, время, когда просыпается всё живое. Весной очень хорошо приживаются вновь посаженные деревья  и кустарники. Сегодня на уроке я тоже предлагаю вам посадить дерево (волшебное), а чтобы оно привлекало не только своей красотой, но и приносило плоды, пусть это будет яблоня.

-Согласны? (отв.)

- Опираясь на свой жизненный опыт, скажите, много ли нужно сил приложить, чтобы посадить и вырастить яблоню?  (отв.)

- Что для этого нужно сделать? (отв.)

-А какие вы должны  приложить старания на уроке математике, чтобы урок прошел хорошо, и чтобы вырастить за урок нашу волшебную  яблоньку. (отв.)

- А как вы думаете, с чего начинается посадка яблони? (отв.)

- Попробуем выкопать ямку?

 -Но это сможем  сделать, только выполнив несколько заданий.

II. Устный счет.

Цель этапа: Создание условий для формирования вычислительных навыков;  уметь оценивать результаты своей учебной деятельности.

Формируемые УУД: Регулятивные: выполнение действий в уме.

 Коммуникативные: формировать речь в режиме высказывания.

Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания.

- Какие знания и умения  вы должны применять в устном счете?

(быть внимательными, уметь быстро считать, знать числовой ряд, правильно применять ранее полученные знания)

1. Игра "Заселяем домики"

Состав чисел 5 и 6

Проверка

2. Игра "Отвечай - не зевай"               15-5=               6+3=                     8+2=

Назовите примеры с ответом 10                         9+2=                    7+3=

    Слайд 4                                                 12-2=                9-4=                      11-1=

3. Решите задачи:

- В  вазах лежали яблоки: 4, 5, 6. Сколько яблок нужно добавить в каждую вазу, чтоб в каждой вазе их стало по 9?

 

- Купили 4 яблока, среди них есть красные и жёлтые.

Сколько яблок какого цвета могло быть?

(красных - 1, жёлтых - 3; красных 3, жёлтых - 1;красных -2, жёлтых- 2)

-Могло ли быть 4 яблока одного цвета?

- Почему нет? (по условию сказано, что должны быть яблоки того и другого цвета)

4. Логическая задача.  Слайд 5

- Какой картинки не хватает?

Самооценка устного счета.

-Ребята, у кого  были   затруднения в устном счете?  (отв.)

- Как вы думаете почему? (отв.)

     (Нужно ещё потренироваться в решении примеров)

-Будем считать, что удачно выполнив задания, мы подготовили почву и выкопали ямку для саженца яблони.

                                (на экране  появляется рисунок ямки)      Слайд 6

-Теперь нужно в эту ямку посадить саженец.  

( на экране  появляется рисунок саженца)  Слайд 7

III. Сообщение темы урока. Постановка целей урока.

Цель этапа: Вовлечение учащихся в постановку темы и цели урока

Формируемые УУД:  Познавательные: умение осуществлять анализ; классификацию объектов; работа с информацией.

Регулятивные: умение формировать учебную задачу.

Коммуникативные: формировать речь в режиме высказывания.

- Мы сможем это сделать, если назовем тему урока. 

Для этого выполните задание. Игра « Молчанка»

Вставь числа в "окошки"     Слайд 8

2 +  ... = 8       10 -...= 4         16 - 6 = ...

6 + 6= ...          ... - 3 = 6         ... + 5 = 11

- Какое число вы прибавляли и вычитали? (отв.)

- Значит, с каким числом мы сегодня будем работать? (отв.)

- Верно. 

Тема нашего урока:              Слайд 9

"Прибавление и вычитание числа 6. Закрепление."

- Какую цель вы поставите  перед собой согласно данной теме урока? 

                       (закрепить знания и умения прибавлять и вычитать число 6)

- А еще вы научитесь, как правильно сажать яблони.

- Пригодятся ли в жизни знания по данной теме урока? Где?

- А знания про яблоньку нужны будут в жизни или нет? (отв.)

- Будем считать, что саженец яблони нам удалось посадить.

                    ( на экране в ямке появляется рисунок саженца) Слайд 10

 - А теперь самое главное - нужно дерево вырастить. А для этого нам нужно достичь поставленных целей.

- И ещё. Если мы достигнем поставленных целей, мы сможем составить пословицу.

IV. Актуализация способов прибавления и вычитания  числа  + - 6.

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для закрепление изученного  материала, актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

 Формирование УУД: Познавательные: умение применять новые знания на практике.

Личностные: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи;

взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимопомощи, дружбы.

Коммуникативные: умения объяснять свой выбор, осуществлять сотрудничество с  учителем.

