Урок математики 1 класс "Дециметр"
план-конспект занятия по математике (1 класс) на тему

Елена Николаевна Волкова

Урок математики 1 класс "Дециметр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока математики  в 1 классе

МБОУ «СОШ р.п.Межевой»

Тема урока

Дециметр

Педагогическая технология

Технология интегрированного обучения

Виды и формы работы

- индивидуальная

- работа в парах

Цель и задачи урока

- познакомить детей с понятием «Дециметр»;

- научить различать сантиметр и дециметр;

- научить измерять детали  чертёжа;

- применять полученные на уроке знания для создания чертежа деталей кормушки для птиц

Планируемые результаты

- познакомятся с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр,

- научатся переводить см в дм и дм в см, измерять длины отрезков, закреплять знания нумерации.

Оборудование

У учителя:3 кормушки разного размера, карточки с числами от 10 до 20,рисунки зимующих птиц  (свиристель, снегирь ,синица, ) ,верёвки длиной 30 см. -16шт., чертёж на доске, надпись на доске « Дециметр»-закрыта, карточка для работы в парах сменного состава с различными отрезками ( от 10 до 20 см)

 мультимедийный проектор, экран, презентация,

У учащихся: учебник «Математика, 1 класс»( Моро и др.), тетради , линейки , карандаши , ручки , ножницы, числовой веер.

План урока

Тема: Дециметр

Учебный предмет: математика, программа «Школа России»

 Участники: учащиеся 1 класса

Продолжительность: 1 урок, 40 минут

Цель: 

- познакомить детей с понятием «Дециметр»;

- научить различать сантиметр и дециметр;

- научить измерять детали  чертёжа;

- применять полученные на уроке знания для создания чертежа деталей кормушки для птиц

Характеристика исходного уровня ЗУН необходимых для усвоения новой темы и постановки задач.

На момент проведения данного урока учащиеся:

  1. осознано усвоили нумерацию чисел второго десятка : знают названия чисел второго десятка, последовательность этих чисел в натуральном ряду, их разрядный состав;
  2. знают, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц;
  3. овладели умением читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20, умением записывать число по разрядному составу и называть количество десятков и единиц в числах второго десятка, считать предметы в пределах 20;
  4. владеют понятиями «сантиметр», «однозначное число», «двузначное»
  5. умеют измерять отрезки и предметы при помощи линейки, сравнивать результаты измерений;
  6. умеют отмерять заданную длину при помощи модели см;
  7. умеют работать в парах сменного состава.

Задачи урока :

Дидактические: Познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр, учить переводить см в дм и дм в см, измерять длины отрезков , закреплять знания нумерации.

Развивающие: Развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач.

Организация и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся. Продолжить развивать мыслительные операции логического мышления такие как анализ, сравнение путём выделения общих и различных признаков. Развитие регулирующей сферы (рефлексии) на основе самоконтроля, взаимоконтроля. Реализация коммуникативного подхода учащихся друг за другом и учащихся с учителем , учителя с учащимся .

Воспитывающие: Воспитание заботливого отношения к зимующим птицам. Воспитание самостоятельности, активности, ответственности .

Оборудование:

У учителя:3 кормушки разного размера, карточки с числами от 10 до 20,рисунки зимующих птиц  (свиристель, снегирь ,синица, ) ,верёвки длиной 30 см. -16шт., чертёж на доске, надпись на доске « Дециметр»-закрыта, карточка для работы в парах сменного состава с различными отрезками ( от 10 до 20 см)

У учащихся: учебник «Математика, 1 класс»( Моро и др.), тетради , линейки , карандаши , ручки , ножницы, числовой веер.

Место урока в курсе математики

Урок является составной частью темы «Нумерация чисел второго десятка» (16 часов по программе), целями которой являются ознакомление учащихся с названием ,записью ,образованием и разрядным составом чисел второго десятка; введение понятий «однозначное число», «двузначное число»;применение знаний по нумерации при решение примеров .

Урок в теме «Нумерация чисел второго десятка» является четвёртым, поэтому важен для закрепления знаний по нумерации чисел второго десятка и отработки навыка анализа разрядного состава чисел второго десятка и записи чисел.

На основе знаний нумерации чисел второго десятка проводится знакомство с новой единицей измерения – дециметр.

Урок также является продолжением изучения темы «Единицы измерения длины». Уже изучен сантиметр.

