Урок математики Сравнение дробей
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Вдовина Яна Анатольевна

Пояснительная записка

к уроку математики в 4 классе по теме «Сравнение дробей»

Автор:

Вдовина Яна Анатольевна учитель начальных классов МБОУ НШ-Д/С № 2  г. Сургута

Направление:

Начальная школа

Тема, класс:

Сравнение дробей, 4 класс

Тип:

Урок  постановки и решения учебной задачи

Характеристика класса

Общеобразовательный класс со средним показателем качества обученности, 25 учеников

Программа:

«Школа 2100», начальная школа

Учебник:

Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких «Математика» 4 класс, 1 часть, Москва «Баласс», 2012 г.

Содержательная линия

Раздел:

Числа и операции над ними

 

Раздел 1 «Числа от 1 до 1000.  Дроби»

Количество часов: 136 учебных часов в год, 4 учебных часа в неделю

Дидактическая цель:   создание условий для осознания и осмысления нового учебного материала по сравнению дробей с разными знаменателями , постановки и конструктивного решения учебных проблем, развития внутренней мотивации учения школьников.

Цели урока по содержанию:

Обучающая:             освоение  детьми с приемов сравнения дробей с разными знаменателями;

Развивающая:         развитие  познавательного интереса к предмету, сформирование умения сравнивать дроби с разными знаменателями, а также умения рассуждать, делать выводы, опираясь на ранее полученные знания.

Воспитывающая: воспитание чувства коллективизма, значимости каждого обучающегося в единой работе класса через совместное выполнение познавательных заданий.

Планируемый результат обучения:

                     Развитие универсальных учебных  действий. (УУД)

                    Осознанное применение   обучающимися полученных знаний

Познавательные УУД:

                -умение строить  речевое высказывание в  устной  и   письменной  формах;

                -использование  знаково-символических  средств;

                -умение  делать выводы в результате анализа и синтеза  мыслительных операций;

                - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

                 -умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока и отдельного задания;

                - развитие самостоятельной поисковой деятельности и реализация творческих  возможностей;

                - осуществление пошагового продвижения от наблюдений  к обобщению;

                - умение анализировать и исправлять ошибки;

               - синтез как способ составления целого из частей, самостоятельное  достраивание, построение логической цепи рассуждений.

 Коммуникативные УУД:

                     -сотрудничество с учителем и сверстниками – определение   способов взаимодействия;

                 - формирование собственного мнения;

                 - умение аргументировать свою позицию, свой ответ;

                 - владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД:

                 - способность к самооценке;

                 - наличие учебно-познавательной мотивации;

Основные понятиядробь, строение дробей, способы сравнения дробей с разными знаменателями..              

Межпредметные связи: информатика, история

Методы:

проблемно-поисковый, исследовательский

Оборудование:

 ПК, интерактивная доска, полоски, фломастеры, клей, ножницы, лист для групповой работы сравнение дробей 1/2 и 2/4, лист для групповой работы по сравнению дробей 3/8 и 2/3 ,  карточки для самостоятельной работы по новой теме, мел, доска, учебник, рабочая тетрадь.       

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx451.42 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока математики

Автор: Вдовиной Яны Анатольевны

Тема: Сравнение дробей

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оформление доски

(оборудование для урока)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 1 мин

Цель: создать эмоциональный  настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу. Форма работы: фронтальная

Здоровается и читает стихотворение.

Для того, чтобы урок прошел успешно мы будет работать в группах. Распределите  роли и назовите  правила работы в группе. Дежурный диктует число и классная работа. Посадка во время письма.

Проверяют готовность к уроку.

Распределяют роли в группе: спикер, писарь, контролем, часовщик.

Повторяют правила при работе в группе:

Работают в тетради, записывают число и классная работа.

Слайд 1

Стихотворение

Слайд 2

25 сентября.

Классная работа.

Личностные: личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.. Регулятивные: подготовка к уроку. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии  3 мин

Цель: на основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.   Форма работы: фронтальная

Скажите, какие вопросы вы можете задать по  данной  записи.

2

5

Молодцы, вы все сказали верно.

Чем мы занимались на прошлом уроке?

Вспомните алгоритм сравнения дробей.

Сравните дроби.

