Урок по математике "Деление круглых чисел" 3 класс ОС "Школа 2000..."
учебно-методический материал по математике (3 класс) на тему

Мирзаханян Инна Рубеновна

Тема: «Деление круглых чисел, сводящихся к делению на однозначное число».
Основные цели:
1) формировать способность к рефлексии контрольно-коррекционного типа, к фиксации затруднений по теме «Деление круглых чисел, сводящихся к делению на однозначное число», к выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.;
2) тренировать умение деления углом на однозначное число, навык сокращения чисел оканчивающихся нулями, решение задач способом уравнивания частей.
3) тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie_s_otstavaniem.rar891.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Движение с отставанием».

Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:

1) формировать у учащихся умение проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при движении с отставанием, фиксировать результат в виде формулы;

2) тренировать умение использовать построенную формулу для решения задач на движение с отставанием;

3) тренировать умение решать задачи на движение, тренировать вычислительные навыки при работе с дробями, тренировать навыки решать составные уравнения.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, формула движения, таблица для этапа рефлексии.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Слайд 2.

- С какой темой мы познакомились на прошлых уроках? (Одновременное движение)

- С какими видами движения вы знакомы? (Встречное движение, движение в противоположных направлениях, движение вдогонку, движение с отставанием)

- Сегодня мы продолжим путешествие по числовому лучу. Желаю вам удачи!

Слайд 3.

- Прочитайте дружно, хором наш девиз:

Математика, друзья,

Абсолютно всем нужна. 

На уроке работай старательно, 

Успех тебя ждет обязательно.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

1) Устные вычисления.

Слайд 4, 5.

– Восстановите цепочку вычислений:

2)  Задачи на движение.

Слайд 6, 7.

– Прокомментируйте чертежи.

– Что вы заметили?

а) задача на встречное движение: S = (a + b) × x     (vсбл.);

б) задача на движение вдогонку: S = (a – b) × x       (vсбл.);

в) задача на движение в противоположных направлениях: S = (a + b) ×  x   (vуд.)

3. Постановка учебной задачи.

Слайд 8.

- Почему не удалось решить четвертую  задачу (Это задача на движение с отставанием, так как скорость одного объекта (а км/ч) меньше скорости второго объекта (b км/ч).)

- Какова же тема нашего урока? (Движение с отставанием)

- Какие цели мы поставим?  (1. Вывести формулу для решения задачи на движение с отставанием. 2. Научиться решать задачи на движение с отставанием.)

4. «Открытие» учащимися нового знания.

Слайд 9. № 2, с. 101.

- Вначале понаблюдаем, что происходит с объектами при движении с отставанием. Заполним таблицу, чтобы сделать верные выводы.

- Прочитайте условие вслух.

- В какой точке находится самолет и как двигается?  (В точке 5. Движется со скоростью 4 ед./ч)

- А вертолет? (В точке 0. Движется со скоростью 1 ед./ч)

- Какое между ними расстояние до начала движения?  (5)

- Занесите в таблицу.

- Покажите на числовом луче, где будет находиться вертолет через час.  (В точке 1)

- И где через час будет находиться самолет.  (В точке 9)

 

- Как изменилось расстояние между ними? (Увеличилось на 3 ед./ч)

- Какой вывод о скорости удаления  при движении с отставанием  можно сделать? (Расстояние между объектами за каждую единицу времени будет увеличиваться  на одно и то же число.)

- Как это записать? (v1 – v2) 

- Составьте выражение и внесите запись в таблицу. (5 + (4 – 1) × 1 = 8 ед.)

- Покажите на числовом луче, в каких точках будут находиться самолет и вертолет через два часа. (В точках 2 и 13)

- Как изменилось расстояние между объектами через два часа? (Увеличилось еще на (4 – 1) × 2 ед.)

- Узнайте, какое расстояние стало между ними через два часа, запишите выражение в таблицу. (5 + (4 – 1) × 2 = 11 ед.)

- Отметьте на числовом луче изменение расстояния между объектами через 3 часа. Внесите запись нахождения расстояния между объектами через 3 часа. (5 + (4 – 1) × 3 = 14 ед.)

- Запишите, каким будет расстояние между ними через t ч. (5 + (4 – 1) × t)

t, ч

d, ед.

0

  5

1

  5 + (4 – 1) × 1 = 8

2

  5 + (4 – 1) ×  2 = 11

3

  5 + (4 – 1) ×  3 = 14

t

  5 + (4 – 1) ×  t

- Сделайте вывод, с помощью какой формулы мы узнали, как изменяется расстояние при движении с отставанием?

Результат работы фиксируется в виде эталона:

- Как можно прочитать эту формулу? (Чтобы найти расстояние между двумя объектами в заданное время, надо к первоначальному расстоянию прибавить скорость удаления, умноженную на время.)

