Урок по математике на тему "Число и цифра 9"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Темерханова Асемгуль Есмхановна

урок по математике с использованием ИКТ, соблюдением возрастных и психологических особенностей детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_matematike_chislo_i_tsifra_9.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 1 «Б»

Тема: Число и цифра 9.

Цели:

  1. учить понятию о числе 9, его получению, месте в числовом ряду. Обучить написанию цифры 9.
  2. Развивать память, речь, внимание, логическое мышление, творческое воображение.
  3. воспитывать  самостоятельность, трудолюбие, взаимопомощь.

Форма проведения: урок-конкурс.

Тип: комбинированный.

Методы и приемы: репродуктивный, частично-поисковый, индивидуально–фронтальный, практический, самоконтроля, самооценки.

Оборудование: наглядно-дидактический материал.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте дорогие учителя, гости. Дорогие ребята, поверните головки, посмотрите: у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними, садитесь.

Включается магнитофон, мелодия «Звуки леса».

Психологический настрой

- Закройте глазки, улыбнитесь (играет тихая музыка), откройте глазки, погладьте левую сторону груди, чтобы  нормализовать работу сердца, погладьте голову, чтобы она сегодня хорошо работала ; погладьте правую руку, чтобы она хорошо работала; погладьте правую руку, чтобы она сегодня красиво писала, а теперь повернитесь, улыбнитесь соседу, мысленно пожелайте и ему успехов.

II. Сообщение темы и целей урока

- У нас необычный урок, который так и называется урок-конкурс «Умники и умницы».

- На этом конкурсе мы выявим знатоков по математике и закрепим полученные знания. За правильные ответы я вас буду награждать жетонами. А в конце урока – приз Умнику и Умнице, тому, кто наберет больше всех жетонов.

Ход игры

Конкурс № 1 Мозговой штурм

Микроцель:  повторение пройденного материала. Устный счет

- Итак, мы начинаем нашу игру и, как любым интеллектуальным игрокам, нам необходимо размяться, а первый конкурс это предусматривает и называется он «Мозговой штурм». Начнет его игра «Живые цифры». (Дети готовят карточки)

1) Дидактическая игра «Живые цифры»

Выходят 10 человек и выбирают любые цифры, какие нравятся. Те, кто остался на местах получают карточки, если задания выполняются правильно, то вы об этом сигнализируете зеленой карточкой, а если присутствует ошибка, то красной. Задание ясно всем.

Задания:

А) выйдут соседи числа 5,7,2,9

Б) я показываю пример, у кого ответ – шаг вперед:

7-5                          2+5                         3+3                                   8-3        

В) какое число на 1 больше пяти?

Д) я задумала число, прибавила  3, получилось7.

Е) если к задуманному числу прибавить 1, то получится 8.

- Вижу что вы хорошо размялись, но лучше всех работали … (вручаю жетоны).

2) Игра "Лесенка"

8-1

                                                  4+4                  5+3

  1. 7-2

                   3+3                                                                                    3+4


3) Дидактическая игра «Крестики - нолики».

Правила игры: я произношу утверждение, если вы согласны – ставите крестик, не согласны – нолик.

4 и 5 – соседи числа 2

3 больше 2 на 1

6 равно 6 – это равенство.

3+3 будет 7

У треугольника три стороны, три угла, три вершины.

Проверка по эталону (о  х  х о х) - самоконтроль.

У кого нет ошибок, поднимите руку, вы получаете жетон.

Конкурс № 3 «Фигурное катание»

Микроцель: развитие логики, внимания. Задачи на логическое мышление.

 (Работа в парах, у детей ксерокопии)

 Рассмотрите картинки у вас на партах. И послушайте задачу.

Света, Настя и Алия катались на коньках. Света и Настя не умеют делать «ласточку». Света хорошо катается на коньках и никогда не падает.

- Как зовут каждую из девочек, изображенных на рисунке?

- Первыми правильно ответили … (жетоны)

III. Постановка темы урока

Конкурс № 4.Веселый счет

Микроцель: формирование понятий о числе и цифре 9.

А) Подготовительная работа. Веселый счет.

- Ребята, с какими цифрами мы с вами познакомились?

- Назовите цифру, с которой мы познакомились на последнем уроке и прочитайте  о ней стихотворение.

У восьмерки два кольца,

Без начала и конца.

Б) проблемная ситуация

- Заканчивается ли числовой ряд цифрой 8?

- Какое число следует за числом 8?

- Как можно получить число 9?

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с числом и цифрой 9.

- Что вы знаете о числе 9? В качестве домашней работы я  задавала вам такое задание -  узнать как можно больше о числе 9 у своих родных, бабушек и дедушек. Кто готов поделиться своими открытиями?

- Цифре 9 приписывали таинственную силу, в одни времена – добрую, в другие – недобрую.

