рабочая программа по математике 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Фильчакова Елена Ивановна

рабочая программа по математике 1 класс школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapiska.odt44.34 КБ
Microsoft Office document icon matematika_1b.doc250 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Данная программа по математике составлена для общеобразовательного учреждения МОУ СОШ № 3, для 1класса на 2014-15 уч.год.

Учебник «Математика 2 класс» входит в УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ для четырехлетней начальной школы «Гармония».

Автор учебника: профессор, доктор педагогических наук Истомина Н.Б.

Все учебники и учебные пособия, входящие в комплект «ГАРМОНИЯ» имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации»

В основе построения данного курса лежит методическая концепция развивающего обучения младших школьников математике (автор  Истомина Н.Б.), выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у детей приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения программного математического содержания.

Практическая реализация данной концепции находит выражение:

1. В логике построения содержания курса. Курс построен по тематическому принципу и сориентирован на усвоение системы понятий и общих способов действий. При этом повторение ранее изученных вопросов органически включается во все этапы усвоения нового содержания (постановка учебной задачи, организация деятельности учащихся, направленной на её решение: восприятие, принятие, понимание, закрепление, применение, самоконтроль, самооценка).Организация такого продуктивного повторения обеспечивает преемственность между темами и создаёт условия для активного использования приёмов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе усвоения математического содержания.

2. В методическом подходе к формированию понятий и общих способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями. Данный подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление и постепенно вводить его в мир математических понятий, терминов, символов, т. е. в мир математических знаний.

  1. В системе учебных заданий. Логика построения его содержания и нацелена  на осознание школьниками учебных задач, на овладение способами их решения и на формирование умения контролировать и оценивать свои действия. Выполнение вычислительных упражнений обязательно сопровождается выявлением известных зависимостей, связей, закономерностей. Для этого в заданиях специально подбираются математические выражения, анализ которых способствует усвоению математических понятий, их свойств, формированию вычислительных умений и навыков, а также повышению уровня вычислительной культуры учащихся.
  2.  В методике формирования представлений о геометрических фигурах, согласно которой выполнение геометрических заданий требует активного использования приёмов умственной деятельности. Наряду с этим учащиеся приобретают навыки работы с линейкой, циркулем, угольником. .
  3.  В методике использования калькулятора, который рассматривается как средство обучения младших школьников математике, обладающее определёнными методическими возможностями. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей, для эффективного формирования вычислительных навыков.
  4.  В организации дифференцированного обучения, которое обеспечивается новыми методическими подходами к формированию математических понятий, к организации вычислительной деятельности учащихся, к обучению их решению задач, а также системой учебных заданий, предложенных в учебнике.
  5. 8. В организации уроков математики, на которых реализуется тематическое построение курса и система учебных заданий, адекватная его концепции, создаются условия для активного включения всех учащихся в познавательную деятельность. Критериями оценки развивающих уроков являются: логика их построения, направленная на решение учебной задачи; вариативность учебных заданий, вопросов и взаимосвязь между ними; продуктивная мыслительная деятельность учащихся; сочетание различных средств и форм обучения, побуждающих детей к высказыванию самостоятельных суждений и способов их обоснования. Последовательность изучения тем, нашедшая отражение в учебнике, позволяет органически включить в каждую следующую тему ранее пройденный материал и тем самым выстроить знания, умения и навыки в определённую систему.

Поурочно – тематическое планирование

Развернутое тематическое планирование по математике (1 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и разработано по учебнику Истомина Н Б Математика. 1 класс. – Смоленск. «Ассоциация 21 век». 2011 года издания.

При разработке примерного тематического планирования автор ориентировался на базисный учебный план общеобразовательных учреждений России (4 часа в неделю что составляет 136 учебных часов в год.)

На изучение учебного предмета отводится:

I четверть – 9 недель (36 ч);

II четверть – 7 недель (32 ч);

III четверть – 9 недель (36 ч)

IV четверть – 7 недель (32 ч).

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа 1 класса направлена на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают два  арифметических действия, овладевают алгоритмами устных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

В  первом классе классе дети  знакомятся со знаками арифметических действий «плюс», «минус» и их смысловым значением; со знаками сравнения «больше», «меньше», «равно», терминами «равенство», «неравенство».

Так же происходит отработка механизма нахождения отличительных особенностей задачи, а также выбора необходимого знака действий для решения задачи, умения самостоятельно составлять задачу по данному числовому выражению или рисунку. Наряду с простыми задачами в 1 классе вводятся и задачи составные.  При изучении геометрического материала в соответствующих разделах у детей формируются  понятия «прямая линия», «кривая линия», «отрезок», «точка», «многоугольник», «прямоугольник», развиваются умения чертить простейшие геометрические фигуры.У  детей 1 класса формируются  пространственные представления,  учащихся знакомятся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

К общим умениям по математике в 1 классе относится работа над задачами небольшой сложности, направленные главным образом на применение знаний конкретного смысла действий, на сопоставление различных случаев использования одного и того же действия, на противопоставление случаев, требующих применения различных действий. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний и пробуждает у учащихся интерес к математике, усиливает мотивацию изучения.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

Цель обучения :    формировать приемы умственной деятельности; представления о натуральном числе; арифметических действиях с целыми неотрицательными числами; осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

                 

  В результате обучения математике реализуются следующие задачи:         

   1. Формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика»,

учитывая  потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о                                    центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно – образное и предметно - действенное мышление.

2.Развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; на формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно – следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки.

3.Овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения); исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры); описывать ситуации, с использованием чисел и величин; моделировать математические отношения и зависимости; прогнозировать результат вычислений; контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических действий; использовать различные приемы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прикидку результата); планировать решение задачи; объяснять, обосновывать) свой способ действия; описывать свойства геометрических фигур; конструировать и изображать их модели.

Содержание обучения направлено на целенаправленное развитие мышления всех учащихся в процессе усвоения программного содержания.

Методы обучения опираются на исследование самим ребенком в сотрудничестве с другими детьми оснований собственных действий.

Формы работы: фронтальные, парные, индивидуальные; урок-экскурсия, урок-игра, урок-путешествие, урок-викторина и т.д.

Методы преподавания: ИКТ-технологии, игровые, объяснительно-иллюстративные.

Содержание программы.

Раздел 1. Признаки, расположение и счёт предметов  (11 часов)

Признаки предметов (цвет, форма, размер, количество). Изменение признаков предметов. Общий признак совокупности предметов. Признаки сходства и различия предметов (цвет, форма, размер, количество).    Составление последовательности предметов  по определённому правилу. Представление о закономерностях.  Сравнение количества  предметов  в совокупностях (выделение пар). Работа с информацией, представленной в виде  рисунка. Изменение количества предметов.  

Взаимное расположение  предметов  на плоскости и в пространстве (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, между). Описание местоположения предмета  в пространстве и на плоскости.

Раздел 2. Отношения: столько же, больше, меньше. Счет предметов (4 часа)

Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же». Представление о взаимно однозначном соответствии. Способы  установления взаимно однозначного соответствия. Образование  пар предметов. Счет. Представление о других видах соответствий.

Раздел 3. Однозначные числа. Счёт. Цифры (14 часов)

Введение понятий «число» и «цифра». Представление о числе как о результате счета. Представление о цифре как о знаке, с помощью которого записывается число (количество) предметов. Запись и чтение цифр и чисел. Варианты выбора двух предметов из трёх. Отрезок натурального ряда чисел для счёта предметов. Присчитывание и отсчитывание  по одному предмету. Счет. Вербальная (название), предметная (совокупность предметов), символическая (знак-цифра) модель числа.

Раздел 4. Точка. Прямая и кривая линии (2 часа)

Представление о прямой линии. Линейка как инструмент для проведения прямых линий. Проведение прямой через одну точку, через две точки. Точка пересечения прямых линий. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые  кривые линии. Изображение прямых и кривых линий на плоскости. Пересечение  кривых и прямых линий на плоскости.

