математика " Числа от 1 до7"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Сотникова Анна Федоровна

Конспект урока математики в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chisla_ot_1_do_7.doc926 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Бутурлиновская СОШ №4

Конспект урока математики

на тему:

 «Числа от 1 до 7»

1 класс

УМК «Перспектива»

(учебник авторов Б.П. Гейдмана, И.Э. Мишариной, Е.А. Зверевой)

                                                                                                  Учитель:Сотникова Анна Фёдоровна

2013 г.


Предмет: математика

Класс: 1

Тип урока:  урок «открытия»  нового  знания

Методы: словесный, практический, наглядный

Технологическая карта урока

Тема урока

Числа от 1 до 7.

Цель урока

Задачи

Для учителя

Для учащихся

 расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Образовательные: систематизировать знания детей о составе чисел от 1 до 7,  закрепить навыки счёта в пределах 7; повторить состав чисел 4, 5, 6, познакомиться  с  составом  числа 7 ; продолжить работу по обучению детей составлению и решении задач на сложение и вычитание; продолжить  работу  по  осознанию  позиционной  записи  чисел

Развивающие: развивать логическое  мышление, развивать   навыки  исследовательской работы, познавательные интересы, творческие способности; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные: воспитывать  интерес к предмету ; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (планировать работу, совместно оценивать результат работы).

- определяют проблему урока, согласно данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания.

Образовательные: закрепляют навыки счёта в пределах 7;  повторяют состав чисел 4, 5, 6; знакомятся  с  составом  числа 7;  составляют и  решают задачи, записывают и  сравнивают  трехзначные  числа

Развивающие: определяют  область  знаний, составляют  задачи, используя  математические  требования, учатся  рассуждать, доказывать, находить  и  исправлять  ошибки ..

Воспитательные: проявляют интерес к предмету; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы).

УУД

 Личностные: 

  • Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
  • Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
  • Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
  • Развивать  доброжелательность, эмоционально-нравственную  отзывчивость.

Регулятивные:

  • Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.
  • Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
  • Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Коммуникативные:

  • Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
  • Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
  • Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других).

Познавательные:

  • Развивать умение анализировать, сопоставлять , обобщать, планировать, контролировать,
  • Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
  • Развивать умение работать с разными видами информации.
  • Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и рабочей тетради.
  • Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
  • Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основное содержание урока

Сложение и вычитание  чисел в пределах6. Состав  числа  7 .Сравнение  чисел. Нахождение  значений  выражений. Составление  условий  и  решение задач в одно действие на сложение и вычитание.

Основные термины и  понятия

 Цифра, число, разряд, числовое  выражение,  задача (условие,  решение,  вопрос) .

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  • На  основе  знания  состава  чисел  от 1 до 7  выполняют  сложение  и вычитание  однозначных  чисел .
  • Находят значение числовых  выражений  в одно и два  действия.
  • Составляют  и решают  простые  текстовые задачи на сложение и вычитание; меняют  условие  и  вопрос  задач, соотнося   с  числовым   выражением
  • Правильно употребляют в речи математические понятия и термины.
  • Понимают  и  применяют при  записи  и  сравнении  позиционную  запись  чисел.

Личностные: осознают необходимость  математического составляющего окружающего мира.

Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют область  новых  знаний, проанализировав тему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; выполняя  комплексную  работу используют  знания, полученные по  другим  образовательным  предметам;  оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывают своё предположение.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы: основные

дополнительные

- Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева. Математика. Учебник для 1-го класса. 1 полугодие. Стр. 118 – 119 . Урок 58 , тетрадь  на  печатной  основе 3  часть,  страница 14 – 15;

- компьютер (для учителя);

- проектор;

- экран;

- презентация  к  этапам  урока  «Числа от 1 до 7»;

- бумажный   макет  бревна  (для  исследовательской  работы);

-  карточки  с  трёхзначными   числами

-  лист с  заданиями  комплексной  проверочной работы

Межпредметные связи

Математика +  окружающий мир + русский язык + литературное чтение

(продолжение работы  дома -  исследовательская  работа  по разрезыванию  на  части макета  бублика)  

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Материалы к уроку находятся в приложениях.

Приложение № 1 «Комплексная  работа  для   учащихся».

Приложение № 2 «Макет  бревна».

Приложение  № 3 « Карточки  с  трёхзначными  числами»

Презентация к уроку

Характеристика этапов урока

Технология проведения

Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты       УУД

(Сокращения:

ЛУУД – личностные;

РУУД – регулятивные;

КУУД - коммуникативные;

ПУУД – познавательные)

Содержание деятельности

 учителя

Содержание деятельности учеников

I. Мотивация к учебной деятельности .

 (  2 минуты)

Цели: 

- актуализирует

требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 - устанавливает

тематические рамки;

- намечает

 шаги учебной деятельности.

Приветствие:

- Земляне  начинают  готовиться  к встрече  Нового  года  и  Рождества. Радоваться  можно  не  только  тогда, когда  мы  танцуем, поём, получаем  подарки, но и тогда, когда наша  работа    приносит  результаты.

