Урок математики
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Крисанова Нина Петровна

УРОК МАТЕМАТИКИ В 1-ОМ КЛАССЕ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-matematiki_25_noyabrya_-_kopiya.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Урок математики                 1 «В» класс 25.11.2014г.

    Тема: Решение задач

    Цели педагога: формировать умение решать задачи, содержащие отношение «больше на…» ; создать условия для формирования умения  анализировать текст задачи (искать и выделять необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке): выделять условие и вопрос, данные и искомые числа; моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек; планировать и устно воспроизводить  и объяснять ход решения задачи и  выбирать арифметическое действие для её решения; анализировать предложенные решения задач; обеспечить условия для воспитания культуры учебного труда.

   Планируемые результаты образования:

   Предметные: умеют решать задачи, содержащие отношение «больше на …», анализируют текст задачи, моделируют ситуацию, выбирают арифметическое действие для её решения, оценивают решение.

   Метапредметные:

Познавательные: выделение и воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно  - речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывают своё мнение, оценивают свою учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, ответственность.

   Оборудование: фишки, касса цифр, различные варианты решений задачи на сенсорном  кресте,  схема ( на [] больше)

Тип урока: изучение новых знаний

                                               

                                          Ход урока

 1.Организационный момент.

- Настроение у всех хорошее. Откройте учебник на стр.96.

2.Актуализация знаний учащихся.

- Назовите тему урока.  ( читают: «Решаем задачи»)

-Как вы думаете, все ли задачи мы умеем решать?

- Чтобы понять, какие  задачи научимся решать, рассмотрим рисунок к заданию №1.

- Как сидят птицы?

 - Кого больше, снегирей или синиц? Почему? (синиц – 2, а снегирей –  тоже 2 и ещё 2, т.е. 4)

- Есть условное обозначение – голубая рамочка, это что?

(Карточка-помощница, поможет правильно объяснить) : «Снегирей столько же, сколько синиц, и ещё 2. Снегирей на 2 больше, чем синиц.»  

Пользуясь карточкой – помощницей, объясните смысл предложений.

  1. Воробьёв на 3 больше, чем синиц.
  2.  Воробьёв на 1 больше, чем снегирей.

3.Мотивация.

- Надо ли нам научиться решать  задачи, в которых одно число известно, а другое – на несколько единиц больше? Встречаются ли они в жизни?

4. Постановка цели и учебных задач.

- Какая цель урока?

 Цель: научиться решать задачи, в которых  есть известное число, а  искомое на несколько единиц больше.  Схема   ( на [] больше) на доске.

5.Приобретение новых знаний.

 Работа по учебнику. Задание №2.Условное обозначение (фишки). Прочитайте задание.

 -  Можно ли сказать, что этот текст – задача?   (текст, состоящий из условия и вопроса)

-Расскажите условие, назовите  данные (известные) числа (2 вороны, а синиц на 2 больше). Какой вопрос? (сколько синиц?)

- Назовите искомое (неизвестное) число (сколько синиц).

- Что значит «решить задачу»?  ( моделируем условие, выбираем решение, объясняем его, подумаем, « возможно ли такое?»  и отвечаем на вопрос задачи, перечитав вопрос.

   Моделируем условие задачи.

- Выложите фишек столько, сколько ворон (сначала сами, а потом на доске). Сколько фишек положили? (2)

   Ворон                 ОО

- Что сказано о   количестве синиц ?  (их на 2 больше, чем ворон -  столько же, сколько ворон и ещё 2). Выложите фишки в нижнем ряду.          

   Синиц                 ОО ОО

- Сколько синиц? (4)  Возможно ли такое? ( возможно, т.к. 4 больше, чем 2)

- Как  найти число синиц, выложите решение.

Ученик:  ( 2+2=4  (на наборном полотне). Объясните,  что значит каждое число в решении задачи, почему знак  «+»)

- Можно ли сказать, что запись 2+2=4 является решением? Почему? (4 больше, чем 2 на 2)

-  Чтобы сказать ответ, перечитаем вопрос.

Ответ: синиц – 4.

- А если бы синиц было на 3 больше?

- Какое действие: сложение или вычитание надо выполнить, чтобы решить задачу, в которой  есть известная величина, а  искомая на несколько единиц больше? (сложение)

Физминутка (движения)

 6. Закрепление.  Работа в парах.

Читают другую задачу.

- Смоделируйте условие и  выложите решение.

