УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ «Математика вокруг нас. Оригами».
проект по математике (2 класс) на тему

Ефимова Ольга Петровна

Оформление проекта. Презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

логотип-школы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 440

Приморского района Санкт-Петербурга

Приложение № 1

к приказу от  «___» ________20___ г. № _______

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

Решением Педагогического совета

ГБОУ школы № 440 Приморского района

Санкт-Петербурга от «__» _________20___ г.

№ _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школы № 440

Приморского района Санкт-Петербурга

____________ М.И. Белова

«____»________________ 20___ г.

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

                                   «Математика вокруг нас.

                                                Оригами».

Автор: Ефимова О.П.

Санкт-Петербург

2014 год


                               Пояснительная записка

к проекту «Математика вокруг нас. Оригами».

Оригами – это семейный, коллективный досуг, сближающий, улучшающий психологический фон семьи и коллектива. Каждая фигура оригами – это своя история, своя легенда и множество вариантов применения в жизни.

Цель:  Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи:

Обучающие

  • Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Научить применять знания, полученные на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
  • Развивающие: 
  • Развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомера.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способности детей.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Воспитывать терпимое, доброжелательное отношение к товарищам, чувство взаимопонимания.
  • Формировать способности к самоанализу и рефлексии.

               

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА «Математика вокруг нас.                  Оригами»

Авторы проекта

Фамилия, имя, отчество

Ефимова О.П.

Регион

Севера - Запад

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

г. Санкт – Петербург п. Ольгино ул. Хвойная, д. 35.

Номер и/или название школы/ОУ

ГБОУ ШКОЛА №440 Приморского района г. Санкт- Петербурга

Описание проекта

Тема учебного проекта

«Математика вокруг нас.   Оригами»

Краткое содержание проекта

Данный проект рассчитан на учащихся начальных классов. В последнее время ребята всё с большей неохотой относятся к учёбе, и в частности к математике. Чтобы привлечь внимание учащихся к математике мы решили в своём проекте показать, что математика – это творческая наука. В процессе складывания фигур оригами мы знакомимся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т.д., учимся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнаём многое другое, что относится к геометрии и математике.

Предмет

Математика, технология, окружающий мир

Класс

2

Приблизительная продолжительность проекта

2 недели

Основа проекта

Образовательные стандарты

- личностные: понимание необходимости решения вопросов проекта, ориентация на успех и понимание его причин, способность к самооценке на основе критериев успешности проектной деятельности, установка на здоровый образ жизни;

- регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; умение планировать свою деятельность, работать по предложенному плану, использовать необходимые ресурсы; умение определять успешность выполнения своего задания на основе критериев оценки;

- познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, понимать, что нужна дополнительная информация для полного ответа на поставленный вопрос;

- коммуникативные: оформлять свои мысли и выводы в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других;

Дидактические цели/Ожидаемые результаты

              Обучающие:

  1. познакомить учащихся с понятием  и искусством «оригами», формой оригами «квадрат»;
  2. формировать умения следовать устным инструкциям;
  3. учить различным приёмам работы с бумагой;
  4. применять знания, полученные на уроках математики, окружающего мира, технологии, ИЗО и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами;
  5. учить оформлять творческую работу  в виде проекта и публично защищать результаты  коллективной групповой деятельности.

               Воспитательные:

  1. воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
  2. прививать любовь к природе, желание о ней заботиться;
  3. прививать интерес к искусству оригами;
  4. воспитывать терпение, аккуратность, трудолюбие, усидчивость, целенаправленность, эстетический вкус, самостоятельность в работе, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма.

Развивающие:

 развивать внимание, память, мышление, пространственное воображение;

2) развивать мелкую моторику рук и глазомер;

3) развивать творческие способности, фантазию детей;

4) развивать коммуникативные умения;

5) развивать связную речь при защите проектов.

Методические задачи проекта

Развитие проектировочного компонента в собственной педагогической деятельности.

Совершенствование умения собственного управления исследовательской деятельностью учащихся через индивидуальную и групповую работу.

Овладение умением формирования у школьников обобщать полученную информацию и выделять главное в процессе исследовательской деятельности. 

Результаты проекта

  • Оформление докладов.
  • Коллективное панно в технике оригами
  • Презентации

Краткое описание проекта

Данный проект рассчитан на учащихся начальных классов. В последнее время ребята всё с большей неохотой относятся к учёбе, и в частности к математике. Чтобы привлечь внимание учащихся к математике мы решили в своём проекте показать, что математика – это творческая наука. В процессе складывания фигур оригами мы знакомимся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т.д., учимся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнаём многое другое, что относится к геометрии и математике.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Каково происхождение оригами и связь этого искусства с математикой?

Проблемный вопрос учебной темы

Помогает ли оригами изучать математику?

Учебные вопросы

1. Изучить понятие, виды, историю происхождения оригами.

2. Проанализировать связь оригами и математики на примере основных элементов азбуки оригами, решения математических задач.

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

 

Стартовая презентация.

Таблица

Знаю-

Интересуюсь-

Узнал

Обсуждение, опрос взрослых, оформление докладов, презентаций.