- «У девяти не будет пути» - говорили в древности.

- Есть картина «Девятый вал» Айвазовского, где изображены грозные силы природы.

- В русских народных сказках действие происходит в тридевятом царстве, за тридевять земель.

- Жюри на Олимпийских играх состоит из 9 судей.

- Существует 9 муз – покровительниц наук и искусств.

- Девятка - самое большое из натуральных чисел.

- Девятка символ успеха и достатка.

- У некоторых народов на число 9 не принято планировать или отправляться в путь.

- Молодцы, дома вы подготовились отлично (жетоны)

А сейчас мы немного отдохнем.

IV. Физкультминутка

Комплекс физических упражнений в стихах.

V. Работа по изучению новой темы

Конкурс № 6. Работа с учебником

Открыли учебники на стр. 76. это 7 и 6.

В числовом ряду, какая новая цифра появилась? (9)

Я важней всех потому,

Что запутать всех могу.

Если я перевернусь,

То другою окажусь.

- О какой особенности цифры 9 идет речь в четверостишии?

Девять точно 6, смотри,

Только хвост не вверх, а вниз.

- Чему равен отрезок на рисунке? 9см

- Назовите числа из натурального ряда меньше 9. (Жетоны)

Письмо цифры 9.

- Для этого нам понадобятся наши тетрадки. Откройте тетрадки на странице 15. Это 1 и 5.

-Ребята,  цифра 9 состоит из двух элементов: овала и наклонной палочки с закруглением влево. Посмотрите, как она пишется.

Начинаю писать в правом углу рабочей клетки, веду вверх, закругляю влево на середине рабочей клетки, поднимаю вверх, опускаю вниз до нижней рабочей клетки,  закругляю влево.

Письмо цифры в воздухе,  ладошке

- Обведение по контуру в тетради. Открыли прописи,  выполняем задание самостоятельно.

Минутка каллиграфии – в тетрадках прописывают цифру 9.

Создание ситуации успеха.

- Найти и подчеркнуть самую лучшую цифру.

- Встают ребята, у которых нет ошибок.

Работа по составлению выражений № 1 стр  76

1+ … = 9                      2 + … = 9                   3 + … = 9                   4 + … = 9        

… = 1 = 9                     … + 2 =9                    … + 3 = 9                   … + 4 = 9

9 - … = …                    9 - … = …                  9 - … = …                  9 - … = …

9 - … = …                    9 - … = …                  9 - … = …                  9 - … = …

 «Пальчиковая гимнастика» (развитие мелкой моторики рук) «Колечки»

Поочередно как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. пробно выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и наоборот (от мизинца к указательному пальцу). Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Работа в тетради.

№ 2стр. 16  тетради - Закончи рисунок.

№ 2стр 77 – Назови соседей чисел

                       7                   1                         2                        8

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление

Работа по учебнику

№ 3 стр. 77 – Вычисли в тетради.

3+4                                        7+2

5+0                                        9-3

4+4                                        6+1

№  5 стр. 77 – Назови геометрические фигуры, которые изображены на рисунке. Измерь отрезки. Сравни.

№ 4 стр. 77 – Сравни, не вычисляя.

7-1  *  7-5                      9-2 *  8-2

7+1 * 7+2                      6+3 * 6+2

8-1 *  8+1                      5+4 * 5+3      

VI. Итог урока

Рефлексия деятельности на уроке (работа на листах)

Детям предложена запись, которую необходимо закончить по заданию.

1.

2.

  1. Записать число, с которым познакомились.
  2. Дополни количество фигур до 9.

- А сейчас пересчитайте свои жетоны, сколько?

Умница нашего класса …

Умник нашего класса …

Вручение дипломов, остальным шоколадки.

Самооценка собственной деятельности на уроке

- Как вы сегодня поработали?

- Что интересного было на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике для 1 класса "Цифра 8"

Урок с мультимедийным сопровождением. Возможно, вам понравится и будет полезен!...

Технологическая карта урока по математике , тема "Число 8. Цифра 8" 1 класс

учить учеников распознавать, называть цифру 8, считать в прямом и обратном порядке в пределах 10;учиться отгадывать загадки, составлять разные фигурки из 8 клеток;учить формулировать тему и цели урока...

Конспект урока по математике «Число пять и цифра 5»

Тема урока:  «Число пять и цифра 5»Цель урока:Сформировать представление о числе 5, его составе, графическое, печатное и письменное обозначение числа 5, изображение его на числовом отрезке....

Конспект урока по математике "Запись чисел римскими цифрами"

Конспект урока по математике, который можно использовать по любой программе...

Открытый урок по математике «Числа 1, 2. Цифра 2»

Цели урока: познакомить учащихся с числом 2, его графической записью – цифрой 2, учить детей писать цифру 2; работать над развитием внимания, наблюдательности учащихся; прививать детям акку...