Оценивание работы: 2 ученика у доски сравнивают дроби

Дети задают вопросы, отвечают на них:

- Как можно назвать эту запись? Дробь

Как называется число над чертой? Числитель

- Как называется число под чертой? Знаменатель

- Что обозначает черта? Деление

- Что обозначает число над чертой? Сколько частей взяли

- Что обозначает число под чертой? На сколько частей разбито целое.

На прошлом уроке мы сравнивали дроби с равными числителями и знаменателями.

Один ребенок выходит и составляет алгоритм сравнения дробей с равными числителями и равными знаменателями.

Сравнивают дроби с объяснением.

Слайд 2

25 сентября.

Классная работа.

2

5

На доске появляется

Слайд 3

 2

 

 3

 

 3

 

 3

 4

 

 4

 

 4

 

 8

 

 

 

 

 

 

 

 13

 

 14

 

 9

 

 9

 25

 

 25

 

 9

 

 16

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 2

 

 

 

 

2

4

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы. Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: целеполагание. Предметные: чтение и составные части дробей; сравнение дробей с равными числителями или знаменателями по алгоритму.

Выявление места и причины затруднения  2 мин                    Форма работы: фронтальная

Цель: на основе  соотнесения  своих знаний с поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения подвести к теме урока

Смогли ли вы выполнить задание полностью?

Почему?

Какие дроби вы не смогли сравнить?

Какой вопрос у нас возникает?

Значит, чем мы сейчас будем заниматься?

Таким образом, какая тема нашего урока?

А какую поставим цель?

Можно ли их сравнить?

Нет.

Последнюю запись сравнить не могут, т.к. мы это не учили.

Мы умеем сравнивать дроби с одинаковыми числителями и знаменателями, а данная дробь не такая.

Мы не смогли сравнить дробь с разными числителями и знаменателями.

Возникает вопрос: как их можно сравнить?

Тема урока: сравнение дробей с разными числителями и знаменателями.

Цель: научиться сравнивать дроби с разными числителями и знаменателями.

Чтобы их сравнить надо подумать, как это сделать.

FTQ2.png         Как сравнить  дроби с разными числителями и знаменателями.

Слайд 4  

FTQ2.png  Тема: Сравнение дробей.

FTQ2.png Цель: научить сравнивать дроби с разными числителями и знаменателями.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений , выдвижение гипотез и их обоснование.

Построение проекта выхода из затруднения  5 мин   Форма работы: групповая

Цель: практическим способом спроектировать работу дыхательной системы, сконструировать проект будущих учебных действий

У вас на партах лежат полоски сравните предложенные дроби.

Защитите ваши результаты.

Сравните ваши результаты с эталоном.

Мультимедийная презентация MS PowerPoint

Оценка работы групп в листах оценки

Ученики выбирают две одинаковые полоски. С помощью сгибания образуют дроби ½ и 2/4 . Раскрашивают. Сравнивают. Делают вывод.

Защищают полученные результаты.

Оценивают работу других групп в листах оценки

Все группы выполнили работу правильно – 100%

На партах

Слайд 6

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. Предметные: сравнение дробей с помощью полосок.

Построение проекта 12 мин    Форма работы: групповая

Цель: научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя свой жизненный опыт

А всегда ли у нас под рукой есть полоска или отрезок?

А как бы вы сравнили дроби без помощи полоски. Я вам предлагаю в помощь числа, выберите одно из них.

Сравните дроби 3/8 и 2/3

Защитите ваши результаты.

Сравнение работ детей с эталоном.

Так,  как же можно сравнить дроби с разными знаменателями?

Для того чтобы, мы смогли отработать умения сравнивать дроби с разными знаменателями составьте, работая в группах, алгоритм сравнения дробей с разными знаменателями.

Сравните  полученные результаты с эталон. Мультимедийная презентация MS PowerPoint

Нет.

Дети берут листы для работы в группах и сравнивать дроби 3/8 и 2/3

Защищают полученные результаты.

Сравнивают работы с эталоном.

Оценивают работы

Нужно найти число, которое делится на знаменатели первой и второй дроби, найти часть от числа. Сравнить результаты. Сравнить дроби.

В группах составляют алгоритм сравнения дробей с разными числителями и знаменателями.

Сравнивают с эталоном. Оценивают работу групп

Только 2 группы выполнили работу правильно -32%

На партах

13    8   3   24   12    9

 3

8        

 2

3        

 

_________________________

Слайд 8

13    8   3   24   12    9

 3

8        

 2

3        

 

24: 8 х 3 = 9            

24 : 3 х 2 = 16

9  <  16

На партах

Карточки с этапами алгоритма.

