рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

рабочая программа по математике с 1 по 4 класс составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_1-4_kl.doc300 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

ИМ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Б.Ф.САФОНОВА

        

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

   по математике

1-4 класс

г. Мончегорск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике (2004г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

 Содержание и структура программы соответствует п. 19.5 приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

            

Основными целями при реализации данной рабочей программы являются:

- математическое  развитие  младшего  школьника  —  формирование  способности  к  интеллектуальной  деятельности  (логического  и  знаково-символического  мышления),  пространственного  воображения,  математической  речи;  умение  строить рассуждения,  выбирать  аргументацию,  различать  обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований  для  упорядочения,  вариантов  и  др.);

- освоение  начальных  математических  знаний  —  понимание  значения  величин  и  способов  их  измерения;  использование  арифметических  способов  для  разрешения  сюжетных  ситуаций;  формирование  умения  решать  учебные  и  практические задачи  средствами  математики;  работа  с  алгоритмами  выполнения  арифметических  действий;

- воспитание  интереса  к  математике,  стремления  использовать  математические  знания  в  повседневной  жизни.

Задачи, определяемые программой, направлены на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Общая характеристика учебного предмета «Математика»

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по предметной области «Математика и информатика»  с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по математике, возрастных особенностей младших школьников. Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по математике.  

Рабочая программа в соответствии с учебным планом школы  рассчитана на реализацию в течение 4 лет на 540 учебных часов:

  • в 1-м классе -  132  часов, из расчета  4 учебных  часов  в  неделю.(33 учебные недели)
  • во 2-м классе -  136  часов, из расчета  4 учебных  часов  в  неделю.(34 учебные недели)
  • в 3-м классе -  136  часов, из расчета  4 учебных  часов  в  неделю.(34 учебные недели)
  • в 4-м классе -  136  часов, из расчета  4 учебных  часов  в  неделю.(34 учебные недели)

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты 

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Основное содержание учебного предмета «Математика» 1-4 классы.

п/п

Содержательная линия

класс

всего

По примерной программе

1

2

3

4

1

«Числа и вычисления»

105

106

92

86

389

350-370

1.1

«Целые неотрицательные числа»

28

9

14

5

56

1.2

«Арифметические действия с числами»

55

79

60

51

245

1.3

«Величины»

22

18

18

30

88

2

«Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин»

23

25

36

36

120

140-120

2.1

«Пространственные отношения»

6

1

9

8

24

2.2

«Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур»

17

24

27

28

96

резерв

4

5

8

7

24

Всего

132

136

136

136

540

На основе содержания всех разделов курса ведется работа с данными.


Содержание учебного предмета с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Числа и вычисления (389часов)

Целые неотрицательные числа.(56часа)

28 часов

9 часов

14 часов

5 часов

Счёт предметов.

Чтение и запись чисел от нуля до 20 в десятичной системе счисления

Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Числа однозначные, двузначные Представление  чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Число 0. Его получение и обозначение

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков «=» (равно), « >» (больше), «<» (меньше). Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете, с помощью вычитания.

Счет предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т.д.). Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 100 в десятичной системе счисления. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Числа однозначные, двузначные, трехзначные. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков «=» (равно), « >» (больше), «<» (меньше). Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете, с помощью вычитания; сравнение многозначных чисел. 

Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 1000 в десятичной системе счисления. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Числа однозначные, двузначные, трехзначные. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. 

Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч; I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. 

Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете, с помощью вычитания, с помощью деления; сравнение многозначных чисел.

Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 100 000 в десятичной системе счисления. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Числа однозначные, двузначные, трехзначные. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов; I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч.

Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете, с помощью вычитания, с помощью деления; сравнение многозначных чисел.

Регулятивные УУД

оценивать выполнение своей работы в соответствии с критериями,

  • определять последовательность действий (план) при выполнении задания.
  • корректировать правильность выполнения задания в соответствии с планом, составленным ранее (действовать по алгоритму)
  • определять критерии оценки правильности выполнения задания.
  • прогностическая оценка правильности выполнения задания
  • взаимооценка результатов совместной деятельности

Познавательные УУД

  • определять умения, которые будут сформированы в процессе работы над темой.
  • определять круг своего незнания.
  • наблюдать за способом образования последовательности чисел.
  • делать выводы  по итогам наблюдения
  • сравнивать и группировать объекты (числа) по заданному критерию.
  • учиться работать с информацией: переводить цифровую информацию в словесную и наоборот.

