Разработка урока математики в 1 классе " ДЕЦИМЕТР "
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Бигдай Елена Алексеевна

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bigday_e.a._urok.docx21.76 КБ
Файл bigday_e.a._tekhkarta.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Автор материала

Бигдай Елена Алексеевна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ № 101 г.о. Самара

Название материала

Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Класс

1класс

Учебный предмет

Математика

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

Математика 1класс, УМК «Школа России» М.И.Моро, С.И.Волкова

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)

Текстовый документ, раздаточный дидактический материал, презентация и т.д.

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Компьютер, телевизор и т.д.

Цели, задачи материала

Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.

Задачи урока:

Образовательные:  ознакомить учащихся с новой величиной; учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;

Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.

Список использованной литературы.

Моро М.И. Математика 1 класс. Учебник для общеобразоват.

учреждений. М.: Просвещение, 2013.  Рабочая тетрадь 1 класс

М.И.Моро,

 демонстрационные таблицы, CD-диск к учебнику М.И.Моро

Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике: 1 класс. – М.: Вако, 2012.

Ковалько В.И. Школа физкультминуток(1-4). М.:Вако, 2005


Ход урока.

1 . Организационный момент

Дорогие ребята, сегодня у нас урок открытий .

Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся все на урок,

Улыбнемся друг другу, и нашим друзьям,

Чудесных открытий желаю всем Вам!

- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

- У вас на партах лежат звездочки: розовые, зелёный и жёлтые.

- Розовая– прекрасное настроение, зелёная – хорошее, жёлтая – плохое. Какое у вас сейчас настроение?

Итог: у всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу.

2 . Мотивация к учебной деятельности 

-Какое умение поможет нам сегодня сделать ещё одно маленькое открытие в мире цифр и чисел ?

- Что значит учиться?

- А что делает учитель?

-Прежде чем приступить к новому, что необходимо сделать?

3 . Актуализация знаний.

Ребята, я предлагаю провести  разминку. Я загадываю число, а вы выбираете нужные числа, которые лежат у вас на партах. Вы будете работать в парах. Давайте повторим алгоритм работы в парах.

 Учитель загадывает число:

1. Число, предыдущее числу 13;  

2. Число, следующее за числом 18;

3. В этом числе 1 десятков и столько же единиц;

4. Число больше 10 на 7;

5.  число меньше 10 на 1  

6. Я задумала число. Из него вычла 5 и получила 3. Какое число я задумала?

7. Какое число стоит между числами 12 и 14?

8. 1 слагаемое 3, 2 слагаемое 2, найти сумму чисел?

 Если вы расставите числа в порядке возрастания, у вас получится слово. 

-12 – ч

-19-а

-11-и

-17-н

-9-л

-8-е

-13- и

-5-в

ВЕЛИЧИНА

-Что такое величина?

4 . Подведение к проблеме, выявления места и причины затруднения;

 

Повторим известные величины. Какие величины Вы знаете? (закрыты на доске)

Единица длины – сантиметр

Литр - вместимость сосудов или емкость

Килограмм-масса предметов

Один не открыла, как вы думаете почему?

-Сегодня на уроке мы поговорим о единицах измерения длины, познакомимся с новой единицей измерения.

5 . Формирование нового знания через деятельностный подход, построения проекта выхода из затруднения 

Проведём практическую работу.

-У вас на партах лежат две мерки.

Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте     измерить длину книги этой меркой (жёлтой).  Один накладывает мерку, другой отмечает границу пальцем.

Удобно? (нет)

-Возьмите другую мерку(зелёную) и измерьте длину книги этой меркой.

Удобно? (да)

-Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10)

Значит, большая мерка равна 10 см.

Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР. Дециметр по латыни [decem] – десять

На доске появляется карточка с названием единицы измерения.

Реализация построенного проекта

-Сколько в 1 дециметре сантиметров? (10см)

 Физкультминутка.

Дети вышли по порядку

На активную зарядку.

На носочки поднимайтесь, (Подняться на носки, руки вверх.)

Между парт не потеряйтесь. (Опуститься на всю стопу, руки вниз.)

Потянулись, наклонились (Наклон назад, руки в стороны.)