Раздел 5. Луч (4 часа)

Представление о луче. Существенный признак луча (точка, обозначающая его начало). Различное расположение луча на плоскости. Варианты проведения лучей из данной точки. Обозначение луча одной буквой. Пересечение лучей.

Раздел 6. Отрезок. Длина отрезка (5часов)

Построение отрезка. Существенные признаки отрезка. (часть прямой; имеет два конца и длину). Обозначение отрезка двумя буквами. Представление о длине отрезка. Визуальное сравнение длин отрезков. Циркуль – инструмент для сравнения длин отрезков. Измерение и сравнение длин отрезков с помощью «мерок». Линейка как инструмент для измерения длин отрезков. Единица длины – сантиметр. Построение отрезка заданной длины. Запись длины отрезка в виде равенства. Название, последовательность чисел. Сложение и вычитание чисел.

Раздел 7. Числовой луч  (2 часа)

Изображение числового луча. Последовательность  выполняемых действий  при построении луча. Запись чисел  (натуральных) соответствующих данным точкам на числовом луче. Сравнение длин отрезков на числовом луче.

Раздел 8. Неравенства (3 часа)

Знакомство с записью неравенства. Замена слов «больше», «меньше»  соответствующими знаками. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счёте.

Раздел 9. Сложение (18 часов)

Предметный смысл сложения. Знак действия сложения. Числовое выражение (сумма). Числовое равенство. Названия  компонентов и результата действия сложения: первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, значение  суммы. Изображение сложения чисел на числовом луче. Верные и неверные равенства. Предметные модели и числовой луч как средства самоконтроля.  Переместительное свойство сложения. Состав чисел:2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Запись однозначных чисел  в виде суммы двух слагаемых (таблица сложения). Установка на запоминание  состава однозначных чисел  (карточки  для самопроверки результатов).

Преобразование неравенств вида 6 > 5 в неравенства 4+2 > 5, 6 > 3+2, 4+2 > 3+2. Сложение чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «равно», запись с помощью знака =.

Раздел 10. Вычитание  (4 часа)

Предметный смысл вычитания. Знак действия. Числовое выражение (разность). Знакомство с терминологией: названия компонентов и результата действия (уменьшаемое, вычитаемое, значение разности). Изображение  вычитания чисел на числовом луче. Предметные модели и луч как средства самоконтроля вычислений. Взаимосвязь сложения и вычитания. Построение предметной модели по данной ситуации.  Перестановка слагаемых в сумме.

Раздел 11. Целое и части  (7 часов)  

Представление о  целом и его частях и о взаимосвязи сложения и вычитания. Таблица сложения в пределах 10 и соответствующие ей случаи вычитания.

Раздел 12. Отношения (больше на…, меньше на…, увеличить на…, уменьшить на…)

(6 часов)

Предметный смысл отношений «больше на…», «меньше на…» Запись количественных изменений (увеличить на…, уменьшить на… в виде символической модели. Использование математической терминологии (названий компонентов, результатов действий, отношений) при чтении равенств. Число нуль как компонент и результат арифметического действия. Увеличение длины отрезка на данную величину. Уменьшение длины отрезка на данную величину.

Раздел 13. Отношения  (на сколько больше? на сколько меньше?) (4 часа)

Предметный смысл отношений. Модель отношений «На сколько больше…?», «На сколько меньше…?» Построение разности двух отрезков.

Раздел 14. Двузначные числа. Названия и запись (6 часов)

Запись числа 10 цифрами 1 и 0. Модели десятка и единицы. Запись числа 10 в виде суммы двух однозначных чисел. Счёт десятками. Структура двузначного числа. Запись двузначного числа в виде десятков и единиц. Разряды двузначного числа. Чтение и запись двузначных чисел. Названия десятков. Чтение и запись двузначных чисел. Разрядный состав  двузначных чисел. Разряд единиц, разряд десятков. Правила чтения двузначных чисел от 10-ти до 19-ти, от 20-ти до 99-ти.

Раздел 15. Двузначные числа. Сложение. Вычитание (13 часов)

Сложение (вычитание) десятков. Запись двузначных чисел в виде суммы  двух слагаемых.

Сложение двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд. Увеличение (уменьшение) двузначных чисел на  несколько десятков.

Раздел 16. Ломаная (3 часа)

Построение ломаной. Звенья и вершины ломаной. Обозначение  вершин ломаной буквами. Замкнутая и незамкнутая ломаные. Сравнение  длин ломаных с помощью циркуля и линейки

Раздел 17. Длина. Сравнение. Измерение (19 часов)

Сравнение длин предметов. Введение термина «величина».  Знакомство с  единицами длины миллиметром, дециметром. Запись сложения и вычитания величин (длина).

Раздел 18. Масса. Сравнение. Измерение (5 часов)

Представление о массе предметов. Знакомство с единицей массы – килограммом. Сравнение, сложение и вычитание массы предметов.

Работа с данными  (изучается на основе  всех разделов курса математики 1-го класса)

(3часа)

Сбор информации на основе анализа предметных, вербальных, графических и символических моделей. Описание: 1) предметов и их признаков (цвет, форма, размер, количество); 2) отношений: 3) величин на основе полученной информации. Конструирование  простейших высказываний.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

К концу первого  года обучения учащиеся научатся:

- знать последовательность чисел от 0 до 20, уметь читать, записывать и сравнивать эти    

 числа.

- знать таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания в    

  пределах 10.

- определять состав каждого однозначного числа в пределах 10;

- разрядный состав двузначных чисел и соотношение между разрядными единицами.

- читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 100.

- сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд и пределах 100 без  

   перехода через разряд;

-  использовать термины: неравенство, выражение, равенство;

- название компонентов и результатов действий сложения и вычитания, взаимосвязь  

  между ними;

- соотносить предметные действия с математическими выражениями.

- использовать единицы длины (см, дм,) и соотношения между ними;

- единицы массы(кг);  

- единицы времени (ч, мин, с).

- использовать название геометрических фигур (кривая и прямая линии, отрезок ломаная, луч).

- распознавать эти геометрические фигуры на чертеже.

- использовать отношения «столько же», «больше», «меньше», «увеличить на…»,  

  «уменьшить на…», «больше на…»,«меньше на…».

К концу обучения в 1  классе учащиеся получат возможность научиться:

- составлять из равенств на сложение равенства на вычитание;

- использовать переместительное и сочетательное свойства сложения;

- использовать переместительное и сочетательное свойства   для вычислений и для    

  сравнения выражений;

- пользоваться линейкой и циркулем для сравнения длин отрезков, для сложения и    

  вычитания.  

- интерпретировать  отношения «столько же», «больше», «меньше», «увеличить на…»,  

  «уменьшить на…», «больше на…»,«меньше на…»  на предметных, вербальных,  

  схематических и символических моделях

Перечень учебно – методического обеспечения

для детей:

  1. Н.Б.Истомина. Математика: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. – 11-е изд. перераб. и доп. - Смоленск: Ассоциация ХХΙ век, 2011. – ил.
  2. Н.Б.Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь по математике в 2 частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
  3. Н.Б.Истомина, Е.П.Виноградова. Учимся решать комбинаторные задачи. 1 – 2 классы. Математика и информатика. - Смоленск: «Ассоциация ХХ Ι век», 2011 г.

для учителя:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская т др.); под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152с.ил.
  2. Н.Б.Истомина, З.Б. Редько. Методические рекомендации к учебнику «Математика 1 класс» в двух частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2012 г. Электронная версия на сайте издательства.
  3. Н.Б.Истомина, Математика: Контрольные работы по математике 1-4 класс.  Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009.  Н.Б.Истомина. Математика. Учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях. – Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
  4. Н.Б.Истомина. Математика: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. – 11-е изд. перераб. и доп. - Смоленск: Ассоциация ХХΙ век, 2011. – ил.
  5. Н.Б.Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь по математике в 2 частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
  6. Н.Б.Истомина, Е.П.Виноградова. Учимся решать комбинаторные задачи. 1 – 2 классы. Математика и информатика. - Смоленск: «Ассоциация ХХ Ι век», 2011 г.
  7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч. Ч.1/ (М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2012. – 215с.