Коммуникативные УУД

  • сотрудничать в совместном решении задачи

Предметные способы действия

  • сравнивать многозначные числа;
  • вычислять количество элементов в структурированном объекте;

 выявлять закономерности в числовых  последовательностях

Арифметические действия с числами (245 часа)

55 часов

79 часов

60 часов

51 час

Сложение, вычитание.

Конкретный смысл и название действий.

Знаки «+» (плюс), «-» (минус).

Названия компонентов и результата сложения и вычитания.

 Приемы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

Отношения «больше на …», «меньше на …». Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

Арифметические действия с числами 0 и 1.

Нахождение неизвестного компонента арифметического действий.

Числовое выражение.

Нахождение значения числового выражения.

Переместительное свойство сложения.

 Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме). 

Устные вычисления с натуральными числами.

Способы проверки правильности вычислений. Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения и вычитания.

Сложение и вычитание. Приемы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Отношения «больше на …», «меньше на …». Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

Умножение и деление. Конкретный смысл и названия действий. Знаки «» (умножение) и «:» (деление). Названия компонентов и результата умножения и деления. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение и деление на 1. Арифметические действия с нулем. Сложение и вычитание с числом 0. Умножение на нуль, умножение и деление нуля (невозможность деления на нуль).

Числовые выражения, содержащие 1-4 действия. Использование скобок для записи выражений. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них.

Группировка слагаемых в сумме

Переместительное свойство сложения и умножения. Сочетательное свойство сложения. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений.

Устные вычисления с натуральными числами. Устные вычисления в пределах 100: сложение двузначного числа с однозначным, вычитание из двузначного числа однозначного, сложение и вычитание двузначных чисел. Умножение и деление на 10.

Письменные вычисления с натуральными числами. Алгоритмы сложения и вычитания чисел в пределах миллиона.

Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания, умножения, деления). Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений.

Сложение и вычитание. Умножение и деление.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного. Деление с остатком. Проверка деления с остатком.

Арифметические действия с нулем. Умножение на нуль, умножение и деление нуля (невозможность деления на нуль).

Числовые выражения, содержащие 1-4 действия.

Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них.

Сочетательное свойство сложения и умножения. Группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении. Распределительное свойство умножения относительно сложения. Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений.

Устные вычисления в пределах 100: умножение двузначного числа на однозначное (12 × 6, 30 × 3, и др.), деление двузначного числа на двузначное и однозначное (36 : 12, 63 : 3 и др.). Умножение и деление на 10, 100, 1000.

 Письменные вычисления с натуральными числами. Алгоритмы сложения и вычитания чисел. Умножение двухзначного числа на однозначное, двузначное число; деление двухзначного числа на однозначное, двузначное число.

Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания, умножения, деления). Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. 

Сложение и вычитание. Умножение и деление.

Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного. Деление с остатком. Проверка деления с остатком.

Числовые выражения, содержащие 1-4 действия.

Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них.

Распределительное свойство умножения относительно сложения. Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Устные вычисления с числами большими 100, в случаях сводимых к известным детям устным вычислениям в пределах ста (300 + 56, 140 – 15, 700 × 3, 1200 : 300 и др.) Умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменные вычисления с натуральными числами. Алгоритмы сложения и вычитания чисел в пределах миллиона. Умножение двух-четырехзначного числа на однозначное, двузначное число; деление трех-шестизначного числа на однозначное, двузначное число.

Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания, умножения, деления). Нахождение неизвестного компонента арифметических действий..

Личностные УУД

  • формировать мотивационные основы учебной деятельности, развитию интереса к математике.
  • освоение личностного смысла учения: осознание причины успешности или неуспешности результатов выполнения работы.

Регулятивные УУД

  • определять  цель деятельности.
  • определять план выполнения задания.
  • соотносить (контролировать) правильность выполнения задания
  • осуществлять взаимопроверку
  • корректировать правильность выполнения задания
  • определять критерии оценки правильности выполнения задания
  • оценка правильности выполнения задания.
  • прогностическая оценка правильности выполнения задания.