Урок важен для развития умений измерять отрезки и предметы, устанавливать соотношение между единицами длины.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Деятельность учителя                                               Деятельность учащихся

Сегодня на уроке математики нам

Предстоит выполнить важное поручение.

 Ребята-старшеклассники делают кормушки для птиц, а нас попросили проверить правильно ли выполнен чертеж.

Что нужно знать, уметь и иметь для изготовления чертежа?

Поможем им?

Почему важно делать кормушки?

Птицам голодно зимой, они могут погибнуть. Надо подкармливать пернатых друзей.

Идёт работа по развитию мотивационного компонента учебной деятельности, создание ситуации для положительной эмоциональной мотивации. Межпредметная связь с уроками окружающего мира.

Мобилизация внимания. Осознание актуальности и важности данной проблемы, анализ разнообразной информации, необходимой для

создания продукта – чертежа. Создается программа действий;

2. Устный счёт

Задание 1.

 Посмотрите, какие кормушки делали ребята в прошлом году. На конкурсе на лучшую кормушку у них были разные номера.

 У большой кормушки был номер, обозначенный числом, в записи которого 1 десяток и 1 единица. Отгадайте это число.

⌂ ⌂⌂ Дети показывают ответ на числовом веере. Один ученик выбирает карточку на доске

(от 10 до 20) и прикрепляет к кормушке.

У правой кормушки был номер, обозначенный числом, в записи которого 1 десяток и 3 единицы (13)

Дети работают аналогично.

Какой был номер у средней кормушки, если они были пронумерованы в порядке возрастания?

Число 12 называется при счёте между 11 и 13. Дети работают аналогично.

Посмотрите на номера кормушек и скажите, что общего у этих чисел?

Все эти числа двузначные.

Во всех числах 1 десяток.

Задание 2. 

Высота кормушек разная, значит они предназначены для разных птиц.

Ведь у птиц разный рост.

Например: (рисунки),снегирь,синица,

 свиристель.

Чтобы узнать для какой птицы какая кормушка, нужно отгадать рост каждой птицы (14 см, 17 см, 19 см)

(открывается чертёж І І І), если рост свиристеля не 14 см и не 17 см, а рост снегиря  не равен 14 см.

Покажи на веере сначала рост свиристеля и расскажи как рассуждал

Рост свиристеля не 14 см и не 17 см, следовательно он равен 19 см, больше данных нет.

Рост снегиря не 14 см (из условия) и не 19 см (т.к. уже число использовали), следовательно 17 см.

Рост синицы 14 см, т.к. не может быть 19 см и 17 см.

Дети берут карточки с числами и прикрепляют к чертежу рисунок соответствующей птицы.

Посмотри на эти числа (14, 17, 19) и скажи, что обозначает цифра 1?

…количество десятков в каждом числе

А цифра 4?

…количество единиц в каждом числе 14.

Сколько единиц в числе 17?

Сколько десятков в числе 19?

Ответы показывают на веере.

На этапе устного счёта идёт работа по развитию операционного компонента учебной деятельности, а именно развитие мыслительных действий, так же осуществляется актуализация знаний нумерации чисел второго десятка.

Продолжается работа по развитию мотивационного компонента учебной деятельности.

 Фронтальная форма работы с использованием средства обратной связи (числовой веер) с целью контроля, усвоения темы «Нумерация чисел второго десятка».

Развитие связной монологической, математической речи.

Идёт работа над развитием операционного компонента учебной деятельности: развитие мыслительных операций анализа и обобщения.

Фронтальный вид работы с использованием средств обратной связи (веер), развитие регулирующего компонента учебной деятельности, а именно действие контроля. Активизация внимания учащихся через использование средств наглядности (кормушки, рисунки птиц, чертёж, карточки с числами).

Идёт работа над развитием операционного компонента учебной деятельности: развитие операций умозаключений.

Развитие связной математической речи.

Использование репродуктивного метода.

Воспроизведение уже имеющихся знаний.

Межпредметные связи окружающего мира.

Использование средств наглядности для активизации мыслительной деятельности и внимания учащихся (рисунки птиц, таблица с числами).

Комбинирование фронтальной работы с использованием веера, обратной связи и индивидуальных работ на доске с целью самоконтроля учащихся.

Работа по развитию регулирующего компонента учебной деятельности, действия, взаимоконтроля.

Средство проверки: математический веер. Проверка  и словесное исправление ошибок.

Результат: актуализация знаний нумерации двузначных чисел, базовых для изучения новой темы.

3. Постановка темы урока

Отгадайте рост ещё одной птицы зимующей в России.