И обратно возвратились, (Выпрямиться, руки вниз.)

Повернулись вправо дружно,

Влево тоже всем нам нужно. (Повороты направо - налево, руки на пояс.)

Повороты продолжай

И ладошки раскрывай. (Повороты направо - налево, руки в стороны, ладони кверху.)

Поднимай колено выше —

На прогулку цапля вышла. (Ходьба на месте с высоким подниманием бедра,)

А теперь прыжки вприсядку,

Словно заяц через грядку. (Приседание с выпрыгиванием вверх.)

Закружилась голова?

Отдохнуть и сесть пора. (Сесть за парту.)

6 .  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Откройте рабочую тетрадь и посмотрите на цифру, которая в ней прописана.

Дайте характеристику числа 10.

Пропишите 10 через клетку.

         Я  тетрадочку  открою

          И  с  наклоном  положу.

          Я, друзья,  от  вас  не  скрою,

          Ручку  правильно  держу.

          Сяду  прямо,  не  согнусь,

          За  работу  я  примусь.

7 . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 -Итак, с чем будем работать на уроке сегодня?... с новой единицей длины – дециметром. Именно эта единица длины необходима нам для измерения наших  предметов.

Измерьте рабочую тетрадь, пенал, ручку, карандаш и т.д , которые  лежит у вас на партах при помощи линейки.

 Занесите данные в тетрадь

Как пользоваться линейкой?

Какова длина рабочей тетради?

Начертите в тетради отрезок 10 см и все те длины, записи  которых вы сделали.

8 . Включение в систему знаний.

Работа по учебнику.

Чтение основного понятия

Стр. 51 задание №5

(у доски с пояснением)

9 . Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Какую цель ставили? Достигли цели?

-Какая тема урока была?

-О какой новой единице измерения длины узнали?

-Когда ей удобно пользоваться?

-Оцените свою деятельность на уроке, используя звезды:

-розовая (кто собой доволен);

-зелёный (я старался, но допустил ошибку);

-жёлтая (я не всё понял, остались вопросы). 

Обсуждение и запись домашнего задания.



Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока:

Урок математики по теме: «Дециметр"

Класс: 1 класс

УМК: «Школа России»  Моро М.И. Математика 1 класс. Учебник для общеобразоват.учреждений. М.: Просвещение, 2013.  

Цели урока:  познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.

Методы обучения: : словесный,  наглядный,  практический.

Формы обучения: фронтальная,  индивидуальная, работа в парах.

Планируемые результаты (предметные): ознакомятся с новой величиной; научатся измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закрепят знания о нумерации чисел, продолжат развивать умения решать задачи;

Универсальные  учебные  действия:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Этапы урока, технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

 (подготовка  учащихся  к  работе: обеспечить   внешнюю  благоприятную    обстановку  для  работы,  психологически  настроить  ребят  на    совместную  деятельность.)

 

1 мин.

-Проговаривает стихотворение

- Правила поведения на уроке

Дорогие ребята,

Давайте настроимся все на урок,

Улыбнемся друг другу, и нашим друзьям,

Чудесных открытий желаю всем Вам!

- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума.

- У вас на партах лежат звездочки: розовые, зелёный и жёлтые.

- Розовая– прекрасное настроение, зелёная – хорошее, жёлтая – плохое. Какое у вас сейчас настроение?

Итог: у всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу.

Обучающиеся, здороваются, настраиваются рабочую атмосферу

2. Мотивация к учебной деятельности

1 мин.

–Учитель задаёт вопросы, мотивирует обучающихся повторять пройденный материал

-Какое умение поможет нам сегодня сделать ещё одно маленькое открытие в мире цифр и чисел

- Что значит учиться?

- А что делает учитель?

-Прежде чем приступить к новому, что необходимо сделать?

Коммуникативные: устная речь.

Познавательная: выдвижение гипотезт и их обоснование, постановка проблемной ситуации

Отвечают на вопросы учителя:

- умение учиться

- делать самому

-помогает, руководит

- повторить то, что нам потребуется на уроке

3. Актуализация знаний.