Познавательные УУД

  • определять круг своего незнания.
  • ориентироваться в  учебнике.
  • сравнивать и группировать объекты (выражения) по нескольким основаниям.
  • сравнивать разные способы вычислений, выбирать более удобный.
  • наблюдать за случаями использования переместительного свойства умножения, за связью между компонентами и результатом умножения при выполнении деления, за процессом умножения на 10, 100, 1000, за решением уравнения, определять способы проверки решения уравнения,  за случаями умножения единицы и нуля
  • делать выводы по результатам наблюдения
  • применять знания и способы действий в   соответствии с известными алгоритмами  действий и  в измененных условиях.
  • учиться работать с информацией: находить нужную для выполнения задания информацию, переводить графическую информацию в словесную и наоборот, используя  математическую терминологию; моделировать способы выполнения вычислений,  моделировать действие умножения и деления с использованием рисунков, схем, чертежей, фиксировать результаты наблюдения в схеме.

Коммуникативные УУД

  • участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать других
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
  • сотрудничать в совместном решении задачи

Предметные способы действия

  • выполнять алгоритмические действия с многозначными числами;
  • осуществлять прикидку (первичное представление варианта(ов) решения);

использовать элементы рационального вычисления;

Величины (88 часов)

22 часа

18 часов

18 часов

30 часов

Величины и единицы их измерения. Сравнение предметов по разным признакам: длине, массе, вместимости.  Соотношения между единицами измерения однородных величин.

Сравнение и упорядочение однородных величин.

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Задачи, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …».

Задачи на время (начало, конец, продолжительность события).

Сравнение предметов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Длина. Единицы длины: миллиметр (мм), сантиметр (см), дециметр (дм), метр (м). Соотношения между ними. Время. Единицы времени: секунда (с), минута (мин), час (ч), сутки (сут.), неделя, месяц (мес.), год, век. Соотношения между ними.

Построение простейших логических выражений типа «… и…», «…или …», «если…, то…», «не только…, но и…» и т.д.

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Практические работы: Измерение длин сторон предметов, имеющих форму прямоугольников с использованием линейки, рулетки, сантиметровой ленты. Определение времени по часам с точностью до часа; с точностью до минуты.

Единицы длины: миллиметр (мм), сантиметр (см), дециметр (дм), метр (м), километр (км). Соотношения между ними. Масса. Единицы массы: грамм (г), килограмм (кг). Соотношения между ними. Вместимость. Единица вместимости литр (л). Время. Единицы времени: секунда (с), минута (мин), час (ч), сутки (сут.), неделя, месяц (мес.), год, век. Соотношения между ними.

Зависимости между величинами, характеризующими процессы: «купли-продажи» и др. количество товара, его цена и стоимость; и др

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения, работы, «купли-продажи» и др. Скорость, время, пройденный путь при равномерном прямолинейном движении; объем всей работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость; и др

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Построение простейших логических выражений типа «… и…», «…или …», «если…, то…», «не только…, но и…» и т.д.

Личностные УУД

  • формировать мотивационные основы учебной деятельности, развитию интереса к математике
  • освоение личностного смысла учения: осознание причины успешности и неуспешности выполнения задания.

Регулятивные УУД

  • определять план действий для выполнения задания  
  • соотносить (контролировать) правильность выполнения задания в соответствии с образцом, планом
  • корректировать правильность выполнения задания в соответствии с составленным планом.
  • осуществлять взаимопроверку.
  • определение критериев оценивания правильности выполнения задания.
  • прогностическая оценка правильности выполнения задания.

Познавательные УУД

  • наблюдать за соотношением между единицами стоимости
  • делать самостоятельно вывод по итогам наблюдения
  • учиться работать с информацией: фиксировать результаты измерений, наблюдений в таблице, моделировать зависимости между величинами в задачах, переводить словесную информацию в графическую (чертеж, схематический рисунок к задаче)
  • применять знания и способы действий в соответствии с известным алгоритмом действий и в  измененных условиях.

Коммуникативные УУД

  • участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.
  • сотрудничать в совместном (в парах) решении задачи.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи: объяснять ход решения задачи.