Тематическое планирование

Наименование раздела

Характеристика деятельности учащихся

1.

Признаки, расположение и счёт предметов

(11 часов)

Находить объекты на плоскости и в пространстве по данным  отношениям (слева, справа, вверху, внизу, между).  

Выделять признаки сходства  и различия  при сравнении двух объектов (предметов).

Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос.

 Распознавать правило (закономерность), по которому изменяются признаки предметов  (цвет, форма, размер).

Выбирать предметы для продолжения ряда по тому же правилу.

Составлять фигуры различной формы из данных фигур.

Сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки.  

Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

Составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий, изображённых на них, используя порядковые и количественные числительные).

2.

Отношения

(больше, меньше, столько же)

(4часа)

Моделировать различные способы установления  взаимно однозначного соответствия на предметных моделях.  

Анализировать модель взаимно однозначного соответствия двух совокупностей и находить (обобщать) признак, по которому образованы пары.  

Анализировать ситуации с точки зрения различных отношений.  

Использовать логические выражения, содержащие связки: «если…, то…», «каждый», «не».

Изменять предметную модель в соответствии с данным условием.

3.

Однозначные числа. Счёт. Цифры.

(14 часов)

Устанавливать соответствие между вербальной, предметной и символической моделями числа.  

Выбирать символическую модель числа (цифру)   по данной предметной и вербальной модели.  

Записывать  цифрой количество предметов.  

Определять количество вариантов выбора одного предмета  из данной совокупности предметов.

Разбивать предметы данной совокупности на группы  по различным признакам (цвет, форма, размер).

Обозначать предметы кругами (квадратами, треугольниками).

Планировать последовательность действий в речевой форме, ориентируясь на вопрос (задание)

Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект, выявлять (обобщать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность.  

Находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию, представленную рисунком.  

Проверять логические рассуждения с помощью таблицы.  

Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу.

Обосновывать свой выбор в речевой и наглядной форме.  

 Присчитывать и отсчитывать  по одному предмету.    

4.

Точка. Прямая и кривая линии.

(2 часа)

Моделировать прямую линию, перегибая лист бумаги.

Проводить (строить)  прямые линии   через одну точку, пользуясь линейкой  

Определять количество прямых, изображенных на рисунке.  

Определять  количество точек пересечения прямых, изображенных на рисунке.  

Различать визуально прямые и кривые линии и контролировать свой выбор  с помощью линейки.  

Различать замкнутые и незамкнутые кривые линии.  

Распознавать линии на рисунках прямые, кривые (замкнутые и незамкнутые).

5.

Луч

(4 часа)

Выражать в речевой форме признаки сходства и отличия в изображении прямой и луча прямой и луча.

 Выбирать  из  двух лучей на рисунке те,  которые могут пересекаться, и те, которые не пересекутся.

Строить точку пересечения двух лучей, точку пересечения прямой и луча.  

Определять количество лучей, изображённых на рисунке.

6.

Отрезок. Длина отрезка.

(5 часов)

Строить отрезок с помощью линейки.  

Выражать в речевой форме признаки  сходства и различия в изображениях луча и отрезка.  

Находить отрезки на сложном  чертеже. 

Сравнивать длины отрезков  визуально (длина меньше, больше, одинаковая).  

Моделировать геометрические фигуры из палочек (треугольник, квадрат, прямоугольник).  

Моделировать длину предметов с помощью отрезков.  

Моделировать количество предметов, используя отрезки.  

Сравнивать длины отрезков с помощью циркуля.  

Выбирать пары отрезков, соответствующих данному отношению (длиннее, короче, одинаковой длины).

Называть отрезки, пользуясь двумя буквами.

Выбирать мерку, которой измерена длина отрезка.  

Строить отрезок  заданной длины с помощью циркуля.  

Измерять и записывать длину данного отрезка в сантиметрах.  

Сравнивать  длины сторон треугольника, квадрата, прямоугольника визуально и с помощью циркуля.

Строить отрезки заданной длины (в сантиметрах).

7.

Числовой луч.

(2 часа)

Строить числовой луч по  инструкции. № 164 (действовать по плану)

Записывать числа, соответствующие точкам, отмеченным на числовом луче.

Определять количество мерок, в отрезках, данных на числовом луче.

Конструировать простейшие высказывания  с помощью  логических связок «… и/или..», «если…, то…»

8.

Неравенства

 (3 часа)

Сравнивать  количество предметов в двух совокупностях и записывать результат, используя знаки >,<.

Проверять на числовом луче результаты сравнения. (Моделировать сравнение чисел на числовом луче.)

Выявлять правило, по которому составлены два и более неравенств.

Записывать неравенства с числами, соответствующими точкам на числовом луче.

9.

Сложение

(18 часов)

Описывать в речевой форме ситуации  (действия с предметами), изображенные на рисунках.

Анализировать рисунки с количественной точки зрения.

Выбирать знаково-символические модели (числовые выражения), соответствующие действиям, изображенным на рисунке.

Изображать сложение чисел на числовом луче (графическая модель) дать полностью страницы

Выбирать числовой луч, на котором изображено  данное   равенство.

 Записывать равенство, изображенное на данном числовом луче.

Проверять истинность равенства на предметных и графических (числовой луч) моделях.

Выбирать рисунок, которому соответствует данное равенству.

Выбирать равенства, которые соответствуют данному рисунку.

Записывать равенство, изображенное на числовом луче.  

Записывать равенство, соответствующее рисунку.

Классифицировать предметы по различным основаниям.  

Набирать определенное количество денег, пользуясь различными монетами.  

Находить количество предметов, пользуясь присчитыванием и отсчитыванием по единице.

Выявлять сходство и различие  данных выражений и равенств.  

Преобразовывать неравенства вида 6…5 в неравенства вида 2+4…2+3.

Дополнять равенства пропущенными числами.  

Вычислять значения сумм из трёх, четырёх слагаемых, выполняя последовательно действие сложения слева направо.  

Выявлять основание для классификации группы предметов.  

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.  

Анализировать  выражения, составленные по определенному правилу.

Записывать выражения по определенному правилу.

Использовать карточки для запоминания состава однозначных чисел и для самоконтроля.

Записывать сложение длин отрезков в виде равенства.

10.

Вычитание

(4 часов)

Моделировать ситуации, иллюстрирующие  арифметическое действие вычитания (предметные, вербальные, графические и символические модели).  

Записывать равенство, которое изобразили на числовом луче.

Выбирать предметную модель, которая соответствует данной разности.  

Находить значение разности, пользуясь предметной моделью вычитания.  

Находить результат вычитания, пользуясь отсчитыванием предметов.  

Выбирать разность с наибольшим значением в данных выражениях с одинаковыми уменьшаемыми.

Выбирать числовой луч, на котором изображено  данное   равенство.

Проверять истинность равенства на предметных и графических (числовой луч) моделях.

11.

Целое и части

(7 часов)

Составлять объект из двух данных частей.  

Выделять части предмета.  

Соотносить рисунки с равенствами на сложение и вычитание.  

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.

Составлять равенства на сложение и вычитание, пользуясь предметной моделью.  

Соотносить графическую и символическую модели, пользуясь словами «целое», «часть», «отрезок» «мерка».  

Вычислять значения выражений, выполняя последовательно действия слева направо и проверять полученный результат на числовом луче.  

Записывать равенства, соответствующие графической модели.  

Проверять на числовом луче – какие равенства верные, а какие неверные.

