Урок математики в 3 классе "Римские цифры"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Урок математики  в з классе "Римские цифры", разработан в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_matematike.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ырбанская СОШ

ПРЕДМЕТ: Математика

КЛАСС: 3 класс

УЧИТЕЛЬ: Килина Д.А.

ТЕМА: Римские цифры (№ 1-8, с. 46-47)

Прогнозируемые результаты:

- третьеклассники узнают  письмо римских цифр;

- научатся читать и записывать трехзначные числа;

- повторят знание десятичного состава трехзначных чисел;

- повторят умение решать примеры на деление с остатком;

            - будут учиться решать задачи.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с изображением римских цифр, абаки у учеников, су-джок,

Модели часов с арабскими и римскими цифрами, карточки с примерами, рисунок солнечных часов, геометрический рисунок.

        ХОД УРОКА

1. Организация начала урока.

- Приготовься, дружок. Начинается урок.

2. Минутка чистописания, актуализация знаний                                                             (числа 941, 260), что о них знаем?                                                                                                                                                                  3. Мотивация учебной деятельности

- Как важно уметь без ошибок считать

  И цифры правильно писать.

  Потому что без точного счета

  Не сдвинется с места любая работа.

  Так все устроено в мире

  На великой чисел силе.

- Тема нашего урока: римские цифры. Какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке?

4. Устный счет

1. Арифметический диктант.

А) Назовите число, которое находится между числами 879 и 881.

Б) Назовите число, которое следует за числом 789.

В) Между какими числами находится число 240.

Г) Назовите число, которое при счете идет перед числом 990.

Д) Какое число больше 817 в 1 раз?

Е) К 8 сотням прибавьте 4 единицы.

Ж) К числу, состоящему из 7 сотен 8 десятков и 7 единиц прибавьте 13.

2. Работа с абаками.

Покажите на абаке числа 586, 305, 970, 472.

Сколько единиц первого разряда, второго разряда, третьего разряда.                                                                                 А

5. Повторение изученных знаний                                                                                                      1. Решение примеров на деление с остатком.                                                                                          50:7       67:8      8:9      30:4      29:17

                                                                                                                                                                     2.Работа с геометрическим материалом.   В                  

                                                                                          С              D    К            Сколько треугольников на рисунке, назовите и запишите их.        

                                                                                                                                                         

6. Изучение нового материала.                                                                                                    

Сколько тебе лет?                                                                                                                                                     

Сколько у тебя друзей?

Сколько лап у кота?

Чтобы все подсчитать, что нужно знать?

      1.А как считали древние люди, которые не знали цифр?

     Первобытным людям не у кого было учится. Их учителем была сама жизнь. Обучение шло медленно. Наблюдая окружающую природу, от которой зависела жизнь, наш далекий предок из множества предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из колоса с зернами – одно зерно. Эти соотношения определяли как «один» и «много». Видел двух уток и сравнивал с парой глаз.

       Учиться, считать требовала жизнь. Так как названий чисел тогда еще не было, древний человек показывал число на пальцах. Одна пятерня означала 5, две – 10.

       2. Как люди научились записывать цифры?

    В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Записи делались в виде зарубок на палках или костях животных, в виде узелков, в виде отложенных камешков.        

    Очень разные и порой забавные были эти «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывались соответствующим количеством палочек. А «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы записать число 15, ставили 5 палочек и подкову. Сотня – крючок, тысяча – значок вроде цветка. Но такие числа трудно складывать, вычитать, умножать и делить.

        3. Сегодня мы подробно поговорим о римских цифрах, по двум причинам.

     1-ая – римские цифры особенно похожи на ручной палочный счет.

     2-ая – римские цифры употребляются довольно часто в наши дни.

   Мы с вами умеем записывать числа I, II, III (закрепляется карточка с цифрами).

   А как же записать число 5?

Посмотрите на руку. Где прячется цифра 5? (учитель поднимает свою руку и показывает, где прячется цифра 5, и закрепляет рисунок руки и карточку с цифрой 5).

    Как же записать число 10?

    Из чего оно состоит? (учитель поднимает две руки.) (Из двух пятерок.)

    Записываются они так: первая как обычно V, а вторая перевернутая вниз /\. (Цифра X закрепляется на доске.)

Итак, мы выяснили, в основу написания легла рука – пятерня.

     Как же записывать число 4?

Оказывается, запись числа основана на математическом действии вычитании. От пяти отнимали один и ставили перед цифрой 5.

   Кто нам запишет цифру 4? (ученик записывает, учитель закрепляет карточку с цифрой IV.)

    Цифры  6, 7, 8 тоже основаны на арифметическом действии – «сложении», приписывание палочек справа.

 Запишите эти цифры. V прибавить I, получили VI. (На доске записывает ученик, рассуждая аналогично).

     Подумайте, как запишем число «девять». (От десяти отнимем один.) (Запись на доске и карточка: IX.)

     Так получился на доске ряд чисел:

I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X.

   Кроме цифр I, V, X, есть еще и другие римские цифры: L обозначает 50, C – 100, D – 500.

        В России римские цифры появились впервые в плотницком деле. Плотникам, работающим топором, удобно было нумеровать бревна в срубе именно римскими цифрами.(Картинка сруба.)                                                                                                                                               Где вы еще могли видеть римские цифры? (На циферблате часов, работа с моделью часов). Эта модель часов нам знакома.(с числами от 1-12) Составьте циферблат с римскими цифрами.(Ученики сами расставляют цифры на модель часов.)                                                                                                                                                                                                     6. Физкультминутка

                                                                                                                                                                         7. Закрепление изученного

    Работа по учебнику, с. 46.

     1.  - Поучимся сравнивать, складывать, вычитать римские цифры. Выполним в учебнике №2, №3 – с записью на доске и в тетрадях с комментированием.

     2. № 6, №8, с. 47 – устно.

     3. № 4, №7 – самостоятельно с последующей самопроверкой (лист контроля на доске.)

        8. Домашнее задание

Учебник с.46, №5 (записать в виде рассказа).

        9. Итог урока, выставление отметок за урок

- Что нового узнали на уроке? Чему научились? Какая работа на уроке понравилась? Оцените свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиа-сопровождение к уроку математики "Число 9. Цифра 9"

Возможно данная презентация будет Вам полезна!...

Конспект урока математики "Число и цифра 8"

Урок математики для 1 класса по программе Л.Г.Петерсон...

Урок математики "Число и цифра 9".

На уроке математики учащиеся первого класса знакомятся с числом и цифрой 9....

Урок математики Число и цифра 7

УМК «Перспективная начальная школа» 1 класс...

Презентация к уроку математики "Число 7.Цифра 7." ( 1 класс)

Презентация к уроку математики  по программе Л.Г. Петерсон. Презентация содержит план-конспект урока и задания, которые выполняются на каждом этапе урока....

Урок математики "Числа и цифры. Римские цифры." 1-й класс

Цель: познакомить с новыми неизвестными системами счисления; римскими цифрами, дать представление об использовании их на практике.Задачи:Образовательная: сформировать представление о числах и циф...

Урок математики "Число 8. Цифра 8" по учебнику «Математика. 1 класс». Авторы: М.И. Моро, С.И Волкова (УМК "Школа 2100")

Урок составлен на основе деятельностного метода обучения. Тип урока - «открытие» нового знания. Цель урока - создать условия для ознакомления с образованием числа 8 и графической записью это...