- Как  вы думаете, достаточно  ли  тех  математических знаний, которые  у  вас  уже  есть для  жизни?

 

- Прочитаем  заголовок  слайда.  

 - Определите  задачи  нашего  урока. Чему  будем  учиться? Чем  будем  заниматься  на  уроке?

( слайд 1)

- Нет!

- читает

- Узнаем  состав  числа 7 и применять его  в   решении выражений  и  задач

- Складывать  и  вычитать  числа от 1 до 7

ЛУУД:  положительный эмоциональный  настрой на  работу

РУУД: осознаёт себя как ученик.

КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.

ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения

( 6 минут)

Цели:

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

 - выявляет место (шаг, операция) затруднения;

- анализ  ситауции.

Слайд 2; задание 1

- Проверь, выбери  правильные  равенства, допиши  свои  варианты.

- Озвучивание  других  вариантов  состава  числа  6

-Проанализируйте  запись

Слайд 3; задание 2

- Рассмотри  внимательно  рисунок. Сравните: в чём  сходство? В чём  отличие?

Находят  неверный  ответ, объясняют,  почему  этот  ответ  неверный

Записывают  на  доске

Повторяют  варианты  записи  числа 6

Отвечают  на  вопросы; соотносят  число  и цифру.

ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа, учатся работать с ИКТ.

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют  в обсуждении.

РУУД: учится ставить проблему.

ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам; формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

III.Определение

действий

выхода из затруднения

( 4 минут)

Цели:

- организует постановку цели следующего этапа урока;

- определяет средства.

- организует  выполнения  учащимися  пробного  учебного  действия

- выявляет место  затруднения

- поиск  выхода  из  затруднения

Слайд  4 , задание 3

- Чтение  задания

-  Попробуйте  ответить  на  поставленный  вопрос.

- Попробуйте  решить эту  задачу  практически. У вас  на  партах  есть  макет  бревна. Спланируйте  вашу  деятельность и  выполните  действия

-  Сравним  результаты  вашей  работы  и  результат  работы  гнома (просмотр  слайда 5) 

Задание: Сколько  получится  частей, если  сделать  три  разлома  бублика.

- Попробуйте  дома  провести  исследовательскую  работу  и  сделать  вывод. Завтра  на  уроке  математики  мы их  обсудим.

Представляют  ситуацию

Ответы  учащихся (мнения  разделились)

Решают, что надо  сделать  3  разреза  и  делают  это  и  озвучивают  результаты  своей   работы

Смотрят  и  сравнивают

ЛУУД: формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: проговаривает последовательность действий на уроке;

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других РУУД: определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя.

IV. Реализация планируемых

действий;  работа  с учебником  

( 7 минут)

Цели:

- реализует дальнейшие действия в соответствии с планом;

- фиксирует преодоление затруднения.

Страницы  учебника  и   страница  тетради  на  печатной  основе  проецируются   на  интерактивную  доску.

- Открыли тетради на  стр. 14, учебник  на  стр. 118 - 119

Внимательно  рассмотрите  рисунок. Сравните информацию  и  используйте  её  для  представления  состава  числа 7

- Рассмотри  первое  числовое выражение   номера 2 . Какое  первое  действие? Второе?

- Проанализируйте  ситуацию,  как  получить  верный  ответ?

- Следующие 3 и 4 числовые выражения  вы  будете  вычислять  самостоятельно

Читают  задание

 Запись  с   комментированием  на доске (в  слайде)  и  в тетрадях

Рассматривают, называют  действия, делают  вывод.

Первый  и  второй  пример  записывают  на  доске ( в  слайде) и в  тетрадях

Работа  в   парах

Выполняют  и  осуществляют  взаимопроверку

Отмечают знаками “+”, “-” правильность выполнения задания

ПУУД: умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

ЛУУД: формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: определяет и формулирует цель  для дальнейшей работы с помощью учителя.

V. Физминутка

(2 мин)

Слайд 6

- Вспомните, какие  танцевальные  движения  мы  учили  на  уроках  физической  культуры  и  подвигайтесь   под  музыку.

Повторяют  движения  под  музыку.

ЛУУД: формирует  положительные  эмоции, двигательную  активность

VII. Реализация  планируемых  действий

( 10  минут)

Цели:

- реализует   дальнейшие  действия  в  соответствии  с  планом

Найдите  страницу  15  в  тетради  на  печатной   основе, остальные  задания  вы  будете  выполнять  на  этой  странице.

Слайд 7

Запишите  два  трёхзначных  числа

 ( через  клеточку)  в  которых  единиц  будет  столько  сколько  шаров зелёного  цвета,  десятков  столько, сколько  шаров  жёлтого  цвета, а  сотен столько, сколько  шаров  красного  цвета. Второе  число  записывается  по  аналогии.  Сравните  эти  числа, обобщите  свой  опыт: как  сравнивать  многозначные  числа.

Слайд 8

               

- Внимательно  рассмотрите  ситуацию. Работа  над текстовой  задачей.