Записывать неверные равенства в виде неравенств  

Выбирать из данных выражений те, которые соответствуют предметной модели и находить их значения.

Составлять четыре верных равенства, пользуясь тремя данными числами.

Конструировать простейшие высказывания  с помощью  логических связок «… и/или..», «если…, то…», «неверно, что…»

12.

Отношения (больше на…, меньше на…, увеличить на…, уменьшить на…)

 (6 часов)

Заменять предметную модель символической  

Читать равенства, используя математическую терминологию.  

Выбирать пару предметных совокупностей (картинок), соответствующих данному отношению  

Выбирать символические модели, соответствующие данным предметным моделям.  

Записывать данные числа в порядке возрастания (убывания)  и проверять  ответ на числовом луче.  

Выявлять и обобщать правило (закономерность), по которому изменяется в ряду каждое следующее число, продолжать ряд по тому же правилу.  

Сравнивать выражения (сумма, разность) и записывать результат сравнения в виде неравенства.  

Выявлять закономерности в изменении данных выражений.  

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.  

13.

Отношения

(на сколько больше?

на сколько меньше?)

(4 часов)

Моделировать отношения «На сколько больше…?», «На сколько меньше…?»  

Выбирать предметные  модели, соответствующие   данному равенству.

Преобразовывать графическую модель в символическую

Анализировать способ построения разности двух отрезков.

Записывать  равенства, соответствующие  предметной модели

Строить отрезок, который показывает, на сколько длина одного отрезка больше (меньше) длины другого отрезка.

Выбирать на сложном чертеже отрезки, которые нужно сложить (вычесть), чтобы получить данный  отрезок.  

14.

Двузначные числа

Названия и запись

(6 часов)

Моделировать состав числа 10, используя предметные, графические, символические модели.

 Записывать двузначное число в виде десятков и единиц, пользуясь его предметной моделью.

Записывать двузначное число цифрами, пользуясь его предметной моделью.

Выявлять правило (закономерность) в названии десятков.

Выявлять сходство и различие однозначных и двузначных чисел, содержащих одинаковое количество единиц и десятков.

Читать двузначные числа, содержащие одинаковое число десятков.

Записывать двузначное число по его названию.

Выявлять закономерность в названии двузначных чисел, содержащих один десяток.

Записывать двузначные числа, отмеченные точками на числовом луче.

Устанавливать соответствие между  предметной и символической  моделями числа.

Выбирать символическую модель числа, соответствующую  данной предметной модели

Преобразовывать предметную (символическую) модель по  данной символической (предметной) модели.

Классифицировать  двузначные числа по разным основаниям.

Использовать предметные модели  (десятка и единиц) для обоснования записи и чтения двузначных чисел.

15.

Двузначные числа. Сложение. Вычитание.

(13 часов)

Наблюдать  изменение в записи «круглого» двузначного  числа при его увеличении (уменьшении) на несколько десятков (единиц), используя предметные модели и калькулятор

Обобщать  приём сложения (вычитания) десятков («круглых» двузначных чисел).  

Выявлять закономерность в записи ряда чисел.

Группировать числа, пользуясь переместительным свойством сложения.

 Выбирать из данных чисел те, с которыми можно составить  верные равенства

Увеличивать  (уменьшать) любое двузначное число на 1.

Выбирать выражения, соответствующие данному рисунку (предметной модели), и объяснять, что обозначает каждое число в выражении.

Записывать любое двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Выявлять (обобщать) правило, по которому составлены пары выражений.

Обозначать данное количество предметов отрезком.

Располагать данные двузначные числа в порядке возрастания (убывания).

Записывать различные двузначные числа, используя данные две или три цифры (с условием их повторения в записи числа), способом перебора или с помощью таблицы.

Наблюдать  изменение в записи любого двузначного  числа при его увеличении (уменьшении) на несколько десятков (единиц),используя предметные модели и калькулятор.

Выявлять закономерность в записи числового ряда.

Выбирать предметную, графическую или символическую модель, которая соответствует данной ситуации.

Моделировать ситуацию, данную в виде текста.

Записывать равенства, соответствующие данным рисункам.

Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять  по этому правилу равенства.

Выбирать выражения, соответствующие данному  условию, и вычислять их значения

Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками.

16.

Ломаная

(3 часа)

Соотносить информацию о ломаной с её изображением.  

Выбирать ломаную из данных совокупностей различных линий.  

Описывать последовательность  действий при сравнении длин ломаных линий.  

Использовать циркуль и линейку для сравнения длин ломаных.  

Выбирать ломаную линию, соответствующую данному условию.

Строить  ломаную линию из данных отрезков.  

17.

Длина. Сравнение. Измерение.

(19 часов)

Сравнивать длину предметов с помощью циркуля, с помощью линейки.   

Измерять длину отрезков, пользуясь линейкой как инструментом для измерения (единицы длины: сантиметр, миллиметр, дециметр).   

Определять соотношение единиц длины, используя линейку как инструмент для измерения длины отрезков.  

Строить отрезки заданной длины (в сантиметрах, дециметрах, миллиметрах).

Записывать  результаты  сравнения величин с помощью знаков >, <, =  .

Увеличивать (уменьшать) длину отрезка в соответствии с данным требованием  

Разбивать данные числа на две группы  по определённому признаку.  

Вставлять в данные неравенства и равенства пропущенные знаки арифметических действий, цифры.

Использовать  различные способы доказательств истинности утверждений (предметные,  графические модели , вычисления,   измерения, примеры).

Анализировать различные варианты выполнения заданий.

18.

Масса. Сравнение. Измерение.

(5 часа)

Сравнивать предметы по определенному свойству (массе).

Определять массу предмета по информации, данной на рисунке.  

Обозначать массу предмета отрезком.  

Выбирать отрезок, соответствующий  данной массе.  

Использовать схему (рисунок) для решения простейших логических задач.  

Записывать данные величины  в порядке их возрастания  (убывания).  

Выбирать однородные величины.  

Выполнять сложение и вычитание однородных величин.  

Выявлять правило (закономерность)  записи  величин в данном ряду.

Анализировать житейские ситуации, требующие измерения массы предметов.

Резервные часы.

Работа с данными  (изучается на основе  всех разделов курса математики 1-го класса) (3 часа)

Выбирать рисунки, соответствующие  ряду числовых выражений.

Выбирать наименьшее (наибольшее) из данных однозначных чисел.

Записывать данные числа в порядке возрастания или убывания.

Выявлять правило (закономерность), по которому составлены  числа в ряду, и продолжать запись чисел данного ряда по тому же правилу.

Моделировать ситуации, содержащие отношения «меньше на…», «больше на…»

Строить отрезок, длина которого  выражена  в сантиметрах, и отрезок, длина которого  меньше (больше) данного на некоторую величину.

Действовать по заданному и самостоятельно составленному плану.

Анализировать житейские ситуации, требующие измерения длины и массы предметов.

Сравнивать и обобщать данную информацию,  представленную с помощью  предметных, вербальных, графических и символических моделей.



Предварительный просмотр:

                                                                                       Математика -132 часа.

    дата

Название темы

Номера

заданий

Содержание

Характеристика

деятельности

план

факт

Признаки, расположение

и счёт предметов (10 ч)

1–53

01.09.14

1

Знакомство с учебником математики и тетрадью с печатной основой (ТПО). Признаки сходства и различия двух предметов. Счёт

1-4

Признаки предметов (цвет, форма, размер, количество). Изменение

признаков предметов. Общий признак совокупности предметов. Признаки

сходства и различия предметов (цвет, форма, размер, количество). Составление последовательности

предметов по определённому правилу. Представление о закономерностях.

Сравнение количества предметов в совокупностях (выделение пар).

Работа с информацией, представленной в виде рисунка. Изменение количества предметов. Взаимное расположение

предметов на плоскости и в пространстве (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, между и т. д.).

