Сценарий занятия "Решение задач на движение"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Сценарий занятия для учащихся 4 класса. Предметна язадача: различение направления движения. Метапредметная задача: Схематизация объекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий занятия . Решение задач на движение (4 класс).

Предметная задача: различение направления движения

Метапредметная задача:  схематизация объекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Создание ситуации

-Решите задачу, составив схему

Из пунктов А и Б, расстояние между которыми 300 км, выехали грузовая и легковая машины. Какое расстояние будет между ними через 2 часа, если за 1 час грузовая машина проезжает 50 км, а легковая 100 км?

Дети решают задачу, составляя схему.

Какие ответы получились?

 (Учитель фиксирует на доске)

600 км, 0 км, 300 км

2. Отношение к точкам зрения.

-Кто прав?  Кто считает, что верно только одно решение? Кто допускает, что могут быть верными все решения?

Дети высказывают своё отношение. Возможно, кто-то из детей скажет, что все точки зрения могут быть, а кто-то – только одна точка зрения.

-Давайте, проверим, все ли точки зрения верны. Докажите, что верна 1 точка зрения.

Ученик рисует на доске схему и показывает, как получил ответ.

-Все согласны, что так может быть?

Согласны.

Аналогично разбираемся со всеми точками зрения. Если есть неправильные решения, то после доказательства неверный ответ стираем с доски.

Учащиеся доказывают чужие точки зрения.

Выясняется, что ученик, получивший ответ 300 км, ошибся, он ответил не на тот вопрос (сколько проехали две машины).

- У нас получилось, что 300 км – неверный ответ. Мы его стираем с доски?

- Нет, может быть 300 км. Если машины ехали – ехали и через два часа вернулись в свои города.

Ребенок изображает на схеме движение машин.

- А может еще так, легковая машина ехала из А и петляла, а грузовая из Б по параллельной дороге и прямо. Через два часа они остановились на одном уровне, и как было 300 км, так и осталось.

3. Противоречие. Выделение и фиксация объекта

-Доказали, что все решения могут быть правильными. Как же так получились разные решения, если была одна задача?

-Мы представили разное.

-Что разное?

Разное движение? Например, в противоположные стороны.

-А что именно о движении вы представили?

Направление движения.

-А что такое направление движения? Что изменяется, если изменяется направление движения или что зависит от направления движения? Начальная точка движения меняется?

- Нет, начальная точка уже есть, это А.

- Или Б.

- Конечная точка меняется. Может быть А2, или вернуться может в А.

-Попробуйте схематично изобразить направление движения.

Дети пробуют изобразить в виде стрелки, двух стрелок, т.е. показывают разные конкретные случаи.

-Только так мы можем двигаться и всё? По-другому быть не может?

- Может. Конечная точка может оказаться в любом месте.

Ученик попробовал изобразить направление движения в виде множества стрелочек исходящих из одной точки.  

- Сейчас мы указали все возможные конечные точки?

- Там еще больше точек. Другой ребенок рисует окружность с точкой в центре.

- Не все точки, машина же может и повернуть и вернуться. Надо все точки в круге брать.

- Где находятся все возможные конечные точки, если учитывать любое направление.

- Мы можем изобразить все возможные направления движения в виде круга.

Ученик обозначает на схеме объект «направление движения» в виде круга с фиксацией начальной точки движения в его центре. Все точки круга означают конечные точки движения.

4. Фиксация предметов

-При каких условиях будет верна только первая точка зрения, а остальные будут неверными?

(Учитель ставит «+» над 1 точкой зрения, над остальными «-»).

- Когда движение в противоположные стороны

Учитель  фиксирует на схеме предмет «противоположное движение»

противоположное        

Ученик показывает на схеме, что движение в противоположных направлениях

- При каких условиях будет верна вторая точка зрения?

- Когда движение встречное.

Ученик показывает встречное движение на схеме.

- При каких условиях будет верна третья точка зрения? Будьте внимательны, сравните первые две схемы и третью схему.

- В первых двух случаях движение по одной линии. По прямой. И стрелка не меняется. А в третьем случае направление меняется и на схеме Саши (параллельное движение) и на схеме Игоря (движение обеих машин по кругу).

- Можно написать с изменением направления.

Без изменения направления

                      встречное

противоположное

5.Разрешение ситуации

-Кому же мне ставить 5, если такая задача?

- Тем, у кого три решения.

-А что только такие решения могут быть?

- Могут быть и другие. Их может быть много.

Мы не можем дать все ответы. В математике можно указывать  не конкретное расстояние, а показать промежуток от самого маленького домаксимально возможного.

- Самое маленькое это 0.

-Давайте построим схему к нашей задаче, которая показывает все возможные варианты  ответов.

-У нас были две точки А и Б. Между ними 300 км. Учитель рисует на доске отрезок.

- Как нарисовать все  варианты конечных точек  для легковой машины?

Нарисовать круг с центром в точке А.

- Для грузовой машины?

Также, но с центром в точке Б

-Какой же самое маленькое расстояние может получиться?

0. Круги соприкасаются.

-Какое самое большое расстояние может получиться?

- 600. Это мы сразу поняли, Больше 600 км они не разъедутся. Они же всего два часа едут.

-Так какие же варианты ответов могут получиться?

От 0 до 600

- А 350 может быть? Или 280?

- Может. Может любое число быть. Ученики показывают возможные конечные точки движения двух машин для иллюстрации того, что расстояние может быть разное и ответов очень много.

-Запись решения может быть в виде промежутка (0;600) является верным для этой задачи. За какой ответ поставим «пять».

- За все решения, их надо написать  «Любое число от 0 до 600 км»

- Мне кажется, интересно посмотреть по нашей схеме к задаче, какие варианты направления движения мы еще можем посчитать, у нас для этого хватит наших математических знаний.

(проработать модель задачи и выделить случаи, в которых дети могут получить числовой ответ – движение вдогонку и движение с отставанием)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Задачи на движение. Движение - жизнь".

Урок интегрированный, интересный, нестандартный, увлекательный. Детям показано, что не только двигается человек и транспорт, но и растения. Присутствует здоровьесберегающий аспект, всё-таки: движение ...

Урок математики по теме "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения"

Урок математики "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...

Сценарий урока "Задачи на движение в противоположном направлении"

Конспект урока по математике для 4 класса по теме "Задачи на движение в противоположном направлении"  ("Начальная школа XXI века")...

Урок математики в 4 классе по теме: «Задачи на движение. Движение вдогонку». Образовательная система «Школа 2100»

Урок открытия новых знаний. Цели урока: Формирование умения проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при движении вдогонку, фиксировать результа...

Задачи на движение. Движение вдогонку

Конспект урока по Математике для 4 класса (Школа 2100)....

Технологическая карта урока математики. "Задачи на движение. Взаимосвязь между величинами скорость, движение, время

На уроке дети учатся устанавливать зависимость между величинами S, v, t,  решать задачи на движение, совершенствовать вычислительные навыки....