Предметные способы действия

  •   действовать с именованными числами;
  •  выделять зависимости между величинами в различных ситуациях, задаваемых текстовыми задачами;

описывать зависимости между величинами на различных математических языках (представление зависимостей между величинами на чертежах, схемах, формулами, таблицами и пр.)

Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин (120часа)

Пространственные отношения (24часа)

6 часов

1 час

9 часов

8 часов

Установление пространственных отношений с помощью сравнения: выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, спереди - сзади, перед, после, между и др.

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.) Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, «больше на …», «меньше на…».

Установление пространственных отношений с помощью сравнения: выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, спереди - сзади, перед, после, между и др. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

Сравнение предметов по размерам (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче и др.) и форме. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, «больше на …», «меньше на…».

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

 Сравнение предметов по размерам (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче и др.) и форме. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

 Сравнение предметов по размерам (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче и др.) и форме. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же

Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

Познавательные УУД

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения материала.

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной речи.

Предметные способы действия

  • распознавать  геометрические фигуры;
  • определять взаимное расположение геометрических фигур.
  • выявлять закономерности в числовых и геометрических последовательностях и других структурированных объектах;
  • вычислять количество элементов в структурированном объекте;

Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур (96 часов)

17 часов

24 часа

27 часов

28 часов

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка.

 Единицы длины (сантиметр, дециметр).

Измерение длины отрезка.

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире.

Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, отрезка, угла (прямого угла), многоугольников – треугольника, прямоугольника (квадрата).

Сравнение длин отрезков на глаз, наложением, при помощи линейки с делениями. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.

Многоугольник. Вершины, стороны и углы многоугольника. Вычисление периметра многоугольника.

Практические работы: Получение модели прямого угла. Построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге. Нахождение прямого угла среди данных углов с помощью модели прямого угла. Нахождение прямоугольника среди данных четырехугольников с помощью модели прямого угла.

Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, отрезка, угла (прямого угла), многоугольников – треугольника, прямоугольника (квадрата). Распознавание геометрических фигур: окружности и круга, куба и шара.

Многоугольник. Вершины, стороны и углы многоугольника. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Практические работы: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки. 

Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, отрезка, угла (прямого угла), многоугольников – треугольника, прямоугольника (квадрата). Распознавание геометрических фигур: окружности и круга, куба и шара.

Многоугольник. Вершины, стороны и углы многоугольника. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2). Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Практические работы: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки. 

Личностные УУД

  • формировать мотивационные основы учебной деятельности, развитию интереса к математике
  • освоение личностного смысла учения: осознание причины успешности или неуспешности результатов выполнения работы.

Регулятивные УУД

  • определять  цель деятельности.
  • корректировать правильность выполнения заданий в соответствии с алгоритмами действий.
  • осуществлять взаимопроверку.
  • оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ.

Познавательные УУД

  • определять умения, которые будут сформированы в процессе работы.
  • наблюдать и определять удобный способ вычисления, наблюдать за формой углов, делать выводы, моделировать острый, тупой и прямой углы, за разнообразием многоугольников.
  • делать выводы по итогам наблюдения.
  • использовать в работе простейшие инструменты: линейку, циркуль, транспортир.
  • применять знания и способы действий в соответствии с известным алгоритмом действий и в измененных условиях.
  • учиться работать с информацией: моделировать с помощью отрезков сумму и разность,  составлять схему, чертеж, краткую запись.
  • Коммуникативные УУД
  • участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать других.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной  речи.
  • сотрудничать в совместном решении задачи
  • Предметные способы действия
  •  осуществлять прямое измерение длин линий и площадей фигур (непосредственное «укладывание» единицы, «укладывание» единицы с предварительной перегруппировкой частей объекта);
  • осуществлять косвенное измерение (измерение с помощью приборов, вычисление по формулам);
  •  действовать с именованными числами;
  • распознавать  геометрические фигуры;

определять взаимное расположение геометрических фигур.

Резерв (24 часа)

4 часа

5 часов

8часов

7 часов


Тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся.

1 класс

Название темы

Характеристика деятельности учащегося.

Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления. (9ч.)

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления.

  • называть числа в порядке их следования при счете
  • отсчитывать из множества предметов заданное количество
  • сравнивать группы предметов
  • моделировать разнообразные расположения объектов
  • упорядочивать события, располагая их в порядке следования

Числа от 1 до 10. Число О. Нумерация. (28ч.)