Описание местоположения предмета в пространстве и на плоскости.

Находить объекты на плоскости и в пространстве по данным отношениям (слева – справа, вверху – внизу, между).

Описывать в речевой форме местоположение

предмета, пользуясь различными отношениями

(выше – ниже, слева, справа, вверху – внизу и др.).

Выделять признаки сходства и различия двух

объектов (предметов).

Находить информацию (в рисунках, таблицах)

для ответа на поставленный вопрос.

Выявлять правило (закономерность), по которому изменяются признаки предметов (цвет, форма, размер и др.) в ряду и столбце.

Выбирать предметы для продолжения ряда

по тому же правилу. Составлять фигуры различной формы из данных фигур.

Описывать в речевой форме иллюстрации ситуаций, пользуясь отношениями «длиннее – короче», «шире – уже», «выше – ниже».

Сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки.

Слушать ответы одноклассников и принимать

участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы.

Составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий, изображённых на них, используя порядковые и количественные числительные).

02.09.14

2

Выделение «лишнего» предмета. Счёт

5–9

03.09.14

3

Выявление закономерности (правила).

Счёт

10–14

04.09.14

4

Пространственные отношения «перед»,

«за», «между». Счёт

15–19

08.09.14

5

Построение ряда фигур по определённому правилу. Счёт

20–24

09.09.14

6

Пространственные отношения «слева»,

«справа», «выше», «ниже». Счёт

25–30

10.09.14

7

Пространственные отношения. Счёт. Последовательность событий во времени.

31–35

11.09.14

8

Построение таблиц или ряда фигур

по определённому правилу. Счёт

36–41

15.09.14

9

Порядок расположения предметов. Выбор недостающих элементов таблицы. Счёт.

42–48

16.09.14

10

Изменение признаков предметов по определённому правилу. Счёт

49–53

Отношения (3 ч)

54–62

17.09.14

11

Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же»

54–56

Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же». Представление о взаимно однозначном соответствии.

Способы установления

взаимно однозначного соответствия. Образование пар предметов. Счёт. Представление о других видах соответствий.

Моделировать различные способы установления

Взаимно-однозначного соответствия на предметных моделях.

Анализировать модель взаимно-однозначного соответствия двух совокупностей и находить (обобщать) признак, по которому образованы пары.

Анализировать ситуации с точки зрения заданных отношений.

Использовать логические выражения, содержащие связки «если…, то…», «каждый», «не».

Слушать ответы одноклассников, анализировать

и корректировать их.

18.09.14

12

Применение отношений «больше», «меньше», «столько же»

57–59

22.09.14

13

Проверка усвоения школьниками смысла отношений «больше», «меньше», «столько же»

60–62

Однозначные числа. Счёт. Цифры (14 ч)

63–121

23.09.14

14

Число и цифра 1. Различие понятий «число» и «цифра». Последовательность событий.

63–67

Введение понятий «число» и «цифра». Представление о числе как о результате счёта. Представление о цифре как о знаке, с помощью которого записывается число (количество) предметов. Запись и чтение цифр и чисел.

Варианты выбора двух

предметов из трёх.

Отрезок натурального ряда чисел от 1 до 9.

Присчитывание и отсчитывание по одному предмету. Счёт.

Вербальная (название),

предметная (совокупность

предметов), символическая (знак-цифра) модель числа.

Устанавливать соответствие между вербальной,

предметной и символической моделями числа.

Выбирать символическую модель числа (цифру)

по данной предметной и вербальной модели.

Записывать цифрой количество предметов.

Определять число способов выбора одного предмета из данной совокупности предметов.

Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам (цвет, форма, размер).

Обозначать предметы кругами (квадратами, треугольниками).

Планировать последовательность действий в речевой форме при выполнении задания.

Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект, выявлять (обобщать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность.

Находить основание классификации, анализируя

и сравнивая информацию, представленную рисунком.

Выполнять логические рассуждения, пользуясь информацией, представленной в вербальной и наглядной (предметной) формах, используя

логические выражения, содержащие связки «если…, то…», «или», «не» и др.

Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу. Обосновывать свой выбор в речевой и наглядной формах.

Присчитывать и отсчитывать по одному предмету.

Слушать ответы одноклассников, анализировать

и корректировать их.

24.09.14

15

Число и цифра 7. Разбиение на группы. Варианты выбора одного предмета

68–74

25.09.14

16

Число и цифра 4. Анализ рисунка. Замена предметов условными обозначениями.

Коррекция ответов

75–78

29.09.14

17

Число и цифра 6. Закономерность в изменении признаков предметов

79–82

30.09.14

18

Число и цифра 5. Разбиение фигур на две

группы

83–86

01.10.14

19

Число и цифра 9. Выбор и коррекция ответов

87–89

02.10

20

Число и цифра 3. Самоконтроль

90–93

06.10.14

21

Число и цифра 2. Простейшие рассуждения. Варианты выбора

94–99

07.10.14

22

Число и цифра 8. Классификация

100–103

08.10.14

23

Запись ряда чисел при счёте предметов (отрезок натурального ряда чисел)

104–109

09.10.14

24

Предметный смысл правила построения

ряда однозначных чисел. Присчитывание

и отсчитывание по одному предмету

110–116

13.10.14

25

Выявление закономерностей. Присчитывание и отсчитывание по одному предмету. Число и цифра нуль

117–121

14.10.14

26

Проверить умение работать самостоятельно

ТПО № 1

Точка. Прямая и кривая линии (2 ч)

122–133

15.10.14

27

Линейка – инструмент для проведения

прямых линий и средство самоконтроля

122–127

Представление о прямой

линии. Линейка как инструмент для проведения прямых линий. Проведение прямой через одну точку, через две точки. Точка

пересечения прямых линий. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

Изображение прямых и кривых линий на плоскости Пересечение кривых и

прямых линий на плоскости.

Моделировать прямую линию, перегибая лист бумаги.

Проводить (строить), пользуясь линейкой, прямые линии через одну точку.

Определять количество прямых, изображённых на рисунке.

Определять количество точек пересечения прямых, изображённых на рисунке.

Различать визуально прямые и кривые линии и контролировать свой выбор с помощью линейки.

Различать замкнутые и незамкнутые кривые линии.

16.10.14

28

Замкнутые и незамкнутые кривые

128–133

Луч (2 ч)

20.10.14

29

Изображение луча. Обозначение буквой

начала луча

134–136

Представление о луче. Существенный признак изображения луча (точка,

обозначающая его начало). Различное расположение луча на плоскости. Варианты проведения лучей из данной точки. Обозначение луча одной буквой. Пересечение лучей.

Различать изображения луча и прямой.

Выражать в речевой форме признаки сходства и

отличия в изображении прямой и луча.

Выбирать из двух лучей на рисунке те, которые

могут пересекаться, и те, которые не пересекутся.

Строить точку пересечения двух лучей, точку пересечения прямой и луча.

Определять количество лучей, изображённых на

рисунке.

21.10.14

30

Построение лучей. Пересечение линий

137–139

Отрезок. Длина отрезка (5 ч)

140–163

22.10.14

31

Построение отрезка. Выявление отрезков

на сложном чертеже

140–145

Построение отрезка. Существенные признаки отрезка (проводится по линейке, имеет два конца и

длину). Обозначение отрезка двумя буквами. Представление о длине отрезка. Визуальное сравнение длин отрезков. Циркуль – инструмент для сравнения длин отрезков. Измерение и сравнение длин отрезков с помощью мерок.

Линейка как инструмент для измерения длин отрезков.

Единица длины сантиметр. Построение отрезка заданной длины. Запись длины отрезка в виде равенства.

Строить отрезок с помощью линейки.

Выражать в речевой форме признаки сходства и

различия в изображениях луча и отрезка.

Находить отрезки на сложном чертеже.

Сравнивать длины отрезков визуально (длина

меньше, больше, одинаковая) и с помощью циркуля.