Слайд 10.

- Вы теперь сможете решить  четвертую задачу  и обосновать решение задачи? Решите эту задачу.

(Задача на движение  с отставанием: S = (b – a) ×  x   (vуд.))

- Вы вышли из затруднения? (Да.)

- Какие задачи вы теперь сможете решать? (Задачи на движение в противоположном направлении, встречное, вдогонку и с отставанием.)

- Что вы дальше должны сделать? (Потренироваться решать задачи.)

Слайд 11. Физминутка для глаз.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

 3, стр. 101

Задача комментируется учащимся, который её решает у доки. Остальные дети работают в тетрадях.

В задаче говорится, что от одной пристани в одном направлении вышли 2 парохода, т.е. первоначальное расстояние между пароходами равно 0. Скорость пароходов 25 км/ч и 32 км/ч, надо определить каким станет расстояние между пароходами через 6 часов. Для этого можно воспользоваться: s = (v1 - v2)  t.

(32 - 25)  6 = 42 (км)

Ответ: расстояние между пароходами через 6 ч станет 42 км.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Вы готовы поработать самостоятельно и проверить знания, которые вы сегодня открыли? (…)

Учащимся предлагается решить задачу  4, стр. 102.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу, по окончании которой проверяют себя по эталону для самопроверки.

vуд. = v1 – v2

1)  800 – 750 = 50 (м/мин) – скорость удаления

d = s + (v1 - v2)  t

2) 600 + 50 × 8 = 1000 (м) = 1 (км) – расстояние через 8 мин.

Ответ: 50 м/мин, 1 км.

- Проверьте себя по эталону для самопроверки и зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».

- Что вы использовали при выполнении задания? (Схему, формулы.)

- Кто допустил ошибки при выполнении задания? (…)

- В чем причина?

- У кого все верно?

8. Включение в систему знаний и повторение.

 9 (а), стр. 103.

Уравнение решаются на доске с комментариями.

а) 7  х – 5 = 86        Не известно уменьшаемое, чтобы найти уменьшаемое надо к

7  х = 86 + 5              разности прибавить вычитаемое.

7  х = 91                    Не известен множитель, чтобы найти множитель надо

х = 91 : 7                    произведение разделить на известный множитель.

х = 13

 13 (а), стр. 103.

Задание выполняется на доске с комментарием, все дети работают в тетрадях.

 = 3

1)

2)

3)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Слайд 12.

- Что нового вы открыли сегодня на уроке. (Мы узнали, как найти расстояние при движении с отставанием.)

- Что такое скорость удаления.  (Скорость удаления – расстояние, при котором объекты удаляются за единицу времени.)

- Как найти скорость удаления при движении с отставанием?  (Vуд. = (V1 – V1))

- Какая еще формула необходима, чтобы успешно решать задачи на движение с отставанием?  (d = s + (v1 - v2)  t)

Слайд 13.

- Проанализируйте свою деятельность, используя таблицу.

Утверждения

Поставь знак «+» или «?»

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я знаю, как решить задачу на движение с отставанием.

4) Мне необходимо поработать над…( перечисли темы для доработки)

Слайд 14.

Домашнее задание:

       9 (б), № 13 (б) стр. 99


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике во 2 классе."Уравнения вида а : х = с".Программа "Школа-2000". Автор: Третьякова И.И.

1) Познакомить с правилом нахождения неизвестного делителя, сформировать способность к решению уравнений вида а: х = с.   ...

Математика.3 класс. "Школа 2000..." , урок ОНЗ, "Деление на 10,100,1000..."

Математика. "Школа 2000...",3 класс, ОНЗ.Конспект урока....

Урок математики "Деление "круглых" сотен на число 100. Деление "круглых" тысяч на число 1000"

Конспект открытого урока по математике, проведённого в 3 классе.Тема урока "Деление "круглых" сотен на число 100. Деление "круглых" тысяч на число 1000".Урок с использованием игровой технологии.Т...

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)

Цели:1. Ознакомление    с    ролью    частицы и    её    раздельным    написанием    сглаголом....

Урок по математике в 1 классе. Части величин. «Школа 2000» (автор учебника Л.Г. Петерсон)

Урок по математике. 1 класс. Части величин . «Школа 2000» (автор учебника Л.Г. Петерсон)...

Урок по математике "Деление круглых чисел". 2 класс. "Школа 2000..." (автор учебника Л.Г. Петерсон)

Урок по математике "Деление круглых чисел". 2 класс. "Школа 2000..." (автор учебника Л.Г. Петерсон)...

конспект урока математики 2 класс "Школа 2000"

Тема: «Метр»Цели: Сформировать представление о новой единице длины – метре, способность к  сравнению, сложению и вычитанию длин отрезков, выраженных в метрах; к записи и сравнению длин отрезков, ...