(открывается доска; сверху фото совы размером А4 и таблица №2 под ним:

1 см

9 см

12 см

3 дм

4 см

8 см

Определите лишнюю запись среди этих величин и узнайте рост совы.

3 дм рост совы, т.к.мы не знаем, что такое «дм».

(вариант ответа 12 см т.к. все остальные числа однозначные, тогда отложить на линейке 12 см и подумать верен ли этот ответ).

Какая величина нам известна?

… сантиметр

Что можно измерять в сантиметрах?

(при помощи линейки)

… небольшие предметы

Какая из величин нам не известна?

(покажи)

(один ребёнок показывает указкой)

Значит рост совы 3 дм. А хочется вам узнать, что такое «дм»?

Да.

Это обозначение новой единицы измерения длины – дециметр. (открывается на доске надпись крупными буквами с ударением).

ДЕЦИМЕТР

Прочитайте по слогам, словам с ударением.

Хоровое чтение

Итак, с чем будем знакомиться на уроке сегодня?

… с новой единицей длины – дециметром.

Именно эта единица длины необходима нам для измерения деталей кормушки, поэтому нам предстоит разобраться, что такое дециметр, как он выглядит и попробуем с ним работать.

Продолжается работа по развитию мотивационного компонента учебной деятельности.

Работа по развитию операционного компонента учебной деятельности, а именно мыслительных операций; анализа, сравнения, классификации, произвольной концентрации внимания.

Создаётся проблемная ситуация для развития познавательной мотивации и активизации мыслительной деятельности.

Репродуктивная беседа.

Фронтальная форма работы.

Принятие учебной задачи.

Развитие познавательной мотивации.

Межпредметные связи: математика – чтение.

Развитие операционного компонента учебной деятельности через принятие учебной задачи, развитие рефлексии.

Постановка задачи проекта с дидактическим аспектом.

4. Чистописание

Открыли тетради. Записали число.

Рост совы 3 дм. Возьмём цифру 3 для чистописания.

Один ученик рассказывает правило написания цифры 3.

Написать цифру 3 один раз. Создать узор. Следующую 1 клетку вниз и 1 вправо, далее одну вверх, одну вправо. Продолжите узор.

3  3  3  3  

  3   3  

Кто закончит – встанет.

Идёт работа по развитию операционного компонента учебной деятельности, а именно произвольного внимания.

Тренировка движений мелкой моторики руки повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие ребёнка.

5. Физ. минутка

Девочка кормила птичек, бросая крошки из окна. От их весёлых перекличек смеялась весело она.

Дети произносят хором текст и энергично встряхивают кисти вытянутых вперёд рук.

Когда ж она бежала в школу,

Бег на месте

Питомцы, слыша снега хруст, ватагой шумной и весёлой неслись за ней с куста на куст.

3 взмаха руками в стороны, 1 раз присесть. Повторить 3 раза.

Физическая активность для повышения работоспособности, снятия общего напряжения, полученного учениками в результате выполнения мыслительных и двигательных операций.

6. Изучение нового материала

Задание 1. (в паре)

У вас на парте у каждого лежит две полоски бумаги.

 Измерьте их и подпишите.

Дети линейкой измеряют длину полосок в см и подписывают (1 см, 10 см).

Если нам потребуется измерить ширину парты, то какой полоской вы воспользуетесь? Почему?

Полоской длиной 10 см измерять удобнее, т.к. её надо укладывать меньше раз.

Вот эту полоску мы и назовём мерой длины равной один …?

Дециметр

Традиционно дециметр обозначается сокращённо – «дм».

Подпиши полоску с другой стороны.

Задание 2. 

Узнай сколько раз можно уложить 1 см в 1 дм?

(Дети укладывают, измеряют линейкой).

 В 1 дм можно уложить 10 см.

Так всегда и будем говорить: в 1 дм – 10 см.

Это важно. Повторите 3 раза хором.

Задание 3. 

Начертите в тетради (2 клетки вниз) отрезок длиной 1 дм.

 Как это сделать?

По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см

(Учитель чертит на доске).

Проверь, верно ли ты начертил с помощью полоски длиной 1 дм.

 Как проверить?

… надо положить…

Как подпишем?

1 дм или 10 см

Сколько же см в 1 дм?

В 1 дм – 10 см

Запишем.

 А в 2 дм?

20 см.

А в 3 дм?

30 см.

Чему же равен рост совы?

…3 дм или 30 см.

Сова крупная птица. Запишем

3 дм = 30 см.