Цифры и числа от 1 до 5.

  • считать различные объекты и устанавливать порядковый номер объекта при заданном порядке счета
  • писать цифры, соотносить цифру и число
  • образовывать следующее число прибавлением (или вычитанием) единицы
  • упорядочивать объекты по длине, числа по их расположению в натуральном ряду чисел
  • различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную
  • различать, называть многоугольники
  • строить многоугольники из палочек
  • сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения

Цифры и числа ои 6 до 9. Число 0. Число 10.

  •  измерять отрезки и выражать их длины в см
  • чертить отрезки заданной длины
  • использовать понятия «увеличить на…, уменьшить на ..»
  • выполнять задания творческого и поискового характера
  • применять знания и способы действий в измененных условиях

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (44ч)

Сложение и вычитание вида ±1, ±2

  • моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов, рисунков, схем
  • читать равенства, используя математическую терминологию
  • присчитывать и отсчитывать по 2
  • выделять задачи из предложенных текстов
  • моделировать и решать задачи
  • объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи
  • дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом

Сложение и вычитание ±3

  • присчитывать и отсчитывать по 3
  • выполнять действия творческого и поискового характера, применяя знания и способы действия в измененных условиях контролировать и оценивать свою работу

Сложение и вычитание ±4

  • выполнять вычисления
  • решать задачи на разностное сравнение

Переместительное свойство сложения

  • применять переместительное свойство сложения для случаев +5,6,7,8,9
  • проверять правильность выполнения сложения, используя прием прибавления по частям
  • выбирать наиболее удобный способ сложения

Связь между суммой и слагаемыми

  • выполнять вычисления вида 6-, 7-, 8-, 9-, применяя знание состава чисел 6,7,8,9,10 и знания о связи суммы и слагаемых
  • выполнять сложение с использованием таблицы сложения
  • сравнивать предметы по массе, сосуды по вместительности
  • контролировать и оценивать свою работу

Числа от 1 до 20. Нумерация (16ч)

Нумерация

  • образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц
  • сравнивать числа в пределах 20
  • читать и записывать числа второго десятка
  • переводить одни единицы длины в другие
  • выполнять вычисления вида 15+1, 16-1, 10+5, 14-4, 18-10, основываясь на знание нумерации
  • составлять план решения задачи в два действия решать задачи в два действия
  •  выполнять действия творческого и поискового характера, применяя знания и способы действия в измененных условиях контролировать и оценивать свою работу

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (20ч)

Табличное сложение

  • моделировать приемы действия сложение с переходом через десяток
  • выполнять сложение чисел с переходом через десяток
  • выполнять действия творческого и поискового характера, применяя знания и способы действия в измененных условиях контролировать и оценивать свою работу
  • контролировать и оценивать свою работу и результат, делать выводы на будущее

Табличное вычитание

  • моделировать приемы действия вычитание с переходом через десяток
  • выполнять вычитание чисел с переходом через десяток
  • выполнять действия творческого и поискового характера, применяя знания и способы действия в измененных условиях контролировать и оценивать свою работу
  • контролировать и оценивать свою работу и результат, делать выводы на будущее

Повторение. Что узнали и чему научились в 1 классе. Проверка знаний. (15ч)

2 класс

Название темы

Характеристика деятельности учащегося.

Числа от 1 до 100. Нумерация (18ч)

Повторение числа от 1 до 20

Нумерация

  • образовывать называть и записывать числа  в пределах 100
  • сравнивать числа и записывать результат сравнения
  • упорядочивать заданные числа
  • классифицировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу
  • заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых
  • выполнять сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30
  • переводить одни единицы длины в другие
  • выполнять действия творческого и поискового характера, применяя знания и способы действия в измененных условиях контролировать и оценивать свою работу
  • соотносить результат проведенного самоконтроля с целями
  • оценивать, делать выводы
  • Сложение и вычитание (20ч.)