- Объединитесь в группы. Задание: Измените условие  задачи  так,  чтобы  она  решалась  другим  математическим  действием.

Определите того, кто будет записывать условие, решение (выполняют на листах А4).

 Выходят к доске по группам и предлагают свой вариант.

Объединяются  в группы . На  столах  для  групповой  работы  после  обсуждения  выбирают  из  предложенных  карточки  с  верно записанными  числами.

Записывают  числа  на  доске  ( на  слайде)  и  в  тетрадях , называют  количество   единиц  каждого  разряда, сравнивают, комментируют  выбор  знака, читают  неравенство.

Записывают  в  тетради  решение .

Тот, кто решил,  выходит к доске с тетрадью, меняются тетрадями с другими детьми для проверки, садятся за парту проверяют и встают, возвращают тетрадь

Формулируют  новое  условие  и вопрос,  записывают  решение.

Сравнивают  решения.

ЛУУД: формирует  самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

ПУУД: умеет  находить  ответы  на  вопросы, используя  информацию ранее полученную  на  уроках, формировать  вывод  на  основе  анализа.

КУУД:  учатся  выражать  свои  мысли в  устной  и  письменной  форме, слушать   и   понимать  речь  других учащихся

УУД: учится  вносить необходимые  коррективы с  учётом  изменений характера  задания

VIII.

Физминутка

( 1 минута)

Упражнения  для  глаз и  пальцев  рук из  системы «Кинезиология»

Выполняют  упражнения «Колечки», «Сова», « Замочек».

ЛУУД: формирует ЗОЖ

IX. Самостоятельная  работа  с  самопроверкой

( 6 минуты)

Цели:

- организует  выполнение  самостоятельной  работы  на  закрепление  знаний, полученных  по различным  образовательным  предметам;

-  организует  самопроверку

Слайд 9

Внимательно  рассмотрите  слайд. Полученную  информацию и  знания, которые  вы  приобрели  ранее, вам  нужно будет  применить  для  поиска  верных  ответов  на  вопросы  комплексной  проверочной  работы (см. приложение 1) .

Читает  вопросы  один  раз

Слушают, анализируют, решают  и  записывают  ответы  в  «окошках»

Выполняют  и  осуществляют  взаимопроверку

Отмечают знаками “+”, “-” правильность выполнения задания

ЛУУД: формирует  самооценку  на  основе   успешности  учебной  деятельности, проявляет  познавательную  инициативу  в  оказании  помощи  товарищам.

ПУУД: отвечает  на  вопросы, опираясь на  собственные  наблюдения  и  приобретенные  знания

КУУД:  учится  оформлять высказывания , работать с  ИКТ

X.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- вспоминает содержание основных этапов урока;

-  рефлексирует и оценивает

собственную учебную деятельность.

- Подведём итог работы на уроке.

- Какие цели ставили? Достигли цели?

- Определите цель следующего урока.

 - Оцените свою работу на уроке.

-Кому было интересно?

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Кому было трудно?

- Значит, есть ещё над чем продолжать работать.

Я довольна нашей работой на уроке.

Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы.

Оценивают работу за весь урок.

Определяют цель следующего урока.

РУУД: оценивает  правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.          

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Приложение  № 1 « Комплексная  проверочная  работа»

                                                                             

                        Комплексная проверочная работа      ……………………………………

  1. Сколько времён года ты знаешь ?  
  2. Какое время года  сейчас ?
  3. Сколько зайчиков  ты  видел?
  4. Сколько ёлочек?
  5. Кого больше ? Запиши неравенство :
  6. Сколько слогов в слове       СНЕГ ?
  7. Сколько слогов в слове  ЛУНА?  

Приложение  №2   макет  бревна

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\бревнышко.bmp

                                                                                                                                                                       
Приложение  № 3  «карточки  с  трёхзначными   числами»    

221

122

121

212

222

112


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по математике "Число 7. Цифра 7. Дополнение числа до любого заданного числа "

Занятие по математике в "Школе успеха" с будущими первоклассниками. В разделе "Презентации" мной представлена презентация к этому занятию....

Урок математики . "Число 10. Состав числа 10"

Урок разработан для учащихся 1 класса по программе "Школа 2100"...

Конспект урока математики "Число 10. Состав числа 10".

Урок предназначен для обучающихся 1 класса по программе "Школа 2100"...

Методическая разработка по математике Числа от 1 до 5.Состав числа 5.

Конспект урока разработан по математике для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, ориентирован по УМК "Школа России": Моро М.И., Волкова С.И. Он построен на принципе деятельностного о...

Урок математики"Число 10,состав числа 10"

Урок математики в 1 класс по программе Л.Г.Петерсон с презентацией...

Урок математики "Число 10. Состав числа 10". Программа Л. Г. Петерсон. 1 класс

Конспект урока математики по теме "Число 10. Состав числа 10". Программа Л. Г. Петерсон. 1 класс....

-Урок математика -числа,числа,числа

Презентация для урока...