Моделировать геометрические фигуры из палочек (треугольник, квадрат, прямоугольник).

Обозначать количество предметов.

 Выбирать пары отрезков, соответствующих данному отношению (длиннее, короче, одинаковой длины).

Называть отрезки, пользуясь двумя буквами.

Выбирать мерку, которой измерена длина отрезка.

Строить отрезок заданной длины с помощью циркуля.

Измерять и записывать длину данного отрезка в сантиметрах.

Строить отрезок заданной длины (в сантиметрах).

Сравнивать длины сторон треугольника, квадрата, прямоугольника визуально и с помощью циркуля.

Слушать ответы одноклассников, анализировать

и корректировать их.

23.10.14

32

Сравнение длин отрезков с помощью циркуля

146–150

27.10.14

33

Моделирование отношений с помощью отрезков

151–155

28.10.14

34

Построение отрезков на луче. Сравнение

длин отрезков с помощью мерок

156–158

29.10.14

35

Единица длины сантиметр

159–163

Числовой луч (2 ч)

164–168

30.10.14

36

Изображение числового луча

            2 четверть

164, 165

Изображение числового луча.

Последовательность выполняемых действий при

построении луча. Запись чисел (натуральных), соответствующих данным точкам на числовом луче. Сравнение длин отрезков на числовом луче.

Строить числовой луч по инструкции (действовать по плану).

Записывать числа, соответствующие точкам, отмеченным на числовом луче.

Определять количество мерок в отрезках, данных

на числовом луче.

Конструировать простейшие с помощью логических связок «…и/или...», «если…, то…».

Слушать ответы одноклассников, анализировать

и корректировать их.

10.11.14

37

Сравнение длин отрезков с помощью числового луча

166–168

11.11.14

38

Контрольная работа № 1

12.11.14

39

Работа над ошибками

Неравенства (3 ч)

169–180

13.11.14

40

Числовые неравенства, их запись. Знаки

«больше», «меньше»

169–173

Запись неравенства. Замена слов «больше», «меньше» соответствующими знаками.

Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счёте.

Сравнивать количество предметов в двух совокупностях и записывать результат, используя знаки >,<.

Проверять на числовом луче результаты сравнения. (Моделировать сравнение чисел на числовом луче.)

Выявлять правило, по которому составлены два и

более неравенств.

Записывать различные неравенства с числами, которые соответствуют точка

17.11.14

41

Сравнение однозначных чисел. Числовой

луч как средство самоконтроля

174–176

18.11.14

42

Резервный урок

Неравенства.  Продолжение (3 ч)

169–180

19.11.14

43

Запись числовых неравенств по данному

условию

177–180

Сложение. Переместительное свойство

сложения (13 ч)

181–266

20.11.14

44

Предметный смысл сложения. Знакомство с терминологией: выражение, равенство, названия компонентов и результата

действия. Изображение равенств на числовом луче

181, 182

Предметный смысл сложения. Знак действия сложения. Числовое выражение (сумма).

Описывать в речевой форме ситуации (действия с

предметами), изображённые на рисунках.

Анализировать рисунки с количественной точки

зрения.

24.11.14

45

Переместительное свойство сложения.

Состав чисел 4 и 6. Классификация предметов

183–189

Числовое равенство. Названия

компонентов и результата действия сложения (первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, значение суммы). Изображение сложения чисел на числовом луче.

Верные и неверные равенства. Предметные модели и числовой луч как средства самоконтроля.

Переместительное свойство сложения. Состав чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Запись однозначных чисел в виде суммы двух слагаемых (таблица сложения). Установка на запоминание состава однозначных чисел (карточки для  самопроверки результатов).

Преобразование неравенств вида 6 > 5 в неравенства 4+2 > 5, 6 > 3+2, 4+2 > 3+2.

Выбирать знаково-символические модели (числовые выражения), соответствующие действиям, изображённым на рисунке.

Изображать сложение чисел на числовом луче (графическая модель).

Выбирать числовой луч, на котором изображено

данное равенство.

Проверять истинность равенства на предметных и

графических (числовой луч) моделях.

Выбирать рисунок, которому соответствует данное равенство.

Выбирать равенства, которые соответствуют данному рисунку.

Записывать равенство, изображённое на числовом луче.

Записывать равенство, соответствующее рисунку.

Набирать определённое количество денег, пользуясь различными монетами.

Находить количество предметов, пользуясь присчитыванием и отсчитыванием по единице.

Выявлять правило, по которому составлена таблица и заполнять её в соответствии с правилом.

Дополнять равенства пропущенными числами.

Вычислять значения сумм из трёх, четырёх слагаемых, выполняя последовательно действие сложения слева направо.

Выявлять основание для классификации группы

предметов.

25.11.14

46

Переместительное свойство сложения.

Соотнесение предметных, графических

и символических моделей

190–195

26.11.14

47

Контрольная работа № 2

27.11.14

48

Работа над ошибками

01.12.14

49

Состав числа 6. Установка на запоминание

196–201

02.12.14

50

Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую

202–209

03.12.14

51

Состав числа 5. Установка на запоминание. Неравенства

210–216

04.12.14

52

Состав числа 8. Классификация предметов

217–222

08.12.14

53

Состав числа 8. Установка на запоминание

223–228

09.12.14

54

Состав числа 7. Сложение длин отрезков

229–237

10.12.14

55

Состав числа 7. Установка на запоминание. Запись выражений по определённому

правилу

238–246

11.12.14

56

Состав числа 9. Установка на запоминание.

Преобразование символической модели

в графическую

247–253

15.12.14

57

Проверка усвоения табличных навыков

сложения

254–259

16.12.14

58

Проверка табличных навыков сложения.

Навыки самоконтроля и самооценки

260–266

17.12.14

59

Контрольная работа № 3

18.12.14

60

Работа над ошибками

Вычитание (4 ч). Математика. Часть 2

1–18

22.12.14

61

Предметный смысл вычитания. Знакомство с названиями компонентов и результата действия вычитания

1–4

Предметный смысл вычитания. Знак действия. Числовое выражение (разность). Названия компонентов и результата действия (уменьшаемое, вычитаемое, значение разности).

Изображение вычитания чисел на числовом луче. Предметные модели и луч как средства самоконтроля вычислений. Взаимосвязь сложения и вычитания.

Построение предметной модели по данной ситуации.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие вычитания (предметные, вербальные, графические и символические модели).

Записывать равенство, которое изобразили на числовом луче.

Выбирать предметную модель, которая соответствует данной разности.

Находить значение разности, пользуясь предметной моделью вычитания.

 Находить результат вычитания, пользуясь отсчитыванием предметов.

Выбирать разность с наибольшим значением в данных выражениях с одинаковыми уменьшаемыми.

Выбирать числовой луч, на котором изображено данное равенство.

Проверять истинность равенства на предметных и графических (числовой луч) моделях.

23.12.14

62

Изображение вычитания на числовом луче. Сумма длин отрезков

5–10

24.12.14

25.12.14

63 64

Взаимосвязь компонентов и результатов

действий сложения и вычитания

11–18

Целое и части (5 ч). Математика. Часть 2

19–36

12.01.15

65

Представление о целом предмете и его частях. Взаимосвязь сложения и вычитания

19–22

Представление о целом и его частях. Взаимосвязь сложения и вычитания.

Таблица сложения в пределах 10 и соответствующие ей случаи вычитания.

Составлять объект из двух данных частей.

Выделять части предмета.

Соотносить рисунки с равенствами на сложение и вычитание.

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.

Составлять равенства на сложение и вычитание, пользуясь предметной моделью.

Соотносить графическую и символическую модели, пользуясь словами «целое», «часть», «отрезок», «мерка».

Вычислять значения выражений, выполняя последовательно действия слева направо, и проверять полученный результат. Записывать равенства, соответствующие графической модели.