Числовые выражения, содержащие действия сложения и вычитания

  • составлять и решать задачи, обратные данной
  • моделировать с помощью чертежей зависимости между величинами в задачах
  • объяснять ход решения задачи
  • обнаруживать и устранять логические и вычислительные ошибки при решении задач
  • отмечать изменения в решении задачи при изменении ее условия или вопроса
  • определять по часам время
  • вычислять длину ломаной и периметр многоугольника
  • читать и записывать числовые выражения в два действия
  • вычислять значения выражений со скобками и без них
  • сравнивать два выражения
  • применять переместительное и сочетательное свойства сложения
  • выполнять действия творческого и поискового характера, применяя знания и способы действия в измененных условиях контролировать и оценивать свою работу
  • составлять план работы
  • распределять работу в группе
  • оценивать выполненную работу
  • Сложение и вычитание (устные приемы) (28ч.)

Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100

  • моделировать и объяснять ход выполнения устных приемов сложения и вычитания в пределах 100
  • выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100
  • сравнивать разные способы вычисления и выбирать наиболее удобный
  • записывать решение составных задач с помощью выражения
  • вычислять значения буквенного выражения с одной переменной
  • решать уравнения, подбирая значение неизвестного
  • выполнять проверку правильности вычислений
  • оценивать результаты освоения темы
  • Сложение и вычитание (письменные приемы) (24ч.)

Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток.

  • применять письменные приемы сложения и вычитания с записью вычисления столбиком
  • выполнять вычисления и проверку
  • различать прямой, тупой и острый углы
  • выделять прямоугольник из множества четырехугольников
  • чертить прямоугольник на клетчатой бумаге

Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.

  • решать текстовые задачи
  • моделировать и объяснять ход выполнения письменных приемов сложения и вычитания в пределах 100
  •  выполнять действия творческого и поискового характера, применяя знания и способы действия в измененных условиях контролировать и оценивать свою работу
  • составлять план работы
  • анализировать и оценивать ход работы и ее результат
  • работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища и обосновывать свой ответ
  • Числа от 1 до 100. Умножение и деление (40ч)

Конкретный смысл действия умножения

  • моделировать действия умножения разными способами
  • заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение – суммой одинаковых слагаемых
  • умножать 1 и 0 на число
  • использовать переместительное свойство умножения при вычислениях
  • использовать математическую терминологию
  • моделировать и решать текстовые задачи на умножение
  • вычислять периметр многоугольника

Конкретный смысл действия деления

  • моделировать действие деление
  • решать текстовые задачи на деление
  • выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действия в измененных условиях контролировать и оценивать свою работу
  • использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения действия деления
  • умножать и делить на 10
  • решать задачи с величинами цена, количество, стоимость
  • решать задачи на нахождение третьего слагаемого
  • оценивать результаты освоения темы и ставить перед собой новые задачи

Табличное деление и умножение

  • выполнять умножение и деление с числами 2 и 3
  • выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действия в измененных условиях контролировать и оценивать свою работу
  • оценивать результаты освоения темы и ставить перед собой новые задачи
  • Итоговое повторение. Проверка знаний (6ч.)

3 класс

Название темы

Характеристика деятельности учащегося.

Числа от 1 до 100. (64ч)

Повторение изученного.

Сложение и вычитание

  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100
  • решать уравнения на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении и вычитании
  • обозначать геометрические фигуры буквами
  • выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действия в измененных условиях контролировать и оценивать свою работу

Повторение изученного.

Табличное умножение и деление

  • выполнять умножение и деление
  • решать уравнения на основе знаний о взаимосвязи чисел при умножении и делении
  • вычислять значение числовых выражений в два и три действия со скобками и без.
  • выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действия в измененных условиях контролировать и оценивать свою работу
  • использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения

Зависимости между пропорциональными величинами

  • анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме
  • моделировать зависимости между пропорциональными величинами
  • объяснять выбор действия для решения
  • сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшении) числа в несколько раз
  • составлять план решения задачи
  • действовать по плану
  • пояснять ход решения задачи
  • наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении ее условия
  • выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действия в измененных условиях контролировать и оценивать свою работу
  • оценивать результат освоения темы, анализировать свои действия

Таблицы умножения и деления с числами 4,5,6,7. Таблицы Пифагора

  • воспроизводить по памяти таблицы умножения и деления
  • применять знание таблиц умножения и деления при вычислении
  • находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного
  • выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действия в измененных условиях контролировать и оценивать свою работу

Таблицы умножения и деления с числами 8,9.