(обеспечить  в  самом  начале  урока  высокий  уровень  вовлечённости   учеников   в  учебную  деятельность, развитие  логических  операций  -задания  подобраны  так,  чтобы  дети  смогли  повторить  ранее  изученный  материал, подвести  учащихся   к  формулированию  темы  урока)

4  мин.

Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать.

Организует актуализацию умений выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20.

Ребята, я предлагаю провести  разминку. Я загадываю число, а вы выбираете нужные числа, которые лежат у вас на партах. Вы будете работать в парах. Давайте повторим алгоритм работы в парах.

I. Учитель загадывает число:

1. Число, предыдущее числу 13;  

2. Число, следующее за числом 18;

3. В этом числе 1 десятков и столько же единиц;

4. Число больше 10 на 7;

5.  число меньше 10 на 1  

6. Я задумала число. Из него вычла 5 и получила 3. Какое число я задумала?

7. Какое число стоит между числами 12 и 14?

8. 1 слагаемое 3, 2 слагаемое 2, найти сумму чисел?

I. Если вы расставите числа в порядке возрастания, у вас получится слово.

-Что такое величина?

Регулятивные: самоконтроль.

Познавательные: моделирование, анализ иллюстраций,

Коммуникативные: устная речь.

Работа с раздаточным материалом

Дети повторяют алгоритм работы в парах и знание нумерации в пределах 20.

 Дети подбирают числа:

-12 – ч

-19-а

-11-и

-17-н

-9-л

-8-е

-13- и

-5-в

ВЕЛИЧИНА

Величина – это признак, который можно измерить.

4. Подведение к проблеме, выявления места и причины затруднения;

 (реализация  идеи  педагогического  сотрудничества).  На  основе  активной  речемыслительной  деятельности   ученики  участвуют   в  целеполагании.

7 мин.

Введение в тему урока.

Повторим известные величины. Какие величины Вы знаете? (закрыты на доске)

Единица длины – сантиметр

Литр - вместимость сосудов или емкость

Килограмм-масса предметов

Один не открыла, как вы думаете почему?

-Сегодня на уроке мы поговорим о единицах измерения длины, познакомимся с новой единицей измерения.

Регулятивные: целеполагание, удержание цели деятельности до получения её результата

Познавательные: сравнение, работа с информацией, анализ, выводы.

Коммуникативные: устная речь.

Дети повторяют известные величины и единицы измерения.

Предположение детей

Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод.

У детей возникает затруднение, т.к. сантиметр слишком маленькая единица измерения.

5. Формирование нового знания через деятельностный подход, построения проекта выхода из затруднения;

(организовать  и  направить   познавательную  деятельность  учащихся  к открытию  новых  знаний.)

Реализация построенного проекта

8 мин.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует составление совместного плана действий.

Реализует план выхода из затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Проведём практическую работу.

-У вас на партах лежат две мерки.

Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте     измерить длину книги этой меркой (жёлтой).  Один накладывает мерку, другой отмечает границу пальцем.

Удобно? (нет)

-Возьмите другую мерку(зелёную) и измерьте длину книги этой меркой.

Удобно? (да)

-Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10)

Значит, большая мерка равна 10 см.

Такая единица измерения называется ДЕЦИМЕТР. Дециметр По латыни [decem] – десять

На доске появляется карточка с названием единицы измерения.

-Сколько в 1 дециметре сантиметров? (10см)

Регулятивные: планировать решение учебной задачи

Коммуникативные: устная речь.

Учащиеся с помощью маленькой мерки пробуют измерить длину книги.  Фиксируют индивидуальное затруднение.

Учащиеся высказывают свои предположения. Приходят к пониманию проблемы.

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

Учащиеся проговаривают по слогам название единицы измерения.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Физкультминутка.

(снятие  утомляемости, напряжения  мышц,  реализация  здоровьесберегающих  задач  урока)

2 мин.

Учитель организует физ. минутку

Дети вышли по порядку

На активную зарядку.

На носочки поднимайтесь, (Подняться на носки, руки вверх.)

Между парт не потеряйтесь. (Опуститься на всю стопу, руки вниз.)

Потянулись, наклонились (Наклон назад, руки в стороны.)

И обратно возвратились, (Выпрямиться, руки вниз.)