Проверять на числовом луче, какие равенства верные, а какие неверные.

Записывать неверные равенства в виде неравенств.

Выбирать из данных выражений те, которые соответствуют предметной модели, и находить их значения.

Составлять, если это возможно, четыре верных равенства, пользуясь тремя данными числами.

Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок «… и/или..», «если…, то…», «неверно, что…».

13.01.15

66

Табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания

23 – 26

14.01.15

67

Табличные случаи сложения и соответствующие им случаи вычитания

27–29

15.01.15

68

Преобразование неверных равенств в не-

равенства

30–32

19.01.15

69

Изображение с помощью отрезков взаимосвязи компонентов и результатов действий сложения и вычитания

33–36

Отношения (больше на..., меньше на...,

увеличить на..., уменьшить на...) (5 ч)

37–63

20.01.15

70

Знакомство с терминами «увеличить

на…», «уменьшить на…». Табличные навыки

37–42

Предметный смысл отношений «больше на…», «меньше на…». Запись количественных изменений (увеличить на…, уменьшить на…) в виде символической модели. Использование математической

терминологии (названий компонентов, результатов

действий, отношений) при чтении равенств. Число нуль как компонент и результат арифметического действия. Увеличение длины отрезка на данную величину. Уменьшение

длины отрезка на данную величину.

Заменять предметную модель символической.

Читать равенства, используя математическую терминологию.

Выбирать пару предметных совокупностей (картинок), соответствующих данному отношению.

Выбирать символические модели, соответствующие данным предметным моделям.

Записывать данные числа в порядке возрастания

(убывания) и проверять ответ

Выявлять и обобщать правило (закономерность), по которому изменяется в ряду каждое следующее число, продолжать ряд по тому же правилу.

Сравнивать выражения (сумма, разность) и записывать результат сравнения в виде неравенства.

Выявлять закономерности в изменении данных выражений.

Моделировать ситуацию, используя условные обозначения.

21.01.15

71

Возрастание и убывание числового ряда.

Выявление закономерностей

43–48

22.01.15

72

Замена вербальной модели предметной.

Табличные навыки. Действия сложения

и вычитания с числом нуль

49–54

26.01.15

73

Закономерность в изменении числовых

выражений. Построение отрезков по данным условиям

55–60

27.01.15

74

Предметные и графические модели как

средство самоконтроля

61–63

28.01.15

75

Контрольная работа № 4

29.01.15

76

Работа над ошибками

Отношения (на сколько больше?

на сколько меньше?) (4 ч)

64–80

Предметный смысл отношений (разностное сравнение). Модель отношений «на сколько больше…?», «на сколько меньше…?». Построение разности двух отрезков.

Моделировать отношения «на сколько больше…?», «На сколько меньше…?».

Выбирать предметные модели, соответствующие

данному равенству.

Преобразовывать графическую модель в символическую.

Анализировать способ построения разности двух

отрезков, проговаривать план действий.

Записывать равенства, соответствующие предметной модели.

Выбирать на сложном чертеже отрезки, которые нужно сложить (вычесть), чтобы получить данный отрезок.

02.02.15

78

Предметный смысл разностного сравнения. Табличные навыки

64–67

03.02.15

79

Вычитание отрезков с помощью циркуля.

Преобразование предметной или графической модели в символическую

68–71

04.02.15

80

Запись равенств, соответствующих предметной и графической моделям

72–75

05.02.15

81

Построение суммы и разности отрезков

76–80

Двузначные числа.

Названия и запись (4 ч)

81–108

09.02.15

82

Наименьшее двузначное число. Счётная

единица «десяток». Состав числа 10

81–87

Запись числа 10 цифрами 1 и 0.

Модели десятка и единицы .

Моделировать состав числа 10, используя предметные, графические, символические модели.

Записывать двузначное число в виде десятков и единиц, пользуясь его предметной модели

10.02.15

83

Разряд единиц, разряд десятков. Названия десятков. Предметные модели одного

десятка и одной единицы. Табличные навыки

88–93

11.02.15

84

Контрольная работа № 5

Запись числа 10 в виде суммы двух однозначных чисел.

Счёт десятками. Структура двузначного числа.

Запись двузначного числа в виде десятков и единиц.

Разряды двузначного числа. Запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Чтение и запись двузначных чисел.

Названия десятков.

Правила чтения и записи

двузначных чисел от 10 до

19, от 20 до 99.

Записывать двузначное число цифрами, пользуясь его предметной моделью.

Выявлять правило (закономерность) в названии

десятков.

Записывать двузначное число по его названию.

Выявлять закономерность в названии двузначных чисел, содержащих один десяток.

Записывать двузначные числа, отмеченные точками на числовом луче.

Устанавливать соответствие между предметной и символической моделями числа.

Выбирать символическую модель числа, соответствующую данной предметной модели.

Преобразовывать предметную (символическую)

модель по данной символической (предметной) модели.

Классифицировать двузначные числа по разным основаниям.

Использовать предметные 

Записывать двузначное число цифрами, пользуясь его предметной моделью.

Выявлять правило (закономерность) в названии десятков.

Записывать двузначное число по его названию.

Выявлять закономерность в названии двузначных чисел, содержащих один десяток.

Записывать двузначные числа, отмеченные точками на числовом луче.

Устанавливать соответствие между предметной и символической моделями числа.

Выбирать символическую модель числа, соответствующую данной предметной модели.

Преобразовывать предметную (символическую) модель по данной символической (предметной) модели.

Классифицировать двузначные числа по разным основаниям.

Использовать предметные модели (десятка и единиц) для обоснования записи и чтения двузначных чисел.

12.02.15

85

Работа над ошибками

23.02.15

86

Запись и чтение двузначных чисел.

Табличные навыки

94–101

24.02.15

87

Чтение и запись двузначных чисел.

Табличные навыки

102–108

Двузначные числа.

Сложение. Вычитание (9 ч)

109–175

25.02.15

88

Сложение круглых десятков. Предметные

и символические модели

109–114

Сложение (вычитание) десятков.

Запись двузначных чисел в виде суммы двух слагаемых.

Сложение двузначных и

однозначных чисел без

перехода в другой разряд.

Увеличение (уменьшение)

двузначных чисел на несколько десятков.

Наблюдать изменение в записи двузначного числа при его увеличении (уменьшении) на несколько десятков (единиц), используя предметные модели и калькулятор.

Обобщать приём сложения (вычитания) десятков (круглых двузначных чисел).

Выявлять закономерность в записи ряда чисел.

Группировать числа, пользуясь переместительным свойством сложения.

Выбирать из данных чисел те, с которыми можно составить верные равенства.

Увеличивать (уменьшать) любое двузначное число на 1.

Выбирать выражения, соответствующие данному рисунку (предметной модели), и объяснять, что

обозначает каждое число в выражении.

Записывать двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Выявлять (обобщать) правило, по которому составлены пары выражений.

 Обозначать данное количество предметов отрезком Располагать данные двузначные числа в порядке

возрастания (убывания).

Записывать различные двузначные числа, используя данные две или три цифры (с условием их повторения в записи числа), способом перебора или с помощью таблицы.

Выявлять закономерность в записи числового ряда.

Выбирать предметную, графическую или символическую модель, которая соответствует данной

ситуации.

Моделировать ситуацию, данную в виде текста.

Записывать равенства, соответствующие данным

рисункам.

Выявлять правило, по которому составлена таблица, и составлять по этому правилу равенства.

Выбирать выражения, соответствующие данному условию, и вычислять их значения.

Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками.

26.02.15

89

Вычитание круглых десятков. Предметные и символические модели

115–122

02.03.15

90

Последовательность выражений и чисел,

составленных по определённому правилу.

Табличные навыки

123–127

03.02.15

91

Разрядные слагаемые. Выбор выражений,

соответствующих предметной модели.