-Методы оценивания:

-планирование работы;

-самооценка группы;

-обратная связь от сверстников;

-наблюдение за работой групп.

Получат новые знания об искусстве оригами.

Научатся выполнять фигуры в технике оригами по технологическим картам, прослеживая элементы геометрии. В ходе изучения данной темы мы смогли прикоснуться к тайнам оригами,

понять смысл математических принципов в бумажной пластике. Выполняя геометрические фигуры в технике оригами, учащиеся знакомятся  с новыми геометрическими понятиями, основными определениями,  и наглядно изучают закономерности поведения двухмерной плоскости в трехмерном пространстве. Значит оригами, действительно, помогает изучать математику.

Работа над проектом завершается представлением результатов исследований учеников, выполнением коллективного панно.

                                        Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки.

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Учащимся необходимо уметь:

Осуществлять  планирование проекта;

-проводить работу в соответствии с планом; 

- распределять задание в группах;

- выполнять чертёж квадрата, работать с линейкой, ножницами;

- подбирать необходимый материал;

-иметь начальные навыки по работе на ПК и  в интернете.

Учебные мероприятия

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Подготовительный

1. Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

2. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

3. Класс разбился на 5 групп с помощью жеребьевки. Затем каждая группа получила задание: выполнить коллективное панно в технике оригами.

1.группа: подбирала информацию об истории возникновения оригами (бумаги);

2.группа: виды оригами и технологические карты;

3. группы: изготовление кувшинок и лягушек;

4.группа: изготовление цветов и птиц;

5.группа: изготовление корабликов

 

  1. Выбор темы проекта.

  1. Определение цели работы.

  1. Определение задач, которые помогут достичь цели.

  1. Составление плана работы.

  1. Иметь начальные навыки работы на ПК

2 этап

Практический

1. Содержание деятельности родителей:

Оказание помощи детям в поиске и изучение литературы по теме работы.

2. Содержание деятельности педагога:

Непосредственно – образовательная деятельность.

1. Описание проекта. Разработка проекта.

2. Публикация для родителей.

3. Вводная (стартовая) презентация учителя для начала работы над проектом.

4. Материалы по оцениванию деятельности участников проекта

5.Критерии оценки деятельности групп

Критерии оценивания результата работы над проектом

6.  Итоговая презентация.

 Совместная деятельность

3.Содержание деятельности учеников:

Подбор материалов. Составление индивидуального плана работы.

Выполнение собственных работ(поделки, доклады, презентации).

Подготовка вывода по проделанной работе.

Оформление работы.

Совместное творчество учителя, детей и родителей:

 

  • Внеклассное мероприятие.
  • Оформление коллективного панно.
  • Презентация проекта.

1.Самостоятельная работа учащихся либо с помощью родителей по поиску материала к проекту.

2 Обработка информации.

3. Оформление результата  в виде презентации либо на бумажном носителе;

в виде изделий в технике оригами

3 этап

Итоговый

Отслеживание  результатов работы.

Организация выставки работ в виде коллективного панно. Выступление представителя каждой группы перед классом с презентацией своего вклада в изготовление коллективного панно.

Презентация проекта.

Рефлексия – анализ своего пути достижения целей проекта.

Презентация проекта в виде представления всех продуктов проекта.

Общеклассное обсуждение результатов.

Оценивание работы по проекту участниками, учителем. Подведение итогов.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами  усвоения учебного материала

Группа формировалась с учетом интересов и способностей школьников. Распределение обязанностей в группе осуществлялась по принципу добровольности.

Ученик, для  которого язык преподавания не родной

Дополнительные индивидуальные консультации.

Одаренный ученик

Задания составлены так, что каждый ребенок способен выполнить их, но каждый на своем уровне. Таким образом, проект направлен на личностно – ориентированное  обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии - оборудование

Компьютер.

Фотоаппарат

программное обеспечение

Работа в текстовом редакторе, Word, PowerPoint.

Материалы  на печатной основе

Учебники, методические пособия, справочники и другая учебно-методическая литература.

Интернет - ресурсы

1.     Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами/Справочник. С-Пб: изд.Кристалл, М: «Оникс», 2005

2.     Н. Г. Юрина. По книге “Я познаю мир”, 2004

3.     О. В. ВесновскаяОригами: орнаменты,  кусудамы,  многогранники. -Чеб.:  изд. «Руссика», 2003г.

4.     Ю.И. Дорогов, Е.Ю. Дорогова «Оригами шаг за шагом», 2008

5.     Такахаси Коки «Оригами – это математика!»

6.     Интернет-ресурсы:

http://www.origami.kulichki.ru/modules.php?name=Pages&go=page&pid=2  

http://www.origami.ru

http://fine.ap.teacup.com/foldings/

http://leit.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Оригами

На итоговое занятие пригласить учителей, родителей.

                        

                                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оригами Санкт-Петербург 2014г. Математика вокруг нас Учебный проект 2 класс Выполнила : Ефимова О.П.