Повернулись вправо дружно,

Влево тоже всем нам нужно. (Повороты направо - налево, руки на пояс.)

Повороты продолжай

И ладошки раскрывай. (Повороты направо - налево, руки в стороны, ладони кверху.)

Поднимай колено выше —

На прогулку цапля вышла. (Ходьба на месте с высоким подниманием бедра,)

А теперь прыжки вприсядку,

Словно заяц через грядку. (Приседание с выпрыгиванием вверх.)

Закружилась голова?

Отдохнуть и сесть пора. (Сесть за парту.)

Выполнение зарядки, снятие утомляемости у обучающихся.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи,

(формирование  зрительно-двигательного  образа  цифры,  умения  анализировать. ) Реализация  идеи  педагогического  сотрудничества .

5 мин.

Организация минутки чистописания

Откройте рабочую тетрадь и посмотрите на цифру, которая в ней прописана. Дайте характеристику числа 10. Пропишите 10 через клетку.

         Я  тетрадочку  открою

          И  с  наклоном  положу.

          Я, друзья,  от  вас  не  скрою,

          Ручку  правильно  держу.

          Сяду  прямо,  не  согнусь,

          За  работу  я  примусь.

Познавательные: анализ, выводы.

Коммуникативные: устная речь.

Обучающиеся дают характеристику числа 10.

Работа в тетрадях

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

10 мин.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

-Итак, с чем будем работать на уроке сегодня?... с новой единицей длины – дециметром. Именно эта единица длины необходима нам для измерения наших  предметов.

Измерьте рабочую тетрадь, пенал, ручку, карандаш и т.д , которые  лежит у вас на партах при помощи линейки.

 Занесите данные в тетрадь

Как пользоваться линейкой?

Какова длина рабочей тетради?

Начертите в тетради отрезок 10 см и все те длины, записи  которых вы сделали.

Регулятивные: самооценка.

Познавательные: работа со схемами, работа с рисунком.

Коммуникативные: сотрудничество, взаимопроверка.

Работа в парах, учащиеся выясняют как выглядит дециметр.

Дети линейкой измеряют длину предметов.  

По алгоритму чертят отрезки, сравнивают их, делают выводы.

8. Включение в систему знаний.

5 мин.

Организует закрепление новых знаний.

Чтение основного понятия

Работа по учебнику.

Стр. 51 задание №5

Познавательные: работа с предметами,учебником,  эксперимент, анализ, выводы, доказательства, работа со знаками.

Коммуникативные: сотрудничество, устная речь.

Учащиеся читают, анализируют и выполняют задание

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

2 мин.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Благодарит за работу на уроке.

-Какую цель ставили? Достигли цели?

-Какая тема урока была?

-О какой новой единице измерения длины узнали?

-Когда ей удобно пользоваться?

-Оцените свою деятельность на уроке, используя звезды:

-розовая (кто собой доволен);

-зелёный (я старался, но допустил ошибку);

-жёлтая (я не всё понял, остались вопросы).

Регулятивные: анализировать эмоциональное состояние полученное от деятельности, анализировать собственную работу, оценивать уровень владения теми или иными УУД, самооценка.

Коммуникативные: устная речь

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают правильность выполнения действий и свою работу на уроке. обсуждение и запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики 1 класс. Тема урока"Целое, части".

Цель урока - формирование у учащихся представления о понятиях "целое", "часть", установление между ними соотношения (целое состоит из частей: если убрать часть из целого, то останется другая часть)....

сценарий урока математики 1 класс "Дециметр" УМК "Школа России"

Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сант...

Методическая разработка урока математики по теме "Дециметр"

Методическая разработка урока математики по теме "Дециметр". Разработка может быть использована любым учителем начальных класов для ознакомления обучающихся с данной темой....

Урок математики 1 класс "Дециметр"

Урок математики 1 класс "Дециметр"...

Технологическая карта урока математики 1 класс «Дециметр» по программе «Начальная школа 21 века»

Технологическая карта урока математики 1 класс «Дециметр» по программе «Начальная школа 21 века»...

Презентация к уроку "математика" 1 класс "Дециметр"

Презентация для 1 класса. Урок математика. Тема: "Дециметр"...