Регулятивные: умение использовать алгоритм при выполнении заданий.

 - Давайте на основе уже имеющихся знаний выясним, какие существуют способы   - + 6.

Способы сложения и вычитания числа 6: Слайд 11

а) Счет по шкале линейки: пошаговое сложение и вычитание.

б) Прибавить и вычитать  по частям, используя состав числа.

в) Знание таблицы сложения и вычитания наизусть.

     Число 6 нужно прибавлять по частям. Сначала нужно  прибавить число, чтоб получилось 10, а потом к десяти прибавить оставшуюся часть числа. Слайд 12

Объясните как выполнено сложение и вычитание

 

- Каким способом надо воспользоваться, чтобы выполнить вычитание числа 6? (по частям)

- А всегда ли под руками линейка и фишки?

- Значит, самый удобный способ какой?  ( прибавление по частям)

-Мы повторили  способы  сложения и вычитания, а значит выполнили первую цель и можем прочитать первую часть пословицы ( О дереве судят...)  Слайд 13

 V. Музыкальная физкультминутка

 Цель этапа: Создание условий для сохранения здоровья учеников.

Формирование УДД: Личностные: осознание важности сохранения  и улучшения своего здоровья.

VI. Включение в систему знаний и повторение изученного материала.

Цель этапа: Создание условий для применения имеющихся знаний, умений.

Формирование УДД:  Познавательные: уметь правильно выполнять задания из  изученных тем.

Коммуникативные: работа в парах, группах.

Личностные: ориентирование на ситуацию успеха.

Регулятивные: Планируют действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение оценивать  результат своих действий.

- А теперь закрепим наши знания.

1. Работа в парах. (карточки)

Проверь работу "машин". Найди ошибки.

Давайте повторим  правила работы в парах и группе.

(работать тихо, дружно,

внимательно выслушать товарищей,

высказать своё мнение,

выбрать правильный ответ,

договориться, кто будет писать, отвечать)

                                 +6                                            - 6

   

                          2                8                       10             4

                          1                     9                              9              5

                          6               12                            12             6

                          8               15                            16            11

Проверка      Слайд 14

-Теперь  можем прочитать вторую часть пословицы (... по его плодам, а.... )

                                                                                                                          Слайд 15

3. Решаем задачи.

-Закрепим наши знания при решении задач  ( Р.Т. с.55, № 11, 12)

 - И я готова открыть третью часть пословицы ( ...о человеке - ...)   Слайд 16

3. Работа в группах.

Учебник стр. 82 № 30

- Открываю четвертую часть пословицы (…по его делам)    Слайд 17

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 Цель: проверить умение самостоятельно работать по алгоритму, тренировать способность к самооценке.

 Формирование УУД:  

Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные: Оценивать свои возможности.

- А собрать пословицу в единое целое поможет выполнение самостоятельной работы и знания ранее изученного материала.

Р.Т. стр  56  № 14

                  1 ряд - 1 вариант ( О дереве судят)

                  2 ряд - 2 вариант (по его плодам,)

                 3 ряд - 3 вариант (а о человеке - по его делам)

(работа со слабоуспевающим учеником)

ПРОВЕРКА на экране           Слайд 18

- Объясните свой способ прибавления.

- Сделайте вывод, прочно ли вы усвоили данную тему урока.

VIII. Гимнастика для глаз.

Цель этапа:  Формировать осознанное отношение к здоровому образу жизни

- А теперь собираем пословицу  Слайды 19 - 20

  (О дереве судят по его плодам, а о человеке - по его делам)

- Как вы понимаете её смысл?

- Посмотрите,  сколько трудностей мы преодолели с вами пока растили дерево.  

- А дерево наше тем временем подросло.

                                  ( показ  яблоньки с плодами на экране)  Слайд 21

- А это значит, что  у вас стало знаний больше, которые вам в жизни обязательно пригодятся.   Знания, как яблонька, если приложить старания, то их становится  с каждым днем все больше и больше. Знания нам помогают жить, учат  быть добрыми, честными, и учат совершать только хорошие дела.

IX. Итог урока.

Цель этапа: Создание условий для  упорядочивания и обобщения полученных знаний.

Формирование УДД: Познавательные: ориентирование в системе знаний.

– Над какой темой мы сегодня работали?

- Какую цель ставили?

- Как вы считаете, достигли ли вы этой цели?

-Молодцы! Вы справились со всеми заданиями и посадили  волшебную яблоньку.

- Что вы сегодня расскажите родителям об уроке математики?

X. Рефлексия деятельности.    Слайд 22

Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Выберите и продолжите предложение.

Спасибо за урок.