  • воспроизводить по памяти таблицы умножения и деления
  • применять знание таблиц умножения и деления при вычислении
  • сравнивать геометрические фигуры по площади
  • вычислять площадь прямоугольника разными способами
  • умножать числа на 1 и на 0
  • выполнять деление 0 на число не равное 0
  • анализировать задачи
  • составлять план решения задачи и решать ее
  • чертить окружность с использованием циркуля
  • моделировать различное расположение кругов на плоскости
  • классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию для классификации

Доли

  • находить долю величины и величину по ее доле
  • сравнивать доли одной и той же величины
  • описывать явления и события с использованием величин времени
  • переводить одни единицы времени в другие
  • выполнять задания творческого и поискового характера
  • оценивать результаты освоения темы, анализировать свои действия
  • Числа от 1 до 100 Внетабличное деление и умножение (27ч)

Приемы умножения для случаев вида 23*4, 4*23

  • выполнять внетабличное умножение и деление разными способами
  • использовать правило умножения суммы на число и деления суммы на число

Приемы деления для случаев вида 78:2, 69:3

  • сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный
  • использовать разные способы для проверки выбранных действий умножения и деления
  • вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях, входящих в них букв, используя правило о порядке выполнения действий, свойства сложения, прикидку результата
  • решать уравнения на нахождение неизвестных компонентов умножения и деления

Деление с остатком

  • разъяснять смысл деления с остатком
  • выполнять деление с остатком и его проверку
  • выполнять задания творческого и поискового характера
  • составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами
  • анализировать и оценивать результат работы
  • Числа от 1 до 1000. Нумерация (13ч)

Нумерация

  • читать и записывать трехзначные числа
  • сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения
  • заменять трехзначные числа суммой разрядных слагаемых
  • упорядочивать заданные числа
  • переводить одни единицы массы в другие
  • сравнивать предметы по массе и упорядочивать их
  • выполнять задания творческого и поискового характера
  • читать записи, представленные римскими цифрами
  • анализировать достигнутые результаты и недочеты
  • Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10ч.)

Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000

  • выполнять устно вычисления
  • сравнивать разные способы вычисления, выбирая удобный

Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000

  • применять алгоритмы письменного сложения и вычитания
  • контролировать пошагово правильность применения алгоритмов
  • использовать различные приемы проверки правильности вычислений
  • различать треугольники по видам и называть их
  • выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действия в измененных условиях контролировать и оценивать свою работу
  • работать в паре, находить и исправлять неверные высказывания, излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассников
  • Умножение и деление (12 ч.)

Приемы устных вычислений

  • использовать различные приемы для устных вычислений
  • сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный

Прием письменного умножения и деления на однозначное число

  • применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное
  • использовать различные приемы проверки правильности вычислений
  • проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора
  • Итоговое повторение. Проверка знаний (10ч.)

4 класс

Название темы

Характеристика деятельности учащегося.

Числа от 1 до 1000. Повторение (13ч)

Повторение

  • читать и строить столбчатые диаграммы
  • работать в паре, находить и исправлять неверные высказывания, излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассников

Числа больше 1000. Нумерация (11 ч.)

Нумерация

  • считать предметы десятками, сотнями, тысячами
  • читать и записывать любые числа в пределах миллиона
  • заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых
  • выделять в числе единицы каждого разряда
  • сравнивать числа по классам и разрядам
  • оценивать правильность составления числовых последовательностей
  • увеличивать и уменьшать числа в 10, 100, 1000 раз
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками
  • составлять план работы
  • анализировать и оценивать результаты работы

Величины (18 ч.)

Величины

  • переводить одни единицы длины, площади, массы, времени в другие
  • измерять и сравнивать длины, площади, массы
  • определять площади фигур произвольной формы, используя палетку
  • исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по разным признакам
  • решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события

Сложение и вычитание (11 ч.)

Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел

  • выполнять письменно сложение и вычитание, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин
  • моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их
  • выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действия в измененных условиях контролировать и оценивать свою работу
  • оценивать результаты усвоения учебного материала
  • планировать действия по устранению выявленных недочетов
  • проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов выполнения действий
  • Умножение и деление (71 ч.)

Алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное

  • выполнять письменное умножение и деление
  • осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения действий
  • оценивать результаты усвоения учебного материала
  • делать выводы
  • планировать действия по устранению выявленных недочетов
  • проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов выполнения действий

Зависимости между величинами «скорость», «время», «расстояние»

  • моделировать взаимозависимости между данными величинами
  • решать задачи
  • применять свойство умножения числа на произведение
  • выполнять умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Деление числа на произведение

  • применять свойство деления числа на произведение
  • выполнять деление на числа, оканчивающиеся нолями
  • выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1000
  • выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях
  • составлять план решения и решать задачи
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками
  • анализировать и оценивать результаты работы

Письменное умножение  многозначного числа на двузначное и трехзначное число

  • применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых
  • выполнять письменно умножение, опираясь на знание алгоритма
  • осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма действия умножения
  • решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям
  • выполнять прикидку результата, проверять полученный результат

Письменное деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число

  • объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления
  • выполнять письменно деление, опираясь на знание алгоритма
  • осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения алгоритма действия деления
  • проверять выполнение действия умножения делением, деления умножением
  • распознавать и называть геометрические тела куб, шар, пирамида
  • моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости
  • соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара
  • Итоговое повторение. Контроль и учет знаний. (12ч.)


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов

1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. 1 кл.

    в 2-х частях

2. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 2 кл.

    в 2-х частях

3. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 3 кл.

    в 2-х частях

4. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика. 4 кл.

    в 2-х частях

Стандарт начального образования по математике.

Примерная программа начального образования

  1. Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения:

Комплект таблиц демонстрационный «Математика. 1 класс» (16 таблиц), формат 60 х 90 см.

Комплект таблиц демонстрационный «Математика. 2 класс» (16 таблиц), формат 60 х 90 см.

Комплект таблиц демонстрационный «Математика. 3 класс» (16 таблиц), формат 60 х 90 см.

Комплект таблиц демонстрационный «Математика. 4 класс» (16 таблиц), формат 60 х 90 см.

Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки)

Многоразовые карточки для устного счёта в пределах 100

Раздаточные карточки "Величины" (Единицы измерения)

Раздаточные карточки "Переход через круглый десяток"

Карточки многоразовые на печатной основе «Арифметика 1» (Серия от1 до 100)

Раздаточные карточки "Переход через10"

Карточки для устного счета в пределах 20

Карточки многоразовые на печатной основе «Арифметика 1» (Серия от1 до 20)

Раздаточные карточки "Сложение и вычитание в пределах 20"

3.Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные цифровые образовательные ресурсы (по тематике курса математики)

  1. Технические средства обучения (ТСО)

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска

Экспозиционный экран

Видеомагнитофон (по возможности)

Телевизор (по возможности)

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Сканер

Копировальное устройство

Принтер

Фотокамера цифровая (по возможности)

Шкаф для хранения таблиц

  1. Демонстрационные пособия

Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 10

Демонстрационные бусины "Счёт в пределах 10"

Наборы классных инструментов: линейка, угольники, транспортиры, циркули.

Плакат на печатной основе «Состав чисел в пределах 10»

Магнитный плакат «Сотенный квадрат» (Серия от 1 до 100)

Комплект доли и дроби

Динамическое пособие «Математические кораблики»

5.Экранно-звуковые пособия

Занимательные задания по математике для 1-4 класса.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы

  1. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 10

 Раздаточные бусины "Счёт в пределах 10"

Математическая мозаика "Вычитание в пределах 10"

Математическая мозаика "Сложение в пределах 10"

Математическая мозаика "Вычитание в пределах 20"

Математическая мозаика "Сложение в пределах 20"

Наглядное пособие для изучения состава числа Кубики Никитина «Состав числа»

Комплект динамических раздаточных пособий (умножение и деление, сложение и вычитание)

Материал для тренировки в арифметических вычислениях и развития комбинаторного мышления (Магико - 4)

Палитра. Основа круглая с цветными фишками

Транспортиры классные

Циркули классные

Наборы геометрических тел

Комплекты цифр и знаков (“математический веер”)

7.Игры и игрушки

Настольные развивающие игры

  1. Оборудование класса

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...