Слайд 10

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений , выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - составление плана и последовательности действий.  Предметные: сравнение дробей с разными числителями и знаменателями по наглядной модели и по алгоритму.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 10 мин    Форма работы: фронтальная

Цель: закрепить умение сравнивать дроби с проговариванием во внешней речи по алгоритму

Работая у доски по алгоритму сравните дроби.

Оценивание работы:    слова похвалы, поддержки.

Ученики по одному выходят к доске и сравнивают дроби с проговариванием во внешней речи.

Слайд 11

 

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Предметные: сравнение дробей с разными знаменателями и числителями по алгоритму во внешней речи.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону 5 мин    Форма работы: индивидуальная, парная

Цель: проверить уровень приобретённых знаний

Выполните самостоятельную работу. Работайте по алгоритму.

Взаимопроверка.

Молодцы . Чем вы занимались? А знаете, ли вы, страну, где была создана система записи дробей с числителем и знаменателем, но только без черты между ними.

Выполняют самостоятельную работу.

Взаимопроверка по образцу.

Оценивание работы:    «+» - вся работа выполнена правильно, «   » есть ошибки, «-»  вся работа выполнена неправильно. По итогам самостоятельной работы: 82% качества и 98% успеваемости.

Карточка индивидуальной работы

Слайд 12

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Личностные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Предметные: сравнение дробей с разными знаменателями и числителями по алгоритму во внутренней речи.

Включение в систему знаний и закрепление 5 мин   Форма работы: групповая

Цель: применение знаний для решения проблемы

Работа по учебнику.

С.33 № 9

Распределите выражения на каждого члена группы и дайте ответ. Проверка.

Оцените работу групп.

Историческая справка

Распределяют выражения и находят их значение.

Выполняют вычисления.

Получилось слово Индия

Оценка работы групп

Слайд 13

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Предметные: сравнение дробей с разными знаменателями и числителями по алгоритму во внутренней речи.

Рефлексия учебной деятельности 2 мин  Форма работы: групповая, индивидуальная

Цель: проверка способности самооценки , как личностный результат

Что интересного вы сегодня узнали на уроке? Как можно сравнить дроби с разными числителями и знаменателями?

Вы сегодня много работали, оцените работу каждой группы. Оцените работу в группе каждого участника. Что больше всего вам понравилось на уроке? Мультимедийная презентация MS PowerPoint.

 Оцените урок.

Рефлексивный лист.

Домашнее задание.

Как сравнить дроби с разными числителями и знаменателями.

С помощью полосок. Подобрать такое число, которое делится на знаменатель первой дроби и на знаменатель второй дроби.

Оценка работы каждой группы.

Оценка своей работы в группе.

Ответы детей.

Заполнение рефлексивного листа

Записывают домашнее задание.

С. 33 № 7 (б,в)

Слайд 14

Рефлексивные листы каждому ученику, листы оценки групп – каждой группе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Сравнение дробей"

Урок с применением ИКТ на сравнение обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем...

Урок математики "Сравнение задач на нахождение остатка на разностное сравнение" 1 класс

Урок- путешествие. Данный урок построен так,чтобы формировать у детей решение задач на сравнение . В начале урока дается план путешествия. Путешествуя во время урока ,  дети выполняют  интер...

Разработка урока математики "Сравнение чисел. Результат сравнения"

Разработка урока математики "Сравнение чисел. Результат сравнения"...

Разработка открытого урока математики "Сравнение. Результат сравнения" в соответствии с требованиями ФГОС, презентация, технологическая карта, самоанализ и карточки к уроку.

Схема технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Презетация к уроку. Самоанализ урока и карточки....

Технологическая карта урока математики "Сравнение дробей" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: формирование умения сравнивать дроби с одинаковыми числителями или знаменателями.Задачи урока:Дидактические:1. построить алгоритм сравнения дробей с одинаковыми числителями или знаменателя...

Технологическая карта урока математики "Сравнение дробей" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель деятельности учителя: формирование умения сравнивать дроби с разными знаменателями.Задачи урока:Дидактические:1. Построить алгоритм сравнения дробей с разными знаменателями.2. Учить сравнива...