Сложение и вычитание десятков

128–137

04.02.15

92

Сравнение двузначных чисел и выражений. Разрядные слагаемые

138–145

05.02.15

93

Сложение двузначных и однозначных чисел без перехода в другой разряд

146–152

09.02.15

94

Сложение двузначных чисел, одно из которых круглое число

153–161

10.02.15

95

Вычитание однозначного числа из двузначного без перехода в другой разряд

162–167

11.02.15

96

Вычитание из двузначного числа круглых

десятков

168–175

Ломаная (2 ч)

176–184

12.02.15

97

Знакомство с ломаной линией и её элементами. Построение ломаных линий по данным условиям

176–179

Построение ломаной. Звенья и вершины ломаной. Обозначение вершин ломаной буквами. Замкнутая и незамкнутая ломаные. Сравнение длин ломаных с помощью циркуля и линейки.

Соотносить информацию о ломаной с её изображением. Выбирать ломаную из данных совокупностей различных линий.

 Описывать последовательность действий при сравнении длин ломаных линий.

Использовать циркуль и линейку для сравнения длин ломаных.

Выбирать ломаную линию, соответствующую данному условию.

Строить ломаную линию  из данных отрезков.

16.03.15

98

Замкнутая и незамкнутая ломаные. Сравнение длин ломаных

180–184

17.03.15

Длина. Сравнение. Измерение (16 ч)

185–277

18.03.15

99

Знакомство с единицами длины миллиметр, дециметр, их соотношение

185–190

Сравнение длин предметов.

Введение термина «величина». Знакомство с единицами длины миллиметром, дециметром.

Запись сложения и вычитания величин (длина).

Сравнивать длину предметов с помощью циркуля, с помощью линейки.

Измерять длину отрезков, пользуясь линейкой как инструментом для измерения (единицы длины сантиметр, миллиметр, дециметр).

Определять соотношение единиц длины, используя линейку как инструмент для измерения длины отрезков.

Строить отрезки заданной длины (в сантиметрах, дециметрах, миллиметрах).

Записывать результаты сравнения величин с помощью знаков >, <, =.

Записывать данные величины в порядке их возрастания (убывания).

Увеличивать (уменьшать) длину отрезка в соответствии с данным требованием.

19.03.15

100

Сумма и разность длин отрезков. Сравнение длин отрезков

191–195

01.04.15

101

Сравнение длин отрезков и реальных предметов

196–201

02.04.15

102

Измерение длин отрезков. Соотношение

единиц длины. Увеличение и уменьшение

длины отрезков

202–210

06.04.15

103

Измерение длин отрезков, их сравнение,

сложение, вычитание. Неравенства

211–218

07.04.15

104

Табличные навыки. Построение ряда чисел по определённому правилу (закономерности). Увеличение и уменьшение длин отрезков

219–226

08.04.15

105

Построение отрезков заданной длины.

Сравнение длин отрезков. Составление выражений по правилу

227–232

09.04.15

106

Действия с величинами (длина). Выявление правила построения ряда чисел и его продолжение. Вычислительные умения и навыки

233–239

13.04.15

107

Предметная модель ситуации. Сумма и

разность длин отрезков, их построение.

Вычислительные умения и навыки

240–245

14.04.15

108

Сравнение выражений. Вычислительные

умения и навыки

246–249

Разбивать данные числа на две группы по определённому признаку.

Вставлять в данные неравенства и равенства пропущенные знаки арифметических действий, цифры.

Использовать различные способы доказательств

истинности утверждений (предметные, графические модели, вычисления, измерения, контрпримеры. Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их.

15.04.15

109

Предметная и графическая модели ситуации. Запись ряда чисел по правилу (закономерности)

250–254

16.04.15

110

Соотнесение предметной и вербальной моделей. Вычислительные умения и навыки

255–259

21.04.15

111

Введение термина «схема». Изображение

и чтение схемы

260–264

22.04.15

112

Моделирование отношений с помощью

отрезков. Моделирование выражений

на схеме

265–267

24.04.15

113

Анализ и пояснение схемы

268–271

Введение термина «схема».

Находить на схеме отрезок, соответствующий данному выражению.

Изображать в виде схемы данную ситуацию.

Обосновывать в речевой форме соответствие схемы и ситуации.

27.04.15

114

Соотнесение вербальной и схематической

моделей

272–277

28.04-29.04.15

115

116

Контрольная работа № 6

30.04.14

117

Работа над ошибками

04.05.15

Масса. Сравнение. Измерение (4

05.05.15

118

Формирование представлений о массе.

Единица массы килограмм

278–282

Представление о массе предметов. Знакомство с единицей массы килограммом.

Сравнение, сложение и

вычитание массы предметов.

Сравнивать предметы по определённому свойству

(массе).

Определять массу предмета по информации, данной на рисунке.

Обозначать массу предмета отрезком.

Выбирать отрезок, соответствующий данной массе. Использовать схему (рисунок) для решения простейших логических задач.

Записывать данные величины в порядке их возрастания (убывания).

Выбирать однородные величины.

Выполнять сложение и вычитание однородных величин.

Выявлять правило (закономерность) записи величин в данном ряду.

Анализировать житейские ситуации, требующие

измерения массы предметов

06.05.15

119

Масса предметов. Замена вербальной модели предметной

283–289

07.05.15

120

121

Моделирование отношений. Логические

задачи. Закономерность записи величин

в ряду

290–297

11.05.15

122

Контрольная работа № 7

12.05.15

Работа над ошибками

.13

05.15

123

Проверь себя, чему ты научился в первом классе

298–314

14.05.15

124

Самостоятельная работа

298-300

18.05.15

125

Самостоятельная работа

301-303

19.05.15

126

Самостоятельная работа

304-307

20.05.15

127

Итоговое тестирование

21.05.15

128

Работа над ошибками

25.05.15

129

Закрепление пройденного

308-310

26.05.15

130

Интеллектуальная ярмарка

27.05.15

131

Закрепление пройденного

311-314

28.05.15

132

Закрепление пройденного

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

Требования к математической подготовке младших школьников предъявляются на двух уровнях. Первый уровень характеризуется теми знаниями и умениями, возможность формирования которых обеспечивается развивающим курсом математики. Естественно, практическое достижение этого уровня окажется для некоторых школьников невозможным в силу их индивидуальных особенностей. В связи с этим выделяется второй уровень требований. Он характеризуется минимумом знаний, умений и навыков на конец каждого года обучения. Выполнение требований второго уровня позволяет перевести ребенка в следующий класс.

Требования к математической подготовке

Первый уровень

Знать:

-Состав каждого однозначного числа в пределах 10 (табличные случаи сложения и соответствующие случаи вычитания).

-Разрядный состав двузначных чисел и соотношение между разрядными единицами.

-Термины: неравенство, выражение, равенство. Их смысл.

-Названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Взаимосвязь между ними.

-Переместительное и сочетательное свойства сложения.

Уметь:

-Читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 100. Складывать и вычитать «круглые» десятки. Прибавлять к двузначному числу однозначное (без перехода в другой разряд) и «круглые» десятки. Соотносить предметные действия с математическими выражениями. Составлять из равенств на сложение равенства на вычитание (и наоборот)

-Использовать эти свойства для вычислений и для сравнения выражений

Второй уровень

Знать последовательность чисел от 0 до 20, уметь читать, записывать и сравнивать эти числа. Знать таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания в пределах 10.

Пользоваться линейкой и циркулем для сравнения длин отрезков, для их сложения и вычитания

Распознавать эти геометрические фигуры на чертеже

Интерпретировать эти отношения на предметных, вербальных, схематических и символических моделях. Единицы длины (сантиметр, дециметр) и соотношения

между ними; единицу массы (килограмм); единицы времени (час, минута, секунда)

Названия геометрических фигур (кривая и прямая линии, отрезок, ломаная, луч) Отношения «столько же», «больше», «меньше»,«больше на...», «меньше на...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...