Вычитание числа 4.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Гладенко Валентина Леонидовна

Конспект урока математикив 1 классе, соответствующий требованиям ФГОС. Тема : "Вычитание числа 4"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Математика

Тема: «Вычитание числа 4»

Тип урока: ОНЗ

«Начальная школа XXI век»

Автор учебника: В.Н.Рудницкая.

Авторы разработки: Сороченко Л.И.-учитель начальных классов

                                       Гладенко В.Л.- учитель начальных классов

Класс: 1

Основные цели:

1) Закрепить знание структуры I шага учебной деятельности и умение выполнять УУД, входящие в его структуру.

2) Построить алгоритм вычитания однозначного числа из двузначного  с переходом через разряд и сформировать первичное умение его применять.

3) Закрепить алгоритм вычитания однозначных чисел из двузначных (общий случай).

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, аналогия.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

УУД:Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

– Сегодня вы продолжите изучать действия с однозначными  числами. Каким способом вы будете изучать новую тему? (Сначала повторяем необходимое, потом выполняем пробное действие, фиксируем свое затруднение, выявляем его причину затруднения.)

На этом уроке нужно научиться вычитать число 4. Это труднее, чем работать с числами 1,2,3.Вы будете составлять цепочки выражений, соединять равенства с подходящими домиками- схемами состава разных чисел, разгадывать правила составления пар равенств.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

4) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

5) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

6) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

УУД:

Регулятивные:

контроль, коррекция ;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

1) Повторение состава изученных  чисел.

Открыть на доске домики с составом изучаемых чисел – 2 , 3, 4

1) Решение выражений на сложение и вычитание  уже изученных видов, без перехода через десяток.  Среди них встречается одно, где нужно вычесть 4  из двузначного числа с переходом через десяток.

3+5=              10+7=              6+4=

8-6=               10-5=               12-4=

3. Выявление места и причины затруднения.

1) Организовать восстановление выполненных операций.

2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.

3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).

4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

УУД:

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

- Какое выражение вызвало затруднение?

- Почему?

- Как вычислить значение данного выражения не применяя таблицу сложения и числовой отрезок?

-Чему мы будем сегодня учиться на уроке?

Тема урока: Вычитание однозначного числа 4 из двузначного числа.

Цель: Будем учиться вычитать 4 из двузначных чисел без помощи числового отрезка и таблицы сложения.

- Что нам поможет в решении данного примера?

 4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

УУД:

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Актуализация опыта вычитания однозначных чисел в пределах 10.

9-4= 9-2-2=

9-4=9-3-1=

9-4=9-1-3=

- Какой вывод сделаем? (Можно вычитать число по частям).

5.Применение полученного алгоритма при решении  выражений с переходом  через десяток.

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

УУД:

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

1)Первое равенство помогает решить второе равенство, а  второе равенство помогает найти значение третьего. Вставь недостающие числа.(Работа на интерактивной доске).

10-2=                           12-2=                         11-1=                         13-3=

10-2-2=                        12-2-2=                      11-1-3=                      13-3-1=

10-4=                            12-4=                         11-4=                         13-4=

6.Формулирование детьми алгоритма  вычитания числа 4 с переходом через десяток.

 Чтобы из двузначного числа вычесть число 4, надо сначала вычесть   все единицы двузначного числа, а остальное вычесть из десятка.

2) Решение похожих примеров с применение сказочных цифр и  числового ряда сказочных чисел.

(Работа на интерактивной доске).

7.Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

УУД:

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

1) Работа  в тетради на печатной основе стр.43, №1.

Дети    выполняют вычитание четырех с переходом через десяток,

 объясняют способ вычисления.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 

3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

УУД:

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: 

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

1) Найти значение выражений.

11-4=                  8-4=                      10-4=

12-4=                  8+4=                      13-4=

Проверить по эталону(Работа на интерактивной доске).

- Какой пример оказался лишним?

- Почему?

  1. Работа в тетради на печатной основе.

Проверь работу машины. Стр.44, №2.

Значения выражений выписаны на доске. Дети сравнивают полученные ответы с шаблонными. Находят ошибки . Объясняют применение правила вычитания числа 4 в примерах, где допущены ошибки.

9. Включение в систему знаний и повторение.

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

УУД:

Регулятивные: прогнозирование

Разделение класса по вариантам. Выполнение задания по вариантам, обмен тетрадями, взаимопроверка.

1в.                          2в.

6-4=                     8-4=

4-4=                     7-4=

12-4=                   13-4=

10-4=                    4-4=

11-4=                   14-4=                    

– Оцените работу соседа по парте. Всё ли получилось? Какие были затруднения?

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

УУД:

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

– Какую цель вы поставили на уроке? (Построить способ вычитания однозначного числа из двузначного  с переходом через разряд.)

– Достигли цели? Докажите. (…)

– Какой способ решения придумали? (…)

– Что понравилось? (…)

Открыть на доске запись: Желаем успехов!

– Что было трудно?

– Над чем еще надо поработать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока математики "Вычитание числа 2 (случай вычитания:11-2)"

Урок математики во 2 классе.Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 21 Соловьева Т.В. Тема урока: Вычитание числа 2 (случай вычитания:11-2) Цели: Предметные: 1.Закрепить умениея вычитать число ...

Урок математики «Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Прибавление и вычитание числа 4».

Пров            Урок математики в 1 А классе относится к разделу «Числа от 1 до 10.  Сложение и вычитание в пределах 10. Тема урока: «Прибавить и вычесть...

Технологическая карта урока математики. Тема урока : Вычитание числа . Табличные случаи вычитания числа 3. Вычитание с помощью шкалы линейки

Цель урока: создание условий для усвоения приёма вычитания 3 в пределах 20 с переходом и без перехода через разряд Результаты урока:Личностные:–.Метапредметные:Регулятивные УУД: :– принима...

Методическая разработка урока математики «Таблица сложения и вычитания числа 9. Решение примеров со случаями табличного сложения и вычитания».

Таблица сложения и вычитания числа 9. Решение примеров со случаями табличного сложения и вычитания....

ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА 2. СЛОЖЕНИЕ С ЧИСЛОМ 10. ПЕРЕСТАНОВКА ЧИСЕЛ ПРИ СЛОЖЕНИИ.

ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА 2. СЛОЖЕНИЕ С ЧИСЛОМ 10. ПЕРЕСТАНОВКА ЧИСЕЛ ПРИ СЛОЖЕНИИ....