 Сороки        ОООО

Воробьи      ООООООО

- Каким должно быть число в ответе?

- Как найти? (к 4 воробьям прибавить ещё 3воробья)

- Сколько воробьёв? (7)

- Почему? 

Физминутка (для глаз по офтальмологическому тренажёру )  

Выполним движение глазами по дорожке №1 и т.д.  

7. Самостоятельная работа.

 Работа  в тетради стр.38 №2  или №3 (по выбору)

Чтение задачи №2 вслух. Решаем самостоятельно. А можно решить по выбору №3(1или 2).

( Проверка решения задачи №2 на сенсорном кресте.  Предложены несколько решений, одно из них правильное)

-Кто решал задачу №2?

- Почему выбрали эту задачу?

- Посмотрите, есть ли решение задачи на сенсорном  кресте.

- У кого другое решение? Как ты рассуждал?  В чём ошибка?

Задача №3.

-Кто решал первую задачу? Прочитайте её.

- Какое число вставил?  Назови решение и ответ.

-Почему ответы разные? (от чего зависит число в ответе?)  Какие числа можно вставить (можно ли вставить 0)? А какое действие выполнять?

 -Кто решал вторую задачу? (рассуждение такое же)

8. Итог урока.

- Какие задачи решали на уроке? Как? (приведите  пример)

9.Рефлексия.  

- Кто считает, что  научился решать такие задачи?

                                       

                                             

                                          Самоанализ

урока математики, данного 25 ноября в 1 «В» классе Крисановой Н.П.   

 Тема: Решение задач    

Цели педагога: формировать умение решать задачи, содержащие отношение «больше на…» ; создать условия для формирования умения  анализировать текст задачи (искать и выделять необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке): выделять условие и вопрос, данные и искомые числа; моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, с помощью фишек; планировать и устно воспроизводить ход решения задачи и  выбирать арифметическое действие для её решения; анализировать предложенные решения задач; обеспечить условия для воспитания культуры учебного труда.

   Планируемые результаты образования:

   Предметные: умеют решать задачи, содержащие отношение «больше на …», анализируют текст задачи, моделируют ситуацию, выбирают арифметическое действие для её решения, оценивают решение.

   Метапредметные:

Познавательные: выделение и воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно  - речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: высказывают своё мнение, оценивают свою учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, ответственность.

 Тип урока: изучение новых знаний

   

        Цель урока достигнута.  Дети научились решать задачи, содержащие отношение « на  [] больше». Они умеют:

- анализировать текст задачи - выделять условие и вопрос;

- искать и выделять необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке (данные и искомые числа);

- моделировать ситуацию с помощью фишек;

- планировать и устно воспроизводить и  объяснять ход решения задачи;

- выбирать арифметическое действие для её решения;

- анализировать предложенные решения задач;

- оценивать своё решение.

       На протяжении всего урока формировались УУД  ( умения):

- планировать свои действия,

-использовать условные обозначения,

- моделировать,

- формировать конструктивные формы взаимодействия,

-оценивать свои учебные действия,

-адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

        Первый этап урока посвящён актуализации знаний  по теме : «отношение  « на  [] больше»». Выполняя задание №1 из учебника стр.96, дети использовали иллюстрацию и  «карточку-помощницу»  для правильного объяснения отношения  « на [] больше» . Так формировалось познавательное УД: выделение и воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи. Это позволило смотивировать учащихся на изучение нового учебного  материала и определить цель урока.

       На этапе приобретения новых знаний учащиеся действовали строго по плану работы над задачей (№2 из учебника стр.96), который был на доске, как схема, опора. Основной вид работы – моделирование. На этапе закрепления учебного материала дети работали в парах. Моделирование также было основным видом работы. Оно позволило перевести мышление детей по решению данного типа задач из наглядно – образного в логическое. Следующим этапом урока была разноуровневая самостоятельная работа по выбору учащихся. Решение задачи№2 в тетради №2 стр.38 или №3 ( творческий уровень – вставить число и решить задачу), позволило сделать вывод: чтобы найти число, которое на несколько единиц больше данного, надо выполнить сложение (независимо от вставленного числа – задача с изменёнными данными).

        На этапе рефлексии учащиеся оценили свою учебную деятельность и свои достижения.

        Выполнение двух физминуток, переход за конторки, движение по классу во время проверки решения задачи, поддержка учителя, работа в парах,  решение по выбору–  всё это слагаемые комфортности и уверенности  детей на уроке.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...