Информационный этап проекта (ученики: собирают информацию, необходимую для построения чертежа, работают с литературой и другими источниками; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

Развитие практического навыка измерения величин с помощью линейки.

Реализация практической направленности урока.

Введение нового математического понятия (дециметр).

Использование частично-поискового метода самостоятельного формулирования вывода учащимися.

Развитие практического навыка.

Развитие регулирующего компонента: самопроверки.

Развитие практического навыка сопоставления и перевода математических единиц: «см» в «дм».

Идёт работа по развитию операционного компонента учебной деятельности, а именно – внимания.

Используется средство – учебник.

Практическая значимость содержания нового материала.

7. Физ. минутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Физическая активность для повышения работоспособности

8. Информационно-операционный этап урока

Открыли учебник стр. 47. 

С какой единицей длины мы познакомились?

…дм.

С какой единицей длины мы были знакомы?

…см.

Как они связаны между собой?

В 1 дм – 10 см.

Для чего необходима эта мера длины – дециметр?

…для измерения более крупных предметов.

Электронное приложение

Давайте посмотрим как правильно измерять предметы.

Задание 1.

 Жужжащее чтение №1 стр.47.

 Что нужно сделать?

…отрезать 3 дм верёвки.

Сколько дм верёвки нужно отрезать?

…3 дм (повторяет слабый ученик)

Как отмерить?

Уложить 1 дм 3 раза

Сейчас мы будем работать в парах: один держит верёвку, а второй отмеряет 3 дм и отрезает.

У вас получилось  верёвочки.

Сравните их длину.

… одинаковые 3 дм

Сколько см в 3 дм?

В 3 дм – 30 см.

Задание 2.

№2 стр. 47.

Запишем в тетрадь.

Задание 3.

20см=    

14 см=

18см=

Ученики  собирают информационный и практический материал, работают с литературой и другими источниками)

На этапе закрепления происходит формирования навыков перевода единиц и их измерения. Выполнение тренировочных упражнений.

Используются средства: учебник, модель дм, верёвка, ножницы.

Межпредметные связи – чтение.

Работа в парах. Развитие коммуникативных умений учащихся; сотрудничество (ученик – ученик).

Развитие образного представления учащихся.

Межпредметные связи – чтение.

Дифференциация задания по полу для активизации познавательной деятельности.

Средства обратной связи: веер, запись на доске учащимися.

Дифференциация по уровню трудности и степени помощи учителя. Работа в парах (ученик – ученик),развития коммуникативных навыков.

Развитие регулирующего компонента учебной деятельности – взаимоконтроля, а также развития внимания.

Использование средств – карточки с отрезками от 10 см до 20 см для работы пар сменного состава.

Рефлексия – самооценка.

Устанавливаются критерии оценки результата проекта

Метод самостоятельной работы.

Дифференциация по уровню трудности .

Индивидуальная форма работы.

Цель самостоятельной работы- контролирующая: выяснить степень усвоения учебного материала на этом уроке, выявить умение и переводить дм в см. Создание индивидуальных продуктов проекта.

Молодцы. Кому трудно переводить см в дм?

Значит вам будет не сложно помочь старшеклассникам проверить правильно ли они начертили деталь кормушки.

Задание (в группах)

Перед вами 3 детали, измерьте и выберите деталь, которая должна подходить по размерам, если известно, что длина равна 2дм5см, а ширина-3дм.

 Работы подписать, чтобы ребята знали, кого поблагодарить за помощь.

Проверка выполнения задания

9. Рефлексивно-оценочный этап проекта

Какие приобретенные на уроке знания помогли нам измерить детали?

…познакомились с новой единицей длины – дм.

Как связан см и дм?

В 1 дм 10 см.

Зачем люди придумали дм?

…измерять крупные предметы.

Какое задание вам больше всего понравилось на уроке?

Какое задание было для вас трудным?

Выйдите те, у кого есть карточки с числами и встаньте так, чтобы числа стояли в порядке возрастания «Найди своё место» - игра.

10,12,13,15,16,17,19,20.

Какие числа пропущены?

…11,14,18.

Ребята, у вас на партах лежат смайлики, выберите тот смайл, который соответствует  вашему настроению.

Молодцы!

(Ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности)

Работа по развитию регулирующего компонента учебной деятельности при помощи анализов итогов урока.

Фронтальная работа.

Практическое применение дм.

Игра – как средство активизации познавательной деятельности.

Итоговый контроль. Ретроспективная оценка (после всей деятельности).

Развитие положительной самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...