Используемая литература

1. Рудницкая В.Н. Математика:1 класс: методика обучения/В.Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. – 3-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2013.

2. Рудницкая В.Н. Математика:1 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений:в 2 ч. Ч.2/ В.Н. Рудницкая. – 4-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2012.

Интернет - ресурсы:

1. интернет - портал Proshkolu.ru

2. http:// nsportal.ru

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : www. festival. lseplcmber.ru

САМОАНАЛИЗ

урока математики в 1 классе по теме

«Закрепление. Прибавление и вычитание числа 6»

 

Форма обучения - урок.

Тип урока –  обобщение изученных  знаний.

Тема данного урока: Прибавление и вычитание числа 6.  Закрепление.

Цель урока:  организовать деятельность учащихся по осмыслению ранее изученных знаний, выработке умений и навыков по их применению  при решении примеров и задач; формировать вычислительные навыки.

Исходя из этого, мною была выбрана следующая структура урока:

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.(самоопределение)

Цель этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки.

 Формируемые УУД: Регулятивные: планирование деятельности.

                                  Личностные: мотивировка на достижение цели.

II. Устный счет.

Цель этапа: Создание условий для формирования вычислительных навыков;  уметь оценивать результаты своей учебной деятельности.

Формируемые УУД: Регулятивные: выполнение действий в уме.

 Коммуникативные: формировать речь в режиме высказывания.

Личностные: понимают значение границ собственного знания и незнания.

III. Сообщение темы урока. Постановка целей урока.

Цель этапа: Вовлечение учащихся в постановку темы и цели урока

Формируемые УУД:  Познавательные: умение осуществлять анализ; классификацию объектов; работа с информацией.

Регулятивные: умение формировать учебную задачу.

Коммуникативные: формировать речь в режиме высказывания.

IV. Актуализация способов прибавления и вычитания  числа  + - 6.

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для закрепление изученного  материала, актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.

 Формирование УУД: Познавательные: умение применять новые знания на практике.

Личностные: умение организовать себя на выполнение поставленной задачи;

взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимопомощи, дружбы.

Коммуникативные: умения объяснять свой выбор, осуществлять сотрудничество с  учителем.

Регулятивные: умение использовать алгоритм при выполнении заданий.

V. Музыкальная физкультминутка

 Цель этапа: Создание условий для сохранения здоровья учеников.

Формирование УДД: Личностные: осознание важности сохранения  и улучшения своего здоровья.

VI. Включение в систему знаний и повторение изученного материала.

Цель этапа: Создание условий для применения имеющихся знаний, умений.

Формирование УДД:  Познавательные: уметь правильно выполнять задания из  изученных тем.

Коммуникативные: работа в парах, группах.

Личностные: ориентирование на ситуацию успеха.

Регулятивные: Планируют действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение оценивать  результат своих действий.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 Цель: проверить умение самостоятельно работать по алгоритму, тренировать способность к самооценке.

 Формирование УУД:  

Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Личностные: Оценивать свои возможности.

VIII. Гимнастика для глаз.

Цель этапа:  Формировать осознанное отношение к здоровому образу жизни

IX. Итог урока.

Цель этапа: Создание условий для  упорядочивания и обобщения полученных знаний.

Формирование УДД: Познавательные: ориентирование в системе знаний.

X. Рефлексия деятельности.     

Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

В ходе работы на уроке мною были использованы следующие методы работы:

         репродуктивный – формирование умений и навыков через систему упражнений;

         стимулирование интереса к обучению – создание эмоциональных ситуаций;

          метод организации учебно-познавательной деятельности (словесный, частично-поисковый, проблемный, беседа);

       Выбор данных методов способствует вооружению школьников прочными знаниями, умениям и навыками, а также умению переносить их в новые ситуации, обеспечивает связь с жизненным опытом учащихся, создаёт условия для активной мыслительной деятельности. Во время урока требовала точных и полных ответов на поставленные вопросы.. Старалась создать на уроке условия для культуры общения, для потребности в ЗОЖ, через применение здоровьесберегающих технологий: эмоциональный настрой, музыкальная физкультминутка. Считаю, что перегрузок и переутомлений на уроке не наблюдалось.

              На уроке мною использовались такие формы организации учащихся как: коллективная (фронтальная), индивидуальная, парная и групповая.

           Кабинет был подготовлен к уроку. Доска оформлена в соответствии с планом урока. Была хорошая компьютерная поддержка. На мой взгляд, выбор наглядности был оптимален. Цели урока достигнуты. Запланированный  объём урока выполнен, в доброжелательной  рабочей обстановке. При подведении итогов и рефлексии были достигнуты не  все ожидаемые результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...