Слайд 2

Будет изучена соответствующая литература созданы разные изделия из бумаги, сделаны выводы: какова связь оригами с математикой Оригами- древнее искусство конструировать из бумаги, которое популярно и приносит пользу в современном мире? Узнать о развитии бумажного складывания оригами

Слайд 3

Узнать, что такое оригами. Определить особенности оригами. Выяснить, какую пользу приносит оригами. Научить одноклассников изготовлять изделия. Заинтересовать других. Получить ответ на вопрос: «Каждый ли может сделать оригами?».

Слайд 4

Методы исследования: Анализ источников информации по исследуемой проблематике. Наблюдение. Беседа Практическая работа Обработка и сопоставительный анализ данных.

Слайд 5

Поговорим Как используется бумага в искусстве? Что можно сделать из бумаги?

Слайд 6

Оригами - это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова "бумага" и "бог" очень похожи. История оригами

Слайд 7

На заре оригами использовалось в храмовых обрядах. Например, кусочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам складывали в бумажные коробочки санбо. Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать.

Слайд 8

Начиная с конца XVI века оригами из церемониального искусства превращается в любимое развлечение японцев. Именно в этот период времени появилось большинство классических фигурок. Появление большого числа авторских работ связано с именем знаменитого японского мастера Акиры Йошизавы. Именно он придумал "нотную азбуку" оригами, которая позволила записывать и передавать процесс складывания фигурок. В свое триумфальное шествие по всему миру оригами отправилось в начале XX века, спустя века после своего рождения.

Слайд 9

ОРИГАМИ

Слайд 10

Какая бумага лучше подходит для изготовления поделок оригами? № п/п Качество бумаги Как сгибается? Результат 1 Тонкая Легко Рвётся по краям 2 Толстая/ксероксная Трудно. с усилием Фигурки получаются более чёткими 3 Тетрадная Легко Фигурки получаются чёткими 4 Гофрированная Не сгибается вообще Не получилось сделать даже базовую форму Вывод: Бумага для ксерокопий подходит лучше

Слайд 11

Базовые формы

Слайд 12

Линия сгиба «долиной», «на себя» Линия сгиба «от себя» Согнуть и разогнуть Существующая линия, след сгиба Невидимая, скрытая линия Условные обозначения

Слайд 13

Совместить отмеченные точки Раздвинуть слои бумаги Равные углы, равные отрезки, прямой угол

Слайд 14

Инструменты для резки Резак Ручной дисковый нож Канцелярский нож Лезвия для сгибов

Слайд 15

А теперь давайте познакомимся с простыми фигурами оригами

Слайд 16

Коробочка

Слайд 17

Кораблик

Слайд 18

Сундучок

Слайд 19

Задание: Смоделировать из бумаги все три простые формы оригами. Выбрать из предоставленных вариантов птиц и сложить из бумаги одну или больше. Смоделированных птиц, раскрасить и рассадить всех на веточки приготовленного заранее деревца . Также можно поселить под деревцем лягушат в пруду или речке(из простой синей бумаги). Чтобы добавить других зверей или кораблики (бабочек, пароходы, парусники, лодки) нужно найти их схемы на сайте www.origami.ru

Слайд 25

Вопросы: В какой стране зародилось оригами? В конце какого века произошёл наибольший расцвет оригами? Как звали знаменитого японского мастера, который и придумал «азбуку» оригами?

Слайд 26

Голубь

Слайд 27

Журавль

Слайд 28

Лягушонок

Слайд 29

В данной презентации мы познакомились с таким искусством, как оригами. Поговорили о разнообразии и методах творческого использования бумаги. Ознакомились с историей данного искусства. Выполнили интересные фигурные композиции. Цель работы: ознакомить с одним из направлений творчества, воспитать эстетические чувства и художественный вкус учащихся, расширить их кругозор, привлечь, заинтересовать и объединить детей в коллективном труде.

Слайд 30

Что дают ребенку занятия оригами? совершенствование координации тонких движений пальцев; терпение и внимательность; развитие способности четко формулировать мысль; обучение элементам логического и абстрактного мышления; развитие усидчивости, наблюдательности, памяти и пространственного конструирования.

Слайд 31

Литература: Гончаров В.В. Модульное оригами. М. Айрис, 2009 г. Посняков Т.Н. Забавные фигурки. Изд. АСТ-Пресс, 2010 г Интернет. Страна мастеров. сайт www.origami.ru , dorigami.narod.ru «100 игрушек из бумаги» - Кристалл,С.-Петербург,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал к проекту "Математика вокруг нас"

Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль)...

Проект "Математика вокруг нас"

Математика всюду! Математика вокруг нас! Где только не встретишь разные числа? Если быть внимательней и приглядеться, они повсюду: в магазине, на зданиях, школах, на страницах книг, номерах машин и да...

Учебный проект "Числа вокруг нас"

Проект по математике...

Урок- Проект "Математика вокруг нас" (презентация проекта)

В работе представлен урок- презентация проекта "Математика вокруг нас". В ходе урока  использован занимательный материал В. Волиной "Праздник числа"...

Учебный творческий проект "Математика вокруг нас"

Разработка проекта для четвероклассников содержит цель, задачи, выдвигаемые проблемы, ожидаемые результаты, план работы над проектом и др. этапы....